Файл: Цвылев Р.И. Информационный аспект долгосрочного планирования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.07.2024
Просмотров: 122
Скачиваний: 0
тому же не были структуризованы 3‘. Позднее системы резервирования пассажирских мест в авиатранспорте, железнодорожном транспорте начали строиться таким образом, что блок накопления информации полностью функционально подчинялся типу принимаемых реше ний. Еще более характерным в этом отношении были информационно-аналитические системы «Команд-конт- рол», в которых обор и переработка данных обеспечива ли принятие серии разнообразных военных решений в зависимости от меняющейся среды [89]Зг.
Созданная в 60-х годах в США и в настоящее время функционирующая «Глобальная военная система «Ко-
манд-контрол» (World—Wide Military Command and Control Systems) объединяет главные военно-стра тегические информационные системы. Она включает в себя национальную военную командную систему, обслу живающую непосредственно президента, министерство обороны и государственный департамент, а также си стему командования стратегическими военно-воздушны ми силами.
Не вдаваясь в подробное описание этих систем, по лучивших в литературе название «командно-контроль ных», можно отметить, что их основной функциональной характеристикой является непрерывный анализ окру жающей среды (например, воздушного и морского про странства) на основе огромного количества разнообраз ных данных, поступающих с многих наблюдательных пунктов. Этот поток постоянно поступающей информа ции служит ооновой для принятия различных практи ческих решений. Немаловажной особенностью всех та-132
31 Под структуризацией понимается разложение процесса приня тия решения на четко специфицированные и взаимно увязанные эле менты вместе с соответствующими оценками (стратегии, состояния среды, исходы). Целый ряд решений в политической, социальной, во енной и даже экономической деятельности не представляется воз можным четко структуризовать.
32 Начиная с 1969 г. в США функционирует единая мощная си стема резервирования мест в авиационном, железнодорожном тран спорте, а такжй билетов в театры, кино, спортивные мероприятия, ре зервирование мест в кемпингах и т. д. Эта система, называемая «Тикетрон, инк.», имеет более 1 тыс. терминалов в различных пунктах страны, связанных с тремя вычислительными центрами в Нью-Йорке,- Чикаго и Лѳс-Анжелосе.
ІБО
ких |
систем является |
весьма ограниченное значение |
чисто |
математических |
операций, выполняемых ЭВМ. |
Функции последних сводятся прежде всего к различно му манипулированию полученной информацией, к ее хранению и обработке применительно к требованиям принимаемых решений [18].
Информационные системы аналогичного типа исполь зуются также для анализа различных политических ситуаций кризисного типа. Как известно, в таких ситуа циях обычно очень остро стоит проблема своевремен ного получения данных и правильной их интерпретации. В настоящее время для решения этой проблемы строят ся различные информационно-поисковые и информаци онно-справочные системы, которые могут быть исполь зованы для принятия решений в кризионых ситуациях. Описание таких систем содержится в [90]. Основная за дача этих систем —оказание помощи в поиске новых дополнительных альтернатив выбора.
Дальнейшее развитие человеко-машинных систем может привести со временем даже к автоматизации от дельных этапов процесса принятия решений по управле нию сложными социально-экономическими объекта ми. Но это будет зависеть от решения многих трудных проблем, относящихся как к теории принятия реше ний, так и к самому познаваемому объекту. Но и на современном этапе их относительно ограниченного развития информационные системы выполняют чрезвы чайно важную функцию, так как позволяют мак симально исключить из возникающих ситуаций эле менты неопределенности, обусловленные неполнотой поступающей информации и ее неупорядоченностью, возникающей под влиянием различных помех. Иначе говоря, эти системы увеличивают количество по лезной информации, необходимой для принятия ре шений.
По-видимому, можно полагать, что построение си стем, обеспечивающих принятие решений для класса социально-экономических задач с наличием значитель ных элементов неопределенности, целесообразно всегда начинать с создания банка данных, относящихся к ре шаемой проблеме. Банк данных при этом постоянно об новляется и, таким образом, состояние объекта беспре рывно фиксируется в виде последовательных сигналов,
151
исходящих от объекта33. Непосредственно с банком дан ных связывается блок оценки информации для приня тия решений. Работа этого блока строится на принципе оценки априорного и апостериорного знания объекта получателем этих знаний по некоторому критерию, за ранее заданному получателем. Неполнота описания объекта создает элементы неопределенности, в связи с чем возникает естественная необходимость в получении дополнительных данных и их последующей оценке по некоторому критерию, заранее заданному получателем.
В техническом исполнении указанные .выше инфор мационные системы строятся прежде всего как диало говые человеко-машинные системы с поиском дополни тельной информации из внешней среды и установлением алгоритма решения на этапе осуществления [91, стр. 91]. На аналогичных принципах, очевидно, должна стро иться и модель «искусственная среда», являющаяся продолжением и дальнейшим развитием информацион ных систем, хотя в упрощенном варианте может быть построена полностью и машинная система без непосред ственного участия человека. Но в таком полностью ма шинном варианте по необходимости вводятся довольно упрощенные приемы принятия решений и переработки информации. В результате возникает весьма отдаленный и приблизительный аналог реальных процессов, с по мощью которого трудно получить сколько-нибудь удов летворительные данные для практических нужд.
