Файл: Болотин Ф.Ф. Динамика корабельных ДВС учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.06.2024
Просмотров: 140
Скачиваний: 0
(1Л*'\ПАП /П*'\в /Т7*'\ПР пП*'
\.Мг )паах= (^-1 )+(Мг ) —
иди аналитически:
• (7Л)
В случае различных КШМ (рис. 7.2), когда годографом является эллине, необходимо провести горизонтальную каса тельную к годографу. Она и определит максимальную величи ну неуравновешенного момента(Мд)^£хдвигателя с ПДП.
|
Из (7.1) видно, что |
неуравновешенность двигателя с ПДП |
||
значительно |
меньше, чем |
соответствующего |
обычного двига |
|
теля: |
,и*\ЛА" |
ГМ*'!*" |
|
|
|
|
(Mji)m«x |
Vм a Imax |
(7.2) |
При |
Д = |
max. |
M I*/ |
|
15° |
|
|
||
при |
A = |
2sin7°M '*0,eB , |
|
|
9° (двигатель 61) |
|
|||
|
|
2 Sin4°30'=0,i6 , |
|
так что неуравновешенность двигателя с ПДП по моментам от сил инерции ПДМ 1-го порядка приблизительно в 4-6 раз меньше, чем для обычного рядного двигателя. Если бы опере
137
жение кривошипов "выпускного" вала отсутствовало и Д = О» то двигатель с ПДП при идентичности КШЫ оказался бы урав
новешенным в отношении моментов сил инерции ЩЭД: результи рующий момент нижнего двигателя в любой момент времени компенсировался равным и противоположно направленным ре зультирующим моментом верхнего двигателя.
Векторная диаграмма для такого случая представлена на рис. 7.3. Резудьтирующий_момент сил инерции Щ Ш 1-го по рядка нижнего двигателя(Мд) уравновешивается результи рующим моментом верхнего двигателя(Мд)пр и суммарный результирующий момент равен нулю. Или иначе:_вертикальная проекция фиктивного результирующего момента(м£УАПв любой момент времени равна нулю.
Обратимся вновь к случаю |
Д = 15°. Из |
рис. 7.1 и 7.2 |
видно, что вертикальная проекция вектора( |
мх/у АП, равная |
значению действительного результирующего момента сил инер ции ПДМ 1-го порядка, изменяется по периодическому закону в функции <x=out , достигая наибольшего положительного и
наибольшего отрицательного значений. Это значит, что результирующий момент сил инерции ПДМ 1-го порядка стре мится повернуть двигатель с ИДИ вокруг оси X то в одном, го в другом направлении, приподнимая и опуская его торцы один раз за оборот вала, т.е. так же, как и в случае обычного рядного двигателя.
Нетрудно убедиться, что этот момент изменяется по гармоническому закону. Приравнивая вертикальную проекцию
результирующего |
вектора^! ) к |
сумме |
вертикальных проек |
||
ций составляющих |
векторов(М*/')6и(М*,)при |
полагая (М*')6= |
|||
= ( М * Т != М*' , подучим: |
|
|
|
р-cut)= |
|
|
- Mi'coa^y |
|
|||
|
В , |
пр |
|
|
|
|
Ч'х+Ч'-/ |
cos |
+ |
|
|
= 2 М Х c o s - ^ |
|
)- |
|||
|
|
|
|
|
(7.3) |
138
uJ*
Рис.7.3 Определение уравновешенности двигателя с ГЩП при Л=0
Все сказанное об определении результирующего фиктивного момента сил инерции ПДМ 1-го порядка (Мх ) полностью относится к случаю центробежных сил. Отличие лишь в том, что обе проекции вектора результирующего момента центро бежных сил(мГ'\ПА" являются действительными. Если верти кальная проекция небольшая (что вызвано частичной компен сацией моментов вертикальных проекций центробежных сил), то горизонтальная проекция его значительно больше (в ре зультате суммирования моментов горизонтальных проекций центробежных сил верхнего и нижнего двигателя).
