Файл: Цвылев Р.И. Информационный аспект долгосрочного планирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.07.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тов. Обрыв ряда означает принятие решения и выбор альтернативных исходов пли программ из системы пред­ почтений, сложившейся к моменту выбора. В случае, если поток поступающей информации меняет поставленные цели, то весь цикл оценки информации начинается зано­ во, в том числе заново формируется и целеустремленное состояние.

Исходя из изложенного выше и обозначая через I количество получаемой информации, имеем следующую функцию дискретного характера:

In = F \{у\ УІ-і), t],

где к последовательно приобретает значения от едини­ цы до бесконечности, і — время.

В более упрощенном практическом плане идеальный момент для принятия решения наступает в некоторой

d I n

точке А кривой роста ценности информации, где---- ^ 0 ,

dt

я совпадающей по времени с некоторой точкой В кривой затрат на получение информации (рис. 14), в которой темп затрат на получение информации резко возрастает (см. приложение I «Машинный эксперимент по оценке поступающей информации»).

Выше уже отмечалось, что целеустремленное состо­ яние увязывается всегда с наличием информации. Для лучшего понимания этого весьма важного утверждения сформулируем теорему.

Теорема: При некотором информационном состоя­ нии 5 *, если соблюдается хотя бы одно из следующих условий:

О

Рі — 0 или Рі = — ;

 

т

127

2)

in — 1;

 

3)

Ei,- = Eij или

Vj — 0,

состояние S* характеризуется отсутствием информации.

Доказательство.

1) Если Pt =

0, то из наличного

набора стратегий нет потенциального выбора стратегий, так как £ „ = 0 и но смыслу 1^=0 и все сводится к третье­ му случаю.

Для случая Рі = —As-становится равным нулю в pe­

rn

1

зультате подстановки

 

 

 

Р/==±В

=

 

1

 

2)

При

m — 1 As

всегда

будет

равняться

нулю,

ввиду

того

что £ j = l .

Если

в этом

случае 0

^ Р < 1 ,

то нарушается условие m = 1,

так как в неявной форме

вводится вторая стратегия.

все имеющиеся стратегии

3)

При

Еі}— Егі и Vj— 0

равноценны с точки зрения их эффективности и полез­

ности их последствий для агента,

принимающего реше-

\

сводится к первому

ния. Следовательно, Рі— и все

т

 

случаю.

Теорема имеет важное значение для глубокого по­

нимания

процесса переработки информации агентом,

принимающим

решение. Из нее вытекают следующие

следствия.

 

 

Следствие I. Если .при .переходе из информационного

состояния

S*

в состояние S ■* соблюдаются условия

теоремы, то такой переход не сопровождается приемом новой информации, необходимой для принятия реше­ ния. В самом деле, если мы имеем пг стратегий и і столбцов исходов, то простое добавление нового столб­ ца исходов и новой m + 1 стратегии с соблюдением ус­ ловий теоремы, очевидно, не изменит информационного состояния агента, принимающего решения.

Допустим, есть данные о существовании четырех выходов из здания, которые рассматриваются как стра­ тегии поведения. Эти стратегии при некотором обуслов­ ленном состоянии среды N могут привести к исходу,

128


обозначаемому «быстрый выход» (0 (). Они же могут привести к исходам «безопасный выход» (02), «небезо­ пасный выход» (0 3). Кроме того, может быть обнару­ жен пятый 'выход. Тогда можно иметь три варианта информационных состояний, характеризуемых следую­ щими тремя ' матрицами, которые определяются как матрицы причинно-следственных цепей, или каузальные матрицы:

С Ог

С Оі

о2

С

Ог

О,

Оз

1

БВ

1

БВ

0

1

БВ

0

НВ

2

0

2

0

БеВ

2

0

БеВ

0

1) 3

БВ

2)3

БВ

БеВ

3)3

БВ

БеВ

0

4

БВ

4

БВ

0

4

ББ

0

НВ

 

 

 

 

 

5

БВ

0

0

Очевидно, все три матрицы с точки зрения информа­ ционного состояния агента, принимающего решения, равноценны. Теоретически размерность матриц можно увеличивать до бесконечности добавлением новых строк и столбцов. Однако при этом нельзя сказать, сопровож­ дается ли расширение матриц увеличением или умень­ шением информации. В данном случае речь идет лишь о накоплении некоторых данных, которые в английском языке называются одним термином «data» (сведения). Накопленные таким образом сведения могут быть ис­ пользованы или не использованы в дальнейшем. Они могут храниться, передаваться и 'периодически извле­ каться из накопителей для последующего использова­ ния. Определим накопленные таким образом сведения как информационный потенциал, который является своего рода информационным сырьем, не прошедшим еще через стадию обработки агентом, принимающим решения 20.

!0 В этом смысле процесс обучения в учебных заведениях следует рассматривать как простое накопление информационного потенциала (иначе говоря знания), который лишь в будущем станет собственно информацией. Такой информационный материал, относящийся к изу­

чаемым дисциплинам, со временем может быть переведен в специ­ альные банки данных, из которых по мере необходимости будут из­ влекаться данные для использования при решении различных проб­ лем. Только в ходе конкретного использования такие данные станут информацией.

