Файл: Цвылев Р.И. Информационный аспект долгосрочного планирования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.07.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 0
от поставленных целей27. Методы построения такого рода систем альтернативных технологических возможностей или «технометрических структур» хорошо разработаны в [81]. Информация, извлеченная из такого рода систем, или структур, в дальнейшем может быть попользована для конструирования каузальных матриц при решении проблем, в которых наибольший вес имеют различные техно-экономические и научные аспекты.
В конечном итоге это означает, что инженерная'прак тика и конструкторская мысль приобретают все более са мостоятельный творческий характер. Конструкторский замысел все в меньшей степени зависит от конкретных средств реализации (материалов, энергетических средств, технических устройств и т. д.), диапазон которых растет экспоненциально. Современному конструктору, распола гающему большими научными и техническими возмож ностями, приходится, как правило, рассматривать мно жество альтернативных вариантов реализации своего за мысла. Вот почему ныне говорят о появлении наряду с устоявшимися, «классическими» методами конструирова ния—^«конструктивной методологии», которая вводит в
этот процесс новый специальный этап —формирование общего замысла, цели, логически всегда предшествую щий последующему этапу — функциональному анализу отдельных частей, узлов в рамках целостной конструк ции, реализующей общий замысел [82].
При образовании каузальных матриц для решения проблем, относящихся к общественно-политической сфе ре, должны, очевидно, использоваться совершенно другие приемы. Для этого выбираются те или иные сочетания по столбцам и строкам и создается гипотетическая ситуа ция, или сценарий28. При этом, исходя из предположения
27 Следует отметить, что дерево технологических возможностей, с точки зрения экспериментатора, носит недетерминированный харак тер, так как природа имеет число наблюдаемых (следовательно, опре деляемых) степеней свободы меньше фактически существующих. Другими словами, подмножество фактической выборки технологиче ских возможностей, определяемой экспериментатором, всегда меньше объективно существующего пространства выборки,
28 Метод сценариев устраняет в значительной степени «инерцион ность» в мышлении, выражающуюся в попытках экстраполировать прошлые события на будущее. Сценарий или гипотетические ситуа ции используются затем для изучения, например, функционирования
различных военных систем, для определения стратегии экономическо го поведения фирм и т. д.
141
о бесчисленности возможных исходов можно допустить существование самых невероятных, на первый взгляд, событий, в результате чего всегда может быть расшире на любая паузальная матрица, описывающая ту или иную ситуацию.
Можно, например, допустить бесконечное множество градаций состояния среды между крайними состояния ми— «война» и «мир». С другой стороны, всегда допу стимо множество вариантов стратегий между крайними стратегиями — «ядерное вооружение» и «полное разору жение». Возможность таких расширений отчасти зависит и от поведения .переменных в функции НѴ(Т). В случае, например, принятия стратегии «ядерное вооружение» может возникнуть целая гамма различных состояний — исходов, начиная от самой разрушительной войны и кон чая относительно стабильным миром. Эти состояния или гипотезы об исходах возникнут под воздействием выб ранных стратегий, которые будут все более плотно за полнять промежуток от стратегии «ядерное вооружение» до стратегии «полное разоружение».
Исходя из .некоторых принципов восприятия окружа ющего мира, например принципа восприятия целостного образа, можно допустить возможность творческой пере работки информации, кагда предполагаются нетриви альные исходы тех или иных действии. Принцип воспри ятия целостного образа был применен к анализу эконо мического поведения в [85]. Согласно этому принципу, восприятие окружающего мира не складывается из сум мы восприятий индивидуальных элементов, а, наоборот, лишь целое дает интерпретивное значение отдельным элементам. К- Боулдинг отмечает, что, «по мере того как мы поднимаемся по шкале жизни животных, поведение все больше представляет собой реакцию не на конкрет ный стимул, а на образ или знание, иными словами — на схватывание окружающей среды как целого» [83, стр.
118].
Поэтому разные люди истолковывают одинаковые элементы как части разных целых. Отсюда следует, что различные люди могут сделать разный прогноз на основе одинаковой наличной информации и предвидение одного и того же лица может не измениться при изменении на личной информации или же оно может измениться диск ретным путем.
