Файл: Падалко Л.П. Математические методы оптимального планирования развития и эксплуатации энергосистем учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 0
П е р е п и ш ем эту функцию в следующем виде:
т |
п |
т |
1=1 |
1=1 |
1=1 |
Перепишем теперь двойственную задачу в следующем виде:
|
|
|
т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
т а х ( — 2 ^ у ) ; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— с4 |
+ |
2 а д > о . |
|
|
|
|
|
|
|
||||
Составим |
дл я нее т а к ж е |
функцию |
Л а г р а н ж а : |
|
|
||||||||
|
|
|
т |
|
|
п |
|
т |
|
|
|
|
|
F * |
= |
- |
2 |
bjyj |
+ |
V л - Д - |
C i |
+ V |
а . |
.у.). |
|
|
|
|
|
/=1 |
|
|
i=l |
|
/=1 |
|
|
|
|
|
|
При |
записи |
функции |
Л а г р а н ж а |
для прямой |
задачи |
||||||||
множители |
Л а г р а н ж а обозначили так же, как и перемен |
||||||||||||
ные |
двойственной |
задачи, |
а в |
функции Л а г р а н ж а |
для |
||||||||
двойственной задачи множители |
Л а г р а н ж а обозначались, |
||||||||||||
к а к .переменные прямой задачи . |
|
|
|
|
|
||||||||
Из сопоставления обеих функций можно убедиться в |
|||||||||||||
справедливости |
соотношения max F o r n a x ( — F 2 ) , |
кото |
|||||||||||
рое |
у т в е р ж д а е т |
|
равенство |
значений |
целевой |
функции |
|||||||
прямой и двойственной задач . |
|
|
|
|
|
||||||||
Выводы |
этой |
теоремы |
оказываются весьма полезны |
ми для решения з а д а ч линейного программирования . В
ряде случаев целесообразнее решить двойственную |
зада |
|
чу, а затем перейти к исходной — прямой задаче . |
|
|
М ы рассмотрели формулировку двойственной |
з а д а ч и |
|
для случая, когда в прямой |
з а д а ч е ограничения з а д а н ы в |
|
форме неравенств. М о ж н о |
привести формулировку |
двой |
ственной задачи и для случая ограничений — равенств в прямой задаче . Пусть п р я м а я з а д а ч а записана так:
я
min i=\V сих-,
п.
= bj ( / = 1, 2 , . . . , m);
j=i
36
Д в о й с т в е н н ая з а д а ч а : max V bjtjj,
т |
|
|
2 a y ^ y < c t (' = |
!' 2 - ••• . |
|
/ - і |
|
|
К а к видно, в таком |
случае в двойственной |
з а д а ч е отсут |
ствуют требования |
неотрицательности переменных. |
|
§ 1.7. Транспортная |
з а д а ч а |
|
Формулировка транспортной задачи . |
Транспортная |
з а д а ч а формулируется следующим образом . Имеется т пунктов производства однородного продукта и п пунктов
потребления. З а д а н ы объемы производства а: |
к а ж д о г о |
|||||||
пункта производства и размеры потребления Ь-} |
к а ж д о г о |
|||||||
пункта потребления. Известна стоимость перевозки |
сГ; |
|||||||
единицы |
продукта из і-го пункта |
в /-й. Требуется соста |
||||||
вить наиболее экономичный план |
перевозок. |
|
|
|||||
Математически задача |
формулируется так: |
|
|
|||||
т |
п |
|
|
|
|
|
|
|
m i n 2 |
2 < W , |
|
|
|
|
(1-13) |
|
|
1=1 / = і |
|
|
|
|
|
|
|
|
У1хі] |
= аі |
(t = |
l , |
2,..., |
m); |
|
(1.14) |
|
in |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 * . ; = Л |
0 ' = |
1, |
2 , . . . , |
n); |
|
(1.15) |
|
|
* „ • > ( ) . |
|
|
|
|
|
(1.16) |
|
|
Равенства (1.14) гарантируют полный вывоз продукта |
||||||||
из всех пунктов |
производства. Равенства (1.15) |
обеспе |
чивают полное удовлетворение спроса всех пунктов по требления.
