Файл: Болотин Ф.Ф. Динамика корабельных ДВС учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.06.2024
Просмотров: 144
Скачиваний: 0
Г Л А В А |
7 |
ВНЕШНЯЯ НЕУРАВНОВЕШЕННОСТЬ ДВИГАТЕЛЕЙ СО СЛОЖНОЙ КОМПОНОВКОЙ
§ 24. Определение внешней неуравновешенности
двигателей |
с противоположно движущимися |
. |
поршнями (ЛДП) |
В последние.годы широкое распространение получили двух тактные двигатели с противоположно движущимися поршнями (ПДП). Они обладают высокой агрегатной и удельной мощно стью, высокой форсировкой, хорошими весовыми показателя
ми.
Компоновка двигателя с ПДП в двухрядном исполнении (с четырьмя коленчатыми валами) или с расположением осей
цилиндров в виде треугольника (с тремя коленчатыми вала ми) или квадрата (ромба) позволяет получить двигатель большой агрегатной мощности и небольших габаритов (61, "Дельтик" и др.).
Рассмотрим принцип определения неуравновешенности двухвального рядного двигателя с ПДП. Такие двигатели выполня ются с односторонним или разносторонним вращением валов.
Каждый цилиндр двигателя с ПДП имеет два кривошипно-шатун ных механизма. Поршень одного из них управляет открытием выпускных, а другого - продувочных окон. Кривошипный механизм, связанный с "выпускным” поршнем,, опережает в своем движении кривошипный механизм, связанный с "проду вочным" поршнем на угол Ь в пределах 5-10° п.к.в. - у ре версивных и в пределах 10-15° п.к.в. - у нереверсивных двигателей. Оба коленчатых вала связаны кинематически шестеренчатой или иной передачей. Опережение "выпускного" механизма необходимо для обеспечения лучшего протекания процессов газообмена.
150
Наиболее полно вопрос об определении неуравновешенно сти двигателей с НДП разработан профессором Военно-мор ской орденов Ленина и Ушакова академии О.К.Найдеяко [8]
и профессором Ш И |
П.А.Истоминым [ б2 |
|
Двигатель с ПДП рассматривается как совокупность двух |
||
рядных двигателей, |
один из которых перевернут по |
отноше |
нию к другому. Неуравновешенность двигателя с ПДП |
можно |
определять как сумму неуравновешенностей каждого из этих двигателей в отдельности. Поэтому определение неуравнове шенности двигателя с ПДП производят в следующей последо вательности,
1.Определяют результирующие силы инерции и результи рующие моменты этих сил каждого двигателя по изложенному выше методу определения неуравновешенности для рядных двигателей. Как указывалось, многоцилиндровые двигатели практически являются уравновешенными по силам инерции (центробежным, ПДМ I и 2-го порядков). Поэтому практиче ски возникает вопрос только об определении неуравновешен ности по моментам от этих сил, который ниже и рассматри вается.
2.Путем суммирования результирующих фиктивных момен тов обоих двигателей определяют фиктивный^ результирующий момент всего двигателя с ПДП для исходного положения КШМ (первый кривошип коленчатого вала, связанный с "выпускным" поршнем, находится в в.м.т.), закон изменения этого момен та, закон изменения действительного неуравновешенного мо мента и его наибольшее (амплитудное) значение.
На величину и характер изменения результирующего момен та двигателя с ПДП влияет направление вращения коленчатых валов. Результаты оказываются разными при одностороннем и разностороннем вращении коленчатых валов, поэтому рас смотрим эти два случая отдельно. Будем для определенности
считать, что нижний К1Ш |
связан с выпускными |
окнами, как |
|
это имеет место на наших двигателях |
типа 61, |
Д Ю О (хотя |
|
такая компоновка вовсе |
не является |
обязательной;например, |
131
в двигателях "Гетаверкен" выпускные окна расположены в верхней части цилиндра и "выпускным" является верхний
КШМ).