Величины результирующих моментов сил инерции ПДМ 1-го порядка и центробежных сил как для всего двигателя с ПДП, так и для "составляющих" его двигателей не одинаковы вследствие неравенства соответствующих единичных момен тов:
РхаФ Рйа .
При определении неуравновешенности двигателя с ПДП от моментов сил инерции ПДМ 2-го порядка поступаем точно таким же образом, как в рассмотренном случае 1-го поряд ка. Отличие будет только в следующем (рис. 7.4):
1) результирующие фиктивных моментов сил инерции ПДМ 2-го порядка верхнего и нижнего двигателей жестко связаны с кривошипными схемами 2-го порядка и вращаются вместе с ними с удвоенными угловыми скоростями 2оо ;
2) результирующий фиктивный момент двигателя с ПДП направлен по диагонали параллелограмма (в случае идентич ности KI1M - по диагонали ромба, наклоненной к горизонталь ной оси под углом к );
5) внешнее действие такое же, как в случае 1-го по рядка, только частота в два раза больше.
4) при Д = О (рис. 7.3) двигатель оказывается уравновешенным.
140
(M- Г
Рис 7.4. Определение неуравновешенности двигателя с
ПДП ---------------------------иразносторонним- вращением-сошси.ло., валов« тт-и
Определение неуравновешенности двигателя с ДД11 и односторонним вращением валов
На рис. 7.5 представлена схема двигателя с ПДП ври одностороннем вращении валов. К1Ш находятся в исходном положении: нижний ("выпускной") КШМ - в в.м.т. (ос = О), верхний ("продувочный") не дошел до в.м.т. на угол & , который пусть по-прежнему равен 15°.
Рис. 7.5. Определение неуравновешенности двигателя с ПДП и односторонним вращением валов
|
|
|
,_*лв |
.—«/.np |
|
|||
Векторы результирующих моментов^М^. ] |
|
) опережают |
|
|||||
свои кривошипы на угол \ф"г и вращаются вместе с ними в |
|
|||||||
одну сторону. Перенесем вектор(М*0 |
в |
точку |
(рисунок |
|
||||
для удобства вынесен). Так как оба эти вектора при враще |
|
|||||||
нии валов двигателя вращаются в |
одну сторону, то угол |
|
||||||
между ними остается постоянным, |
а |
оба вектора остаются |
т |
|||||
“ |
|
|
|
|
|
с у м м а ^ ) |
||
жестко связанными. Поэтому геометрическая |
|
|||||||
этих векторов, |
определяемая по |
правилу параллелограмма, |
|
|||||
вращается вместе с ними, оставаясь постоянной по величи |
|
|||||||
не. Годографом вектора(мП"АП является окружность. |
|
|||||||
Для определения истинной величины и направления векто |
|
|||||||
ра результирующего момента сил инерции ПДМ необходимо по |
|
|||||||
вернуть фиктивный вектор( м г ) |
на 90° по часовой стрелке |
|
||||||
и спроектировать его на горизонтальную ось. Тот же резуль |
|
|||||||
тат получится, |
если вектор(м*УАПспроектировать на верти |
|
||||||
кальную ось, а затем проекцию повернуть на 90° по часовой |
|
|||||||
стрелке (до совпадения с горизонтальной осью). Вертикаль- |
|
|||||||
ная проекция вектора(Mi ) |
, определяющая истинную ве |
|
||||||
личину результирующего момента, достигает максимума при |
|
|||||||
совпадении вектора(мГУА11 с вертикальной |
осью. Следова- |
|
||||||
тельно, величина фиктивного момента(Мх ) |
|
определяет |
|
|||||
наибольшее (амплитудное) значение результирующего момента. |
|
|||||||
Определив начальную фазул|г1ПАПфиктивного момента(м*,)ПА'1, |
|
|||||||
можно написать закон изменения истинной величины резуль |
|
|||||||
тирующего момента для любого угла поворота |
<x=oot первого |
|
||||||
"выпускного" кривошипа: |
|
w |
w |
"‘”1• |
л ~>17 |
|
||
( м ' Г " . ( м * Т д"о » c |
|
|||||||
Легко убедиться в том, что выбор направления вращения |
|
|||||||
валов не влияет на величину внешней неуравновешенности |
|
|||||||
двигателя с ПДП по моментам |
от |
сил инерции ПДМ: максималь |
|
ная вертикальная проекция результирующего фиктивного мо мента двигателя с ПДП при одностороннем вращении валов не отличается от соответствующей величины при разностороннем вращении валов.
