Файл: Болотин Ф.Ф. Динамика корабельных ДВС учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.06.2024
Просмотров: 135
Скачиваний: 0
и по направлению по гармоническим законам с круговой ча стотой, равной угловой скорости вала. Поэтому силыР„ иРк вызывают вибрации двигателя на фундаменте с этой же часто той, соответственно в вертикальном и горизонтальном на правлениях.
Итак, в отношении внешнего воздействия силы инерции образуют:
- суммарную инерционную силу Pj+PR , действующую по оси цилиндра двигателя и стремящуюся попеременно отры вать и прижимать двигатель к фундаменту:
-инерционную силу Р* , действующую в горизонталь ном направлении и стремящуюся попеременно смещать двига тель на фундаменте вправо или влево;
-крутящий момент M KpJ , действующий на вал, попере
менно ослабляющий или усиливающий действие М кр; - опрокидывающий момент М опр , действующий на фунда
мент двигателя, попеременно ослабляющий или усиливающий действие Мо„р.
§II. Особенности действия сил давления газов
иинерции в ДВС с ПДП
I. Действие сил давления газов
£двигателях с противоположно движущимися поршнями си
лы давления газов Р г |
в равной мере действуют на выпускной |
и продувочный поршни |
(рис. ЗЛ). Дальнейшая схема переда |
чи усилий на детали "выпускного" (нижнего) и "продувочно
го" |
(верхнего) К Ш |
совершенно аналогична |
вышерассмотрен |
ной |
схеме действия |
сил Р г в нормальном КШМ. |
силы Р г , при |
|
Две равные и противоположно направленные |
||
ложенные в точках |
0В и 0П к осям "выпускного" и "продувоч |
||
ного" коленчатых валов, через коренные подшипники пере |
|||
даются на остов двигателя, растягивают блок |
цилиндров, но |
40
Рис. З Л . |
Схема действия сил Рг в ДВС с ПДП: |
|||
а) |
при |
одностороннем |
вращении |
валов; |
б) |
при |
разностороннем |
вращении |
валов. |
на фундамент двигателя не передаются, так как уравновеши вают друг друга. Касательные и нормальные составляющие этих сил образуют крутящие и опрокидывающие моменты:
41
- для |
"выпускного" КШМ |
„ 51П(СТ+Й«) |
|
|
_ |
|
(3 -9) |
||
М кр6=-Мопрй=ГТ’г8^6= Рг^п |
cos^bB |
КГС‘СМ » |
||
- для "продувочного” КШМ |
|
|
|
|
W >r p f - M ^ n° T r„Rn= P rR„>- "(“^'',) |
кгс-см. |
3 (.1 0 ) |
В силу опережения выпускного вала на угол Л средний крутящий момент за полный рабочий цикл на выпускном валу получается больше, чем на продувочном валу. Чем больше величина угла А , тем больше разница между двумя момен тами. Так, при А = 10° имеет место следующее их соотно шение:
|
м^р e=o,7s: |<р - |
|
|
г |
п= |
М |
кр , |
где 1 М кр |
- суммарный |
крутящий |
момент на обоих валах |
двигателя.
Соответственно отличаются и опрокидывающие моменты от нормальных сил Л1г6и N r п , которые и в этом случае равны крутящим моментам и направлены им противоположно. При одностороннем вращении валов (рис. 3.4,а) крутящие и опро кидывающие моменты, возникающие в выпускном и продувочном КШЫ, действуют в одну сторону, а-при разностороннем враще нии валов (рис. 3.4,6) - в противоположные стороны. Как
видно из этих рисунков, действие нормальных |
с ил Ы гви М гп |
на втулку цилиндра в указанных двух случаях |
существенно |
отличается: при разностороннем вращении валов нагрузка |
втулки |
более тяжелая. |
* |
2. Действие сил инерции ПДМ |
Силы |
инерции Pj ви Pjп , приложенные соответственно к |
выпускному и продувочному поршням, а затем и к осям обоих коленчатых валов (рис. 3.5 а,б), через подшипники валов передаются на остов двигателя и действуют всегда в проти воположные стороны. В отличие от сил давления газов силы
42
инерцииPjg и Pjn благодаря различию в величинах н а о с т р и
гп:J П |
, отношений А.я,Д.п и наличию угла опережения Л отлича- |
|
О |
ются друг от друга по величине:
PjB=-nijbRBuj2(c05a+^6c052cx) кгс;
p jft= - m jn-Rn u)2-[co5(a-^+7lnC0s2(a-A')] кгс. (3.II)
Рис. 3.5. Схема действия |
сил Pj в ДВС с ПДП: |
|
а) |
при одностороннем вращении валов; |
|
б} |
при разностороннем |
вращении валов |
43
Поэтому эти силы уравновешиваются через остов двигателя лишь частично, а результирующая сила, равная разности их, передается на фундамент, вызывая вибрации в направлении оси цилиндра. В то же время силыТ] 6 ,Tj п и N j ,Njп соот ветственно образуют крутящие и опрокидывающие моменты, по переменно ослабляющие или усиливающие действие моментов от сил давления газов.
