ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.07.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 0
ры вибраций и другие соединения, в частности между формой и подвижной рамой.
На величину вибраций подвижной рамы и формы оказывает влияние и синхронизатор привода. Ввиду жесткой связи через карданные валы возмущения в широком спектре частот переда
ются па вибраторы, подвижную раму и форму, в результате |
чего |
||||||||||||
4[\г |
|
|
|
|
|
интенсивность |
колеба- |
||||||
|
|
|
|
|
нпп может увеличивать |
||||||||
|
|
|
|
|
ся па 5—7 |
дБ. |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
Наибольшие |
уровни |
|||||||
L Y A |
|
|
|
|
колебательной |
скоро |
|||||||
й |
|
ГУ |
Ї |
|
|
|
сти на средних и высо |
||||||
—х-о-> |
ш |
|
|
ких |
частотах наблюда |
||||||||
|
|
ш |
|
|
ются на |
металлических |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
поверхностях формы, не |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
соприкасающихся |
с бе |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
тоном (рис. 68). |
Вслед |
|||||
so |
too |
200 |
400 |
sao ібоо |
згоо |
Уствие |
демпфирующих |
||||||
воно |
свойств |
бетонной смеси |
|||||||||||
Є |
|
|
|
|
Частоте §Гц |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
боковые стенки |
формы, |
|||||
|
|
|
|
|
|
1 |
соприкасающиеся |
с бе |
|||||
60 |
|
1 ф. |
|
|
1 |
тоном, на этих частотах |
|||||||
|
|
|
1 |
колеблются слабее, чем |
|||||||||
50 |
\ v |
|
|
|
|
|
при |
отсутствии |
бетона. |
||||
40 |
|
|
|
\•л |
|
Уровни |
вибраций |
в 'бе |
|||||
ЗО |
ч |
|
|
|
|
тоне |
и |
на |
поверхности |
||||
20 |
|
|
|
|
|
бетона |
на |
средних |
п |
||||
|
X 1 |
|
|
|
чуч/> |
высоких |
частотах |
зна |
|||||
|
|
200 |
*00 |
тоо |
згоо |
вооо |
чительно ниже, |
чем |
на |
||||
|
|
|
|
Частота іГи, |
вибростоле |
и на форме. |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
Поверхность бетона из |
||||||
Рис. 67. Уровни вибраций в различных точках |
лучает |
звуковую |
энер |
||||||||||
металлических |
конструкций |
подвижной |
рамы |
гию в основном до 400— |
|||||||||
|
виброплощадкн |
СМ-476Б |
|
|
800 |
Гц. |
Уровни |
коле |
|||||
бательной скорости на |
поверхности бетона и |
на |
днище |
зависят |
от состава и толщины смеси и от ряда других факторов. Таким образом, средне- и высокочастотные шумы наиболее интенсивно излучаются металлическими поверхностями формы, а также эле ментами подвижной рамы. Поэтому предпочтительны конструк ции виброплощадок, где подвижная рама или вообще отсутст вует, или имеет площадь, значительно меньшую по сравнению с формой.
Излучение такой сложной конструкции, как форма или под вижная рама, зависит от многих факторов, поэтому определить ее коэффициент излучения практически трудно. Остановимся на некоторых известных из акустики явлениях, определяющих из лучение пластин.
На частотах, лежащих ниже первой частоты собственных из-
гибных колебаний, когда 'все точки конструкции, как и у жест кого поршня, колеблются в одной фазе, излучаемая акустиче ская мощность Wa пропорциональна квадрату усредненной по
\\\
\\
\\
4
N
-о
/
Рис. 68. Уровни вибраций на излучающих поверхностях виб роплощадки 435 А с формой 20X20 см
1 — на |
подвижной |
раме; 2 — в бе |
тоне, |
5 см от дна; |
3 — на поверх |
|
ности бетона |
V
N
>
\
\ |
\ |
\ ) \ |
|
|
\ |
|
|
N |
\
\
3200 4 ШЮ
Ча:пота 8 Гц
площади колебательной скорости vm и величине активного со противления излучения поршня rR, т. е.
Wa = ±rRv*mPcS. |
(III.6) |
Конструкцию можно рассматривать как поршень и на частотах выше первой собственной частоты, если при этом длина изгибной волны в конструкции Ли больше длины звуковой волны в воздухе Кв. В этом случае изгибные колебания в металлической конструкции не влияют на коэффициент излучения. Если же ^ п < ^ в , то вследствие интерференции фактический коэффициент излучения будет меньше, чем гл . Это легко понять, если каждый элемент излучающей поверхности, равный длине изгибной вол ны, представить в виде пары излучателей, работающих в противофазе друг к другу [35].
Если длина изгибной волны (т. е. удвоенное расстояние меж ду этими воображаемыми источниками) меньше длины воздуш ной волны, то излучаемая звуковая энергия из участка среды, прилегающей к одной полуволне колеблющейся поверхности, «перекачивается» в соседний участок и обратно. При Я и > - Х в это «перекачивание» не успевает происходить и поверхность излучает звук подобно поршню.
