Файл: Снижение шума методами звукоизоляции..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ры вибраций и другие соединения, в частности между формой и подвижной рамой.

На величину вибраций подвижной рамы и формы оказывает влияние и синхронизатор привода. Ввиду жесткой связи через карданные валы возмущения в широком спектре частот переда­

ются па вибраторы, подвижную раму и форму, в результате

чего

4[\г

 

 

 

 

 

интенсивность

колеба-

 

 

 

 

 

нпп может увеличивать­

 

 

 

 

 

ся па 5—7

дБ.

 

 

 

 

 

 

 

 

Наибольшие

уровни

L Y A

 

 

 

 

колебательной

скоро­

й

 

ГУ

Ї

 

 

 

сти на средних и высо­

—х-о->

ш

 

 

ких

частотах наблюда­

 

 

ш

 

 

ются на

металлических

 

 

 

 

 

 

 

поверхностях формы, не

 

 

 

 

 

 

 

соприкасающихся

с бе­

 

 

 

 

 

 

 

тоном (рис. 68).

Вслед­

so

too

200

400

sao ібоо

згоо

Уствие

демпфирующих

воно

свойств

бетонной смеси

Є

 

 

 

 

Частоте §Гц

 

 

 

 

 

 

 

боковые стенки

формы,

 

 

 

 

 

 

1

соприкасающиеся

с бе­

60

 

1 ф.

 

 

1

тоном, на этих частотах

 

 

 

1

колеблются слабее, чем

50

\ v

 

 

 

 

 

при

отсутствии

бетона.

40

 

 

 

\•л

 

Уровни

вибраций

в 'бе­

ЗО

ч

 

 

 

 

тоне

и

на

поверхности

20

 

 

 

 

 

бетона

на

средних

п

 

X 1

 

 

 

чуч/>

высоких

частотах

зна­

 

 

200

*00

тоо

згоо

вооо

чительно ниже,

чем

на

 

 

 

 

Частота іГи,

вибростоле

и на форме.

 

 

 

 

 

 

 

Поверхность бетона из­

Рис. 67. Уровни вибраций в различных точках

лучает

звуковую

энер­

металлических

конструкций

подвижной

рамы

гию в основном до 400—

 

виброплощадкн

СМ-476Б

 

 

800

Гц.

Уровни

коле­

бательной скорости на

поверхности бетона и

на

днище

зависят

от состава и толщины смеси и от ряда других факторов. Таким образом, средне- и высокочастотные шумы наиболее интенсивно излучаются металлическими поверхностями формы, а также эле­ ментами подвижной рамы. Поэтому предпочтительны конструк­ ции виброплощадок, где подвижная рама или вообще отсутст­ вует, или имеет площадь, значительно меньшую по сравнению с формой.

Излучение такой сложной конструкции, как форма или под­ вижная рама, зависит от многих факторов, поэтому определить ее коэффициент излучения практически трудно. Остановимся на некоторых известных из акустики явлениях, определяющих из­ лучение пластин.

На частотах, лежащих ниже первой частоты собственных из-


гибных колебаний, когда 'все точки конструкции, как и у жест­ кого поршня, колеблются в одной фазе, излучаемая акустиче­ ская мощность Wa пропорциональна квадрату усредненной по

\\\

\\

\\

4

N

/

Рис. 68. Уровни вибраций на излучающих поверхностях виб­ роплощадки 435 А с формой 20X20 см

1 — на

подвижной

раме; 2 — в бе­

тоне,

5 см от дна;

3 — на поверх­

 

ности бетона

V

N

>

\

\

\

\ ) \

 

 

\

 

 

N

\

\

3200 4 ШЮ

Ча:пота 8 Гц

площади колебательной скорости vm и величине активного со­ противления излучения поршня rR, т. е.

Wa = ±rRv*mPcS.

(III.6)

Конструкцию можно рассматривать как поршень и на частотах выше первой собственной частоты, если при этом длина изгибной волны в конструкции Ли больше длины звуковой волны в воздухе Кв. В этом случае изгибные колебания в металлической конструкции не влияют на коэффициент излучения. Если же ^ п < ^ в , то вследствие интерференции фактический коэффициент излучения будет меньше, чем гл . Это легко понять, если каждый элемент излучающей поверхности, равный длине изгибной вол­ ны, представить в виде пары излучателей, работающих в противофазе друг к другу [35].

Если длина изгибной волны (т. е. удвоенное расстояние меж­ ду этими воображаемыми источниками) меньше длины воздуш­ ной волны, то излучаемая звуковая энергия из участка среды, прилегающей к одной полуволне колеблющейся поверхности, «перекачивается» в соседний участок и обратно. При Я и > - Х в это «перекачивание» не успевает происходить и поверхность излучает звук подобно поршню.

