Файл: Цвылев Р.И. Информационный аспект долгосрочного планирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.07.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тому же не были структуризованы 3‘. Позднее системы резервирования пассажирских мест в авиатранспорте, железнодорожном транспорте начали строиться таким образом, что блок накопления информации полностью функционально подчинялся типу принимаемых реше­ ний. Еще более характерным в этом отношении были информационно-аналитические системы «Команд-конт- рол», в которых обор и переработка данных обеспечива­ ли принятие серии разнообразных военных решений в зависимости от меняющейся среды [89]Зг.

Созданная в 60-х годах в США и в настоящее время функционирующая «Глобальная военная система «Ко-

манд-контрол» (World—Wide Military Command and Control Systems) объединяет главные военно-стра­ тегические информационные системы. Она включает в себя национальную военную командную систему, обслу­ живающую непосредственно президента, министерство обороны и государственный департамент, а также си­ стему командования стратегическими военно-воздушны­ ми силами.

Не вдаваясь в подробное описание этих систем, по­ лучивших в литературе название «командно-контроль­ ных», можно отметить, что их основной функциональной характеристикой является непрерывный анализ окру­ жающей среды (например, воздушного и морского про­ странства) на основе огромного количества разнообраз­ ных данных, поступающих с многих наблюдательных пунктов. Этот поток постоянно поступающей информа­ ции служит ооновой для принятия различных практи­ ческих решений. Немаловажной особенностью всех та-132

31 Под структуризацией понимается разложение процесса приня­ тия решения на четко специфицированные и взаимно увязанные эле­ менты вместе с соответствующими оценками (стратегии, состояния среды, исходы). Целый ряд решений в политической, социальной, во­ енной и даже экономической деятельности не представляется воз­ можным четко структуризовать.

32 Начиная с 1969 г. в США функционирует единая мощная си­ стема резервирования мест в авиационном, железнодорожном тран­ спорте, а такжй билетов в театры, кино, спортивные мероприятия, ре­ зервирование мест в кемпингах и т. д. Эта система, называемая «Тикетрон, инк.», имеет более 1 тыс. терминалов в различных пунктах страны, связанных с тремя вычислительными центрами в Нью-Йорке,- Чикаго и Лѳс-Анжелосе.

ІБО


ких

систем является

весьма ограниченное значение

чисто

математических

операций, выполняемых ЭВМ.

Функции последних сводятся прежде всего к различно­ му манипулированию полученной информацией, к ее хранению и обработке применительно к требованиям принимаемых решений [18].

Информационные системы аналогичного типа исполь­ зуются также для анализа различных политических ситуаций кризисного типа. Как известно, в таких ситуа­ циях обычно очень остро стоит проблема своевремен­ ного получения данных и правильной их интерпретации. В настоящее время для решения этой проблемы строят­ ся различные информационно-поисковые и информаци­ онно-справочные системы, которые могут быть исполь­ зованы для принятия решений в кризионых ситуациях. Описание таких систем содержится в [90]. Основная за­ дача этих систем —оказание помощи в поиске новых дополнительных альтернатив выбора.

Дальнейшее развитие человеко-машинных систем может привести со временем даже к автоматизации от­ дельных этапов процесса принятия решений по управле­ нию сложными социально-экономическими объекта­ ми. Но это будет зависеть от решения многих трудных проблем, относящихся как к теории принятия реше­ ний, так и к самому познаваемому объекту. Но и на современном этапе их относительно ограниченного развития информационные системы выполняют чрезвы­ чайно важную функцию, так как позволяют мак­ симально исключить из возникающих ситуаций эле­ менты неопределенности, обусловленные неполнотой поступающей информации и ее неупорядоченностью, возникающей под влиянием различных помех. Иначе говоря, эти системы увеличивают количество по­ лезной информации, необходимой для принятия ре­ шений.

По-видимому, можно полагать, что построение си­ стем, обеспечивающих принятие решений для класса социально-экономических задач с наличием значитель­ ных элементов неопределенности, целесообразно всегда начинать с создания банка данных, относящихся к ре­ шаемой проблеме. Банк данных при этом постоянно об­ новляется и, таким образом, состояние объекта беспре­ рывно фиксируется в виде последовательных сигналов,

151


исходящих от объекта33. Непосредственно с банком дан­ ных связывается блок оценки информации для приня­ тия решений. Работа этого блока строится на принципе оценки априорного и апостериорного знания объекта получателем этих знаний по некоторому критерию, за­ ранее заданному получателем. Неполнота описания объекта создает элементы неопределенности, в связи с чем возникает естественная необходимость в получении дополнительных данных и их последующей оценке по некоторому критерию, заранее заданному получателем.

В техническом исполнении указанные .выше инфор­ мационные системы строятся прежде всего как диало­ говые человеко-машинные системы с поиском дополни­ тельной информации из внешней среды и установлением алгоритма решения на этапе осуществления [91, стр. 91]. На аналогичных принципах, очевидно, должна стро­ иться и модель «искусственная среда», являющаяся продолжением и дальнейшим развитием информацион­ ных систем, хотя в упрощенном варианте может быть построена полностью и машинная система без непосред­ ственного участия человека. Но в таком полностью ма­ шинном варианте по необходимости вводятся довольно упрощенные приемы принятия решений и переработки информации. В результате возникает весьма отдаленный и приблизительный аналог реальных процессов, с по­ мощью которого трудно получить сколько-нибудь удов­ летворительные данные для практических нужд.

