Файл: Цвылев Р.И. Информационный аспект долгосрочного планирования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.07.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 0
сферы производства. Усилился обмен техническими и научными знаниями между странами, в результате чего усложнилась конкурентная борьба между капиталисти ческими странами. В этих условиях малые капиталисти ческие страны, например Швеция, стремятся найти наи более выгодные для себя пути технического развития и обеспечить себе конкурентоспособные позиции на миро вом капиталистическом рынке. Швеция сосредоточила в послевоенный период свои усилия на развитии нескольких узких, наиболее выгодных для нее, направлений техники, в частности таких, как передача электроэнергии на сверхдальние расстояния, производство и конструирова ние легкового автомобиля, рассчитанного на плохие до роги, самолетов, требующих коротких взлетно-посадоч ных полос. В результате этого Швеция стала поставщи ком технологии и производственного опыта в указанных узких областях техники. Отметим, что в разработке стратегии технического развития в Швеции самое актив ное участие приняли практики-экономисты, а не только инженеры и ученые.
Стратегические плановые решения содержат в себе, как правило, значительный творческий элемент и во мно гих случаях принимаются в условиях недостатка инфор мации. В самом деле, агент, принимающий решения в области долгосрочных программ, которые будут «меть последствия в отдаленном будущем, неизбежно сталки вается с проблемой оценки и определения будущих си туаций, которые обычно представляются ему в весьма неясном виде.
Принципиальная схема непрерывного процесса прог нозирования при стратегическом планировании пред ставлена на рис. 7.
При движении вдоль оси прогноза последний под влиянием непрерывно накопляемой информации посто янно уточняется. В результате этого область прогнози руемых величин для ближайших периодов постоянно сужается. В то же время орган, принимающий плановые решения под влиянием новой информации, поступающей из окружающей среды, а также из уточненного прогноза, принимает новые плановые решения или решения по уп равлению системой. Как правило, принимаемые решения в условиях непрерывного планирования составляются из совокупности регулярных решений и решений нова
47
торского типа. К последним мы относим решения, которые ведут к изменению объекта решения или появле нию нового объекта. Например, решение произвести ту или иную уже апробированную, известную продукцию и решения, относящиеся непосредственно к обеспечению
этого производства (снабжение, сбыт и т. д.) — это не прерывно повторяющиеся, по своей природе адаптирую щиеся решения. В то же время решение начать производ ство новых продуктов по своей природе неповторяю щееся и часто необратимое. Решение, например, о по стройке космического корабля для освоения какой-ли бо планеты есть однократное решение, необратимое по своим последствиям. Такие решения можно классифици ровать как решения нерегулярного типа, лежащие в ос нове стратегического планирования. Одновременно про изводственный процесс изготовления космического ко рабля включает в себя многочисленные решения регулярного, повторяющегося характера 1G.
,в Венгерский экономист Я. Корнай в своей работе «Антиравно
весие» процессы принятия решений |
делит на |
две основные |
группы: |
|
I) стандартные процессы принятия |
решений, |
использующие |
простые |
|
алгоритмы и требующие обычно мало информации, |
и 2) фундамен |
|||
тальные процессы принятия решений, состоящие из |
сложной |
после |
довательности шагов, имеющие, как правило, циклический характер и требующие больших массивов информации. Большинство экономи ческих решений — это стандартные решения (решения о небольших изменениях в объеме выпуска, небольшие изменения в лроизводствен-
48
Можно сделать вывод о том, что в основе процесса непрерывного планирования и управления лежат много численные решения, которые корректируют, изменяют предварительно составленный план, представляющий, в свою очередь, взаимоувязанную систему заранее при нятых решений. Иначе говоря, реальный процесс плани рования и управления — это цепь, или система различ ного рода регулярных и нерегулярных решений, при нимаемых управляющим центром. Цепь решений об разуется вследствие того, что любое решение оказывает влияние на другие как в пространственном, так и во вре менном отношении [41, стр. 16]. При этом плановые ре шения обычно представляют собой систему решений ус ловного типа («если будет действие х, то последует ре зультат у») с предполагаемым использованием физических систем. В то же время, управляющие реше ния— это уже скорректированные решения по реализа ции плана, преимущественно бинарного характера («за планированное мероприятие, или решение проводится или не проводится»). Если плановое мероприятие не ре ализуется в установленный срок, то оно или корректи руется или же совсем отменяется.
б) Логическая схема процесса планирования
Любой план всегда можно рассматривать как систе му взаимоувязанных решений условного типа. Каждое такое решение, уже включенное в план, неизбежно но сит детерминированный характер, т. е. причинно-следст венная цепь определена в том смысле, что каждому за планированному действию всегда однозначно соответст вует точный, заранее определенный, результат этого действия. Однако прежде чем удается получить такое операционное решение, годное для включения в план, приходится провести довольно большую подготовитель ную работу.