Ш
При определении неуравновешенности двигателя с ПДП по моментам от сил инерции ПДП 2-го порядка учитываем те же особенности, которые были сформулированы в предыдущем пункте, применительно к случаю разностороннего вращения, кроме указания о направлении результирующего фиктивного
момента.
Внешнее действие результирующего момента в двигателе с ПДП при одностороннем вращении валов такое же, как и при разностороннем вращении. Результирующий момент сил инерции ПДМ стремится повернуть двигатель вокруг оси 'к то в одном, то в противоположном направлении, приподнимая и опуская торцы двигателя один раз за оборот вала в слу чае действия неуравновешенного момента от сил инерции ПДМ
1-го порядка и с удвоенной частотой - при действии неурав новешенного момента от сил инерции ПДМ 2-го порядка. При Д = 0 двигатель с односторонним вращением валов, как и в случае разностороннего вращения валов, оказывается по мо ментам сил инерции ПДМ уравновешенным, если "продувочные" и "выпускные" КИШ идентичны.
Выше рассмотрен графический метод определения неурав новешенности двигателя с ПДП в отношении моментов от сил инерции ПДЦ.
Определение результирующего момента от центробежных сил инерции ничем не отличается от случая сил инерции ПДМ 1-го порядка. Результирующий фиктивный момент(М* j полу чается сложением результирующих фиктивных моментов ( М Г Т верхнего и нижнего двигателей. Истинная величина и
направление вектора результирующего моментаiMR ) от центробежных сил получается поворотом фиктивного вектора г ф*')пАПна 90° по часовой стрелке. Результирующий момент (м£)пАЛимеет обе действительные составляющие: вертикальную и горизонтальную.
Вертикальная составляющая оказывает точно такое же дей ствие, как результирующий момент от сил инерции ПДМ 1-го порядка и суммируется с последним. Горизонтальная состав-
ляющая стремится вращать двигатель вокруг вертикальной оси Y то в одном, то в другом направлении, вызывая пере менные напряхения срезывания в болтах крепления двигате ля к фундаменту.
В случае одностороннего вращения валов амплитудные зна чения обеих составляющих одинаковы (рис. 7.5). При разно стороннем вращении валов горизонтальная составляющая
|
SM tcm f- |
значительно больше вертикальной |
|
(м :и |
« - 2м г а 4 - |
При Д = 15° отношение |
|
*хПДП |
_ fp0 A£ .—I,_ 7ик. |
* чП Д П |
R/хma x
Следовательно, амплитуда горизонтальной составляющей результирующего момента центробежной силы в 7,6 раза боль
ше амплитуды вертикальной составляющей (а при |
Д = 9° - |
|||
в 12,7 раза!). |
|
однородных двигателей |
||
Определение неуравновешенности |
||||
с ИДИ |
с идентичными |
Ш1Ш в отношении моментов |
сил инерции |
|
можно |
производить в |
относительных |
величинах, |
откладывая |
на графике в принятом масштабе не фиктивные результирую щие моменты, а векторы относительной неуравновешенности
H j ,П? ,Hj ,НдР |
с учетом их начальных фаз. |
двухрядных |
|
При определении внешней |
неуравновешенности |
||
двигателей с ПДП |
(типа 61) |
их можно рассматривать как |
совокупность четырех рядных простых двигателей или двух двигателей с ПДП. Зная величину и характер изменения фиктивного результирующего момента каждого из этих двига телей, можно путем геометрического суммирования опреде лить с учетом направлений вращения величину и характер изменения результирующего фиктивного момента всего двига теля, а затем величину и направление истинного результи
145