Файл: Болотин Ф.Ф. Динамика корабельных ДВС учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2024

Просмотров: 144

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г Л А В А

7

ВНЕШНЯЯ НЕУРАВНОВЕШЕННОСТЬ ДВИГАТЕЛЕЙ СО СЛОЖНОЙ КОМПОНОВКОЙ

§ 24. Определение внешней неуравновешенности

двигателей

с противоположно движущимися

.

поршнями (ЛДП)

В последние.годы широкое распространение получили двух­ тактные двигатели с противоположно движущимися поршнями (ПДП). Они обладают высокой агрегатной и удельной мощно­ стью, высокой форсировкой, хорошими весовыми показателя­

ми.

Компоновка двигателя с ПДП в двухрядном исполнении (с четырьмя коленчатыми валами) или с расположением осей

цилиндров в виде треугольника (с тремя коленчатыми вала­ ми) или квадрата (ромба) позволяет получить двигатель большой агрегатной мощности и небольших габаритов (61, "Дельтик" и др.).

Рассмотрим принцип определения неуравновешенности двухвального рядного двигателя с ПДП. Такие двигатели выполня­ ются с односторонним или разносторонним вращением валов.

Каждый цилиндр двигателя с ПДП имеет два кривошипно-шатун­ ных механизма. Поршень одного из них управляет открытием выпускных, а другого - продувочных окон. Кривошипный механизм, связанный с "выпускным” поршнем,, опережает в своем движении кривошипный механизм, связанный с "проду­ вочным" поршнем на угол Ь в пределах 5-10° п.к.в. - у ре­ версивных и в пределах 10-15° п.к.в. - у нереверсивных двигателей. Оба коленчатых вала связаны кинематически шестеренчатой или иной передачей. Опережение "выпускного" механизма необходимо для обеспечения лучшего протекания процессов газообмена.

150

Наиболее полно вопрос об определении неуравновешенно­ сти двигателей с НДП разработан профессором Военно-мор­ ской орденов Ленина и Ушакова академии О.К.Найдеяко [8]

и профессором Ш И

П.А.Истоминым [ б2

 

Двигатель с ПДП рассматривается как совокупность двух

рядных двигателей,

один из которых перевернут по

отноше­

нию к другому. Неуравновешенность двигателя с ПДП

можно

определять как сумму неуравновешенностей каждого из этих двигателей в отдельности. Поэтому определение неуравнове­ шенности двигателя с ПДП производят в следующей последо­ вательности,

1.Определяют результирующие силы инерции и результи­ рующие моменты этих сил каждого двигателя по изложенному выше методу определения неуравновешенности для рядных двигателей. Как указывалось, многоцилиндровые двигатели практически являются уравновешенными по силам инерции (центробежным, ПДМ I и 2-го порядков). Поэтому практиче­ ски возникает вопрос только об определении неуравновешен­ ности по моментам от этих сил, который ниже и рассматри­ вается.

2.Путем суммирования результирующих фиктивных момен­ тов обоих двигателей определяют фиктивный^ результирующий момент всего двигателя с ПДП для исходного положения КШМ (первый кривошип коленчатого вала, связанный с "выпускным" поршнем, находится в в.м.т.), закон изменения этого момен­ та, закон изменения действительного неуравновешенного мо­ мента и его наибольшее (амплитудное) значение.

На величину и характер изменения результирующего момен­ та двигателя с ПДП влияет направление вращения коленчатых валов. Результаты оказываются разными при одностороннем и разностороннем вращении коленчатых валов, поэтому рас­ смотрим эти два случая отдельно. Будем для определенности

считать, что нижний К1Ш

связан с выпускными

окнами, как

это имеет место на наших двигателях

типа 61,

Д Ю О (хотя

такая компоновка вовсе

не является

обязательной;например,

131


в двигателях "Гетаверкен" выпускные окна расположены в верхней части цилиндра и "выпускным" является верхний

КШМ).

