Файл: Болотин Ф.Ф. Динамика корабельных ДВС учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.06.2024
Просмотров: 139
Скачиваний: 0
рующего момента а характер его изменения. Желающих под робнее ознакомиться с этим вопросом отсылаем к литерату ре [6] , 18] .
§ 25. Определение внешней неуравновешенности V -образных двигателей
При исследовании уравновешенности рядного двигателя в |
|
отношении |
сил инерции ПДМ и их моментов силы инерции ПДМ |
I и 2-го |
порядков представлялись как проекции на оси ци |
линдров фиктивных векторов, направленных по кривошипам соответствующей кривошипной схемы. Этот прием не удобен в данном случае, так как в v -образном двигателе оси ци линдров наклонены друг к другу. Используем поэтому другую геометрическую интерпретацию сил инерции ПДМ, основанную на следующих равенствах для этих сил:
р.1=,рг соs cot= |
Р |
cos art |
Р |
|
-£ ■ cos(- cot') • |
||
|
P |
|
p, |
pjI= P ][c0s2(A)t='^tcos2oot+-^CQS(-2coi).
(7.5)
(7.6)
Силы инерции ПДМ могут быть представлены как суммы проекций вращающихся навстречу друг другу двух фиктивных векторов, численно равных половине'амплитудных значений соответствующих сил инерции. Скорость вращения фиктивных
векторов |
соответственно |
равна со |
и2оо для сил инерции ПДМ |
I и 2-го |
порядков, т.е. |
такая же, |
как и в первом способе |
(рис. 6.1) интерпретации сил инерции ПДМ в виде проекции одного фиктивного вектора. Так как начальные фазы у сил
инерции ПДМ |
обоих порядков равны нулю, то при сх = О оба |
р |
, вращающихся в разных направлениях, совпада |
вектора |
ют с осью цилиндра. То же можно сказать и о векторах
2-го порядка.
Аналогично можно интерпретировать и результирующий мо мент сил инерции ИДМ. Действительно, его величина при
<x=cot |
* / |
* 1 |
|
|
|
|
Мх |
. , , . ч |
Мт |
|
|
Мijl=Мх'C0S(U)t-иУт)=-jT CQ,3(Oot+\Vi)+_^-COs[-(CA)t+\\fl)j |
>(7.7) |
||||
|
|
|
|
|
|
M i - Ml COS (2oot+%)= ~ |
COS(u)t^%)+- ^ |
CCSl-(2ujt-V%)] |
|||
Она определяется проекцией фиктивного вектора |
ось цилиндра, |
||||
вращающегося |
с угловой |
скоростью с |
о |
, на |
|
либо как сумма вращающихся навстречу друг другу векторов |
|||||
с одинаковыми |
длинами М*//2(М|'/2) и |
начальными фазами |
|||
и |
и -i|<£).Истинное направление результирующего |
||||
момента находится поворотом фиктивного вектора |
результи |
рующего момента (т.е. геометрической суммы вращающихся навстречу друг другу векторов) на 90° по часовой стрелке.
Воспользуемся этим представлением для анализа уравнове шенности двухтактного V -образного двигателя с числом ци
линдров |
z = гг* |
, порядком их работы в ряду I-5-3-4-2-6 |
и углом |
развала блоков Я = 45°. Будем считать сочленения |
|
шатунов центральными, приведенные массы поступательно |
||
движущихся частей цилиндров обоих рядов - одинаковыми, |
||
ряды цилиндров - |
однородными двигателями. Учитывая, что |
|
кривошипные схемы |
обоих порядков (см. прилов. 3) пред |
ставляют правильные шестилучевые звезды, можно констати ровать об уравновешенности сил инерции вращающихся масс, а также сил инерции ПДМ обоих порядков каждого ряда, а следовательно, и двигателя в целом.
Из той же таблицы следует, что и в отношении моментов центробежных сил и моментов сил инерции ПДМ 1-го порядка каждый ряд и двигатель в целом также уравновешены, так
Относительная неуравновешенность 2-го порядка каждого ряда
«1= 3,3;
147
V » = -30“ -
Определим неуравновешенность всего двигателя. Пусть первый кривошип схемы 2-го порядка находится в исходном положении - в.м.т. правого ряда цилиндров (рис. 7.6).
Направление вращения вала - против часовой стрелки. Угол си.будем отсчитывать от правого (пр.) ряда по направле нию вращения. Фиктивный результирующий момент от сил инер ции 2-го порядка представим в соответствии со вторым спо собом геометрической интерпретации в виде суммы двух век
торов, величина каждого из которых
,,(+) |
ь,н |
Мхпр |
Mj-деб |
HjPjtx |
м Пр = м пр= - т ^ = - т - = - г - • |
||||
Векторы M„p |
и МпР находятся в |
соответствии с (7.7) под |
||
углами 4}% = |
-30° |
и-1^ = |
30° к первому кривошипу, совпадаю |
щему с осью правого блока (ос = 0). Верхний индекс "плюс"
(+) придан вектору, вращающемуся в положительном направ лении (против часовой стрелки) в ту же сторону, что и ко ленчатый вал; "минус" (-) - вектору, вращающемуся в про тивоположную сторону. Геометрическая сумма векторов Ninp и , вращающихся с угловой скоростью 2со , в любой мо
мент времени дает фиктивный момент, величина которого рав на результирующему моменту правого блока. Истинное направ ление результирующего момента правого блока определяется поворотом этого вектора на 90° по часовой стрелке.