Излучающую способность подвижной рамы оценим на приме ре виброплощадки 435А, как наиболее простой по конструкции. Металлическая конструкция подвижной рамы виброплощадки 435А состоит из стального листа толщиной 6 = 8 мм размером 580 X 400 мм и двух швеллеров № 8. Момент инерции сечения
составляет / = 448 см*, вес конструкции |
32 кг. Граничную часто |
||||||||||||||
ту, при которой Ли =ЯВ , определим из выражения |
[35] |
|
|
|
|
||||||||||
где |
т0—масса |
единицы длины |
столика; |
D = EJ — изгибная же |
|||||||||||
сткость столика |
(если его рассматривать |
как балку). Граничная |
|||||||||||||
частота для данной конструкции равна примерно |
140 Гц. |
|
|
|
|||||||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
Если представить ко |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
лебания |
внбростола |
в |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
виде |
осциллирующего |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
жесткого круглого |
пор |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
шня, |
колеблющегося |
с |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
усредненной |
по площа |
|||||||
|
\ |
|
|
|
|
|
|
|
ди колебательной |
|
ско |
||||
|
|
Г |
|
|
|
|
|
ростью |
при отсутствии |
||||||
|
ьft V |
|
|
|
|
|
щита, то можно |
опре |
|||||||
so |
|
|
|
|
|
делить для каждой час |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
тоты |
величину активно |
|||||||
из |
|
|
|
|
|
|
го сопротивления и, сле |
||||||||
|
|
|
|
|
|
довательно, |
уровни из |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
лучаемой мощности |
L P , |
|||||||
|
|
V |
|
ч |
|
|
|
пользуясь |
зависимо |
||||||
|
|
|
|
|
|
стью |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
\ |
|
L P |
= LVm+10 |
lg |
гRi |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
где L V |
m — уровень |
ко |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
лебательной |
скорости в |
|||||
"и |
вз |
as |
tso |
sot |
іооо |
гаю tooo вооо дБ. |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
Частота вГц |
Вибрационное |
|
поле |
||||||
Рис. 69. Определение излучающей |
способ |
подвижной рамы |
опре |
||||||||||||
ности подвижной рамы виброплощадки 435А |
деляли в девяти точках. |
||||||||||||||
|
при амплитуде колебаний 0,45 мм |
По результатам |
изме |
||||||||||||
1 — уровень |
шума |
на |
расстоянии |
1 |
.« |
от стола; |
рений была рассчитана |
||||||||
2 — уровень |
колебательной |
скорости; |
3 — уровень |
||||||||||||
шума, рассчитанный |
по |
уровню |
колебательной |
и построена |
усреднен |
||||||||||
|
|
|
скорости |
|
|
|
ная |
кривая |
частотной |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
характеристики колебательной скорости вибрации. Она имеет максимум на частоте 250 Гif. В спектре же шума резко выделя ются частоты 315—500 Гц.
Результаты расчета мощности L P приведены на рис. 69. Мак симум излучаемой мощности лежит в интервале 315—400 Гц, что хорошо согласуется с полученной частотной характеристи кой шума. Начиная с частоты 630 Гц, активное сопротивление становится примерно постоянным (начинается нормальное излу чение), и поэтому характер спектров шума» и вибрации один к тот же.
Этот эксперимент показывает, что в области средних и вы соких частот (по крайней мере до 1600 Гц) основным излучате-
лем акустической мощности является подвижная рама вибро площадки и форма с бетоном.
Точно так же каждый элемент металлической конструкции, подвижной рамы и формы излучает звуковую мощность, уровень которой зависит от величины колебательной скорости, условий закрепления по контуру, его площади и соотношений размеров элемента и длины волны излучаемого им звука. Звуковая энер гия в точке около машины складывается из энергий, излучаемых каждым элементом металлической конструкции.
На частотах выше 1600—2000 Гц уровни колебательной ско рости на подвижной раме вследствие фильтрующего действия соединительных болтов снижаются более резко, чем уровни шу ма, потому что на высоких частотах основным излучателем зву ковой энергии становятся вибраторы и привод. Поэтому при установке на виброплощадку 435А звукоизолирующего кожуха с высотой стенок, равной высоте подвижной рамы стола, уровни шума снизились на 10—15 дБ лишь на высоких частотах, начи ная с 2000 Гц.
Следует отметить, что соотношение между акустическими мощностями, излучаемыми на различных частотах подвижной рамой с жестко закрепленной формой и вибровозбудителями площадки, зависит в каждом конкретном случае от конструкции машины, в частности от соотношения величин излучающих по верхностей этих частей виброплощадки. Если площадка имеет относительно небольшие размеры и все ее элементы задемпфированы бетонной смесью, то изоляция вибраторов и привода даст больший эффект.
Характер частотных спектров вибрации и шума виброплощад ки. Измерения показывают, что спектры шума и вибрации яв ляются, во-первых, широкополосными и сплошными и, во-вторых, неравномерными.