142
Учет указанных принципов означает |
также, |
что- |
|
при решениях, принимаемых |
людьми, должна учиты |
||
ваться не только имеющаяся |
информация, |
но и |
(что |
важно) факторы, определяющие специфичность интер претации и выбора информации в процессе выработки решений (индивидуальные алгоритмы переработки)20. В этом смысле, очевидно, не может быть строго одно значного соответствия между объективными изменения ми в среде и восприятием происходящих изменений. Поэтому человеческая реакция не может быть механиче ской, автоматической. Реакция человека определяется многими труідноучитываемыми факторами, среди кото рых мотивы и оценки играют весьма важную роль и мо гут, помимо всего прочего, определяться во многом про шлым опытом. Эти человеческие особенности в интер претации информации следует, очевидно, учитывать при построении любой расширенной каузальной матрицы2930.
После образования каузальной матрицы наступает следующий основной этап — редукция информации, вы ражающаяся в получении производной формы каузаль ной матрицы, представляющей некоторый набор безраз личных стратегий, безразличных в смысле одинаковой возможности достижения -поставленной цели. Такая про изводная каузальная матрица, определяемая как ситуа ция, есть по существу готовая форма целеустремленного состояния, в которой пока еще отсутствуют Р, Е, V— оценки. Для получения производной формы необходимо' соблюдать следующие условия: каждый элемент по стро ке должен быть независим от других элементов, и каж дый элемент в столбце также должен быть независим от
29 «Из огромного многообразия событий, протекающих вокруг нас, мы останавливаем наше внимание на тех событиях, которые име ют отношение к нашим намерениям» [84, стр. 14].
30 Названные особенности в переработке информации играют чрезвычайно важную роль в характеристике большого класса так на зываемых кооперативных игр (games of cordination), подробно опи санных американским исследователем Т. Шеллингом [69]. Т. Шеллинг отмечает, что в развитии такого рода игр большое значение имеют сигналы партнеров о их намерениях. Задачей получателей таких со общений является формирование некоторого образа поведения по его отдельным элементам. Например, каждый из противников должен представить, используя всю имеющуюся информацию (историческую, юридическую, мораль и т. д.), характер ответа противника на свои действия.
143
других столбцевых элементов. Другими словами, каждый исход должен быть зависим лишь от одной стратегии и каждая стратегия не должна быть производной от дру гой. Это условие необходимо в дальнейшем для соблю дения принципа аддитивности вероятностных оценок ис ходов и стратегий. Производная форма каузальной мат рицы есть редуцированная особым образом форма ос новной каузальной матрицы. Очевидно, что агент всегда
.начинает процесс принятия решения с максимального накопления информации, которая используется им для
.определения своей цели. Наличие же цели способствует редукции основной каузальной матрицы до желаемого множества исходов, с которым агент в дальнейшем рабо тает.
3. О человеко-машинных системах принятия плановых решений
Поскольку объектом нашего исследования является мо делирование процесса планирования как процесса при нятия решений и оценки информации, в работе подроб но рассматривались принципы формирования некоторых
.важных элементов блока перспективного планирования и, прежде всего, элементов, связанных с поиском и оцен кой информации в ходе принятия плановых решений. Рассматривались информационные аспекты построения дедуктивных моделей планового процесса, развертыва емого последовательно путем деления главной проблемы на подпроблемы. В советской экономической литературе проблема моделирования процесса планирования впер
вые, в наиболее |
развернутой форме, была |
поставлена |
Н. П. Федоренко |
и Е. 3. Майминасом [6, |
17, 87]. В их |
работах плановый процесс трактуется прежде всего как многоэтапный инфомационный процесс, на выходе кото рого выдается план. Представляет интерес использование современных идей системного анализа для построения ■четкой, взаимоувязанной модели планового процесса, как это было сделано в известной системе ППБ, исполь зуемой в западных странах для решения некоторых пла новых задач частного характера.
