Файл: Брук С.И. Основы взаимозаменяемости и технические измерения учеб. пособие с элементами программир. обучения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.06.2024
Просмотров: 141
Скачиваний: 0
Г Л А В А 11
Системы допусков на гладкие цилиндрические соединения
Величины допусков и характер посадок выбираются конструк тором на основе расчетов или опытных данных таким образом, чтобы они удовлетворяли требуемому характеру сопряжения, точности и надежности работы машины, обеспечивали взаимоза меняемость частей, способствовали долговечности деталей и, на конец, повышали технологичность конструкции. Однако важно, чтобы выбранные допуски и посадки не только удовлетворяли перечисленным условиям, но и были бы стандартными. Последнее делает возможным стандартизацию режущего и мерительного инструмента, а также способствует стандартизации всего металло режущего оборудования и оснащения. Стандартная система до пусков была впервые разработана и утверждена в Советском Союзе в 1929 г. С тех пор она непрерывно расширяется и незначительно корректируется на основе опыта ее применения в промышленности и требований развивающейся техники. Однако основные законо мерности стандартной системы допусков, положенные в основу
еепостроения, сохранились неизменными.
Внастоящее время в Советском Союзе разработана и действует система допусков ГОСТ. Предельные отклонения в государствен ной системе допусков применительно к гладким цилиндрическим соединениям составлены раздельно для пяти различных интерва
лов |
диаметров: 1) от 0,01 до 0,1 мм; |
2) |
от 0,1 |
до |
1 мм; 3) от 1 |
до |
500 мм; 4) от 500. до 10 000-мм; 5) |
от |
10 000 |
до |
31 500'ли. |
|
Хотя принципы построения рядов |
предельных |
отклонений |
в общем одинаковы у всех пяти интервалов, однако имеются и не которые различия, относящиеся в основном к количеству классов точности, числу полей допусков, единице допуска в каждом ин
тервале и др. Поэтому рассмотрим |
особенности |
системы |
ГОСТ |
на примере одного из интервалов, |
а именно для |
размеров |
от 1 |
до 500 мм, как наиболее распространенного в общем машинострое нии и наиболее широко представленного количеством классов точности и числом полей допусков.
40
§ 1. К л а с с ы т о ч н о с т и по' Г О С Т
Для возможности выбора различных величин допусков в за висимости от конкретных требований точности в системе ГОСТ предусмотрено 18 классов точности. Классы точности имеют следу ющие обозначения (в порядке убывающей точности): 02, 03, 04, 05, 06, 07, 08, 09, 1, 2, 2а, 3, За, 4, 5 - 7 , 8, 9. Некоторая нестрой ность полученного ряда вызвана тем, что система допусков раз рабатывалась постепенно и классы точности добавлялись в разные годы. Наиболее точным в данном ряду является класс 02, а наи более грубым — 9. Отсутствующий слева класс точности 01 заре зервирован для дополнения ГОСТ в будущем при возникновении необходимости в более точных допусках; предусмотренный для шестого класса точности промежуток также пока еще не заполнен.
Основное применение допусков по классам точности: от клас сов 02 до 05 допуски задаются на размеры плоскопараллельных концевых мер длины; от 06 до 2 — на размеры калибров; от 09 до 5 — на сопряженные размеры деталей машин и 7, 8, 9 — на свободные размеры деталей машин.
Наиболее точные в деталях машин классы 09 и 1 применяются в особо ответственных сопряжениях автомобильного и авиацион ного машиностроения, станкостроения, приборостроения, ответ ственных деталях станочных приспособлений. Примеры: сопряже ние поршневого пальца с поршнем двигателя внутреннего сгора ния; отверстия в большой и малой головках шатуна; коренные и шатунные шейки коленчатых валов мотоциклетных, авиацион ных и некоторых автомобильных двигателей; отверстия под вкла дыши коренных подшипников в блоках цилиндров; отверстия и цапфы под подшипники качения классов точности А и С; по верхности шпинделей прецизионных металлорежущих станков и др. В целом допуски по классам точности 09 и 1 составляют не более 5—10% от общего числа допусков на сопряженные размеры деталей в изделиях общего машиностроения.
Допуски по 2-му классу точности наиболее распространены для точных и ответственных соединений. Так, в автомобильной, авиационной, станкостроительной, турбостроительной промыш ленности не менее 60—70% ответственных сопряжений выпол нены по этому классу. Допуски по 2-му классу задаются также в особо ответственных соединениях легкого и текстильного маши ностроения. Большое распространение получил 2-й класс точ ности на размерах сопряженных и центрирующих элементов ста ночных приспособлений. Примеры: большинство сопряжений двигателя внутреннего сгорания (клапаны, толкатели, коромысла, коленчатые и распределительные валы и др.); валы, шестерни, шкивы, цапфы в коробках скоростей и ходовой части автомоби лей; механизмы главного движения и подачи металлорежущих станков; подшипники качения классов точности Н, П, В на валы и в корпуса и др.