Излучающую способность подвижной рамы оценим на приме­ ре виброплощадки 435А, как наиболее простой по конструкции. Металлическая конструкция подвижной рамы виброплощадки 435А состоит из стального листа толщиной 6 = 8 мм размером 580 X 400 мм и двух швеллеров № 8. Момент инерции сечения


составляет / = 448 см*, вес конструкции

32 кг. Граничную часто­

ту, при которой Ли В , определим из выражения

[35]

 

 

 

 

где

т0—масса

единицы длины

столика;

D = EJ — изгибная же­

сткость столика

(если его рассматривать

как балку). Граничная

частота для данной конструкции равна примерно

140 Гц.

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

Если представить ко­

 

 

 

 

 

 

 

лебания

внбростола

в

 

 

 

 

 

 

 

виде

осциллирующего

 

 

 

 

 

 

 

жесткого круглого

пор­

 

 

 

 

 

 

 

шня,

колеблющегося

с

 

 

 

 

 

 

 

усредненной

по площа­

 

\

 

 

 

 

 

 

 

ди колебательной

 

ско­

 

 

Г

 

 

 

 

 

ростью

при отсутствии

 

ьft V

 

 

 

 

 

щита, то можно

опре­

so

 

 

 

 

 

делить для каждой час­

 

 

 

 

 

 

 

тоты

величину активно­

из

 

 

 

 

 

 

го сопротивления и, сле­

 

 

 

 

 

 

довательно,

уровни из­

 

 

 

 

 

 

 

лучаемой мощности

L P ,

 

 

V

 

ч

 

 

 

пользуясь

зависимо­

 

 

 

 

 

 

стью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

 

L P

= LVm+10

lg

гRi

 

 

 

 

 

 

 

где L V

m — уровень

ко­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лебательной

скорости в

вз

as

tso

sot

іооо

гаю tooo вооо дБ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Частота вГц

Вибрационное

 

поле

Рис. 69. Определение излучающей

способ­

подвижной рамы

опре­

ности подвижной рамы виброплощадки 435А

деляли в девяти точках.

 

при амплитуде колебаний 0,45 мм

По результатам

изме­

1 — уровень

шума

на

расстоянии

1

от стола;

рений была рассчитана

2 — уровень

колебательной

скорости;

3 — уровень

шума, рассчитанный

по

уровню

колебательной

и построена

усреднен­

 

 

 

скорости

 

 

 

ная

кривая

частотной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

характеристики колебательной скорости вибрации. Она имеет максимум на частоте 250 Гif. В спектре же шума резко выделя­ ются частоты 315—500 Гц.

Результаты расчета мощности L P приведены на рис. 69. Мак­ симум излучаемой мощности лежит в интервале 315—400 Гц, что хорошо согласуется с полученной частотной характеристи­ кой шума. Начиная с частоты 630 Гц, активное сопротивление становится примерно постоянным (начинается нормальное излу­ чение), и поэтому характер спектров шума» и вибрации один к тот же.

Этот эксперимент показывает, что в области средних и вы­ соких частот (по крайней мере до 1600 Гц) основным излучате-


лем акустической мощности является подвижная рама вибро­ площадки и форма с бетоном.

Точно так же каждый элемент металлической конструкции, подвижной рамы и формы излучает звуковую мощность, уровень которой зависит от величины колебательной скорости, условий закрепления по контуру, его площади и соотношений размеров элемента и длины волны излучаемого им звука. Звуковая энер­ гия в точке около машины складывается из энергий, излучаемых каждым элементом металлической конструкции.

На частотах выше 1600—2000 Гц уровни колебательной ско­ рости на подвижной раме вследствие фильтрующего действия соединительных болтов снижаются более резко, чем уровни шу­ ма, потому что на высоких частотах основным излучателем зву­ ковой энергии становятся вибраторы и привод. Поэтому при установке на виброплощадку 435А звукоизолирующего кожуха с высотой стенок, равной высоте подвижной рамы стола, уровни шума снизились на 10—15 дБ лишь на высоких частотах, начи­ ная с 2000 Гц.

Следует отметить, что соотношение между акустическими мощностями, излучаемыми на различных частотах подвижной рамой с жестко закрепленной формой и вибровозбудителями площадки, зависит в каждом конкретном случае от конструкции машины, в частности от соотношения величин излучающих по­ верхностей этих частей виброплощадки. Если площадка имеет относительно небольшие размеры и все ее элементы задемпфированы бетонной смесью, то изоляция вибраторов и привода даст больший эффект.

Характер частотных спектров вибрации и шума виброплощад­ ки. Измерения показывают, что спектры шума и вибрации яв­ ляются, во-первых, широкополосными и сплошными и, во-вторых, неравномерными.

Основной причиной возникновения широкополосного спектра шума и вибраций являются соударения металлических частей в различных узлах и соединениях и прежде всего в подшипниках качения вибраторов. Ширина спектра определяется продолжи­ тельностью импульса (соударения). Чем короче импульс, тем шире его спектр. В частности, бесконечно короткий импульс име­ ет бесконечно протяженный спектр с равномерной плотностью. Произведение длительности импульса At на ширину его спектра Af есть величина постоянная для каждой формы импульса. Про­ должительность импульса зависит от упругих свойств соударяю­ щихся тел, от их массы и скорости в момент контакта, а также от формы контактирующих поверхностей.