За начало отсчета углов (времени) примем, как указы
валось„положение |
первого кривошипа нижнего ("выпускного") |
|
коленчатого вала |
во |
внутренней мертвой точке (в.м.т.) |
(рис. 7.1). Как |
уже |
говорилось, этот кривошип опережает |
с целью обеспечения лучшего протекания рабочих процессов
верхний |
("продувочный") кривошип на угол Д |
, так что в |
||
начальном положении последний не дошел до в.м.т. угол Д . |
||||
Определение |
неуравновешенности двигателя с ПДП |
|||
|
и разносторонним вращением валов |
|||
На рис. 7.1, показана схема такого двигателя. КШМ на |
||||
ходятся |
в исходном положении: нижний ("выпускной") - |
|||
в в.м.т. |
(<х |
=0) , верхний ("продувочный") |
- не дошел до |
|
в.м.т. угол |
А |
, который примем равным 15°. Порядок рабо |
||
ты цилиндров I-8-2-5-6-3-4-7. |
|
|||
Выше |
было |
установлено, что рядный двухтактный двига |
тель с таким порядком работы имеет относительную неуравно
вешенность по моментам |
центробежных сил и сил инерции ПДМ |
||||||
1-го |
порядка Hj |
= 0,131 при начальной фазе т|гх |
= |
67°30*, |
|||
а по |
моментам |
от |
сил инерции ПДМ 2-го порядка |
Н^= |
1,414 |
||
при |
фазе |
= |
-135°. |
|
|
|
|
Будем для простоты считать верхние и нижние КШМ кон |
|||||||
структивно одинаковыми. Тогда одинаковыми по величине |
|||||||
будут |
фиктивные |
результирующие векторы обоих двигателей: |
|||||
|
|
|
|
( М*г У = ( М х Т '> |
|
|
|
Их |
начальные |
( M ? N ( M ^ np. |
|
|
|||
фазы: |
|
|
|
||||
|
|
|
|
^ - |
% " р |
|
|
(см. кривошипные схемы "продувочного и "выпускного" валов на рис. 7.1).
132
Схелш. i -го поряЗка |
схема £-го порядка |
w *
Напомним, что начальная фаза - это угол между фиктив ным вектором момента (или совпадающим с ним вектором от носительной неуравновешенности) и первым кривошипом. По ложительное направление отсчета углов - против часовой стрелки.
Изобразим фиктивные моменты
под углами |
; 1 М Г Р - Я Г С а , |
|
|
|
||
илу1рк первым кривошипам. |
и |
С2, |
||||
Векторы |
фиктивных моментов приложены в точках |
|||||
лежащих на осях вращения коленчатых валов в плоскости |
|
|||||
приведения, |
т.е. посередине между осями крайних цилиндров. |
|||||
При вращении коленчатых валов вместе с ними вращаются |
|
|||||
жестко |
связанные с ними |
векторы |
фиктивных моментов, опере |
|||
жающие |
первые кривошипы |
на угол |
67°30* . Напомним, |
что |
для |
получения величины и направления истинных векторов резуль тирующих моментов необходимо векторы фиктивных моментов
повернуть на 90° |
по |
часовой стрелке и спроектировать их |
|||
на |
горизонтальную |
ось. |
|||
|
Так как вектор момента можно переносить параллельно |
||||
самому |
себе |
в любую |
точку* то перенесем векторСМ^'^в 'точ |
||
ку |
Сг |
(для |
удобства |
этот рисунок-вынесен). |
|
|
По правилу параллелограмма найдем геометрическую сумму |
(М*/)ПАП этих |
векторов, являющуюся результирующей фиктив |
ных моментов |
при начальном положении КИШ (о>.= 0). |
Отнесем теперь |
начальные |
фазы всех векторов |
( м П \ |
( м Г Г |
, ( м 1*,)ПАП |
к положению одного первого кривошипа "выпускного" колен чатого вала. Тогда начальные фазы, как видно из (рис.7.1), будут:
- для вектора
( М Л * — ■ - для вектора
)ПР— лу,пр(С*)=Ш'Ч'ф'т6-Д)= 1&0-(67°30’-i5o)= (27°30' .
134
Положительное направление отсчета углов - по направле нию вращения "выпускного" вала, т.е. против часовой стрел ки.
