Файл: Болотин Ф.Ф. Динамика корабельных ДВС учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.06.2024
Просмотров: 137
Скачиваний: 0
рабочего цикла двигателя, где они способствуют движению поршня в заданном направлении вращения вала (например, в
такте расширения при рабочем ходе поршня). |
(например, |
|||
В другой значительной части рабочего цикла |
||||
в такте |
сжатия) эти силы действуют на поршень |
в сторону, |
||
обратную |
его движению, |
и, следовательно, "движущими" вовсе |
||
не являются. Тем не менее, учитывая, что этот |
термин |
|||
встречается в |
учебной |
литературе, будем далее |
называть |
|
результирующие |
силы р |
, действующие на поршень |
двигателя, |
движущими |
силами. |
Для динамического расчета двигателя нужно знать законо |
|
мерности |
изменения движущихся сил р в зависимости от угла |
поворота |
вала ос , т.е. построить график P=-f(a.). Значения |
Р(а) легко определяются по графику P = f ( 5 n') на рис. 4.1 |
с помощью графического перестроения Брикса. Для этого на
отрезке оси абсцисс, равном |
ходу поршня S , опишем поду- |
_ 5 |
с центром 0, расположенным по |
окружность радиусом Ч--р |
средине хода поршня (на рис. 4.1 для большей наглядности указанное построение вынесено вниз). Из центра 0 в сторо ну перемещения поршня к нижнему крайнему положению отло жим в принятом масштабе m s отрезок 00/, равный поправке Брикса на конечную длину шатуна:
0 0 = ^ - = ^ - см . |
(4.6) |
Из полученной точки 0 проведем вспомогательную внутрен нюю окружность произвольного радиуса и разделим ее на рав ные промежутки углов поворота вала: 5, 10, 15 или 20° (чем меньше Дсх , тем точнее построение графика движущих сил).
Для удобства расчета величину Дс*. надо брать кратной углу между смежными вспышками а 0 .
Проводя лучи из точки 0' до пересечения с основной окружностью радиуса R и ьос танавливая перпендикуляры из точек пересечения до линии индикаторной диаграммы для рас сматриваемого процесса, получим векторы движущих сил при
55
значениях» , соответствующих градусной шкале, разбитой на вспомогательной внутренней окружности. За начало отсче
та углов а |
|
удобно принять положение поршня и колена вала |
||||||||||||
в в.м.т. в начале такта расширения (хотя это вовсе не |
||||||||||||||
обязательно). Исходя из этого начального положения, на |
||||||||||||||
рис. 4.1 для примера показано определение движущих |
|
сил |
||||||||||||
Л* ,„о |
в процессе |
расширения |
и Р(*=-58о0 в процессе |
впус- |
||||||||||
ка. Как видим, согласно |
вышеприведенному правилу,сила |
|||||||||||||
V&-W0 , направленная |
вниз, имеет |
знак "плюс", |
а Р Л=зад°, |
|||||||||||
направленная вверх, |
- знак |
"минус". |
|
через выбранные |
про |
|||||||||
Поступая |
|
точно так же для всех сх |
|
|||||||||||
межутки Дос |
|
от 0 до 720°для четырехтактных двигателей и |
||||||||||||
от 0 |
до |
360° |
для двухтактных, получим значения движущих |
|||||||||||
сил Р |
|
для |
всего рабочего |
цикла |
(табл. 3). Заметим, что |
|||||||||
при сх = 0 |
и |
180° получим двойные значения движущих сил |
||||||||||||
Р(о0 в |
тактах расширения и сжатия, |
соответствующие |
точкамС) |
|||||||||||
|
С теоретической индикаторной диаграммы. |
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и |
ц |
а |
3 |
|
|
Значения движущих |
сил Р |
в зависимости |
от |
угла |
|
||||||||
|
|
|
|
поворота коленчатого |
вала |
|
|
|
|
|||||
Такты |
|
|
Расширение |
|
|
Выпуск |
|
|
||||||
сх |
град |
|
0 |
|
10 |
170 |
180 |
180 190. |
. .350 360 |
|||||
р |
кгс/смг |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Такты |
|
|
Впуск |
|
|
|
|
Сжатие |
||||||
ос |
град |
|
360 |
370 |
530 |
540 |
540 550. |
. .710 720 |
||||||
р |
