Файл: Брук С.И. Основы взаимозаменяемости и технические измерения учеб. пособие с элементами программир. обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2024

Просмотров: 139

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

47

конструктор вынужден на отверстие d2 второй сопряженной детали отклонения назначать также по системе вала.

Наконец, сопряженное отверстие выполняется по системе вала, если наружная поверхность вала в готовой детали сохраняется без механической обработки (рис. 14, д).

Обобщая все рассмотренные случаи, можно констатировать, что предельные отклонения в системе вала задаются во всех слу­ чаях, когда по тем или иным обстоятельствам необходимая по­ садка должна быть обеспечена за счет изменения полей допусков на размер отверстия.

§ 3. Поля д о п у с к о в и посадки по Г О С Т

Поля допусков п основные посадки по ГОСТ. — Область применения посадок с натягом. — Относительный натяг (а). — Три группы посадок с натягом. — Область применения переходных посадок. — Распределение зазора и натяга в переходных посадках. —Примеры применения переходных посадок. — Примеры применения основных посадок с зазором.

В зависимости от конкретных условий работы сопряжения в конструкции машин возникает необходимость создания различ­ ных посадок. Для обеспечения этого в системе ГОСТ предусмо­ трено 18 полей допусков.

С целью более легкого запоминания в ГОСТ приняты следу­ ющие символические обозначения й наименования полей допус­ ков: А — Основное отверстие, В — Основной вал, ПрЗ — Прессо­ вая 3-я, Пр2 — Прессовая 2-я, Пр1 — Прессовая 1-я, Гр — Горя­ чая, Пр — Прессовая, Пл — Легкопрессовая, Г — Глухая, Т — Тугая, Н — Напряженная, П — Плотная, С — Скользящая, Д — Движения, X — Ходовая, Л — Легкоходовая, Ш — Широкоходо-

вая, ТХ — Тепловая ходовая.

 

 

Перечисленные поля допусков образуют

16

основных посадок

в системе отверстия и 11 основных посадок

в

системе вала.

Поле допуска А назначается только на размеры отверстий в си­ стеме отверстия; поле допуска В — только на размеры валов в си­ стеме вала. Остальные ноля допусков могут назначаться как на размеры валов, так и на размеры отверстий в зависимости от вы­ бранного основания системы (рис. 15).

По характеру образуемых соединений стандартные поля до­ пусков разделяются на три группы так, что поля допусков 1-й группы в сочетании с Основным отверстием (А) или Основным

валом (В) создают посадки с гарантированным натягом

2-й

группы — переходные посадки и 3-й группы — посадки с гаран­ тированным зазором. Поля допусков основных отверстий и вала (А и В) и Скользящей посадки (С) предусмотрены во всех классах точности ГОСТ, тогда как остальные 15 полей допусков имеются

1 Гарантированным натягом (зазором) называется наименьший возмож­ ный в сопряжении натят (зазор).

48


лишь в отдельных клас­ сах. Наиболее широкий набор различных поса­ док предусмотрен в классе 2, затем в клас­ сах 1, 2а и 3. Классы точности 02—09 и 7—9 распространяются толь­ ко на Основное отвер­ стие и Основной вал.

Как отмечалось вы­ ше, посадки с гаранти­ рованным натягом наз­ начаются на соединения неподвижные неразъем­ ные.

Не п о д в и ж н ы -

ми называются такие соединения, в которых не требуется относи­ тельного перемещения деталей в процессе экс­ плуатации. Сопряжен­ ные детали предста­ вляют собой как бы одно, целое, но по эко­ номическим соображе­ ниям изготавливаются раздельно из разных кусков металла,а затем прочно соединяются с помощью прессовых по­ садок. Так, например, станины, коробки, кор­ пуса станков и машин обычно отливаются чу­ гунными, а в местах подшипников скольже­ ния в них запрессовы­ ваются бронзовые или стальные ^ каленные втулки; венцы червяч­ ных шестерен изготав­

ливаются бронзовыми и напрессовываются на стальные или чугунные ступицы и т. п. Обычно соединение деталей с

4 С. И. Брук

св

CD

а

о

К

«

ч

о

К

X

Э

а

и

>>

р.

X

—< п

о

И

ч

о,

<8

а

и

в-

а

се

о

О

К

ч

К

а

и

>>

о,

и

Он

с

см

49


помощью прессдвых посадок исключает необходимость допол­ нительного крепления болтами, стопорными винтами, шпонками и другими крепежными деталями, кроме случаев ударной и виб­ рационной нагрузок, когда для повышения надежности соеди­ нения применяется также и дополнительное крепление.