Изобразим результирующий момент от.сил инерции ПДЫ ле вого блока в виде двух вращающихся векторов Мд*Б и М Ае6. Их величина такая же, как и для правого блока. Учитывая, что положение кривошипа для левого блока определяется значе
нием
схcot =-■&=-45°,
фазы векторов М ^ Би М А(!6 относительно оси правого цилиндра будут:
2cut+ % = - 245°-30°=-i2Q
- ( 2 a j t + % ) = - ( - M 5 o- 3 0 o) = 1 2 0 °
148
Рис. 7.6. Определение неуравновешенности V-образного двигателя
149
Сумма векторов |
|
и |
|
дает результирующий |
фиктив |
|
||||||
ный момент сил инерции ПДМ левого блока. Направление |
|
|
|
|||||||||
истинного результирующего момента определяется поворотом |
|
|||||||||||
Фиктивного момента |
на 90° по часовой стрелке. |
1+) |
|
Г/1 н |
, |
|||||||
При вращении коленчатого |
вала четыре вектораМпр |
|
|
|||||||||
|
вращаются с удвоенной угловой скоростью, причем |
|
||||||||||
два из них, отмеченных верхним индексом (+) |
- |
против |
часо |
|||||||||
вой стрелки, а два других с индексами (-) - по часовой |
|
|||||||||||
стрелке. Так как скорости вращения их |
одинаковы, то |
|
они |
|
||||||||
попарно жестко связаны и могут быть заменены равнодейст |
|
|||||||||||
вующими моментами |
М 1+)и М |
|
, вращающимися навстречу друг |
|
||||||||
другу. Складывая эти векторы, получим результирующий |
|
|
||||||||||
фиктивный |
момент М д двигателя. Истинное направление |
|
|
|
||||||||
результирующего момента Mj* от сил инерции ПДМ двигателя |
|
|||||||||||
определим |
поворотом вектора |
М х на 90° по часовой |
стрел |
|
||||||||
ке. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таким образом, мы нашли результирующий момент для |
|
|
||||||||||
исходного |
положения коленчатого вДда (первый кривошип в |
|
||||||||||
в.м.т. правого цилиндра). Как будет изменяться этот мо |
|
|||||||||||
мент при вращении вала? Для ответа на этот вопрос рас |
|
|||||||||||
смотренный способ интерпретации результирующего момента |
|
|||||||||||
очень удобен. При |
вращении вала, как |
было уже |
сказано |
|
||||||||
выше, составляющие |
М 1+^и М 1результирующего |
фиктивного |
|
|||||||||
момента |
М х 'вращаются навстречу друг другу, |
а конец век |
|
|||||||||
тора их геометрической суммы М-^описывает эллипс. Еще раз |
|
|||||||||||
напомним, |
что истинное направление результирующего момен |
|
||||||||||
та Мул сил инерции ПДМ |
2-го порядка определится поворотом |
|
||||||||||
вектора |
на 90° по часовой стрелке. |
|
|
|
|
|
|
|||||
Вектор результирующего момента |
за оборот коленча |
|
||||||||||
того вала делает два оборота. Эллипс, который описывает |
|
|||||||||||
конец вектора М х |
, имеет большую полуось, совпадающую с |
|
||||||||||
вертикальной плоскостью симметрии двигателя, делящей угол |
|
|||||||||||
развала 2Г пополам. По величине эта полуось равна сумме |
|
|||||||||||
модулей векторов M W |
и |
И 1 |
, так как |
они совпадают |
|
на |
|
|||||
этой оси |
и направлены |
в |
одну сторону. |
Малая полуось |
|
гори- |
|
150
зонтальна. Совпадая с ней, векторы М (+)и М 11направлены в противоположные стороны. Поэтому величина малой полуоси
равна разности модулей векторов М |
и М . |
Легко представить себе годограф истинного результирую- |
|
щего момента М д сил инерции ПМ 2-го |
порядка: тот же |
эллипс, но повернутый на 90° (сбольшой горизонтальной и малой вертикальной осями).
Внешнее действие неуравновешенного результирующего мо мента М д сил инерции ПДМ можно представить, рассмотрев действие его горизонтальной и вертикальной составляющих (рис. 7.7). Результирующий момент М д оказывает сложное
Рис. 7.7. Внешнее действие неуравновешенного результирую щего момента сил инерции ЛДН в v -образном двигателе
151
воздействие на двигатель. Его вертикальная составляющая
стремится поворачивать двигатель вокруг оси Х |
, при |
поднимая и опуская торцы. Горизонтальная составляющая |
|
стремится поворачивать двигатель вокруг оси Y |
, сре |
зая болты крепления двигателя к фундаменту. Этой |
состав |
ляющей результирующего момента сил инерции ПДМ нет в ряд ном двигателе.
Аналогично рассмотренному находят неуравновешенность и по моментам сил инерции ПДМ 1-го порядка.
Форма годографа результирующего момента зависит от угла развала ^ , а значения наибольших вертикальных и горизонтальных составляющих - и от относительной уравно вешенности ряда V -образного двигателя и величины единич ного момента рассматриваемой силы инерции ПДМ. На рис.7.8 показаны формы годографов фиктивных результирующих момен тов и (т.е. повернутых по сравнению с истинными на 90° против часовой стрелки). По этому рисунку можно ориентироваться в правильности выполненных расчетов.
Угод разбалаД0 |
45 |
60 |
90 |
|
120 |
180 |
Форма гоЗограсра |
|
4Ь- 3 |
£ |
э - |
|
|
Я?' |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
Форма гоЭограсра |
4 |
-<Еь |
|
|
|
|
Ч' |
|
|
> |
— <»— |
||
|
|
|
|
|
||
Рис. 7.8. Формы |
годографов |
результирующих |
|
|||
|
фиктивных моментов |
|
|
|
Вопросы для самоконтроля
I . Каков подход к определению неуравновешенности дви гателя с ПДП?
152