Будем считать типовой формой планового решения решение вида: «если будет действие*при некоторыхусло-
ноіі технологии и т. д.). Создание же нового предпрятия, внедрение принципиально новой технологии и т. п. относится к фундаменталь ным процессам принятия решения [42].
49
виях z, то последует результат у». Учитывая обычную сложность объектов социально-экономического планиро вания, можно допустить существование двух основных вариантов указанной формы планового решения, а имен но: каждому действию может соответствовать не один, а целый ряд результатов и каждый результат можно получить с помощью не одного, а целого ряда дей ствий.
Ситуация многовариантности планового решения наи более наглядно представляется в виде матрицы, строками которой являются действия, а столбцами — результаты действий. Такая матрица показывает, что плановому ре шению всегда предшествует процесс выбора, связанный, в свою очередь, с процессом накопления и переработки информации. Поэтому вполне правомерно рассматри вать процесс планирования как единство движения и преобразования информации с целью получения оконча тельных плановіых решений, система которых и образует сам план. Процесс получения окончательного планового решения распадается, таким образом, на ряд последо вательных этапов. Число этапов и характер связей меж ду ними зависят от типа принимаемого планового ре шения. В свою очередь, тип планового решения определя ется при всех прочих равных условиях в зависимости от его информационной обеспеченности и характера воз можных последствий решений. Процесс социально-эко номического планирования можно рассматривать и как информационный процесс, который, как и любой веще ственный процесс, можно моделировать. Однако трудность моделирования информационного процесса заключается в том, что в этой области до сих пор еще нет удовлетво рительной теории, а характер многих процессов далеко еще не ясен. Как справедливо подчеркивает Е.З.Майминас, «планирование информационных процессов значи тельно менее разработано, чем планирование веществен ных процессов. Теория экономической информации, ко торая должна дать системе планирования описание это го объекта, еще только создается. За плечами теории вещественных экономических процессов по крайней ме ре двухвековая история (со времени Экономической таблицы Д. Кенэ). Поэтому такое несоответствие вполне объяснимо. Тем не менее, разработка эффективных че ловеко-машинных систем планирования настоятельно
50
требует развития теории экономической информации»
[49].
В общем виде процесс планирования, рассматривае мый как информационный процесс, складывается из последовательных этапов движения и обработки плано вого сообщения, начиная от первоначального планового импульса и кончая плановым решением, выдаваемым исполняющим блоком. На каждом этапе плановое сооб щение определенным образом преобразуется. При этом процесс преобразования может быть описан с алгорит мической точностью. В других случаях такая точность описания недостижима и процесс преобразования осуще ствляется полностью человеком по неизвестному алго ритму. Таким образом, процесс планирования в любом случае можно представить как некоторую человеко-ма шинную систему, в которой доля участия вычислитель ных машин находится в прямой зависимости 'от степени понимания человеком тех или иных информационных преобразований. Так, если речь1идет о стратегическом планировании, всегда можно определить некоторую вос производимую последовательность операций по преоб разованию информации. При этом иногда удается до статочно четко представить и структуру таких операций.
В функционально-логическом смысле процесс соци ально-экономического планирования можно разделить на следующие основные этапы: 1) получение и подготовка исходных данных или формирование в широком смысле банка данных; 2) поиск главных плановых альтернатив с использованием полученных данных; 3) выработка различных процедур и оценок данных; 4) принятие окон чательного решения и выдача к исполнению готового ре шения. На последнем этапе руководящий блок, получив ший плановое решение, осуществляет преобразование над объектом в соответствии с намеченным планом. Каждый из указанных этапов можно подразделить на отдельные функциональные элементы, число и характер которых будет во многом зависеть от особенностей пла нируемого объекта и самого составляемого плана. В наи более общем виде типичная последовательность плано вых операций (технология планирующего процесса) вы глядит следующим образом (рис. 8).
Приведенная схема планового процесса, разумеется, не исчерпывающая и не может однозначно отождеств-
61
о
s
а.
.пяться с какой-либо организационной структурой. В це лом ряде случаев вполне допустимо существование та кой схемы лишь в умах людей, занимающихся планированием и решением той или иной социально-эко номической проблемы. Однако несмотря на эти ограни чения, функционально-логическая схема обладает боль шим содержательным смыслом. Она достаточно ясно демонстрирует, что процесс планирования определяется не только самим объектом планирования, но и, что не ме нее важно, планирующий процесс зависит также от при нятой технологии планирования. Разработка и изучение такой технологии планирования будет способствовать повышению эффективности самого планирования. До сих пор одним из общепринятых путей повышения эффектив ности планирования было изучение й более глубокое по нимание особенностей, главным образом, самого объекта планирования. Составляемые планы должны были отве чать критерию вещественной рациональности, т. е. вы бор плановых средств должен соответствовать действи тельной, объективно существующей ситуации (объекту планирования). ‘ Однако явно недостаточное внимание уделялось изучению и совершенствованию самого про цесса планирования, который, как это следует из приве денной схемы, представляет собой процесс поиска и пе реработки информации с целью принятия планового ре шения. В этом случае речь идет о формировании плановой системы, отвечающей также и критерию мето дологической рациональности. Суть критерия сводится к тому, что логические следствия, определяющие выбор плановых средств, являются правильными в рамках до стигнутого научного знания [40, стр. 170, 42].