41
Классы точности 2а и 3 применяются в большинстве ответствен ных соединений более грубых машин — в тракторах, дерево обрабатывающих станках, машинах текстильного и легкого ма шиностроения, а также в менее ответственных сопряжениях пере численных выше областей машиностроения.
Классы точности За и 4 применяются для посадочных разме ров еще более грубых машин (сельскохозяйственные машины, вагоны, лебедки и др.), а также в упомянутых раньше областях машиностроения, но для подвижных посадок, допускающих боль шие колебания зазоров. Допуски по 5-му классу точности при меняются главным образом для неответственных соединений, а иногда и для свободных размеров. По 7, 8 и 9-му классам точ ности задаются главным образом допуски на свободные размеры деталей.
§ 2. О с н о в а н и е |
системы — |
с и с т е м а |
о т в е р с т и я |
и с и с т е м а |
вала |
Принципиальная сущность спстемы отверстпя л системы вала.—Преиму щество системы, отверстия. — Условия и примеры применения посадок
вспстеме вала.
Получение различных посадок в сопряжении отверстия и вала
• может осуществляться следующими путями:
1)сохранением предельных размеров отверстия постоянными, но изменением предельных размеров вала в зависимости от требуе мой посадки, т. е. применением различных полей допусков на валы (рис. 12, а);
2)сохранением постоянных предельных размеров вала, но применением различных полей допусков на отверстия (рис. 12, б);
3)изменением полей допусков как на отверстие, так и на вал. Последний метод нецелесообразен, ибо каждое изменение поля
допуска как на отверстие, так и на вал вызывает необходимость при изготовлении этих деталей применять другой режущий и ме рительный инструмент, изменять настройку станков и размеры приспособлений, т. е. расширять номенклатуру необходимых для производства изделий инструментов и оснащения. Поэтому при построении государственной системы допусков ГОСТ использованы первые два метода. Один из них назван системой отверстия, вто рой — системой вала.
Итак, с и с т е м о й о т в е р с т и я |
(СА) называется совокуп |
ность посадок, в которой при одном и |
том же классе точности |
и номинальном размере соединения поле допуска отверстия со храняется постоянным для любых посадок, а разные посадки до стигаются изменением предельных отклонений на валы (см. рис. 12, я). С и с т е м о й в а л а (СВ) называется совокупность посадок, в которой при одном и том же классе точности и номи нальном размере сопряжения предельные размеры вала сохра няются постоянными для разных посадок, а различные посадки
42
03
« о
0Q
VMWA\
к^ЧЧЧЧЧЧ
Рпс. 12. Схемы расположения полей допусков,
а — в системе отверстия; б — в системе вала.
43
достигаются |
изменением предельных отклонений на отверстия |
(см. рис. 12, |
б). |
Поле допуска отверстия в системе отверстия названо основным отверстием и обозначается буквой А. Оно характерно тем, что для любых посадок в системе отверстия нижнее отклонение отвер стия равно нулю, а верхнее отклонение положительно. Поэтому
при графическом построении полей допусков поле допуска отверстия (6А) в системе отверстия всегда прилегает к нулевой линии, рас полагаясь над ней. Поля допусков на валы (6В) занимают различ ное положение по отношению к нулевой линии в зависимости от выбранной посадки.