Измерения показывают, что время соударения двух металли­ ческих тел составляют доли миллисекунды. Поэтому ширина спектра может составлять несколько тысяч герц. Следующие друг за другом'ударные импульсы и возбуждают в конструкци­ ях практически сплошной спектр.


Частота 8Гц

На рис. 70 показана обобщенная частотная характеристика шума виброплощадки с жестко закрепленной формой. Обобщен­ ную частотную характеристику можно разбить на несколько участков. Максимум шума на частоте вибрирования (участок /) зависит от величины амплитуды колебаний виброплощадки и

условий излучения на низких частотах. Увеличение уровней шума на средних частотах (уча­ сток //) связано с резонансны­ ми явлениями в металлических •конструкциях подвижной рамы и формы и, кроме этого, с тем, что при увеличении частоты длина волны звука становится соизмеримой с размерами ко­ леблющейся поверхности, в ре­ зультате чего улучшаются усло­

вия излучения. На более высо­

Рис. 70. Обобщенная частотная ха­ ких частотах излучение стано­

рактеристика шума виброплощадкн с жестко закрепленной формой вится нормальным, поэтому

кривая частотной характери­ стики шума имеет участок, близкий к горизонтальному. На час­ тотах свыше 1500—2000 Гц (участок III) начинает сказываться влияние местного смятия при соударениях в подшипниках каче­ ния, а также фильтрующие свойства соединений между вибрато­ ром и подвижной рамой, что приводит к спаду кривой частотной хар а ктер истики.

Эти результаты хорошо согласуются с данными работы [72]; такие особенности спектров свойственны и для других ма­ шин. Они являются следствием общих физических явлений.

16. Снижение средне- и высокочастотного шума

Снижение шума, источником которого являются соударения в подшипниках качения вибраторов, может быть достигнуто двумя способами: 'во-первых, уменьшением величины возмуще­ ний на средних и высоких частотах благодаря устранению или уменьшению соударений в вибраторах и, во-вторых, снижением величины вибраций на этих частотах подвижной рамы и формы и устройством звукоизоляции вибраторов и привода.

Применение подшипников скольжения. Для подавления сос­ тавляющих шума на средних и высоких частотах необходимо устранить или ослабить соударения в подшипниковых узлах виб­ ратора. Если по условиям технологии формования применяются пластичные бетонные смеси, уплотнение может проводиться при пониженных параметрах вибрации, в результате чего уровень шума значительно снижается (см. табл. 7).

В общем случае снижения шума можно достигнуть в резуль­ тате конструктивных изменений в вибраторе (применение дру­ гого типа подшипника, изменение вида посадки и др.). К умень­ шению возникающих в вибраторе соударении приводит примене­ ние подшипников с регулируемыми внброакустпческими

Рис. 71. Снижение шума од­ ного стола виброплощадкн СМ-476Б благодаря приме­ нению в вибраторах подшип­ ников скольжения (скорость вращения п = 1500 об/мин, амплитуда колебании стола

а = 1,2 мм)

1 — на

подшипниках

качения;

згоо вот

2 — на

подшипниках

скольже­

 

ния

 

Частота Ь Гц

характеристиками, которые имеют меньшие зазоры и фиксиро­ ванное положение сепаратора. Вместе с тем подшипники каче­ ния плохо воспринимают ударные нагрузки и в вибрационных машинах могут применяться подшипники скольжения. Наиболее долговечными являются подшипники с биметаллическими .вкла­ дышами из свинцовой бронзы и легких металлов. Подшипники с такими вкладышами выдерживают длительную переменную нагрузку при больших окружных скоростях и могут устанавли­ ваться в вибраторах. По опытным данным срок службы таких подшипников составляет примерно 5000 ч [24].

Если подшипники качения характеризуются ударным взаимо­ действием между деталями, то в подшипниках скольжения воз­ мущения появляются при трении шейки вала о поверхность вкладыша. Возникающие при вращении так называемые релак­ сационные автоколебания (колебания срыза) возбуждают в основном низкочастотные составляющие спектра шума и вибра­ ций. Поэтому шум механизма с подшипниками скольжения определяется работой привода и различных вспомогательных механизмов.

Снижение шума вибромеханизма благодаря использованию вместо подшипников качения подшипников скольжения состав­ ляет 10—15 дБ (рис. 71). Подшипники скольжения могут быть выполнены либо в виде неразрезных бронзовых втулок с залив­ кой их баббитом марки Б-86 на толщину 0,8—1 мм (втулки устанавливают в картере вибратора существующей конструк­ ции), либо в виде тонкостенных ' вкладышей. Смазка осу­ ществляется самотеком через масляные канавки вала. Для виб­ раторов со скоростью вращения более 2000 об/мин необходима принудительная смазка. Чтобы добиться снижения шума,.форма должна быть жестко соединена с виброплощадкой, а привод площадки должен быть укрыт звукоизолирующим кожухом.