Файл: Болотин Ф.Ф. Динамика корабельных ДВС учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.06.2024
Просмотров: 138
Скачиваний: 0
- силуРр^, передающуюся на остов двигателя и урав новешиваемую такой же силой давления газов, действующей на крышку бокового цилиндра.
Совершенно аналогично можно рассмотреть действие сил
инерции П Д М Р ^ на поршень бокового цилиндра, |
которые так |
же образуют крутящий и опрокидывающий моменты, |
складываю |
щиеся с моментами от сил давления газов, и, кроме того, |
свободную с и л у Р ^ , передающуюся на фундамент двигателя и вызывающую вибрации его как в вертикальном, так и в горизонтальном направлениях благодаря наклонному располо жению оси бокового цилиндра.
Центробежная сила инерции T?R действует здесь по направ лению радиуса кривошипа так же, как в обычном рядном дви гателе с нормальным КШМ, передается на фундамент и вызы вает вибрации двигателя в вертикальном и горизонтальном направлениях.
Вопросы для самоконтроля
1. Нарисуйте схему действия сил давления газов и их составляющих в нормальном КШМ, напишите выражения для нормальной, радиальной и горизонтальной составляющих.
2.Передаются ли силы давления газов на фундамент дви гателя?
3.Для чего служат анкерные связи и силовые шпильки в ДВС? Почему в двигателях ДОД, Д-Д2 и Д-43 нет анкерных
связей, а в двигателях 9Д, 37Д такие связи |
есть? |
|
|
Д. Откуда появляется крутящий момент, действующий на |
|
||
вал двигателя, и какой формулой он определяется? |
и на |
||
3. |
Что такое опрокидывающий момент, |
чему он равен |
|
что он действует? |
значениях а |
) |
|
6. |
При каких положениях вала (при каких |
||
крутящий момент от сил газов отрицательный и почему при |
|
||
этом |
вал двигателя вращается в положительном направлении? |
Д9
7. Нарисуйте схему действия сил инерции поступательно движущихся масс в нормальном КШМ и напишите выражения для всех составляющих этих сил и их моментов.
8. При каких положениях вала составляющие сил инерции
иих моменты изменяют направление действия и сколько раз за каждый оборот коленчатого вала?
9.Передаются ли на фундамент двигателя силы инерции?
10.Как действуют в КШМ центробежные силы инерции?
11.Какие вибрации двигателя возникают в результате дей ствия сил инерции?
12.Как взаимодействуют между собой силы газов и силы инерции поступательно движущихся масс, а также крутящие
иопрокидывающие моменты этих сил?
13.Каковы особенности действия сил давления газов и инерции в КИ1М ДВС с ПДП при одностороннем и разносторон нем вращении валов?
14.Какова особенность действия сил давления газов и инерции в КШМ с прицепным шатуном?
Г Л А В А 4
ДВИЖУЩИЕ, НОРМАЛЬНЫЕ, РАДИАЛЬНЫЕ И КАСАТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ В ДВИГАТЕЛЕ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
§13. Определение движущих сил, действующих на поршень одного цилиндра, в зависимости от угла поворота коленчатого вала
Движущими силами называют суммарные усилия, приложен ные к поршню в рабочем цилиндре двигателя.
Суммарное результирующее усилие Р , действующее на пор шень, складывается из силы давления газов со стороны рабо
50
чей полости цилиндра Р ц |
, силы атмосферного давления со |
||
стороны картера Р 0 , силы |
инерции приведенных |
к |
оси поршне |
вого пальца поступательно движущихся массР} |
|
, силы веса |
поступательно движущихся частей кривошипно-шатунного меха низмаР йи приведенных к поршню сил трения Ртр
Принято считать силы, действующие на поршень, положи тельными, если они направлены к оси коленчатого вала, м отрицательными, если они направлены от оси. Тогда резуль
тирующая сила, приложенная к поршню, |
определяется |
алгеб |
раической суммой. |
кгс . |
(4.1) |
Р = Р ч*-Ро+Рл+Р6+Ртр |
Отнесем все силы равентва (4.1), выраженные в кгс, к пло щади поршня двигателяF n ; получим приложенное к поршню от носительное результирующее усилие и все его составляющие,
имеющие |
размерность давления: |
кгс/сма . |
(4.2) |
Силы |
P= Pu1+ Po+ Pj+ Pa'v'pTp |
||
трения, зависящие от очень |
многих факторов |
и еще |
малоизученные, в динамических расчетах двигателей не учи
тываются, |
а силами веса пренебрегают ввиду |
их малости |
||
(обычно величина О“ |
0,2 кгс/см2-, что явно малоГ) |
даже по |
||
сравнению |
с атмосферным |
давлением р 0= 1,0 |
кгс/см |
). По |
этому результирующую силу, приложенную к поршню, практи чески находят как алгебраическую сумму только трех состав ляющих:
|
P=Pu,+P0+Pj |
кгс/смг . |
(4 .3) |
Определять значения этих сил |
в зависимости от положения |
||
поршня S n |
и угла поворота коленчатого |
вала ос (Snпере |
|
мещение поршня от верхнего крайнего положения) удобно |
|||
графическим |
методом, суть которого можно пояснить по |
рис. 4.1, где для примера взята теоретическая индикатор ная диаграмма четырехтактного двигателя с наддувом, полу ченная в результате расчета раоочего процесса. Эта диаграм ма определяет значения давления в рабочей полости цилиндра кгс/см*-в зависимости от такта раоочего цикла и от по ложения ииршня (поскильку ход ииршня определяется отрезком
51
'Рис. 4.1. Графический метод определения движущих сил.
