ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.07.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 0
Для одновального вибратора завода «Строммашина» при скорости вращения п = 3000 об/мин Мс? имеет • величины от 18,5 до 45 кгс • см. Центробежная сила
F = fel = 1850 - 4500 кгс
и превышает вес вращающихся частей в 100 раз и более.
Такие центробежные силы приводят к тому, что соударения тел качения о кольца и сепаратор становятся более значитель ными. Кроме этого, между деталями подшипников и карданных сочленений под действием сил инерции возникают дополнитель ные соударения. Они происходят при направленных колебаниях вибратора на виброплощадке с ускорениями, превышающими ускорение силы тяжести, вследствие зазора в подшипнике, за зоров между сепаратором и телами качения и зазора в кардан ных сочленениях.
Поскольку особенностью работы подшипника является удар ный характер взаимодействия между его деталями, то для оцен ки шума могут быть использованы некоторые результаты теории изоляции от ударного шума [17]. Выражение для уровня шума L , излучаемого конструкцией при действии периодических уда ров, в зависимости от времени между ударами Т и импульса силы J можно представить в виде
/„= 101gfc£.
Коэффициент k учитывает неизменные для данной конструк ции факторы (площадь излучающей поверхности, массу и др.).
При упругом ударе можно считать, что импульс силы / = = 2 т у , где V — скорость шара в момент удара и m — его масса. Изменение скорости от Vi до v2 и времени между ударами соот ветственно с Г[ до То приводит к изменению уровня шума на величину
AL = L 1 — L t = 20lgvi:v2-r- |
l01g7V7V |
(Ш.2) |
Известно, что скорость тела, падающего с высоты Н под действием собственного веса Р и приложенной силы F,
v = Y2gH{\±FiP).
Поскольку центробежная сила значительно превышает вес вра-
|
|
|
|
|
F |
|
|
щающихся |
частей, т. е. F s> Ру |
TOV— |
| / |
2gH—. Тогда при усло- |
|||
вии, |
что Я |
V |
(F |
|
' |
прини- |
|
н Р = const, — = |
— ) ' и |
выражение (III.2) |
|||||
мает |
вид |
v, |
\Fo J |
|
|
|
|
\L - l O l g / V / V f |
10Ig |
Tt:Tv |
(IIf.3) |
||||
|
|
Увеличение скорости v приводит, согласно выражению (III.3), к одинаковому росту уровней шума на всех частотах. Однако с частоты fo=0,45/T (т — продолжительность удара) на характер удара начинает оказывать существенное влияние смятие в месте контакта соударяющихся тел [20]. В результате возникающего виброизоляционного эффекта уровень шума снижается по зако
ну AL = 40 1g//f„. |
|
Выражение для продолжительности удара |
т в зависимости |
от массы падающего тела т и скорости падения |
v имеет вид [17] |
^•Ш* |
(Ш-4) |
где k{ — постоянная; R — радиус шара; а — коэффициент, зави сящий от упругих свойств соударяющихся тел. Поскольку
то с учетом |
эффекта местного смятия для частот f^>fo |
выра |
жение (III.3) |
принимает вид |
|
|
AL = 101gJ- + 141g^-. |
(Ш.5) |
На тех участках частного спектра, где уровни шума от соуда рений под действием сил инерции близки к уровням шума, воз никающим при перекатывании, общее увеличение уровня шума
А£ = 101g — - f 101g 7V7i -{-Z дБ |
(Ш.За) |
для / < / < , ; |
|
AL = 14 l g / 7 , / ^ + 10 lg Г2 " 74! Ч- 3 дБ1 |
(Ш.5а) |
д л я / > / 0 . |
|
Из формулы (III.5) следует, что с возрастанием скорости v, например, вследствие увеличения радиального зазора или вол нистости, уровни шума на высоких частотах, начиная с f = fo, возрастают больше, чем на низких и средних, что согласуется с результатами исследований подшипников качения. Так, по дан ным ВНИИПП с увеличением волнистости уровень шума на вы соких частотах повышается на 2—3 дБ больше, чем на сред них [38].
Воспользуемся зависимостями (Ш.З) и (III.5) для анализа соударений под действием центробежной силы и практически равной ей силы инерции при изменении амплитуды и частоты колебаний вибратора.
В |
табл. |
7 приведены результаты |
расчета по формулам |
(III . |
За) и |
(III.5а) и опытной проверки |
на нескольких вибро- |
площадках изменения уровня шума с изменением режима ра боты виброплощадки.
