Файл: Акимов Б.Н. Экономическая эффективность концентрации производства в рыбной промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.07.2024
Просмотров: 158
Скачиваний: 2
сетей в среднем в 10 раз меньше, чем хлопчатобумажных (обычных). Куралоновые сети требуют замены в среднем на 9%, в то время как хлопчатобумажные сети — почти на 50% *.
Необходимо иметь -в виду, что эффективность выбора того пли иного орудия лова обусловливается не только экономиче скими причинами, но и поведением и концентрацией рыб в от дельные времена года в определенных. районах их промысла. Это обстоятельство требует оптимального сочетания для уча стия в промысле крупного, среднего и мелкого рыболовного флота, вооруженного различной промысловой техникой (трала ми, дрифтерными сетями, кошельковыми неводами и т. д.). Кроме того, эффективно применение комбинированных способов лова (тралового и дрифтерного, тралового и кошелькового) на
•судах различных размеров, специализирующихся на том или Ином способе лова в зависимости от степени концентрации рыб в отдельные времена года и их видового состава.
Практика свидетельствует о том, что комбинированные спо собы лова с судов средних размеров, таких, как ОРТ, СРТР и CPT.W, не способствуют достижению примерно равного уровня механизации .производства, поскольку при проектировании и строительстве этих судов предусматривалась их специализация на определенном способе лова — дрифтерном. Кроме того, еще не нашли практического воплощения проблемы, связанные с ме ханизацией кошелькового и тралового способов лова на боль ших глубинах, механизацией разноглубинного лова, а также комплексной механизацией и автоматизацией тралового лова, модернизацией машин и механизмов дрифтерного лова. Поэто му даже на крупных судах, специализирующихся на определен ном способе лова, уровень механизации производства колеблет ся в пределах 40—70%.
• Аналогичные явления можно наблюдать и в области механи зации обработки рыбы, что видно из данных за 1970 г. (табл. 29). Несмотря на то что уровень механизации производ ства (по отдельным его видам) на специализированных судах
выше, чем на береговых |
рыбообрабатывающих предприятиях, |
|
но все же продолжает оставаться низким |
(за исключением жи |
|
ромучного производства) |
и колеблется в |
пределах 19—56%. |
Как правило, 'механизируются основные (технологические) опе рации, а подсобно-вспомогательные работы выполняются вруч ную. Поэтому нередко экономический эффект от осуществления такого рода механизации сводится на нет .в результате увели чения объема работ, выполняемых вручную, например при сор тировке и мойке рыбы, укладке рыбы в банки, загрузке-выгруз ке морозильных камер, укладке банок в ящики и укладке ящи-
1iB о л к о в |
А. Н. Промысловые испытания сельдевых дрифтерных сетей |
|
из полиамидных |
и винилоновых |
(куралоновых) волокон в ПНР. — Сборник |
научно-технической информации; |
1965, № 1, с. 81. |
68
Продукция
Мороженая разделанная Мороженая нер-азделапна,я Охлажденная Филе Соленая (сельдь)
Консервы натуральные Жиромучмое производство
|
|
|
Таблица |
29 |
|
|
Уровень механизации |
|
|||
на добывающих |
/га береговых рыбооб |
||||
рабатывающих |
|||||
|
судах |
|
предприятиях |
||
|
|
•S |
|
|
|
|
Ё. ' |
* |
|
|
|
* |
■>4. |
|
|
П |
|
|
|
О |
0 |
У М |
|
О |
|
|
|||
28,2 |
П,1 |
38,5 |
12,5 |
5,5' |
18,0 |
38,6 |
20,5 |
56,2 |
— |
— |
— |
21,6 |
— |
— |
7,0 |
7,0 |
12,0 |
3,4 |
19,0 |
13,8 |
2,7 |
13,2 |
|
33,0 |
18,0 |
23,9 |
15,0 |
3,0 |
7,5 |
45,0 |
24,9 |
52,7 |
27,0 |
S.0 |
24,0 |
100', 0 |
85,8 |
98,3 |
60,0 |
36,0 |
53,0 |
* С —степень охвата рабочих механизированным трудом определена по формуле
С = - у - ■ 100,
где Ям—число рабочих, выполняющих работу механизированным способом; Я — общее число рабочих по списочному составу.
** У М Т — уровень механизации труда определен по формуле:
Л, к
УМТ = — -— • 100,
я
где К — коэффициент механизации, выражающий отношение времени меха низированного труда к общим затратам времени на данном обору довании.
*** УМП — уровень механизации и автоматизации производственных про цессов определен по формуле
Рн К М п
УМП =
р
где М — коэффициент обслуживания, выражающий количество единиц обо рудования, обслуживаемых одним рабочим;
П— коэффициент производительности оборудования, равный отношению трудоемкости изготовления изделия на универсальном оборудовании с наинизшей производительностью и на действующем оборудовании.