кгс/смг |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
По |
данным |
табл.З строится диаграмма движущих |
сил p=-f(<*) |
|||||||||||
на миллиметровке размером |
около |
20x40 |
см (в качестве |
ыас- |
56
штабов р и « вполне достаточно принять т р= 4+5 -Г^ |
с— и |
|
т Л = |
10+20 град/см). |
вид |
Для |
четырехтактного двигателя график p=f(a) имеет |
кривой, представленной на рис. 4.2. В двухтактном двигате ле отсутствуют такты выпуска и впуска, поэтому график
Рис. 4.2. График движущих сил P =i(a) |
для |
||
четырехтактного |
двигателя |
|
|
р =f(а)отличается от кривой |
на |
рис. 4.2 только отсутст |
|
вием участков в пределах а |
от |
IbO до 360° и |
от 360 до |
540°. |
|
|
|
§ 14. Расчет и построение графиков изменения нормальных, радиальных и касательных сил в зависимости от угла поворота
коленчатого вала
Значения нормальных п , радиальных z |
и касательных 4 |
|||
сил, |
отнесенных |
к I см площади поршня Fn |
для одного цилин |
|
дра |
двигателя, |
определяются уже известными формулами: |
||
|
|
n=p-tgjb |
кгс/см2 ; |
(4.7) |
57
|
|
|
cosCoHfl) |
КГс/сМг; |
(4.8) |
|
|
|
|
P |
COSjb |
||
|
|
4--n Sin(oUft) |
кгс/см * |
(4.9) |
||
|
|
t |
P |
COSjb |
|
|
|
|
|
|
|||
где |
p |
- движущее |
усилие, отнесенное к I |
см2площади |
||
|
ocnjb |
поршня; |
|
коленчатого вала и |
отклонения |
|
|
- углы поворота |
|||||
|
|
шатуна от |
оси |
цилиндра, |
град. |
|
Для построения графиков изменения нормальных, радиаль ных и касательных сил в зависимости от угла поворота ко ленчатого вала удобно воспользоваться табличной формой их расчета через выбранные при определении движущих сил про межутки углов поворота валаДсх . В табл. Д для примера дана такая форма расчета n,z и t для одного цилиндра про стого однорядного четырехтактного двигателя с нормальным кривошипно-шатунным механизмом. Необходимые для вычисле
ний |
исходные |
значения |
движущих |
сил р берутся из табл. 3 |
||
для |
графика |
p=-f(oO |
, а |
тригонометрические функции |
||
|
4-г.О. |
|
cosCcH-.fi) |
w |
sin (ot~vfi) |
|
|
|
’ |
cosjb |
|
cosjb |
даются в справочных таблицах (см. прилок. 2) в зависимости
от угла поворота вала а |
и принятого отношения Л . Зна |
чения движущих сил р и |
тригонометрических функций |
cos(cHfi) |
sinC«+fi) |
cosjb |
cosfi |
должны быть записаны в расчетную таблицу обязательно со
своими |
знаками. |
значений n,z и t в |
Для |
двухтактных двигателей расчет |
|
табл. |
Д производится только до сх = |
360°. |
58
|
|
|
Т а |
б л и ц а |
4 |
Расчет нормальных, радиальных и касательных |
|
||||
|
|
сил одного |
цилиндра |
|
|
Исходные |
и |
вычисляемые |
Углы поворота |
коленчатого |
|
|
величины |
вала, |
град |
|
|
--------- -------------- |
О 10 20...360...710 |
720 |
|||
р кгс/см |
|
|
|
|
|
n-=pigj3 |
кгс/см2 |
|
|
|
|
|
|
кгс/с“2 |
|
|
|
£=р |
|
кгс/сме |
|
|
|
По данным расчетной табл. 4 строятся совмещенные гра фики нормальных, радиальных и касательных сил, которые изображаются на миллиметровке размером около 20x40 см в одном и том же масштабе
т "А* = (1+4) |
m a = (10+20) - М _ . |
Для простого однорядного четырехтактного двигателя гра |
|
фики n=f(a) , z*f(cO и |
имеют вид, представленный |
на рис. 4.3. |
такты впуска и выпуска отсут |
В двухтактных двигателях |
|
ствуют и кривые п(а) ,z(cO и-Ь(сОне имеют соответственно |
участков в пределах изменения от, 180°до 360° и от 360°до
540°.
Заметим, что функции n=p tqjb и t=p всегда cosJb
однозначны. Уто может служить критерием правильности рас
чета и построения соответствующих графиков n=-f(cx) |
(оО. |
||
При а |
, равном |
0°,180°и 360°, кривая z=f(ot) имеет |
ступен |
чатые |
переходы, |
соответствующие вышеуказанным двойным зна |
|
чениям |
движущих |
сил р . |
|
55