Процесс планирования, выделяемый в специальный функциональный блок, характеризуется прежде всего
144
информационными процессами, которые условно можно разделить па два основных вида:
Первый вид. Накопление и преобразование информа ции для принятия плановых решений.
Второй вид. Организация потоков информации в ходе планирования, в результате чего возникает структура са мого процесса планирования и соответствующая комму никационная сеть. Совмещение этих двух видов инфор мационных процессов обеспечивает создание единого процесса планирования [88].
В работе рассматривался первый вид информацион ных процессов. Блок планирования представлялся как бы одним человеком, принимающим плановые решения. При таком упрощении из анализа исключались факторы системного влияния, в том числе особенности самих ин формационных потоков, которые в действительности ока зывают воздействие на процессы принятия плановых решений. В этой связи блок планирования рассматривал ся состоящим из следующих важнейших функциональ ных подблоков: 1) поиск информации в смысле наблюде ния и анализа; 2) фильтр цели; 3) выделение альтерна тив; 4) определение систем предпочтений и критериев; 5) оценки и выбор (принятие планового решения) на ос нове последовательной оценки информации. Совершенст вование работы этих подблоков естественным образом связано с использованием машинных систем обработки информации в комбинации с агентом, принимающим ре шение, или же с экспертами, работающими по опреде ленной процедуре.
а) Необходимость человеко-машинных систем для решения сложных социально-экономических задач
В последние годы большие усилия были сосредоточены на разработке машинных программ принятия решений. Сначала перспектива создания некоторого подобия «ра зумного» устройства, решающего различные задачи из области социально-экономической деятельности челове ка казалась многообещающей. Однако на пути создания такого рода программ возникли колоссальные трудности, которые можно разделить на две основные группы: 1) связанные с правильным пониманием объекта реше ния и 2) практическая невозможность выявления сиры-
6 Р. II. Цвылев |
145 |
тых алгоритмов, используемых при решении сложных со циально-экономических проблем. При этом, как оказа лось, ключевое значение имеют именно трудности пони мания и четкого описания самого объекта решения.
Вначале была выявлена целая серия задач так на зываемого локального значения. Они имели относитель но ясную структуру и довольно хорошо формализова лись. В области такого рода задач без особых затрудне ний были разработаны самые тонкие процедуры приня тия решений, которые удобно перекладывались на ма шинную обработку. Более того, со временем появилась даже возможность автоматизации принятия некоторых решений. Но по мере того как в сферу исследования включались все более сложные объекты социально-эконо мической деятельности, сокращались возможности их понимания и представления в виде объектов с ясной структурой. Поэтому разработка более или менее удов летворительной процедуры принятия решений для тако го рода объектов оказалась довольно сложной и трудно разрешимой. Естественным желанием было изучить и подробно проанализировать поведение отдельных экс пертов, решающих конкретные проблемы.
Однако результаты проведенных исследований по изу чению поведения экспертов оказались более чем скром ными: кроме выявления лишь самых общих принципов решения задач, таких, как этап анализа ситуации, раз биение задачи на подзадачи, установление подцелей, ни чего не удавалось выявить. Трудности изучения усугуб лялись большим разнообразием поведения экспертов в одинаковых ситуациях, которое приходилось описывать в данной конкретной ситуации. К сожалению, помимо громоздкого характера такого описания, трудно реали зуемого на вычислительной машине, к тому же оно не имело необходимой общности и годилось в лучшем слу чае лишь для анализа данной конкретной ситуации.
Становилось все более ясным, что в основе разнооб разия поведения экспертов, решающих сложные социаль но-экономические задачи, лежат некоторые обобщенные алгоритмы или своего рода метаязык решения проблем. Самой характерной чертой такого метаязыка являются скрытые алгоритмы переработки информации. В этом смысле наиболее перспективным направлением в изуче нии информационных механизмов работы мозга оказа
146
лось направление, представленное советскими исследова телями лаборатории информационных процессов мозга МГУ, а также западными исследователями в лице У. Рейтмана, Э. Ханта, А. Ньюэлла и др., пытающимися понять разрешающие способности мозга на уровне ин формационных процессов, а не путем конструирования экспериментальных нейтронных сетей, приблизительных аналогов мозговой структуры.