В некоторых з а д а ч а х не ставится требование |
баланса |
|
производства и потребления, и условия-равенства |
(1.14) |
|
в таком |
случае заменяются неравенствами |
|
п |
< ah |
|
У, хп |
|
37
о з н а ч а ю щ и м и, что из каждого пункта производства не может быть вывезено больше продукта, чем его там име
ется. Транспортная з а д а ч а |
в такой |
форме |
называется |
|||||
открытой |
транспортной |
моделью. |
|
|
|
|
||
К а к |
и л ю б а я другая з а д а ч а линейного |
программиро |
||||||
вания, |
транспортная |
з а д а ч а |
может |
быть |
решена |
симп |
||
лексным |
методом. О д н а к о для транспортной |
задачи |
раз |
работаны более эффективные методы, один из которых — метод потенциалов — мы рассмотрим ниже.
Критерий оптимальности решения транспортной зада чи. Методы решения транспортной задачи опираются на результаты теории двойственности. Приведем формули ровку двойственной транспортной задачи . С этой целью
обозначим переменные двойственной |
задачи |
так: v\, |
v2, |
||||
vn,—«і, |
— и 2 , |
— um. З н а к минус |
перед |
щ |
ставится |
||
ради удобства |
изложения . |
|
|
|
|
||
Тогда задача, двойственная по отношению к транс |
|||||||
портной, будет иметь следующий вид: |
|
|
|
|
|||
max | |
V 6 / D / |
— v a , 4 ; |
|
|
(1.17) |
||
І /=і |
i=i |
і |
|
|
|
|
|
— |
|
( і = |
1, 2 , . . . , m\ }= 1, |
2 , . . . , л). |
(1.18) |
||
Поясним экономический смысл двойственной задачи . |
|||||||
Если величины |
—«,-, Vj интерпретировать ка к оценки |
еди |
ницы транспортируемого продукта в пунктах производст ва и потребления, то условие (1.18) означает, что прираще ние оценки единицы продукта при его перевозке по ij-n коммуникации не д о л ж н о превысить транспортных рас ходов Су. Условие (1.17) отвечает требованию максими зации приращения суммарной оценки перевозимого про дукта.
Переменные Vj и uL называются потенциалами. |
Решение |
задачи сводится к выбору таких потенциалов |
пунктов |
производства и потребления, которые бы удовлетворяли системе ограничений (1.18) и максимизировали линей
ную |
функцию (1.17). Н а х о ж д е н и е |
указанных |
потенциа |
лов |
можно было бы осуществить |
симплексным |
методом, |
однако мы рассмотрим иной метод решения — метод по тенциалов. Этот метод вытекает из вида критерия опти мальности транспортной задачи, формулируемого в сле дующей форме.
38
О п т и м а л ь н ое решение задачи (1.17), (1.18) удовле творяет следующим условиям:
vj — щ = |
си, |
если |
хі} |
> |
0; |
(1.19) |
Vj — щ < |
Сц, |
если |
хц |
= |
0. |
(1-20) |
Не останавливаясь на выводе этого условия, |
дадим |
|||||
ему экономическое истолкование. Условие (1.20) |
означа |
ет, что если приращение оценки продукции при ее пе
ревозке по коммуникации |
Ц меньше транспортных рас |
ходов, то д а н н а я перевозка |
нецелесообразна и ее значе |
ние в оптимальном плане д о л ж н о быть равно нулю . Там
ж е , где |
Ху>0, приращение оценки должно равняться за |
т р а т а м |
на транспортировку. |
Вычислительная схема метода потенциала сводится |
к такому целенаправленному подбору потенциалов 'пунк тов, при котором удовлетворяются условия (1.19), (1.20). Ввиду того что использование метода потенциалов пред полагает предварительное получение допустимого базис ного решения, мы рассмотрим ниже один из методов по лучения такого решения.
Метод «северо-западного угла» отыскания допустимо го базисного решения. Суть метода сводится к следую щему . Пусть условия транспортной задачи записаны в табл . 1.4.
Таблица 1.4
Пункты произ- |
|
Пункты |
потребления |
|
|
|
|
|
|
|
Запасы |
||
водстаа |
Я, |
в. |
в* |
в, |
||
|
||||||
|
|
|||||
Л |
40 |
|
|
|
60 |
|
А, |
|
|
|
|
80 |
|
Л3 |
40 |
60 |
80 |
60 |
100 |
|
Потребность |
|
Попытаемся удовлетворить потребность первого пунк та потребления Ві запасом из пункта А\. В данном слу чае потребность м о ж н о удовлетворить полностью. Впи сываем в клетку число Хц = 40. В результате приходим к новой таблице, без первого столбца, та к к а к потребность пункта В\ удовлетворена полностью (табл. 1.5).
К |
этой таблице |
применяем тот |
ж е прием. |
Потреб |
ность |
пункта В2 за |
счет At м о ж н о |
удовлетворить |
только |
39