Файл: Брук С.И. Основы взаимозаменяемости и технические измерения учеб. пособие с элементами программир. обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2024

Просмотров: 146

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Минимальное значение одностороннего зазора hM, при котортш слой смазки еще предохранен от разрыва, зависит от вязкости масла, относительной скорости движения, диаметра и длины сопря­ жения, величин действующих усилий и других факторов. Зависи­ мости для нахождения м приводятся в трудах по курсу «Детали

машин».

Для большинства практических расчетов можно принять следу­ ющее приближенное значение м :

 

 

 

 

й н = # « 1

+ Д*2 4 А .

 

(37)

 

 

 

где

i? 2 l

и i ? z 2

— высота

неровно­

 

 

 

стей на поверхности вала и отвер­

 

 

 

стия; д

— минимальная

толщина

 

 

 

масляной

пленки, при

которой

 

 

 

сохраняется

 

ее

неразрывность.

 

 

 

С

учетом

частиц,

находящихся

 

 

 

во взвешенном состоянии в сма­

 

 

 

зочном материале hR

7—12 мкм.

 

 

 

 

По данным А. К. Дьячкова [5],

 

 

 

наибольшая

несущая

способность

 

 

 

слоя жидкости получается при

 

 

 

 

 

 

Д1

= 2,43й„.

 

(38)

 

 

 

 

Минимальное

значение

зазо­

 

 

 

ра

А 2 ,

необходимое

для

 

компен­

 

 

 

сации

погрегиностей

геометриче­

 

 

 

ской формы

и

взаимного

 

располо­

 

 

 

жения поверхностей,

принимается

 

 

 

по

фактической

точности

 

изгото­

 

 

 

вления

деталей

или на

основе

 

 

 

технических

условий.

 

 

 

 

 

 

Так, например, если эксцен-

Рис. 31. Смещение осей трех-

триситет вала (рис. 31) обозначить

опорного вала

и

подшипников,

через

 

а

эксцентриситет

нере-

е х - эксцентриситет

вала; 8, - эксцен -

ГуЛИруемЫХ ПОДШИПНИКОВ через

триситет

подшипника.

g

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д* = 1/1Г+Ла .

 

 

 

 

 

 

 

(39)

Температурные деформации в большинстве случаев изменяют величину первоначального зазора вследствие разной температуры нагрева или разных коэффициентов линейного расширения вала и отверстия. Доля зазора Д 3 , необходимая для компенсации упру­ гих температурных деформаций, определяется по следующей зави­ симости:

Д. = A [oj (*! - 20°) - сс2 (fg - 20°)],

(40)

100


где А — номинальный диаметр сопряжения; аъ

а 2

— коэффици­

енты линейного расширения вала и отверстия;

tt,

£2 — рабочие

температуры вала и отверстия.

 

 

В некоторых случаях существенное влияние оказывают дефор­ мации сопряженных поверхностей под влиянием действующих уси­ лии, особенно при тонкостенных деталях. Величины этих деформа­ ций определяются расчетным или экспериментальным путем [4].

При расчете минимального зазора в сопряжении поршень — цилиндр следует учитывать также «рост» чугуна. Так, по данным проф. П. П. Берга, при нагревании происходит необратимое уве­ личение объема чугуна вследствие процессов его разрыхления, из-за выделения графита, поглощения газов и их выделения из твердого раствора в пары. Рост чугуна особенно заметен в пе­ риод обкатки и первоначальной работы компрессоров. Так, по данным исследований диаметр цилиндров вследствие роста чугуна уменьшается на 0,010—0,045 мм.

Как отмечалось выше, при расчете минимального зазора по­ садки zM учитываются только те из факторов Д,-, которые являются доминирующими в каждом конкретном случае. При этом необхо­ димо учесть, что излишне большой зазор в сопряжении может отрицательно повлиять на долговечность работы деталей, умень­ шая запас размеров деталей на износ, увеличивая ударную на­ грузку и, как следствие, прогрессивно увеличивая зазор.

§3. Примеры решения з а д а ч

1. Втулка из стали 20 запрессовывается в массивный чу­ гунный корпус (рис. 32, а). В работе соединение испытывает осе­ вое усилие Р = 400 кГ. Подобрать на основе расчета оптимальную посадку, определить вызываемое посадкой напряжение, макси­ мальную деформацию втулки по 0 34, требуемое усилие запрес­ совки и распрессовки.