Всистеме вала поле допуска на вал названо основным валом
иобозначается буквой В. Оно характерно тем, что для всех по садок в системе вала верхнее отклонение вала равно нулю, а ниж нее отклонение — отрицательно. Поэтому при графическом по строении допусков поле допуска на вал в системе вала (6В) всегда
прилегает к нулевой линии, располагаясь |
под ней. |
Поля допусков |
на отверстия (6А) занимают различное |
положение |
по отношению |
к нулевой линии в зависимости от выбранной посадки. Для иллю страции на рис. 13 построены поля допусков стандартных посадок 2-го класса точности в системах отверстия и вала для интервала диаметров 30—50 мм. ,
Характер одноименных посадок (т. е. предельные величины зазоров и натягов в обеих системах) примерно одинаков. Обе системы — отверстия и вала — находят применение в промышлен ности, но в разной степени. Большее распространение по техникоэкономическим соображениям получила система отверстия. Объ ясняется это следующим. Для обработки точных отверстий во мно гих случаях применяется мерный режущий инструмент — зен керы, развертки, протяжки и др. Каждый из этих инструментов применяется для обработки отверстия одного размера с опреде ленным полем допуска. Поэтому с увеличением числа полей до пусков на отверстия количество потребного мерного режущего, инструмента для обработки отверстий в соответствующее ко личество раз увеличивается. Окончательная же обработка валов производится на токарных или шлифовальных станках. Приме няемый при этом режущий инструмент — резцы или шлифоваль ные круги — не требует замены для обработки валов с различ ными полями допусков. Изменяется лишь настройка станков. Та ким образом, для выполнения различных посадок в системе от верстия требуется один набор режущих инструментов для обра ботки валов и один для обработки отверстий. Если же предельные отклонения на валы и отверстия заданы в системе вала, то коли чество потребного мерного режущего инструмеата для обработки отверстий увеличивается в соответствии с числом' принятых по садок.
Итак, преимущества системы отверстия объясняются сокраще нием номенклатуры потребного мерного режущего инструмента
44
Поля допусков на размеры отверстий |
Поля допусков на размеры валов |
Система |
отверстия |
Система вала
120 |
|
W |
|
100 |
|
||
80\ |
|
ш |
|
60 |
|
|
|
40 |
._ .... . . |
'У/, |
|
20 |
|||
.... тяг |
|||
" О |
щ WW |
|
|
-20 |
|
||
-*0 |
•м |
|
-ВО -80
Рис. 13. Поля допусков на отверстия и валы N7"^ для интервала 0 30 -=-
-г- 50 мм.
100 |
ffocat |
Переходные Посадки сзазором |
|
|
для обработки отверстий по сравнению с таковым в системе вала. Однако, несмотря на это, система вала сохранена в государствен ном стандарте, поскольку в некоторых случаях ее применение оказывается оправданным по конструктивным или технико-эко номическим соображениям.
Так, например, во многих конструкциях один вал соединяется с отверстиями разных деталей (подшипники, муфты, шестерни, шкивы и др. (рис. 14, а). В таких случаях целесообразно вал выполнить гладким по всей длине с постоянным полем допуска, а различные посадки сопряженных деталей осуществить, изменяя поля допусков в отверстиях соединяемых деталей; иными словами, применять систему вала. Установление предельных отклонений в этом случае по системе отверстия (т. е. постоянное поле допуска на все отверстия) вызвало бы необходимость изготовления ступен чатого вала (рис. 14, б), что нецелесообразно. Подобное же соче тание деталей мы наблюдаем, например, в сопряжении поршневого пальца с отверстиями в бобышках поршня и верхней головке шатуна (рис. 14, в). По краям поршневого пальца в зонах соеди
нения его |
с поршнем требуется посадка |
типа Глухой, |
тогда как |
в средней |
части необходимо обеспечить |
возможность |
свободного |
проворачивания пальца в верхней головке шатуна, т. е. требуется посадка типа Скользящей. Применение системы отверстия заста вило бы задавать различные предельные отклонения на диаметр поршневого пальца в средней части и по краям и затруднило бы сборку узла, тогда как использование системы вала позволяет диаметр поршневого пальца выполнить одинаковым по всей длине, а различные посадки создать за счет разных полей допусков на диаметры отверстий в поршне и шатуне.
Выполнение размеров отверстия в системе вала производится также в случаях, когда охватываемая поверхность (вал) отно сится к детали, поставляемой в готовом виде. Классическим при мером этому служит сопряжение наружного кольца подшипника качения с гнездом корпуса (рис. 14, г). В зависимости от кон кретных условий работы подшипника может понадобиться разный характер соединения подшипника по наружному диаметру!) с гнез дом. Так как производство подшипников качения централизовано и при изготовлении различных машин подшипники получают в го товом виде, то для создания разных посадок подшипника с гнез дом по диаметру D машиностроительный завод вынужден изменять поля допусков на сопряженный диаметр отверстия, т. е. применять для него отклонения в системе вала. По этим же соображениям
разные посадки внутреннего кольца подшипника с цапфой |
вала |
|||
по |
диаметру d создаются изменением полей допусков на |
вал, |
||
что |
дает • возможность применять здесь |
систему |
отверстия. |
|
|
Однако если цапфа вала за пределами подшипника сопря |
|||
гается с другой деталью, требующей |
другой |
посадки |
или |
другого класса точности, то при стремлении выполнить цапфу вала с одними и теми же отклонениями по всей длине
46