Файл: Болотин Ф.Ф. Динамика корабельных ДВС учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2024

Просмотров: 140

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

(1Л*'\ПАП /П*'\в /Т7*'\ПР пП*'

\.Мг )паах= (^-1 )+(Мг ) —

иди аналитически:

• (7Л)

В случае различных КШМ (рис. 7.2), когда годографом является эллине, необходимо провести горизонтальную каса­ тельную к годографу. Она и определит максимальную величи­ ну неуравновешенного момента(Мд)^£хдвигателя с ПДП.

 

Из (7.1) видно, что

неуравновешенность двигателя с ПДП

значительно

меньше, чем

соответствующего

обычного двига­

теля:

,и*\ЛА"

ГМ*'!*"

 

 

 

(Mji)m«x

Vм a Imax

(7.2)

При

Д =

max.

M I*/

15°

 

 

при

A =

2sin7°M '*0,eB ,

 

9° (двигатель 61)

 

 

 

2 Sin4°30'=0,i6 ,

 

так что неуравновешенность двигателя с ПДП по моментам от сил инерции ПДМ 1-го порядка приблизительно в 4-6 раз меньше, чем для обычного рядного двигателя. Если бы опере­

137

жение кривошипов "выпускного" вала отсутствовало и Д = О» то двигатель с ПДП при идентичности КШЫ оказался бы урав­

новешенным в отношении моментов сил инерции ЩЭД: результи­ рующий момент нижнего двигателя в любой момент времени компенсировался равным и противоположно направленным ре­ зультирующим моментом верхнего двигателя.

Векторная диаграмма для такого случая представлена на рис. 7.3. Резудьтирующий_момент сил инерции Щ Ш 1-го по­ рядка нижнего двигателя(Мд) уравновешивается результи­ рующим моментом верхнего двигателя(Мд)пр и суммарный результирующий момент равен нулю. Или иначе:_вертикальная проекция фиктивного результирующего момента(м£УАПв любой момент времени равна нулю.

Обратимся вновь к случаю

Д = 15°. Из

рис. 7.1 и 7.2

видно, что вертикальная проекция вектора(

мх/у АП, равная

значению действительного результирующего момента сил инер­ ции ПДМ 1-го порядка, изменяется по периодическому закону в функции <x=out , достигая наибольшего положительного и

наибольшего отрицательного значений. Это значит, что результирующий момент сил инерции ПДМ 1-го порядка стре­ мится повернуть двигатель с ИДИ вокруг оси X то в одном, го в другом направлении, приподнимая и опуская его торцы один раз за оборот вала, т.е. так же, как и в случае обычного рядного двигателя.

Нетрудно убедиться, что этот момент изменяется по гармоническому закону. Приравнивая вертикальную проекцию

результирующего

вектора^! ) к

сумме

вертикальных проек­

ций составляющих

векторов(М*/')6и(М*,)при

полагая (М*')6=

= ( М * Т != М*' , подучим:

 

 

 

р-cut)=

 

- Mi'coa^y

 

 

В ,

пр

 

 

 

 

Ч'х+Ч'-/

cos

+

 

= 2 М Х c o s - ^

 

)-

 

 

 

 

 

(7.3)

138


uJ*

Рис.7.3 Определение уравновешенности двигателя с ГЩП при Л=0


Все сказанное об определении результирующего фиктивного момента сил инерции ПДМ 1-го порядка (Мх ) полностью относится к случаю центробежных сил. Отличие лишь в том, что обе проекции вектора результирующего момента центро­ бежных сил(мГ'\ПА" являются действительными. Если верти­ кальная проекция небольшая (что вызвано частичной компен­ сацией моментов вертикальных проекций центробежных сил), то горизонтальная проекция его значительно больше (в ре­ зультате суммирования моментов горизонтальных проекций центробежных сил верхнего и нижнего двигателя).

Величины результирующих моментов сил инерции ПДМ 1-го порядка и центробежных сил как для всего двигателя с ПДП, так и для "составляющих" его двигателей не одинаковы вследствие неравенства соответствующих единичных момен­ тов:

РхаФ Рйа .

При определении неуравновешенности двигателя с ПДП от моментов сил инерции ПДМ 2-го порядка поступаем точно таким же образом, как в рассмотренном случае 1-го поряд­ ка. Отличие будет только в следующем (рис. 7.4):

1) результирующие фиктивных моментов сил инерции ПДМ 2-го порядка верхнего и нижнего двигателей жестко связаны с кривошипными схемами 2-го порядка и вращаются вместе с ними с удвоенными угловыми скоростями 2оо ;

2) результирующий фиктивный момент двигателя с ПДП направлен по диагонали параллелограмма (в случае идентич­ ности KI1M - по диагонали ромба, наклоненной к горизонталь­ ной оси под углом к );

5) внешнее действие такое же, как в случае 1-го по­ рядка, только частота в два раза больше.

4) при Д = О (рис. 7.3) двигатель оказывается уравновешенным.

140

(M- Г

Рис 7.4. Определение неуравновешенности двигателя с

ПДП ---------------------------иразносторонним- вращением-сошси.ло., валов« тт-и

Определение неуравновешенности двигателя с ДД11 и односторонним вращением валов

На рис. 7.5 представлена схема двигателя с ПДП ври одностороннем вращении валов. К1Ш находятся в исходном положении: нижний ("выпускной") КШМ - в в.м.т. (ос = О), верхний ("продувочный") не дошел до в.м.т. на угол & , который пусть по-прежнему равен 15°.