оси обсцисс между |
объемами камеры сжатия Vc и |
полным объе |
мом цилиндра Va ). |
расчете двигателя наиболее |
значительные |
В динамическом |
результирующие силы, действующие на поршень, определяются участками индикаторной диаграммы для процессов сжатия и расширения, а при определении менее существенных резуль тирующих сил для процессов выпуска и впуска для упрощения
можно принимать |
давление в цилиндре |
|
|
||||
|
|
|
|
ри.*= -ки^ — |
кгс/см4, |
(4Л) |
|
где |
Рн х. _ |
Условное среднее |
значение давления в ци |
||||
|
Рки,И Рг |
- |
линдре при насосных ходах поршня; |
||||
|
расчетные величины |
давления в |
цилиндре в |
||||
Нанесем |
|
|
процессах впуска и выпуска. |
отрезок |
|||
линиюрнл на индикаторную диаграмму; |
|||||||
диаграммы |
будет |
определять давление рц в процессах впуска |
|||||
и выпуска. Проведем на этом графике линию постоянного |
|||||||
атмосферного давления р0 = I кгс/см |
; отрезки |
ординат |
|||||
между |
кривыми |
процессов расширения z-t) , выпуска и впуска |
|||||
r-cu |
сжатия a -с , составляющими |
индикаторную диаграмму, |
и прямой атмосферного давления определяют значение разно сти давлений на поршень рц-р0 при соответствующих положе ниях поршня S n .
Для определения относительных результирующих силР, действующих на поршень в этих положениях, согласно форму ле (4.3) необходимо еще прибавить или вычесть силы инер цииР} , в зависимости от их знака. Как видно из аналити
ческого |
выражения, |
|
|
|
4 .(5 ) |
Силы pj |
Pj = - m - Rcoz(cos<x+Acos2 oO . |
|
|||
являются отрицательными в начале хода |
поршня (при |
||||
et, = 0 направлены вверх |
от |
оси коленчатого Бала) и |
поло |
||
жительными в конце (при |
a |
= 180° направлены |
вниз |
к оси |
коленчатого вала). Следовательно, при движении поршня от верхнего крайнего положения вниз, например в процессе
53
расширения, |
силы инерции Pj сначала ослабляют действие |
|||||||||||
сил давления газов, а затеи, наоборот, усиливают его. |
||||||||||||
Кривую зависимости |
сил инерции Pj |
от перемещения |
порш |
|||||||||
ня S n можно |
построить известным графическим |
методом |
Толле. |
|||||||||
Для удобства же графического суммирования разности давле |
||||||||||||
ний рц-Ро |
и сил инерцииPj |
последние |
нужно |
строить |
на |
|||||||
диаграмме P=f(Sn) с обратным |
|
знаком, |
откладывая |
их значе |
||||||||
ния не от оси абсцисс, а от линии атмосферного |
давления р0. |
|||||||||||
Отложим |
из точек |
А |
и В |
, лежащих |
на прямой атмосфер |
|||||||
ного давления р0 по |
перпендикулярам, отрезки |
AC=mjRu?(i+A.') |
||||||||||
и BD=tnjRa/(Hl^» равные экстремальным |
значениям сил инер |
|||||||||||
ции Pj |
в крайних положениях поршня при |
о. = 0 и 180°, взя |
||||||||||
тым с обратным |
знаком. Соединим точки С |
и Б |
прямой |
линией |
||||||||
и из точки пересечения_ее с линией атмосферного давленияЕ |
||||||||||||
опустим перпендикуляр |
части |
и |
соединив |
. Разделив |
прямые C F |
|||||||
и F D яа |
четыре |
равные |
одноименные точки |
|||||||||
деления 1,2 и 3 вспомогательными прямыми линиями, проведем |
||||||||||||
из точек С |
и Б |
касательную |
к этим прямым. Полученная |
|||||||||
парабола С |
представляет собой |
зависимостьPj=f(Sn') на уча |
стке всего хода поршня.
Отрезки ординат графика между линиями процессов на
индикаторной диаграммеz - t ,Ct-r ,а - С |
и кривой сил |
|
инерции Pj дают значения результирующего |
усилия в |
зависи |
мости от перемещения поршня $ п • Для определения |
знака]? |
удобно применять следующее правило: результирующая сила, действующая на поршень двигателя, определяется вектором, проведенным на графике от линии какого-либо процесса на индикаторной диаграмме до кривой сил инерции поступатель но движущихся масс; эта сила положительная, если указан ный вектор направлен вверх, и отрицательная, если вектор направлен вниз.
Теперь мы видим, что термин "движущие силы", принятый для определения результирующих сил, действующих на поршень, вообще говоря, не является вполне удачным, так как он от ражает физическую сущность этих сил только в той части
54