Файл: Болотин Ф.Ф. Динамика корабельных ДВС учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2024

Просмотров: 137

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

рабочего цикла двигателя, где они способствуют движению поршня в заданном направлении вращения вала (например, в

такте расширения при рабочем ходе поршня).

(например,

В другой значительной части рабочего цикла

в такте

сжатия) эти силы действуют на поршень

в сторону,

обратную

его движению,

и, следовательно, "движущими" вовсе

не являются. Тем не менее, учитывая, что этот

термин

встречается в

учебной

литературе, будем далее

называть

результирующие

силы р

, действующие на поршень

двигателя,

движущими

силами.

Для динамического расчета двигателя нужно знать законо­

мерности

изменения движущихся сил р в зависимости от угла

поворота

вала ос , т.е. построить график P=-f(a.). Значения

Р(а) легко определяются по графику P = f ( 5 n') на рис. 4.1

с помощью графического перестроения Брикса. Для этого на

отрезке оси абсцисс, равном

ходу поршня S , опишем поду-

_ 5

с центром 0, расположенным по­

окружность радиусом Ч--р

средине хода поршня (на рис. 4.1 для большей наглядности указанное построение вынесено вниз). Из центра 0 в сторо­ ну перемещения поршня к нижнему крайнему положению отло­ жим в принятом масштабе m s отрезок 00/, равный поправке Брикса на конечную длину шатуна:

0 0 = ^ - = ^ - см .

(4.6)

Из полученной точки 0 проведем вспомогательную внутрен­ нюю окружность произвольного радиуса и разделим ее на рав­ ные промежутки углов поворота вала: 5, 10, 15 или 20° (чем меньше Дсх , тем точнее построение графика движущих сил).

Для удобства расчета величину Дс*. надо брать кратной углу между смежными вспышками а 0 .

Проводя лучи из точки 0' до пересечения с основной окружностью радиуса R и ьос танавливая перпендикуляры из точек пересечения до линии индикаторной диаграммы для рас­ сматриваемого процесса, получим векторы движущих сил при

55


значениях» , соответствующих градусной шкале, разбитой на вспомогательной внутренней окружности. За начало отсче­

та углов а

 

удобно принять положение поршня и колена вала

в в.м.т. в начале такта расширения (хотя это вовсе не

обязательно). Исходя из этого начального положения, на

рис. 4.1 для примера показано определение движущих

 

сил

Л* ,„о

в процессе

расширения

и Р(*=-58о0 в процессе

впус-

ка. Как видим, согласно

вышеприведенному правилу,сила

V&-W0 , направленная

вниз, имеет

знак "плюс",

а Р Л=зад°,

направленная вверх,

- знак

"минус".

 

через выбранные

про­

Поступая

 

точно так же для всех сх

 

межутки Дос

 

от 0 до 720°для четырехтактных двигателей и

от 0

до

360°

для двухтактных, получим значения движущих

сил Р

 

для

всего рабочего

цикла

(табл. 3). Заметим, что

при сх = 0

и

180° получим двойные значения движущих сил

Р(о0 в

тактах расширения и сжатия,

соответствующие

точкамС)

 

С теоретической индикаторной диаграммы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и

ц

а

3

 

Значения движущих

сил Р

в зависимости

от

угла

 

 

 

 

 

поворота коленчатого

вала

 

 

 

 

Такты

 

 

Расширение

 

 

Выпуск

 

 

сх

град

 

0

 

10

170

180

180 190.

. .350 360

р

кгс/смг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Такты

 

 

Впуск

 

 

 

 

Сжатие

ос

град

 

360

370

530

540

540 550.

. .710 720

р

кгс/смг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По

данным

табл.З строится диаграмма движущих

сил p=-f(<*)

на миллиметровке размером

около

20x40

см (в качестве

ыас-

56


штабов р и « вполне достаточно принять т р= 4+5 -Г^

с— и

т Л =

10+20 град/см).