5 Р. И. Цвылев

129


Основным содержанием такой стадии обработки яв­ ляется ' (приведение в соответствие информационного потенциала с исходом того или иного события, интере­ сующего агента. Это полностью согласуется с относи­ тельным характером всякой информации, т. е. не сущест­ вует абсолютной информации, а имеется информация о событии а относительно события ß 21. Далее отметим, что существуют специальные формы и правила записи информационного потенциала. Необходимость таких правил и форм вызывается тем, что сигналы, поступаю­ щие из окружающей среды, упорядочиваются первона­ чально в виде определенных причинно-следственных связей, которые представляются в качестве познава­ тельных структур. Очевидно формирование таких позна­ вательных структур—первый и необходимый этап в лю­ бом процессе изменения и преобразования окружающей

среды.

 

 

 

переходе из состояния

в

Следствие 2. Если при

состояние S*

не соблюдаются условия теоремы, такой

переход

сопровождается

приемом новой информации,

необходимой

для

принятия решения. В этом случае

состояние Sj*

будет определяться уже как целеустрем­

ленное

состояние

агента,

готового к приему и оценке

поступающей информации с целью .последующего приня­ тия решения. В общем виде, процесс взаимодействия агента с окружающей средой через получение информа­ ции, очевидно, может протекать так, как показано на рис. 15.

Таким 'образом, информационный потенциал, форми­ рующий целеустремленное состояние агента, становится впоследствии собственно информацией и всякое изме­ нение целеустремленного состояния сопровождается изменением уровня информации. Процессор I (рис. 15) следует рассматривать как первое кодирующее устройст­ во, на выходе которого возникает информационный по­ тенциал, отражающий правильно или ложно причинноследственные связи в окружающей среде. Если эти свя­ зи отражаются неправильно, то источник отклонений следует искать в неправильной работе самого кодирую­

щего устройства. Естественно

ожидать, что все непра-

21

Если

обозначить / (а,

ß)

как информацию а

относительно

то тогда /

(а,

ß )= tf(ß )—# a(ß ),

где # ( ß ) — энтропия

независимо­

го ß, а tfa(ß) — энтропия ß в зависимости от а.

130



Рис.

15

N — среда;

s u

S fi— сигналы;

Pi — процессор I; Р г — процессор II;

S — система воздействия;

гр — информационный потенциал; / — информация; А — действие

вильности в работе кодирующего устройства самым непосредственным образом скажутся и «а работе сле­ дующего кодирующего устройства (процессор II), кото­ рое представляет собой целеустремленное состояние агента, .принимающего решения.

г) Информационный смысл понятия «полезность»

Информационный потенциал — это упорядоченные опре­ деленным образом сигналы, которые обычно представ­ ляются в виде 'матриц причинно-следственных связей, иначе называемых каузальными матрицами. Будем счи­ тать, что процесс принятия решения всегда начинается с накопления .первоначальных сведений, которые представ­ ляются в виде гипотез об исходах, возникающих .под сов­ местным воздействием двух основных причин —страте­ гии (субъективный фактор) и состояния среды (объек­ тивный фактор) 22. Исходы обычно описываются словес­ но и представляются в виде одного или нескольких вропозиционных предложений или же .пропозиционных функ­ ций с соответствующими кванторами общности или су­ ществования.

Такие матрицы, строками которых являются раз­ личные стратегии, а столбцы — состояния окружающей среды, имеют следующий общий вид:

22 Взаимодействие стратегии со средой может быть: 1) пассивным со стороны стратегии, когда состояние среды не поддается воздей­ ствию избранной стратегии (среда — «погодные условия», страте­ гия— «вид транспорта») и 2)1активным (среда — «.рынок в стране Л», стратегия — «торговая политика в отношении страны Л»).

131

5*

N1 N2tfa, • • . ,

Nn

S i О н

Ol2

0 13, .

•> oM

53 о а 1

022

Огз> •

o , „ .

$3О31

 

 

 

 

О щ

 

^ПЗ’

•• О ц п ’

где п 1, 2, 3, .... оо23.

По строке каждой стратегии матрицы располагаются исходы, некоторые из которых могут впоследствии ло­ гически противоречить характеру поставленной цели, а другие, напротив, полностью ей соответствовать.

Далее мы полагаем, что агент будет в дальнейшем работать с такой каузальной матрицей, в любой строке которой всегда имеется хотя бы один элемент, пол­ ностью или частично реализующий поставленную цель. Если имеется некоторое множество стратегий и все они содержат по строкам равное число элементов, потенци­ ально реализующих поставленную цель, то агент имеет набор безразличных стратегий. Для иллюстрации этого, весьма для нас важного положения, приведем следую­ щий упрощенный пример. Допустим, что мы имеем кау­ зальную матрицу такого вида:

 

Высокие темпы научно-

Умеренные темпы

 

технического прогресса

научно-технического

 

в отрасли

прогресса в отрасли

Модернизация действую­

Оц

 

щего предприятия в отра­

 

 

сли

 

 

Строительство нового пред­

0,1

022

приятия в отрасли

 

 

Будем полагать, что темпы научно-технического прог­ ресса в отрасли — прогнозируемая величина и она не может полностью контролироваться агентом, принима­ ющим решения. Для простоты предположим, что темпы научно-технического прогресса будут определяться дву­ мя факторами — величиной затрат и талантливостью лю­ дей. Допустим далее, что цель агента, принимающего ре­ шение,— «увеличение выпуска продукции при минимуме допустимых затрат с учетом требований современного уровня науки и техники». Тогда а priori агент будет без­ различен к выбору указанных двух стратегий, так как

23 Знаксо указывает на многовариантность каузальных матриц.

132