Основной причиной возникновения широкополосного спектра шума и вибраций являются соударения металлических частей в различных узлах и соединениях и прежде всего в подшипниках качения вибраторов. Ширина спектра определяется продолжи тельностью импульса (соударения). Чем короче импульс, тем шире его спектр. В частности, бесконечно короткий импульс име ет бесконечно протяженный спектр с равномерной плотностью. Произведение длительности импульса At на ширину его спектра Af есть величина постоянная для каждой формы импульса. Про должительность импульса зависит от упругих свойств соударяю щихся тел, от их массы и скорости в момент контакта, а также от формы контактирующих поверхностей.
Измерения показывают, что время соударения двух металли ческих тел составляют доли миллисекунды. Поэтому ширина спектра может составлять несколько тысяч герц. Следующие друг за другом'ударные импульсы и возбуждают в конструкци ях практически сплошной спектр.
На рис. 70 показана обобщенная частотная характеристика шума виброплощадки с жестко закрепленной формой. Обобщен ную частотную характеристику можно разбить на несколько участков. Максимум шума на частоте вибрирования (участок /) зависит от величины амплитуды колебаний виброплощадки и
условий излучения на низких частотах. Увеличение уровней шума на средних частотах (уча сток //) связано с резонансны ми явлениями в металлических •конструкциях подвижной рамы и формы и, кроме этого, с тем, что при увеличении частоты длина волны звука становится соизмеримой с размерами ко леблющейся поверхности, в ре зультате чего улучшаются усло
вия излучения. На более высо
Рис. 70. Обобщенная частотная ха ких частотах излучение стано
рактеристика шума виброплощадкн с жестко закрепленной формой вится нормальным, поэтому
кривая частотной характери стики шума имеет участок, близкий к горизонтальному. На час тотах свыше 1500—2000 Гц (участок III) начинает сказываться влияние местного смятия при соударениях в подшипниках каче ния, а также фильтрующие свойства соединений между вибрато ром и подвижной рамой, что приводит к спаду кривой частотной хар а ктер истики.
Эти результаты хорошо согласуются с данными работы [72]; такие особенности спектров свойственны и для других ма шин. Они являются следствием общих физических явлений.
16. Снижение средне- и высокочастотного шума
Снижение шума, источником которого являются соударения в подшипниках качения вибраторов, может быть достигнуто двумя способами: 'во-первых, уменьшением величины возмуще ний на средних и высоких частотах благодаря устранению или уменьшению соударений в вибраторах и, во-вторых, снижением величины вибраций на этих частотах подвижной рамы и формы и устройством звукоизоляции вибраторов и привода.
Применение подшипников скольжения. Для подавления сос тавляющих шума на средних и высоких частотах необходимо устранить или ослабить соударения в подшипниковых узлах виб ратора. Если по условиям технологии формования применяются пластичные бетонные смеси, уплотнение может проводиться при пониженных параметрах вибрации, в результате чего уровень шума значительно снижается (см. табл. 7).
В общем случае снижения шума можно достигнуть в резуль тате конструктивных изменений в вибраторе (применение дру гого типа подшипника, изменение вида посадки и др.). К умень шению возникающих в вибраторе соударении приводит примене ние подшипников с регулируемыми внброакустпческими
Рис. 71. Снижение шума од ного стола виброплощадкн СМ-476Б благодаря приме нению в вибраторах подшип ников скольжения (скорость вращения п = 1500 об/мин, амплитуда колебании стола
а = 1,2 мм)
1 — на |
подшипниках |
качения; |
згоо вот |
2 — на |
подшипниках |
скольже |
|
|
ния |
|
Частота Ь Гц |
характеристиками, которые имеют меньшие зазоры и фиксиро ванное положение сепаратора. Вместе с тем подшипники каче ния плохо воспринимают ударные нагрузки и в вибрационных машинах могут применяться подшипники скольжения. Наиболее долговечными являются подшипники с биметаллическими .вкла дышами из свинцовой бронзы и легких металлов. Подшипники с такими вкладышами выдерживают длительную переменную нагрузку при больших окружных скоростях и могут устанавли ваться в вибраторах. По опытным данным срок службы таких подшипников составляет примерно 5000 ч [24].
Если подшипники качения характеризуются ударным взаимо действием между деталями, то в подшипниках скольжения воз мущения появляются при трении шейки вала о поверхность вкладыша. Возникающие при вращении так называемые релак сационные автоколебания (колебания срыза) возбуждают в основном низкочастотные составляющие спектра шума и вибра ций. Поэтому шум механизма с подшипниками скольжения определяется работой привода и различных вспомогательных механизмов.
Снижение шума вибромеханизма благодаря использованию вместо подшипников качения подшипников скольжения состав ляет 10—15 дБ (рис. 71). Подшипники скольжения могут быть выполнены либо в виде неразрезных бронзовых втулок с залив кой их баббитом марки Б-86 на толщину 0,8—1 мм (втулки устанавливают в картере вибратора существующей конструк ции), либо в виде тонкостенных ' вкладышей. Смазка осу ществляется самотеком через масляные канавки вала. Для виб раторов со скоростью вращения более 2000 об/мин необходима принудительная смазка. Чтобы добиться снижения шума,.форма должна быть жестко соединена с виброплощадкой, а привод площадки должен быть укрыт звукоизолирующим кожухом.