Т а б л и ц а 7
Влияние режима работы внброплощадки на изменение уровня шума
|
|
Изменение уровня шума в <5/> |
|
|
|
на средних и высоких частотах |
|
Изменение режима работы |
внброплощадки |
|
измеренное (среднее |
|
|
расчетное |
|
|
|
значение в нормируе |
|
|
|
|
мом диапазоне частот) |
Удвоение скорости вращения при неиз |
9—14,5 |
11 |
|
менном статическом моменте дебалансов |
|||
То же, при постоянной |
интенсивности |
|
|
вибрации (произведение квадрата ампли |
4,6 - 8, 2 |
8 |
|
туды колебаний на куб частоты) |
|||
Удвоение амплитуды колебаний при по |
3 - 6 |
|
|
стоянной скорости вращения |
4 |
Соотношение между величинами шума от соударении под действием центробежных сил и сил инерции зависит главным образом от конструкции подшипника. Так, для виброплощадки 435А с вибратором С-482, имеющим два радиальных одноряд ных шарикоподшипника № 405, основное влияние на суммарный уровень шума в диапазоне 250—1000 Гц оказывают соударения при направленных колебаниях вибратора. В остальном диапа зоне частот преобладающее значение имеют соударения при пе рекатывании тел качения.
Итак, основная причина поличастотных возмущений вибра
торов— соударения |
в подшипниках |
качения, которые происхо |
||
дят под действием |
значительных |
центробежных |
сил и сил инер |
|
ции при колебаниях. Изменения |
уровней шума |
и вибраций виб |
||
роплощадки и характера спектров |
определяются временными |
характеристиками соударений между деталями подшипника (скоростью шаров в момент удара, продолжительностью удара и временем между ударами), которые, в свою очередь, зависят от частоты и амплитуды колебаний внброплощадки.
Изгибные колебания металлических конструкций подвижной рамы и формы. Упругие деформации, возникающие под действи ем динамических усилий в приводных агрегатах виброплощад ки, распространяются в виде изгибных и продольных колебаний к наружным поверхностям этих агрегатов и далее, к подвижной раме и форме. Вибрирующие поверхности и возбуждают в окру жающей среде звуковые волны. Уровень акустической мощности зависит от интенсивности колебаний вибрирующей поверхности, а также от размеров формы, способа закрепления и других осо бенностей этой поверхности, влияющих на ее сопротивление излучения [53].
Колебания, возникающие |
в каждой точке подвижной |
рамы |
и формы с бетоном под действием возмущающих усилий |
вибра |
|
тора, складываются из двух |
составляющих. |
|
1. Колебаний рамы как абсолютно жесткого тела. Эти коле бания при совпадении линии действия равнодействующей сил с центром инерции системы одинаковы во всех точках и равны движению центра инерции рассматриваемой системы. Они могут быть выражены зависимостью (жесткостью пружин пренебрега
ем)
а = Р sin wt , пш-
где Р— возмущающая сила; со — частота вращения вибраторов; т—вибрируемая масса.
В результате ударов в узле вибратора на основную частоту накладываются колебания средних и высоких частот, поэтому в общем виде амплитуда колебаний рамы
где Pi — амплитуда силы частоты а(;
2. Колебаний, определяемых деформациями подвижной ра мы и формы. Усилия-в вибраторе вызывают в элементах метал лических конструкций вынужденные изгибные колебания. По скольку первые собственные частоты колебаний элементов ме таллических конструкций лежат в пределах нескольких сот герц, то вследствие широкого спектра поступающих от вибраторов возмущений всегда возникают резонансные явления. Поэтому в спектре вибрации каждого элемента конструкции имеется
максимум интенсивности |
в области |
200—1000 Гц, |
который |
||||
расположен в области первой частоты собственных |
колебаний |
||||||
данного элемента. Измерения уровней |
колебательной |
скорости |
|||||
в различных |
элементах |
металлической конструкции |
стола |
||||
СМ-476Б при амплитуде колебаний а = 0,5мм |
и п = 3000об/мин |
||||||
показали, что все элементы |
подвижной |
рамы |
совершают |
интен |
|||
сивные колебания в вертикальном и горизонтальном |
направле |
||||||
ниях в широком диапазоне |
частот |
(рис. 67). На рис. 67 видно, |
|||||
что с частот |
1500—2000 Гц уровни |
вибрации |
и шума |
начинают |
резко снижаться. Это объясняется тем, что начинает сказывать ся влияние местного смятия при соударениях в подшипниках качения, в результате чего уменьшается интенсивность возмуще ний в вибраторе и, кроме того, на высоких частотах соединение вибратора с подвижной рамой уже не является абсолютно жест ким. В частности, собственная частота колебаний системы вибра тор— соединительные болты — подвижная рама для вибропло щадки 435А равна 2100Гц. Такое соединение является фильтром для высоких частот. Аналогичным образом влияют на спект-