3. Действие сил инерции ВМ
Центробежные силы инерцииР„ ъ иРвп , приложенные к вы пускному и продувочному коленчатым валам и далее к остову двигателя, благодаря различию величин приведенных вращаю щихся масс,т„6 ,т„п отличаются по величине:
PRft=-m |
RbCx,aRfe |
К Г С > |
(3.12) |
РВп=— |
Рп |
кгс . |
Поэтому даже при строго противоположных положениях криво
шипов "выпускного" и "продувочного" валов |
по |
оси цилиндра |
в случае отсутствия опережения Д = О эти |
две |
силы уравно |
вешиваются через остов двигателя лишь частично, а резуль тирующая сила передается на фундамент. При других произ вольных положениях кривошипов и Д У 0 обе силы имеют вертикальные и горизонтальные составляющие, изменяющиеся по гармоническим законам (3.7, 3.8). При одностороннем вращении валов (рис. 3.6,а) вертикальные и горизонтальные составляющие в значительной мере компенсируют друг друга и лишь небольшая часть их передается на фундамент двигате ля, вызывая вибрации в вертикальном и горизонтальном на правлениях. Однако при этом горизонтальные составляющие образуют большие инерционные моменты M s , действующие на истов двигателя. При разностороннем вращении валов (рис. 3.6,6) вертикальные составляющие также частично ком пенсируются, а горизонтальные составляющие складываются и образуют значительные периодически изменяющиеся резуль-
тирующие силы, действующие на остов двигателя в попереч ном направлении.
Рис. 3.6. Схема действия |
сил P R в ДВС. с ДДП: |
а) при одностороннем вращении валов; |
|
б) при разностороннем |
вращении валов |
45
§12. Действие сил давления газов и инерции
вКИШ с прицепным шатуном
Рассмотрим действие силы давления газов Р г ^на поршень бокового цидиндра с прицепным шатуном (рис. 3.7).
Разложим сидуРг1(на составляющие Кг^и N rt, действующие по оси прицепного шатуна и перпендикулярно к стенке боко вого цилиндра:
./ |
Pri |
к гс ' |
|
||
N rt= P rit g . K |
(з.13) |
||||
кго. |
|||||
СилуKrtперенесем по линии ее действия к оси прицепного |
|||||
пальца С и затем приведем ее к |
оси |
шатунной шейки валаА. |
|||
Полученная пара сил Кг^с плечом |
h |
приложена к главному |
|||
шатуну, поскольку точки А |
и С7 одновременно принадлежат |
||||
и ему. Заменим момент пары сил Неэквивалентным моментом |
|||||
пары сил М е , приложенных |
в точке А |
й в точке Б |
, также |
||
принадлежащей главному шатуну, т.е. |
принимаем: |
|
|||
N,/4 V,<= |
K r t h |
- |
|
(3.14) |
Момент этой пары стремится изогнуть главный шатун и, кроме того, прижимает поршень в главном цилиндре к стенке, вызы вая дополнительные нормальные усилия Nrl на стенки глав ного цилиндра. Таким образом, уже из сказанного следует, что главный шатун воспринимает нагрузки не только от сил, действующих на свой поршень, но также и от сил, действую щих на поршень в боковом цилиндре v -образного двигателя или на несколько поршней в боковых цилиндрах с прицепными шатунами звездообразного двигателя. Поэтому, несмотря на то что благодаря большему ходу поршня в цилиндрах с при цепными шатунами развивается обычно и большая мощность, главные питуны делаются всегда более массивными и прочны ми, чем прицепные шатуны. Кроме того, ввиду дополнитель ных нормальных нагрузок стенки главного цилиндра и пор шень подвергаются повышенному износу.
46
2
Рис. 3.7. Схема действия сил давления |
газов р е в |
КШМ с прицеп |
ным шатуном (.индекс " г " для |
упрощения |
опущен) |
47
Найдем выражение для указанной дополнительной нормаль
ной |
силы |
|
Плечо h |
пары |
сил Кг,,определяется из черте |
||
жа: |
h = r slnx^ rsin(j\-jbi) = r > |
так, как из |
|||||
треугольниковБ Е А иО Е В |
|
|
|
||||
или |
|
|
|
.г- A E B = z .0EB |
|
||
|
|
|
180o- V j b i = ^ 0 ° - ^ - j b |
||||
|
|
|
|
||||
Плечо |
h, |
пары |
сил N ri |
|
|
|
|
Следовательно, |
h,= Lcosjb. |
|
|||||
с учетом |
(3.14) |
|
г» PrjSlnCft-^^-Tlr) |
||||
N' |
_ |
Kri H _ |
|
|
|||
|
14 |
|
h, |
cosj\ L cosjb |
L. |
cosjh cosjb^ |
Как видно, величина этой силы определяется основными кине
матическими |
параметрами КШМ с прицепным шатуном г ,u |
,jb^, |
|
,У . В |
свою очередь, угол |
зависит от длины прицеп |
|
ного шатуна I , являющейся также |
основным параметром |
этого |
|
Поэтому при выборе параметров прицепного КШМ V , t |
Tf^ стремятся обеспечить возможно меньшие величины допол нительных нормальных сил N,-^.
С другой |
стороны, разложение силКг4и Ы г4<, приложенных |
в точке А |
, дает соответствующие касательные и радиаль |
ные составляющие, которые образуют результирующие силы:
,.-Tri-Trt_ P r<. |
соъ^ |
|
■+ N |
кгс; |
|||
' гЧ~ |
|
|
|
|
|
Jrlcosa |
|
|
Z>n~ |
|
СО&К + А ) |
|
|||
Zri~ |
|
Г1 |
cosjb, |
y- N r i SlMO( КГС. (3.16) |
|||
|
Z r 4“ P, |
|
вала в точку О |
||||
Если привести эти силы к оси |
коленчатого |
||||||
то получим: |
|
момент |
|
|
|
|
|
- крутящий |
|
|
|
(3.17) |
|||
|
|
|
l < p = T riR |
КГС- с м |
-опрокидывающий моменз
Мопр* ,-Н ко
48