За начало отсчета углов (времени) примем, как указы­

валось„положение

первого кривошипа нижнего ("выпускного")

коленчатого вала

во

внутренней мертвой точке (в.м.т.)

(рис. 7.1). Как

уже

говорилось, этот кривошип опережает

с целью обеспечения лучшего протекания рабочих процессов

верхний

("продувочный") кривошип на угол Д

, так что в

начальном положении последний не дошел до в.м.т. угол Д .

Определение

неуравновешенности двигателя с ПДП

 

и разносторонним вращением валов

На рис. 7.1, показана схема такого двигателя. КШМ на­

ходятся

в исходном положении: нижний ("выпускной") -

в в.м.т.

(<х

=0) , верхний ("продувочный")

- не дошел до

в.м.т. угол

А

, который примем равным 15°. Порядок рабо­

ты цилиндров I-8-2-5-6-3-4-7.

 

Выше

было

установлено, что рядный двухтактный двига­

тель с таким порядком работы имеет относительную неуравно­

вешенность по моментам

центробежных сил и сил инерции ПДМ

1-го

порядка Hj

= 0,131 при начальной фазе т|гх

=

67°30*,

а по

моментам

от

сил инерции ПДМ 2-го порядка

Н^=

1,414

при

фазе

=

-135°.

 

 

 

Будем для простоты считать верхние и нижние КШМ кон­

структивно одинаковыми. Тогда одинаковыми по величине

будут

фиктивные

результирующие векторы обоих двигателей:

 

 

 

 

( М*г У = ( М х Т '>

 

 

Их

начальные

( M ? N ( M ^ np.

 

 

фазы:

 

 

 

 

 

 

 

^ -

% " р

 

 

(см. кривошипные схемы "продувочного и "выпускного" валов на рис. 7.1).

132


Схелш. i -го поряЗка

схема £-го порядка

w *

Напомним, что начальная фаза - это угол между фиктив­ ным вектором момента (или совпадающим с ним вектором от­ носительной неуравновешенности) и первым кривошипом. По­ ложительное направление отсчета углов - против часовой стрелки.

Изобразим фиктивные моменты

под углами

; 1 М Г Р - Я Г С а ,

 

 

 

илу1рк первым кривошипам.

и

С2,

Векторы

фиктивных моментов приложены в точках

лежащих на осях вращения коленчатых валов в плоскости

 

приведения,

т.е. посередине между осями крайних цилиндров.

При вращении коленчатых валов вместе с ними вращаются

 

жестко

связанные с ними

векторы

фиктивных моментов, опере­

жающие

первые кривошипы

на угол

67°30* . Напомним,

что

для

получения величины и направления истинных векторов резуль­ тирующих моментов необходимо векторы фиктивных моментов

повернуть на 90°

по

часовой стрелке и спроектировать их

на

горизонтальную

ось.

 

Так как вектор момента можно переносить параллельно

самому

себе

в любую

точку* то перенесем векторСМ^'^в 'точ­

ку

Сг

(для

удобства

этот рисунок-вынесен).

 

По правилу параллелограмма найдем геометрическую сумму

(М*/)ПАП этих

векторов, являющуюся результирующей фиктив­

ных моментов

при начальном положении КИШ (о>.= 0).

Отнесем теперь

начальные

фазы всех векторов

( м П \

( м Г Г

, ( м 1*,)ПАП

к положению одного первого кривошипа "выпускного" колен­ чатого вала. Тогда начальные фазы, как видно из (рис.7.1), будут:

- для вектора

( М Л * — ■ - для вектора

)ПР— лу,пр(С*)=Ш'Ч'ф'т6-Д)= 1&0-(67°30’-i5o)= (27°30' .

134


Положительное направление отсчета углов - по направле­ нию вращения "выпускного" вала, т.е. против часовой стрел­ ки.