вид

Для

четырехтактного двигателя график p=f(a) имеет

кривой, представленной на рис. 4.2. В двухтактном двигате­ ле отсутствуют такты выпуска и впуска, поэтому график

Рис. 4.2. График движущих сил P =i(a)

для

четырехтактного

двигателя

 

р =f(а)отличается от кривой

на

рис. 4.2 только отсутст­

вием участков в пределах а

от

IbO до 360° и

от 360 до

540°.

 

 

 

§ 14. Расчет и построение графиков изменения нормальных, радиальных и касательных сил в зависимости от угла поворота

коленчатого вала

Значения нормальных п , радиальных z

и касательных 4

сил,

отнесенных

к I см площади поршня Fn

для одного цилин­

дра

двигателя,

определяются уже известными формулами:

 

 

n=p-tgjb

кгс/см2 ;

(4.7)

57

 

 

 

cosCoHfl)

КГс/сМг;

(4.8)

 

 

 

P

COSjb

 

 

4--n Sin(oUft)

кгс/см *

(4.9)

 

 

t

P

COSjb

 

 

 

 

 

где

p

- движущее

усилие, отнесенное к I

см2площади

 

ocnjb

поршня;

 

коленчатого вала и

отклонения

 

- углы поворота

 

 

шатуна от

оси

цилиндра,

град.

 

Для построения графиков изменения нормальных, радиаль­ ных и касательных сил в зависимости от угла поворота ко­ ленчатого вала удобно воспользоваться табличной формой их расчета через выбранные при определении движущих сил про­ межутки углов поворота валаДсх . В табл. Д для примера дана такая форма расчета n,z и t для одного цилиндра про­ стого однорядного четырехтактного двигателя с нормальным кривошипно-шатунным механизмом. Необходимые для вычисле­

ний

исходные

значения

движущих

сил р берутся из табл. 3

для

графика

p=-f(oO

, а

тригонометрические функции

 

4-г.О.

 

cosCcH-.fi)

w

sin (ot~vfi)

 

 

cosjb

 

cosjb

даются в справочных таблицах (см. прилок. 2) в зависимости

от угла поворота вала а

и принятого отношения Л . Зна­

чения движущих сил р и

тригонометрических функций

cos(cHfi)

sinC«+fi)

cosjb

cosfi

должны быть записаны в расчетную таблицу обязательно со

своими

знаками.

значений n,z и t в

Для

двухтактных двигателей расчет

табл.

Д производится только до сх =

360°.

58


 

 

 

Т а

б л и ц а

4

Расчет нормальных, радиальных и касательных

 

 

 

сил одного

цилиндра

 

 

Исходные

и

вычисляемые

Углы поворота

коленчатого

 

величины

вала,

град

 

--------- --------------

О 10 20...360...710

720

р кгс/см

 

 

 

 

n-=pigj3

кгс/см2

 

 

 

 

 

кгс/с“2

 

 

 

£=р

 

кгс/сме

 

 

 

По данным расчетной табл. 4 строятся совмещенные гра­ фики нормальных, радиальных и касательных сил, которые изображаются на миллиметровке размером около 20x40 см в одном и том же масштабе

т "А* = (1+4)

m a = (10+20) - М _ .

Для простого однорядного четырехтактного двигателя гра­

фики n=f(a) , z*f(cO и

имеют вид, представленный

на рис. 4.3.

такты впуска и выпуска отсут­

В двухтактных двигателях

ствуют и кривые п(а) ,z(cO и-Ь(сОне имеют соответственно

участков в пределах изменения от, 180°до 360° и от 360°до

540°.

Заметим, что функции n=p tqjb и t=p всегда cosJb

однозначны. Уто может служить критерием правильности рас­

чета и построения соответствующих графиков n=-f(cx)

(оО.

При а

, равном

0°,180°и 360°, кривая z=f(ot) имеет

ступен­

чатые

переходы,

соответствующие вышеуказанным двойным зна­

чениям

движущих

сил р .

 

55