Не приходится рассчитывать, что в обозримое вре мя удастся понять топкий механизм многих скрытых мысленных процессов и переложить их затем на машин ную обработку. К таким скрытым процессам относится, например, процесс выявления .проблемы, определение допустимого набора стратегий и возможного состояния среды, установления оценок и т. д. В то же время ма шина может осуществить с большей эффективностью, чем человек, некоторые хорошо структуризованные, ре гулярные процессы, в частности определение апосте риорной вероятности в байесовском процессоре [47].
33 Опыт американских промышленных компании свидетельствуе например, что хорошо организованные банки данных всегда способ ствовали быстрому и эффективному решению широкого класса управ ленческих задач.
152
В кооперации с человеком машина достаточно хорошо реализует операции по сбору, фильтрованию данных, приведению их к стандартной форме и т. д. Если взять, например, человеко-машинные системы оценки данных, основанные на байесовском процессе, то принятая в этих системах кооперация человека с машиной выгля дит следующим образом [48] (табл. 5).
В качестве примера такой человеко-машинной сис темы принятия .решений можно сослаться на систему «Вероятностной переработки информации», разрабо танной в США Эдвардсом и включенную в команд-кон- трольные системы [48]. Эта модель Эдвардса использу ет ' байесовский процессор в качестве механизма пере смотра вероятностей на основе новой информации. В ра боте системы участвуют три группы экспертов. В первую группу входят эксперты, занимающиеся отбрасыванием непригодной для системы информации и приведением используемой в системе информации к стандартной фор ме. Вторая группа экспертов подает в байесовский про цессор оценки правдоподобия для каждой вновь посту пающей порции информации, на основе которой процес сор оценивает достоверность той или иной гипотезы об окружающей среде. И наконец, в системе имеется группа экспертов, которые осуществляют общее наблюдение за работой системы, сопоставляя свои знания о процессе с выводами системы и останавливая работу системы в слу чае явной абсурдности выводов. Таким образом, созда ние любой процедуры принятия решений для целого ряда сложных социально-экономических ситуаций тре бует, очевидно, в качестве обязательного условия под ключения экспертов, осуществляющих сложные опера ции нерегулярного типа и текущий контроль над рабо той машинных элементов системы.
б) Структура информационных процессов первого вида
вблоке планирования
Последовательность преобразования различных видов информации можно представить в виде следующей блоксхемы (рис. 17). Ее следует рассматривать так же, как конкретизацию функционально-логической схемы процес са планирования (см. стр. 52). Схема по существу пред ставляет собой эвристическую модель решения широкого
153
Т а б л и ц а 5
Объект, выполняю |
Время |
||
щий функции |
|
|
|
Функции |
ма- |
с опереже |
|
чело |
сейчас |
||
век |
ши- |
нием вре |
|
|
|
мени |
|
Осознание существования проблемы, требующей разрешения
Определение возможных стратегий Идентификация возможных состоя
ний среды
Идентификация структуры оценок, которые должны быть агрегиро ваны в платежной матрице
Суждение о полезности каждого исхода по каждому оценочному признаку
Агрегирование суждений по каждо му признаку полезности исходов в объединенную матрицу
Идентификация источников инфор мации, необходимой для различе ния состояний
Сбор данных из источников инфор мации
Фильтрование данных: стандартиза ция и вывод данных на экран для экспертов, определяющих меру правдоподобия
Оценка отношений правдоподобия (или некоторого другого показате ля, указывающего на влияние дан ных на гипотезы)
Агрегирование оценок влияния на апостериорные распределения
Принятие решений относительно стратегии, используя принципы максимума ожидаемой полезности
Реализация решения
X X
X X
X
X X
X
- X '-г,,, |
X |
XX
X
X
X |
X |
X |
|
X |
|||
|
|
154
Класса плановых задач из области (перспективного пла нирования. Описание похожей эвристической модели со держится в [95]. Представленная модель носит обобщен ный характер и, естественно, не может рассматриваться как операционная и должна быть уточнена всякий раз применительно к конкретному объекту планирования. В любом случае решение задачи по составлению плана согласно предлагаемой процедуре осуществляется через два генеральных цикла: 1) определение самой плановой задачи (I—ІѴа операции на схеме) и 2) решение самой плановой задачи (ІѴа—XV операции на схеме).
Функциональный блок планирования содержит сле дующие четыре основных контура:
1)контур определения цели и целевых критериев (операции I—IV);
2)«онтур оценки новой информации по некоторому заданному критерию (операции IV—VIII);
3)контур окончательного выбора альтернативы или программы (операции IX, X, XI, XIII, XIV);
4)контур реализации решений (операции XII, XIV). Этот подблок при своем дальнейшем развитии может стать самостоятельным функциональным блоком.
Следует еще раз подчеркнуть, что такая структура представленной модели рассчитана на решение относи
тельно широкого класса задач (от принятия решений в области научно-технической политики до принятия ре шений в социально-экономической области). Уточнения поставленных задач неизбежно приведут к варьированию приведенной структуры. Структура может строиться пу тем наращивания различных модулей, образующих, в ко нечном счете, более крупные подблоки, которые, в свою очередь, могут состоять из более частных процедур, ре шающих такие, например, задачи, как ранжирование34.
Указанные контуры пока еще не детализированы и требуется, очевидно, самая тщательная проработка каж дого контура, чтобы точно выявить те их элементы, ко торые могут быть в дальнейшем переведены на машин ную обработку. Например, в дальнейшем может быть
построена специальная информационная |
программа, |
|
34 |
Например, для ранжирования может быть |
использована про |
цедура, |
содержащ аяся в программе «Селекта», |
разработанной |
С. М. Вишневым в ЦЭМИ АН СССР.
155