Геометрическая сумыа(М1 /)"АПимеет начальную фазул^"*",

которая в данном случае равна:

YinA"= ^ v

< ^ =67030v 1гГЛ 0'-А 7Х = 9 7 о5ОЧ

так как вектор

(М*/'ГА П является диагональю ромба, делящей

угол между сторонами пополам. Если КШЫ не одинаковы (на­ пример, нижний шатун длиннее верхнего), то ПДИ обоих ме­ ханизмов не одинаковы, поэтому

(м Г )'* (м Г Г

и вместо ромба получим параллелограмм, диагональ которого не делит угол пополам. В этом случае начальную фазу можно определить графически, измеряя угол между направлением

первого "выпускного"

кривошипа

и

вектором(М-^^или анали­

тически.

 

 

t ^ \ПДП

резуль­

Истинная величина

и направление вектора(M^)

тирующего момента сил

инерции

ПДМ

1-го порядка

двигателя

с ПДП определяется путем поворота фиктивного вектора(Й*/)'иуп на 90° по часовой стрелке и проектирования полученного вектора1М*)"АПна горизонтальную ось.

Выясним, как изменяются величина и направление резуль­ тирующих фиктивных(MiY An,(MiTAnH действительного( М ^ пд,пмо­ ментов сил инерции ПДМ 1-го порядка. При вращении колен­ чатых валов вместе с ними в противоположных направлениях вращаются и жестко связанные с валами векторы (м*')ви(М*Т!’ Когда они одинаковы по величине (в случае идентичности верхних и нижних К Ш ) , вектор геометрической суммы(М^')ПАП всегда направлен по диагонали ромба, которая не меняет своего положения в пространстве. Так что вектор результи­ рующего фиктивного моменга(МхУАП сил инерции ПДМ 1-го по­ рядка двигателя с ПДП направлен вдоль пунктирной линии,

которая,

как

видно

из рис. 7.1, наклонена к горизонталь­

ной оси

под

углом

= 7°30'.

135


Величина этого момента изменяется от нуля (когда оба вектора направлены в противоположные стороны ) до наиболь­

шего значения (когда оба вектора

совпадают друг с другом).

Нетрудно найти эти положения.

Так

как векторы двигаются

с одинаковой угловой скоростью, а углы между

ними и

пунктирной линией одинаковы,

то они совпадут

на пунктир­

ной линии один раз, будучи оба направлены влево, и второй раз, когда направлены вправо вдоль этой линии. Противо­ положное направление векторы займут в положении, когда они окажутся перпендикулярными пунктирной линии. В случае равенства величин векторов их геометрическая сумма в этом положении равна нулю. Йели по величине векторы не равны, то результирующий вектор в этом положении достигает мини­

мального значения.

то годографом век­

Таким образом, если КПШ идентичны,

тора результирующего момента(Мх ) (геометрическим

местом

точек конца вектора) является прямая

линия. Веди механиз­

мы не идентичны,

то годографом получается эллипс,

большая

ось которого направлена по пунктирной

линии, а малая -

перпендикулярна

к ней (рис. 7.2).

 

 

Величина и направление вектора действительного резуль­ тирующего момента(М^)ПАПсил инерции ПДМ 1-го порядка

определится, если

повернуть фиктивный вектор(М*/)пдпна 90°

по часовой стрелке

и спроектировать полученный

вектор

(м;)ПАПна горизонтальную ось. Легко

видеть, что

мы придем

к тому же результату, если сначала

спроектируем вектор

(Мх ) на вертикальную ось, а затем проекцию этого вектора повернем по часовой стрелке на 90° (до совпадения с гори­ зонтальной осью). Таким образом, величина действительного результирующего момента сил инерции ЦДЛ 1-го порядка равна вертикальной проекции фиктивногов е к т о р а ’

Максимальное значение вертикальной проекции при иден­ тичности КШМ (рис. 7.1) легко находится графически как проекция на вертикальную ось наибольшего результирующего фиктивного вектора:

136