Геометрическая сумыа(М1 /)"АПимеет начальную фазул^"*",
которая в данном случае равна:
YinA"= ^ v |
< ^ =67030v 1гГЛ 0'-А 7Х = 9 7 о5ОЧ |
так как вектор |
(М*/'ГА П является диагональю ромба, делящей |
угол между сторонами пополам. Если КШЫ не одинаковы (на пример, нижний шатун длиннее верхнего), то ПДИ обоих ме ханизмов не одинаковы, поэтому
(м Г )'* (м Г Г
и вместо ромба получим параллелограмм, диагональ которого не делит угол пополам. В этом случае начальную фазу можно определить графически, измеряя угол между направлением
первого "выпускного" |
кривошипа |
и |
вектором(М-^^или анали |
|
тически. |
|
|
t ^ \ПДП |
резуль |
Истинная величина |
и направление вектора(M^) |
|||
тирующего момента сил |
инерции |
ПДМ |
1-го порядка |
двигателя |
с ПДП определяется путем поворота фиктивного вектора(Й*/)'иуп на 90° по часовой стрелке и проектирования полученного вектора1М*)"АПна горизонтальную ось.
Выясним, как изменяются величина и направление резуль тирующих фиктивных(MiY An,(MiTAnH действительного( М ^ пд,пмо ментов сил инерции ПДМ 1-го порядка. При вращении колен чатых валов вместе с ними в противоположных направлениях вращаются и жестко связанные с валами векторы (м*')ви(М*Т!’ Когда они одинаковы по величине (в случае идентичности верхних и нижних К Ш ) , вектор геометрической суммы(М^')ПАП всегда направлен по диагонали ромба, которая не меняет своего положения в пространстве. Так что вектор результи рующего фиктивного моменга(МхУАП сил инерции ПДМ 1-го по рядка двигателя с ПДП направлен вдоль пунктирной линии,
которая, |
как |
видно |
из рис. 7.1, наклонена к горизонталь |
ной оси |
под |
углом |
= 7°30'. |
135
Величина этого момента изменяется от нуля (когда оба вектора направлены в противоположные стороны ) до наиболь
шего значения (когда оба вектора |
совпадают друг с другом). |
||
Нетрудно найти эти положения. |
Так |
как векторы двигаются |
|
с одинаковой угловой скоростью, а углы между |
ними и |
||
пунктирной линией одинаковы, |
то они совпадут |
на пунктир |
ной линии один раз, будучи оба направлены влево, и второй раз, когда направлены вправо вдоль этой линии. Противо положное направление векторы займут в положении, когда они окажутся перпендикулярными пунктирной линии. В случае равенства величин векторов их геометрическая сумма в этом положении равна нулю. Йели по величине векторы не равны, то результирующий вектор в этом положении достигает мини
мального значения. |
то годографом век |
||
Таким образом, если КПШ идентичны, |
|||
тора результирующего момента(Мх ) (геометрическим |
местом |
||
точек конца вектора) является прямая |
линия. Веди механиз |
||
мы не идентичны, |
то годографом получается эллипс, |
большая |
|
ось которого направлена по пунктирной |
линии, а малая - |
||
перпендикулярна |
к ней (рис. 7.2). |
|
|
Величина и направление вектора действительного резуль тирующего момента(М^)ПАПсил инерции ПДМ 1-го порядка
определится, если |
повернуть фиктивный вектор(М*/)пдпна 90° |
||
по часовой стрелке |
и спроектировать полученный |
вектор |
|
(м;)ПАПна горизонтальную ось. Легко |
видеть, что |
мы придем |
|
к тому же результату, если сначала |
спроектируем вектор |
(Мх ) на вертикальную ось, а затем проекцию этого вектора повернем по часовой стрелке на 90° (до совпадения с гори зонтальной осью). Таким образом, величина действительного результирующего момента сил инерции ЦДЛ 1-го порядка равна вертикальной проекции фиктивногов е к т о р а ’
Максимальное значение вертикальной проекции при иден тичности КШМ (рис. 7.1) легко находится графически как проекция на вертикальную ось наибольшего результирующего фиктивного вектора:
136