Рис. 7.5. Определение неуравновешенности двигателя с ПДП и односторонним вращением валов


 

 

 

,_*лв

.—«/.np

 

Векторы результирующих моментов^М^. ]

 

) опережают

 

свои кривошипы на угол \ф"г и вращаются вместе с ними в

 

одну сторону. Перенесем вектор(М*0

в

точку

(рисунок

 

для удобства вынесен). Так как оба эти вектора при враще­

 

нии валов двигателя вращаются в

одну сторону, то угол

 

между ними остается постоянным,

а

оба вектора остаются

т

 

 

 

 

 

с у м м а ^ )

жестко связанными. Поэтому геометрическая

 

этих векторов,

определяемая по

правилу параллелограмма,

 

вращается вместе с ними, оставаясь постоянной по величи­

 

не. Годографом вектора(мП"АП является окружность.

 

Для определения истинной величины и направления векто­

 

ра результирующего момента сил инерции ПДМ необходимо по­

 

вернуть фиктивный вектор( м г )

на 90° по часовой стрелке

 

и спроектировать его на горизонтальную ось. Тот же резуль­

 

тат получится,

если вектор(м*УАПспроектировать на верти­

 

кальную ось, а затем проекцию повернуть на 90° по часовой

 

стрелке (до совпадения с горизонтальной осью). Вертикаль-

 

ная проекция вектора(Mi )

, определяющая истинную ве­

 

личину результирующего момента, достигает максимума при

 

совпадении вектора(мГУА11 с вертикальной

осью. Следова-

 

тельно, величина фиктивного момента(Мх )

 

определяет

 

наибольшее (амплитудное) значение результирующего момента.

 

Определив начальную фазул|г1ПАПфиктивного момента(м*,)ПА'1,

 

можно написать закон изменения истинной величины резуль­

 

тирующего момента для любого угла поворота

<x=oot первого

 

"выпускного" кривошипа:

 

w

w

"‘”1•

л ~>17

 

( м ' Г " . ( м * Т д"о » c

 

Легко убедиться в том, что выбор направления вращения

 

валов не влияет на величину внешней неуравновешенности

 

двигателя с ПДП по моментам

от

сил инерции ПДМ: максималь­

 

ная вертикальная проекция результирующего фиктивного мо­ мента двигателя с ПДП при одностороннем вращении валов не отличается от соответствующей величины при разностороннем вращении валов.

Ш


При определении неуравновешенности двигателя с ПДП по моментам от сил инерции ПДП 2-го порядка учитываем те же особенности, которые были сформулированы в предыдущем пункте, применительно к случаю разностороннего вращения, кроме указания о направлении результирующего фиктивного

момента.

Внешнее действие результирующего момента в двигателе с ПДП при одностороннем вращении валов такое же, как и при разностороннем вращении. Результирующий момент сил инерции ПДМ стремится повернуть двигатель вокруг оси то в одном, то в противоположном направлении, приподнимая и опуская торцы двигателя один раз за оборот вала в слу­ чае действия неуравновешенного момента от сил инерции ПДМ

1-го порядка и с удвоенной частотой - при действии неурав­ новешенного момента от сил инерции ПДМ 2-го порядка. При Д = 0 двигатель с односторонним вращением валов, как и в случае разностороннего вращения валов, оказывается по мо­ ментам сил инерции ПДМ уравновешенным, если "продувочные" и "выпускные" КИШ идентичны.

Выше рассмотрен графический метод определения неурав­ новешенности двигателя с ПДП в отношении моментов от сил инерции ПДЦ.

Определение результирующего момента от центробежных сил инерции ничем не отличается от случая сил инерции ПДМ 1-го порядка. Результирующий фиктивный момент(М* j полу­ чается сложением результирующих фиктивных моментов ( М Г Т верхнего и нижнего двигателей. Истинная величина и

направление вектора результирующего моментаiMR ) от центробежных сил получается поворотом фиктивного вектора г ф*')пАПна 90° по часовой стрелке. Результирующий момент (м£)пАЛимеет обе действительные составляющие: вертикальную и горизонтальную.

Вертикальная составляющая оказывает точно такое же дей­ ствие, как результирующий момент от сил инерции ПДМ 1-го порядка и суммируется с последним. Горизонтальная состав-

ляющая стремится вращать двигатель вокруг вертикальной оси Y то в одном, то в другом направлении, вызывая пере­ менные напряхения срезывания в болтах крепления двигате­ ля к фундаменту.

В случае одностороннего вращения валов амплитудные зна­ чения обеих составляющих одинаковы (рис. 7.5). При разно­ стороннем вращении валов горизонтальная составляющая

 

SM tcm f-

значительно больше вертикальной

(м :и

« - 2м г а 4 -

При Д = 15° отношение

*хПДП

_ fp0 A£ .—I,_ 7ик.

* чП Д П

R/хma x

Следовательно, амплитуда горизонтальной составляющей результирующего момента центробежной силы в 7,6 раза боль­

ше амплитуды вертикальной составляющей (а при

Д = 9° -

в 12,7 раза!).

 

однородных двигателей

Определение неуравновешенности

с ИДИ

с идентичными

Ш1Ш в отношении моментов

сил инерции

можно

производить в

относительных

величинах,

откладывая

на графике в принятом масштабе не фиктивные результирую­ щие моменты, а векторы относительной неуравновешенности

H j ,П? ,Hj ,НдР

с учетом их начальных фаз.

двухрядных

При определении внешней

неуравновешенности

двигателей с ПДП

(типа 61)

их можно рассматривать как

совокупность четырех рядных простых двигателей или двух двигателей с ПДП. Зная величину и характер изменения фиктивного результирующего момента каждого из этих двига­ телей, можно путем геометрического суммирования опреде­ лить с учетом направлений вращения величину и характер изменения результирующего фиктивного момента всего двига­ теля, а затем величину и направление истинного результи­

145