Неразъемность соединения означает, что детали, как правило, не требуют разборки при эксплуатации и ремонте машин. Однако

втех отдельных случаях, когда их приходится разбирать и исполь­ зовать повторно, величина первоначального натяга, а следова­ тельно, и точность соединения уменьшаются вследствие наличия пластических деформаций.

Область применения различных прессовых посадок характе­ ризуется относительным натягом (а), за величину которого при­ нимается отношение средней величины натяга посадки (sc p ), взятой

вмикрометрах (микронах), к номинальному диаметру сопря- - жения (d) в миллиметрах:

По значению относительного натяга а все прессовые посадки разделяются на 3 группы: тяжелые (а 5= 1); средние (а = 0,5 -г-1); легкие (а ^ 0,5).

Ктяжелым посадкам относятся: Горячая (Гр) 2-го класса точности, Прессовая 2-я (Пр22 а и Пр23 ) в классах 2а и 3 и Прессо­ вая 3-я (Пр33 ) в классе 3.

Ксредним — Прессовая 2-я (Пр2г ) в классе точности 1, Прес­

совая (Пр) в классе 2, Прессовая 1-я (Пр1,а и Пр13 ) в классах 2а

и3.

Клегким — Прессовая 1-я (Пр1: ) в классе точности 1 и легко­ прессовая (Пл) в классе 2.

Группа тяжелых посадок (Гр, Пр2 2 а , Пр23 и Пр33 ) приме­

няется для

передачи больших крутящих моментов и для работы

в условиях

значительных динамических нагрузок (например,

в стальных бандажах на вагонных колесах, в бронзовых контакт­ ных кольцах на ступицах электрических машин, в бронзовых втулках в верхних головках тракторных шатунов и др.). При назначении этих посадок, особенно в условиях массового произ­ водства, рекомендуется опытная проверка или расчет (см. ниже

гл. I l l , § 1).

Сборка тяжелых

прессовых посадок осуществляется

с .разогревом

охватывающей

детали,

охлаждением — охватыва­

емой или механическим путем под прессом.

При этом

рекомен­

дуется метод подбора.

 

 

 

 

Группа средних прессовых посадок

(Пр2х ,

Пр, П р 1 2 а

и Пр13 )

предназначена для передачи значительно меньших крутящих мо­ ментов (примерно вдвое). Примеры применения: направляющая втулка клапана в головке цилиндра трактора; втулки в поворот­ ном кулачке передней оси трактора или автомобиля, втулки в ше­ стернях, шкивах, рычагах и кожухах станков, автомобилей и трак-

50


торов; постоянные кондукторные втулки в корпусах кондукторов

идр. Запрессовка деталей этой группы чаще всего осуществляется

спомощью пресса. При ударных нагрузках и отсутствии подбора деталей при их соединении (или метода селективной сборки) при­ менение средних прессовых посадок требует добавочного крепле­ ния для гарантии неподвижности сопряженных деталей.

Легкие прессовые посадки ( П р ^ л Пл) применяются, когда крутящие моменты или смещающие силы малы или отсутствуют, либо когда незначительное взаимное смещение деталей несуще­ ственно для работы машины и, наконец, в случаях, когда непод­ вижность деталей обеспечивается дополнительным креплением (например, посадка клапанного седла в гнезде, посадка шестерен на валы со шпонками и др.).

Группа переходных посадок (Г, Т, Н, П) служит для неподвиж­ ных, но разъемных соединений, т. е. таких, которые должны быть неподвижны при работе машины, но требуют относительного перемещения или снятия при настройке, регулировке, а также при ремонте. Переходные посадки создают сравнительно неболь­ шие натяги и зазоры по сопрягаемым поверхностям, что не гаран­ тирует требуемой неподвижности соединяемых частей, поэтому применение переходных посадок в большинстве случаев сопрово­ ждается дополнительным конструктивным креплением в виде болтов, винтов, шпонок.

Благодаря тому, что средние величины зазоров и натягов в переходных посадках близки к нулю, они обеспечивают хорошее центрирование сопряженных деталей и поэтому распространены в соединениях машин, приборов и приспособлений, где требуется сохранить соосность соединяемых частей.