ков в трюмы и т. д. Поэтому не менее важной задачей является механизация не только основных, но и подсобно-вспомогатель ных операций. К концу текущей пятилетки предусмотрено вдвое увеличить уровень автоматизации производства в рыбо добывающей промышленности, что в значительной степени бу дет обусловлено поступлением специализированных судов раз личных типов из новостроя, оснащенных .комплексномехани-
69
зироваиными и автоматическими линиями по добыче рыбы и ее
.обработке.
Всякое изменение в специализации производства означает в то же время изменение в размещении производства, в системе связей е поставщиками и потребителями продукции. С ростом масштабов производства и с углублением специализации удли няются радиусы кооперирования, что в свою очередь ведет к ро сту транспортных издержек, увеличению цикла производства, нормативов оборотных средств. Все это поглощает известную часть экономии от снижения себестоимости в результате специа лизации производства.
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
30 |
|
Расстояние |
Рентабельность, ?о |
Расстояние |
Рентабельность, |
% |
||
от порта бази |
|
|
от порта бази |
|
|
|
рования до |
при автоном |
при экспеди |
рования до |
при автоном |
при экспеди |
|
промыслового |
ной работе |
ционной |
промыслового |
ной работе |
ционной |
|
района, мили |
|
работе |
района, мили |
|
работе |
|
830 |
51,15 |
46,42 |
5110 |
13,58 |
26,81 |
|
1128 |
46,43 |
44,94 |
5315 |
12,66 |
25,95 |
|
1320 |
46,68 |
44,00 |
5690 |
11,09 |
24,39 |
|
. 2685 |
28,80 |
37,50 |
6808 . |
|
19,87 |
|
2700 |
28,67 |
37,43 |
7275 |
|
18,03 |
|
2800 |
27,82 |
36,97 |
7955 |
|
15,40 |
|
3110 |
25,36 |
35,56 |
8105 |
|
14,83 |
|
3500 |
22,56 |
33,80 |
8158 |
- |
• 14,62 |
|
4000 |
19,37 |
31,58 |
8135 |
|
13,58 |
|
4300 |
17,65 |
30,27 |
|
|
|
|
Данные табл. 30 показывают, какое влияние оказывают транспортные издержки на уровень рентабельности работы су дов типа Б'М’РТ Северного бассейна при изменении расстояния от порта базирования до промыслового района. С увеличением расстояния от порта базирования до промыслового района рен табельность производства (при прочих 'равных условиях) имеет тенденцию к снижению. Так, при автономной работе (е радиу сом действия судов свыше 6000 миль) промысел становится экономически нецелесообразным и возникает необходимость пе ревода судов на экспедиционную работу. При этом более высо кий уровень рентабельности работы ВМРТ по сравнению с его работой при автономной организации промысла прежде всего обусловлен более низкой себестоимостью производства единицы
70
рыбопродукции в результате повышения вылова на судно и улучшения степени загрузки 'технологического оборудования.
Необходимо отметить, что дальние перевозки готовой рыбо продукции специализированными судами в большинстве случа ев экономически целесообразны, ибо затраты на транспорт со ставляют в среднем 3—5% стоимости всей рыбопродукции. Это обстоятельство и делает эффективным экспедиционную органи зацию промысла, несмотря на рост транспортных расходов при увеличении расстояния от порта базирования до района про мысла.
При рассмотрении вопросов экономической эффективности специализации следует иметь в виду, что чрезмерно узкая спе циализация производства противоречит задачам рационального размещения промышленности и комплексного развития бассей на и ведет к нерациональным перевозкам и к излишней загруз ке транспорта. Следовательно, оптимальная специализация судов должна обеспечивать минимальные затраты на добычу v обработку рыбы, а также на ее доставку с мест промысла.
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА В РЫБООБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ
Влияние специализации производства на технико-экономи ческие показатели работы консервных предприятий за 1970 г. приведено в табл. 31 (в %).
|
В среднем на одно |
|||
|
предприятие ко всем |
|||
|
предприятиям |
|||
Группировка предприятий |
|
х |
|
|
численпо |
ностира- 1 1 |
валопо1 войпро дукции |
||
1 |
||||
но уровню специализации |
|
. ботаюши |
|
|
|
|
|
||
Все .предор-нятця |
100 |
100 |
втом числе при уровне специади- з-а.цш!
80 -и: выше |
116,4 |
138,0 |
70—79 |
114,8 |
125,3 |
До 70 |
107,6 |
115,3 |
Т а б л и ц а 31
|
Ок |
т= |
«о = |
е£ = |
|
- |
и й |
Ошй |
Выработка |
работающе всемпредг тням |
з а э |
U —ь: в |
||
|
|
я Я ~ |
|
|
£ S s |
|
|
± |
|
|
Л ь о н |
| |
|
|
|
100 |
100 |
|
118,7 |
85,4 |
|
109,9 |
93,4 |
|
107,7 |
96,3 |
Следовательно, по мере повышения уровня специализации производства технико-экономические показатели работы пред приятий улучшаются. Так, если у предприятий (с удельным ве сом основной продукции до 70%) производство валовой продук ции на одно предприятие на 15,3%, а выработка на одного ра ботающего примерно на 8% выше аналогичных средних показа телей по всем рыбоконсервным предприятиям, то с повышением
71