Ре ш е н и е . Расчет произведем в последовательности, указан­

ной на стр. 96. По (29а) рассчитаем требуемое удельное давление

 

Р

 

400

, АО п

2

Р =

ТГГ =

ос

пл = 1ДЗ кГ

мм2.

^

ndlf

л -45

-25

-0,1

 

Числовые данные взяты по рис. 30, а и табл. 10. По (246) найдем минимальный расчетный натяг "

Механические свойства материала примем по данным табл. 8:

Е1 = 2-10*; Ей = 1-Ю4 ; \LX = 0,3; ^ 2 = 0,25.

В рассматриваемом соединении (см. рис. 30, а)

^ - =

i i = 0,76

и Ц- = 0.

а

45

da

101


По

табл.

7

ay — 3,73

н

а2

=

1.

 

По

(25а)

и

(26а)

С,

=

%

-

|*А = 3,73 - 0,3

= 3,43; С =

= а 2 +

и.2

=

1 +

0,25

=

1,25.

 

посадки

Таким образом,

минимальный расчетный натяг

Рис. 32. Схемы соединения деталей

(к пр. №

1—3, гл. III).

 

а — к Nt 1; б — №

2;

в — Ка

3.

 

При указанном на чертеже классе чистоты сопрягаемых поверх­

ностей ( V 7) высота неровностей R2l

— Rz4

= 6,3 мкм = 0,0063

мм

(ГОСТ 2789-59).

 

 

 

 

 

Следовательно, табличная величина минимального натяга

из

(23) будет равна

 

 

 

 

 

5т (м, = «р , « + 1 . 2 ( Д Л +

В-гг)

= 0,0152 +

 

+1,2(0,0063 + 0,0063) =0,030 мм.

 

По схеме рис. 29 в интервале диаметров свыше 40 до 50 мм можно выбрать ряд посадок, минимальный натяг которых равен

или больше 0,030 мм (на рисунке

натяг

дан в микрометрах). Это

посадки

Ai

Ai

Ai

А

А 2 а

Ач

=—•

=—•

—— •

rt

П р 1 2 а ' П р 2 2 а ' Гр ' П р 2 2 а ' П р 2 2 а ' Пр33 "

102

 


Анализируя по схеме рис. 29 приведенный ряд посадок, можно

отметить

следующее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Первые четыре посадки требуют более

точной

обработки

отверстия

Л и А), что нетехнологично.

 

 

 

 

 

 

2. У

трех

посадок (^г-н—:

т г 4

тгтг—^

максимальные

 

r

 

 

V П р 2 2 а '

П р 2 2 а '

П р 2 2 а 1

 

 

 

 

величины

натягов

равны

между собой.

 

 

 

 

 

 

3. У

последней посадки

 

существенно увеличено значение

максимального

натяга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исходя

из сказанного, выбираем посадку

 

А ^а -.

Наибольший

табличный

натяг выбранной

посадки

s T ( 6 )

=

0,110 мм.

 

Расчетный

натяг

посадки

sp ( б ) =

s T (6)

1,2 (R.x

+

Rz2)

=

= 0,110

-

1,2

(0,0063 +

0,0063)

=

0,0095 j u t .

 

 

 

 

Для

проверки прочности

деталей

найдем величину

 

наиболь­

шего удельного давления рб.

Расчет можно производить

по (24а),

подставляя

в нее найденное значение sp (б). Но для упрощения

вы­

числения воспользуемся свойством прямой пропорциональности

между

величиной давления и натягом

 

 

 

 

Ри

 

Рб

'

 

откуда

р6 =

Ры-зб

1.13-0.095

=

0 г.г,

л

, ~

 

= — ^ —

3,66

кГ/мм2.

В рассматриваемом сопряжении слабой деталью является вал (запрессованная втулка), напряжение которого определим из (32):

«PG

Используя данные табл. 7 при-^р = 0,76, найдем

0 1 = ^§Г = 8 , 5 к Г / л ш 2 -

Предел текучести сгт для стали 20 равен 26 кГ/мм* (см. табл. 9). Значит, условие сохранения прочности деталей выполнено при­ мерно с коэффициентом запаса прочности, равным двум:

= 8,5 < 0 , 6 с т т = 15,6.

Определим деформацию сжатия внутренней поверхности за­ прессованной втулки по 0 34.

Из зависимости (34)

М > =

Г 2 Р Х \ П = 2 2 1 0 3 ^ 2 4 = ° ' ° 2 9 5 ~ ° ' 0 3 * * •

103