Наиболее объективным критерием для выбора одной из пере­ ходных посадок является вероятность получения зазора или на­ тяга посадки. В качестве примера на рис. 16 приведены кривые распределения зазоров и натягов в четырех переходных посадках (Г, Т, Н, П) 2-го класса точности и для сравнения — в двух смеж­ ных — Легкопрессовой и Скользящей (Пл и С) для интервала диаметров от 30 до 50 мм. По оси ординат на графиках отложены величины натягов и зазоров, а по оси абсцисс — вероятность их получения. Соотношение площадей кривых, расположенных в зо­ нах зазоров и натягов (заштрихованные и незаштрихованные области), указывает на суммарную вероятность получения зазоров или натягов. Сравнение кривых, показывает, что Легкопрессовая

посадка создает 100% -ный

натяг со средней величиной

натяга

s c p =

0,025 мм; посадка Скользящая, наоборот, характерна

100% -

ным зазором, изменяющимся

от 0 до 0,044 мм, и средним

зазором

2 с р

— 0,022 мм, тогда как

у всех четырех переходных

посадок

наблюдается и зазор, и натяг. Две крайние переходные посадки (Г и П) по характеру распределения зазоров и натягов практи­ чески близки к своим смежным посадкам (Пл и С). Так, при •глухой посадке зазор наблюдается лишь у 0,7% соединяемых

4*

51


деталей, а при плотной посадке — в 99,4% случаев. Поэтому в прак­ тике конструирования машин и приборов две крайние переходные посадки (Г и П) иногда заменяют смежные посадки Пл и С, ерли по условиям конструкции или эксплуатации машин последние непригодны. Наиболее характерными для группы переходных посадок являются две средние посадки (Т и Н), средние значения зазоров и натягов в которых наиболее близки нулю.

Рассмотрим некоторые более конкретные условия и примеры применения переходных посадок.

Рис. 16. Кривые распределения зазоров и натягов в 6 посадках для интер­

вала 0 30

50 мм.

Г л у х и е посадки (Г) применяются при передаче больших усилий, при наличии ударов и вибраций, в случаях, когда нали­ чие прессовых посадок недопустимо из-за недостаточной проч­ ности деталей или необходимости хотя и редкой, но периодиче­ ской разборки соединения (например, при капитальном ремонте), а также в случае невозможности применить крепежные детали с более свободной переходной посадкой. Сборка и разборка дета­ лей требует специальных приспособлений. Примеры: поршневой палец в бобышках поршня тракторного двигателя; шестерня на валу ковочной машины; постоянные кондукторные втулки в кор­ пусах кондукторов; шестерни на валах сотрясательных аппара­ тов, дробилок и т. п.

52

Т у г и е посадки (Т) создают меньшие натяги, чем Глухие, однако разъем соединений все же осуществляется со значитель­ ными усилиями. Поэтому эти посадки выбирают при значительных статических и незначительных динамических нагрузках, когда сборка и разборка соединения осуществляется сравнительно редко. При длине сопряжения более l,5d эта посадка может заме­ нить Глухую. Сборка и разборка соединений осуществляется с помощью специальных приспособлений или тяжелых свинцовых молотков. Примеры: поршневой палец в бобышках поршней авто­ мобильных двигателей; конические шестерни на валах редукто­ ров; внутренние кольца шарикоподшипников на валах; установоч­ ные штифты и другие.

Н а п р я ж е н н ы е посадки (Н) находят наиболее широкое распространение из числа переходных. Благодаря небольшим за­ зорам или натягам разборка соединений не требует больших уси­ лий и осуществляется вручную или с помощью деревянного молотка. Примеры: шестерни на шпонках, шкивы, муфты; внутрен­ ние кольца шарикоподшипников; разборные вкладыши подшип­ ников и др.

П л о т н ы е посадки (П) дают в соединении преимущественно зазор и используются для сменных деталей или деталей часто разбираемых узлов. Сборка и разборка соединений осуществляется свободно или при помощи деревянного молотка. Примеры: смен­ ные шестерни в передачах, сменные втулки, ручные маховички, установочные пальцы, наружные кольца шарикоподшипников и др. В некоторых случаях эти посадки устанавливают для под­ вижных соединений, требующих плотного передвижения и хоро­ шего центрирования (например, пиноль заднего центра токар­ ного станка).

Перейдем к группе посадок с гарантированным зазором (С, Д, X , Л, Ш, ТХ) .

С к о л ь з я щ а я посадка (С) расположена на границе между переходными и подвижными посадками. Эта посадка характерна отсутствием натяга и минимальной величиной зазора (zM = 0). Скользящая посадка получила наиболее широкое распрострацение во всех областях машиностроения, особенно в соединениях нормализованных частей. Она выбирается чаще для соединений неподвижных, реже — для подвижных. В неподвижных соедине­ ниях скользящая посадка заменяет переходные для облегчения сборки и разборки часто снимаемых деталей, а также в соедине­ ниях, где относительное перемещение требуется в процессе регу­ лировки и настройки машины. В подвижных соединениях ее ис­ пользуют, когда недопустим большой зазор, а детали должны пере­ мещаться при небольших скоростях или вручную при смазанных поверхностях. Примеры: сменные шестерни в гитарах скоростей и подач металлообрабатывающих станков; наружные кольца ша­ рикоподшипников в корпусах; центрирующие выступы и фланцы

53