Детальная проработка каждого ' функционального элемента в схеме планирования, отвечающей критериям вещественной и методологической рациональности, поз волит в дальнейшем не только упростить и улучшить не которые операции, но и перевести часть их на машинную обработку. Но в конечном счете повышение эффектив ности планирования во многом будет зависеть от реше
ния центральной |
задачи — нахождения |
'приемлемых |
методов оценки |
социально-экономической |
информации |
(как в статическом, так и динамическом плане). По су ществу, характер построения почти всех функциональных элементов блока планирования так или иначе подчиня-
53
ётся решений) именно этой задачи (поиск Данных, прог ноз, выявление альтернатив, синтез новых альтернатив и т. д.).
Для правильного определения технологии планирую щего процесса чрезвычайно важно знать тип принимае мого планового решения, который удобнее всего класси фицировать по степени его информационной обеспечен ности. Различные объекты планирования по-разному обеспечены информацией. Перспективные проблемы, от носящиеся к будущему, в наименьшей мере обеспечены надежной информацией и требуют иной технологии пла нирования нежели плановые проблемы хорошо изве стных объектов. Например, планирование подготовки производства на том или ином промышленном предпри ятии по своей технологии и структуре существенно отли чается от планирования перспективного развития боль шого городского комплекса. Такие различия при прочих равных условиях вызываются различиями в информаци онной базе и в применяемых моделях объектов плани рования.
Рассмотрим особенности построения функциональнологической схемы долгосрочного планирования, отвеча ющей вышеуказанному критерию методологической ра циональности. Мы не претендуем на разработку реко мендаций для долгосрочного планирования какого-то планового объекта, а попытаемся лишь прояснить неко торые аспекты технологии составления долгосрочного плана, свойственные многим объектам планирования. Следует отметить, что технология составления плана в значительной степени зависит от характера используе мых моделей планируемого объекта. Например, на це левой стадии долгосрочного перспективного планирова ния социально-экономического развития страны при составлении иерархии перспективных целей, прогнозиро вании различных ситуаций, выявлении отдаленных по следствий альтернативных действий может быть исполь зован целый комплекс различных методов и моделей, в том числе имитационных. К ним прежде всего относятся методы «мозгового штурма» [43] и коллективной эксперт ной оценки (метод Дельфи), методы поиска и синтеза плановых альтернатив (см. раздел 2 данной главы) и т. д. Для прогнозирования мировых социально-полити ческих ситуаций и определения отдаленных последствий
54
социально-политических, экономических решений впол не применимы будут имитационные модели поведения стран типа вышеупомянутой модели «Мир-1» [35].
В результате модель технологии планирования долж на совмещать требования, предъявляемые самой техно логией планирования (коммуникационная сеть или по токи информации, порядок преобразования информации) и вытекающие из особенностей планирования, которые предполагают увязку моделей объектов планирования в комплексы моделей и определение соответствующих ин формационных связей между ними. В этом отношении особенно большое значение имеет правильное встраива ние человеческих (экспертных) блоков принятия реше ния, так как если говорить о целевой стадии планирова ния, схема ее внутренней структуры должна обязательно предусматривать человеко-машинные системы принятия решений. Наконец, должны быть предусмотрены единые процедуры сбора и накопления данных, а также матема тическое обеспечение для реализации всего комплекса моделей и связей между ними.
Таким образом, функционально-логическая схема процесса планирования применительно к целевой стадии
планирования конкретизируется |
следующим образомІТ: |
|
I фаза включает имитационные |
модели |
прогноза типа |
«Мир-1», различные прогнозные |
расчеты, |
человеко-ма |
шинные системы оценки данных по процедуре теоремы Байеса; центральный накопитель данных с разветвлен ной системой банков данных различного назначения. Таким центральным накопителем данных может быть известная система Восход (всесоюзная объединенная система хранения и обработки данных), связанная с банком данных о достигнутых уровнях производства и потребления, строящихся объектах, уровнях производи тельности труда и т. д.; II фаза — человеко-машинные системы отбора данных, определение списка плановых альтернатив и синтез новых альтернатив; III фаза—че ловеческие подблоки определения иерархии целей с ис пользованием метода Дельфи и теории графов, подблоки определения критериев и предпочтений; IV фаза—че-71
17 Более детальная блок-схема процесса планирования для этой Стадии планирования представлена в главе второй.
55