Файл: Болотин Ф.Ф. Динамика корабельных ДВС учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2024

Просмотров: 146

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так, для четырехтактного 6-цилиндрового двигателя с равномерным чередованием вспышек при угле заклинки криво­ шипов

= 120°

и порядке работы цилиндров I-5-3-6-2-4 углы фазового сдви­ га соответственно равны для цилиндров:

2-

го

4<$ = 480°;

3-

го

2d = 240°;

4-

го

5d = 600°;

5-

го

d =120°;

6-

го

Зб = 360°.

Для V -образных,

звездообразных и т.п. двигателей зако-

номерности изменения суммарных касательных CHnZtj=f(oO , действующих на каждой шатунной шейке вала (от m цилиндров, работающих на одну шейку), полагаются совершенно одинако­

выми,

но

сдвинутыми^по фазе.

В первую строку табл. 7 за­

писываются значенияЗДЬ^-Н0^

для первой шатунной шейки,

взятые

из

табл. 5,6

или с графиков на рис. 4.4УТ\ и 4.5.

,

Остальные

значения

суммарных

касательных сил !£-Ьг= К ° 0

Z t j r K o O ,...,Ztz.= f(c<)

, действующих на всех после­

дующих шатунных шейках вала, определяются смещением

и

S t ^ f C o O

на фазовый угол между вспышками в первом

рассматриваемом цилиндрах одного и того же ряда. Величина этого фазового угла определяется аналогично выше рассмот­ ренным случаям как произведение угла заклинки кривошипов коленчатого вала 5 на число промежутков между первым и каждым последующим цилиндрами в принятой последователь­ ности вспышек для цилиндров одного ряда.

Для возможности смещения значений касательных сил t4=f(oO илиZt<=-f(оО , записанных в первой строке табл. 7, путем переноса их во все другие строки этой таб­ лицы необходимо, чтобы расчетные интервалы угловДо( целое число раз укладывались в величине угла заклинки кривоши­ пов 8 . Для получения достаточного числа табличных зяаче-

78


ний набегающих касательных усилий и дальнейшего построе­

ния графика !Lt=-f(bO

нужно, чтобы величина угла 8

была

больше Дсх не менее,

чем в 5-6 раз.

 

 

Так, например, для двухтактного 8-цилиндрового одноряд­

ного двигателя при угле заклинки кривошипов S

=

=45°

величину расчетного

интервала углов поворота

вала

следует

принять:

 

 

 

ДоЧ = Т =^

= 9° иди Д а 2='Т=

= 5°.

Для четырехтактного 8-цилиндрового однорядного двигателя при

 

л_

720°

_

90°,

 

можно принять

° - ~ 8 “

 

 

 

 

 

 

^

=

15° или

& а г=

= 10°.

В некоторых случаях, например для двухтактного 7-цилиндро­ вого двигателя, составление расчетной табл. 7 аналитиче­ ским смещением значений t4=f(oO становится невозможным, так как при

8 = Щр° = 51°25' 43м

нельзя подобрать расчетный

интервал Д а , целое число раз

укладывающийся в величине

этого угла.

В таких случаях составление табл. 7 следует делать

графическим

способом, снимая значения tL=-f(a)HnHXtL=-f(pO

для каждой

шатунной шейки вала

с графиков t^fCcx)

или

=

(см.рис. 4.3, 4.4

и 4.5). Для этого

нужно

предварительно разбить указанные графики на равные участки по числу шатунных шеек вала, как показано для примера на

рись 4.5. Началу

каждого участка соответствуют значения^

и л и ^ при о*. =

0, а все последующие значения t-L(сх) или

!Е-^(сО можно снимать с графика через любой расчетный интервал До*. .

79



§ 17. Проверка точности динамического расчета двигателя

Значения суммарных касательных сил двигателя^ на последней рамовой шейке вала, полученные расчетом в по­ следней строке табл. 7, должны периодически повторяться. Это обстоятельство может служить критерием правильности составления и расчета табл. 7.

Для рядных двигателей при равномерном чередовании вспы­ шек период изменения Zt=-f(oO равен углу между двумя соседними вспышками сх0 , определяемому формулой (4.14).