Кроме того не менее обещающим направлением бы ло изучение реальных социально-экономических ситуа ций с целью выявления в дальнейшем четкой структуры этих ситуаций и их количественного описания. Такое изу чение ведется обычно путем создания так называемых искусственных сред, более или менее близких аналогов реальных ситуаций, с целью проверки тех или иных ги потез. Динамической основой таких искусственных сред являются системы последовательно принимаемых реше ний нормативного характера. Примером создания тако го рода экспериментальной искусственной среды являет ся система «МИР-1», имитирующая поведение гипотети ческой мировой системы в составе пяти стран и разрабо танная в ЦЭМИ АН СССР.
«Искусственная среда» является новым и довольно эффективным приемом изучения реальных ситуаций. Надо отметить, что искусственная среда н е . является моделью в обычном понимании слова, а представляет подобие некоего универсального устройства, с помощью ■которого имитируется поведение изучаемой системы и создаются таким образом различные гипотетические ситуации. Например, если изучаются социально-поли тические процессы, можно пойти по пути моделирова ния множества конкретных ситуаций. Но это малообе щающий путь, требующий к тому же больших усилий и затрат. Более разумным будет создание некоторого обоб щенного аналога реальной социально-политической си стемы и затем уже изучение ее поведения. В результате такого поведения возникнет множество разнообразных ситуаций, которые мы и называем искусственные среды. Такая среда должна быть максимально проста, но одно временно достаточно реалистична, чтобы можно было делать водводы относительно действительных процессов.
Таким образом, множество реальных ситуаций ото бражается не прямо в модели, а возникают искуоствен-
147 |
é* |
но через функционирование модели социалы-ю-полити- ческой системы. В этом случае эксперт, решающий за дачу, может воспроизвести любую гипотетическую си туацию. Ему уже .не нужно будет каждый іраз модели ровать предполагаемую ситуацию, так как она естест венным образом будет вытекать из функционирования моделируемой системы. На этих основах и построена упомянутая система МИР-1, которая в качестве своего выхода дает не только какие-то количественные показа тели, а целую последовательную систему взаимоувя занных искусственных ситуаций, представляющих по существу сценарий пли «историю» развития изучаемой социально-политической системы. Эксперт может выд винуть любую гипотезу, объясняющую социально-поли тические и экономические процессы, и уже с ее пози ции построить машинную «историю» или сценарий по ведения изучаемой социально-политической системы. Но не это главное. Главное заключается в том, что с по мощью таких формальных, искусственных сред обоб щенно описывается целый класс информационных за дач, возникающих при решении социально-экономиче ских проблем. Последовательные циклы эксперименти рования с такими средами, при их постоянном услож нении, могут в дальнейшем привести к созданию более или менее удовлетворительного аналога самой реальной среды, с одной стороны, и одновременно бо лее глубокому пониманию структуры самих принимае мых решений, созидающих реальные социально-эко номические среды, с другой. Вся сложная цепь по следствий принимаемых решений воспроизводится в модели «искусственная среда». Создаваемая модель искусственной социально-экономической среды обычно содержит две основные подмодели, а именно: 1) подмо дель принятия социально-экономических решений, осно вывающуюся на сборе и оценке информации, и 2) под модель окружающей социально-экономической среды.
Логически, а также исторически метод моделирова ния с помощью создания искусственной среды вырос на базе предшествующего развития информационных си стем различного назначения. Схематически генезис раз вития человеко-машинной системы принятия решений с помощью модели «искусственная среда» представлен на рис. 16.
148
читаны развития информационных систем
Как видно из приведенной схемы, человеко-машин ные системы типа,, скажем, систем «Команд-ковтрол», обеспечивающие принятие обоснованных/ рёшший;.исто рически развивались из чисто инфЪрмациіонййх сйсэгёЗй, которые на первоначальном этане развития носили
автономный характер я не были достаточно тесно увя заны с характером принимаемых решений, которые к
149