Не приходится рассчитывать, что в обозримое вре­ мя удастся понять топкий механизм многих скрытых мысленных процессов и переложить их затем на машин­ ную обработку. К таким скрытым процессам относится, например, процесс выявления .проблемы, определение допустимого набора стратегий и возможного состояния среды, установления оценок и т. д. В то же время ма­ шина может осуществить с большей эффективностью, чем человек, некоторые хорошо структуризованные, ре­ гулярные процессы, в частности определение апосте­ риорной вероятности в байесовском процессоре [47].

33 Опыт американских промышленных компании свидетельствуе например, что хорошо организованные банки данных всегда способ­ ствовали быстрому и эффективному решению широкого класса управ­ ленческих задач.

152

В кооперации с человеком машина достаточно хорошо реализует операции по сбору, фильтрованию данных, приведению их к стандартной форме и т. д. Если взять, например, человеко-машинные системы оценки данных, основанные на байесовском процессе, то принятая в этих системах кооперация человека с машиной выгля­ дит следующим образом [48] (табл. 5).

В качестве примера такой человеко-машинной сис­ темы принятия .решений можно сослаться на систему «Вероятностной переработки информации», разрабо­ танной в США Эдвардсом и включенную в команд-кон- трольные системы [48]. Эта модель Эдвардса использу­ ет ' байесовский процессор в качестве механизма пере­ смотра вероятностей на основе новой информации. В ра­ боте системы участвуют три группы экспертов. В первую группу входят эксперты, занимающиеся отбрасыванием непригодной для системы информации и приведением используемой в системе информации к стандартной фор­ ме. Вторая группа экспертов подает в байесовский про­ цессор оценки правдоподобия для каждой вновь посту­ пающей порции информации, на основе которой процес­ сор оценивает достоверность той или иной гипотезы об окружающей среде. И наконец, в системе имеется группа экспертов, которые осуществляют общее наблюдение за работой системы, сопоставляя свои знания о процессе с выводами системы и останавливая работу системы в слу­ чае явной абсурдности выводов. Таким образом, созда­ ние любой процедуры принятия решений для целого ряда сложных социально-экономических ситуаций тре­ бует, очевидно, в качестве обязательного условия под­ ключения экспертов, осуществляющих сложные опера­ ции нерегулярного типа и текущий контроль над рабо­ той машинных элементов системы.

б) Структура информационных процессов первого вида

вблоке планирования

Последовательность преобразования различных видов информации можно представить в виде следующей блоксхемы (рис. 17). Ее следует рассматривать так же, как конкретизацию функционально-логической схемы процес­ са планирования (см. стр. 52). Схема по существу пред­ ставляет собой эвристическую модель решения широкого

153


Т а б л и ц а 5

Объект, выполняю­

Время

щий функции

 

 

Функции

ма-

с опереже­

 

чело­

сейчас

век

ши-

нием вре­

 

 

мени

 

Осознание существования проблемы, требующей разрешения

Определение возможных стратегий Идентификация возможных состоя­

ний среды

Идентификация структуры оценок, которые должны быть агрегиро­ ваны в платежной матрице

Суждение о полезности каждого исхода по каждому оценочному признаку

Агрегирование суждений по каждо­ му признаку полезности исходов в объединенную матрицу

Идентификация источников инфор­ мации, необходимой для различе­ ния состояний

Сбор данных из источников инфор­ мации

Фильтрование данных: стандартиза­ ция и вывод данных на экран для экспертов, определяющих меру правдоподобия

Оценка отношений правдоподобия (или некоторого другого показате­ ля, указывающего на влияние дан­ ных на гипотезы)

Агрегирование оценок влияния на апостериорные распределения

Принятие решений относительно стратегии, используя принципы максимума ожидаемой полезности

Реализация решения

X X

X X

X

X X

X

- X '-г,,,

X

XX

X

X

X

X

X

X

 

 

154


Класса плановых задач из области (перспективного пла­ нирования. Описание похожей эвристической модели со­ держится в [95]. Представленная модель носит обобщен­ ный характер и, естественно, не может рассматриваться как операционная и должна быть уточнена всякий раз применительно к конкретному объекту планирования. В любом случае решение задачи по составлению плана согласно предлагаемой процедуре осуществляется через два генеральных цикла: 1) определение самой плановой задачи (I—ІѴа операции на схеме) и 2) решение самой плановой задачи (ІѴа—XV операции на схеме).

Функциональный блок планирования содержит сле­ дующие четыре основных контура:

1)контур определения цели и целевых критериев (операции I—IV);

2)«онтур оценки новой информации по некоторому заданному критерию (операции IV—VIII);

3)контур окончательного выбора альтернативы или программы (операции IX, X, XI, XIII, XIV);

4)контур реализации решений (операции XII, XIV). Этот подблок при своем дальнейшем развитии может стать самостоятельным функциональным блоком.

Следует еще раз подчеркнуть, что такая структура представленной модели рассчитана на решение относи­

тельно широкого класса задач (от принятия решений в области научно-технической политики до принятия ре­ шений в социально-экономической области). Уточнения поставленных задач неизбежно приведут к варьированию приведенной структуры. Структура может строиться пу­ тем наращивания различных модулей, образующих, в ко­ нечном счете, более крупные подблоки, которые, в свою очередь, могут состоять из более частных процедур, ре­ шающих такие, например, задачи, как ранжирование34.

Указанные контуры пока еще не детализированы и требуется, очевидно, самая тщательная проработка каж­ дого контура, чтобы точно выявить те их элементы, ко­ торые могут быть в дальнейшем переведены на машин­ ную обработку. Например, в дальнейшем может быть

построена специальная информационная

программа,

34

Например, для ранжирования может быть

использована про­

цедура,

содержащ аяся в программе «Селекта»,

разработанной

С. М. Вишневым в ЦЭМИ АН СССР.

155