Например, для двухтактного однорядного 6-цилиндрового двигател| с равномерным чередованием вспышек период из­

менения Z t = H o O

должен согласно

формуле (4.14)

состав­

лять по углу поворота вала

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

Для

 

 

 

 

Z

 

v -образных двигателей период изменения ;Et=f(«.)

равен углу заклинки кривошипов коленчатого вала 8

, опре­

деляемому по формулам (4.12) при m

= 2. Например, для

12-цилиндрового

четырехтактного

v

-образного двигателя с

углом

развала рядов цилиндров

К

=

60° ъ с равномерным

чередованием вспышек период изменения Z.t=-f(°0

должен

быть равен:

 

Z20^i2 _ 120°.

 

 

5 = с ц т = -2|0°.т =

 

Для 12-цилиндрового двухтактного V -образного двига­ теля с углом развала цилиндров % = 45°, с неравномерным чередованием вспышек, следующих одна за другой через 45°, а за|ем через 15° угла поворота вала период изменения кри­ вой Z.t=f(d) должен быть равен:

Для звездообразных двигателей с равномерным чередова­ нием вспышек период изменения 2.t~-f(cO равен углу между

80


смежными вспышками а 0 , определяемому по формулам (4.12). По данным последней строки табл. 7 строится график

суммарных касательных сил X-fc=-KoO. Поскольку значения 51t(o0 периодически повторяются, то нет необходимости строить этот график для всего периода рабочего цикла дви­ гателя; достаточно построить кривую для двух периодов ее изменения, чтобы наглядно убедиться в характере кривой и ее повторяемости через промежуток углов поворота вала (Х0 .

Характер кривой S-t= f(а) » особенно для двигателей с малым числом цилиндров, может быть весьма сложным, и для достаточно точного построения графика необходимо иметь для каждого периода изменения по крайней мере 5-6 значе­ ний . При выборе расчетных интервалов углов поворота вала в 5-6 раз меньших угла заклинки кривошипов 8?данное условие выполняется для простых,однорядных двигателей. При расчете же многорядных двигателей звездообразного ти­ па с большим числом цилиндров период изменения кривой

может быть настолько малым, что в табл. 7, рас­

считанной с интервалами 10-20°, для

каждого периода а 0

будут иметься

лишь по одному значению 2Lt(a) .

а таких

случаях недостающие з н а ч е н и я ( а ) в пределах

одного периода а 0 удобно определять

с помощью дополнитель­

ной табл. 8

и

графиков касательных

сил t=f(a) HnnZt=f(ol);

действующих

на

одной шатунной шейке

вала.

81

 

 

 

 

 

Т а б л и ц

а

8

Расчет дополнительных значений^,

недостающих

 

 

для построения периода

кривой

 

 

 

 

ZtL(It)

кгс/шг Углы

поворота

коленчатого

вала

 

,град

 

 

 

*1

<*2

_«а

«

ОСп.

h i

 

i

 

 

 

 

 

 

h

2

 

 

 

 

 

 

 

 

т

 

 

 

 

 

 

 

 

п ъ

 

 

 

 

 

 

 

 

♦•*

 

 

 

 

 

 

 

 

m

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пг

 

 

 

 

 

 

 

 

it=2t1+?'ti+- + ?tz

 

 

 

 

 

 

 

Доя составления

табл. 8 полученные ранее графики -fc=-f(a)

и л и 2 Ъ = Н о О

для

одной шатунной шейки вала (рис. 4.3, 4.4

и 4.5)

разбиваются

на равные участки оси абсцисс,

содер­

жащие

б1 град угла

поворота коленчатого

вала

(т.е.

равные

углу заклинки кривошипов вала). В соответствии с принятым порядком работы цилиндров в одном ряду начала всех указан­ ных участков оси абсцисс обозначаются номерами соответ­ ствующих шатунных шеек коленчатого вала двигателя. В каж­ дом из полученных участков графика проводится затем п ординат через недостающие для построения кривой суммарных касательных сил значения углов поворота валасх1 ,а£ ,« в , •.., (Ху| , отсчитанные от начала каждого участка. Такое графическое построение иллюстрируется примером на рис.4.5, где показан график суммарных касательных силЕ+НЧоО, дей­ ствующих на одной шатунной шейке коленчатого вала сеыирядного 42-цилиндрового четырехтактного двигателя типа М-503

с порядком работы цилиндров в одном ряду I-5-3-6-2-4.

82