Файл: Падалко Л.П. Математические методы оптимального планирования развития и эксплуатации энергосистем учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2024

Просмотров: 124

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

П е р е п и ш ем эту функцию в следующем виде:

т

п

т

1=1

1=1

1=1

Перепишем теперь двойственную задачу в следующем виде:

 

 

 

т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т а х ( — 2 ^ у ) ;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— с4

+

2 а д > о .

 

 

 

 

 

 

 

Составим

дл я нее т а к ж е

функцию

Л а г р а н ж а :

 

 

 

 

 

т

 

 

п

 

т

 

 

 

 

 

F *

=

-

2

bjyj

+

V л - Д -

C i

+ V

а .

.у.).

 

 

 

 

 

/=1

 

 

i=l

 

/=1

 

 

 

 

 

При

записи

функции

Л а г р а н ж а

для прямой

задачи

множители

Л а г р а н ж а обозначили так же, как и перемен­

ные

двойственной

задачи,

а в

функции Л а г р а н ж а

для

двойственной задачи множители

Л а г р а н ж а обозначались,

к а к .переменные прямой задачи .

 

 

 

 

 

Из сопоставления обеих функций можно убедиться в

справедливости

соотношения max F o r n a x ( — F 2 ) ,

кото­

рое

у т в е р ж д а е т

 

равенство

значений

целевой

функции

прямой и двойственной задач .

 

 

 

 

 

Выводы

этой

теоремы

оказываются весьма полезны­

ми для решения з а д а ч линейного программирования . В

ряде случаев целесообразнее решить двойственную

зада ­

чу, а затем перейти к исходной — прямой задаче .

 

М ы рассмотрели формулировку двойственной

з а д а ч и

для случая, когда в прямой

з а д а ч е ограничения з а д а н ы в

форме неравенств. М о ж н о

привести формулировку

двой­

ственной задачи и для случая ограничений — равенств в прямой задаче . Пусть п р я м а я з а д а ч а записана так:

я

min i=\V сих-,

п.

= bj ( / = 1, 2 , . . . , m);

j=i

36


Д в о й с т в е н н ая з а д а ч а : max V bjtjj,

т

 

 

2 a y ^ y < c t (' =

!' 2 - ••• .

 

/ - і

 

 

К а к видно, в таком

случае в двойственной

з а д а ч е отсут­

ствуют требования

неотрицательности переменных.

§ 1.7. Транспортная

з а д а ч а

 

Формулировка транспортной задачи .

Транспортная

з а д а ч а формулируется следующим образом . Имеется т пунктов производства однородного продукта и п пунктов

потребления. З а д а н ы объемы производства а:

к а ж д о г о

пункта производства и размеры потребления Ь-}

к а ж д о г о

пункта потребления. Известна стоимость перевозки

сГ;

единицы

продукта из і-го пункта

в /-й. Требуется соста­

вить наиболее экономичный план

перевозок.

 

 

Математически задача

формулируется так:

 

 

т

п

 

 

 

 

 

 

 

m i n 2

2 < W ,

 

 

 

 

(1-13)

 

1=1 / = і

 

 

 

 

 

 

 

У1хі]

= аі

(t =

l ,

2,...,

m);

 

(1.14)

 

in

 

 

 

 

 

 

 

 

2 * . ; = Л

0 ' =

1,

2 , . . . ,

n);

 

(1.15)

 

* „ • > ( ) .

 

 

 

 

 

(1.16)

 

Равенства (1.14) гарантируют полный вывоз продукта

из всех пунктов

производства. Равенства (1.15)

обеспе­

чивают полное удовлетворение спроса всех пунктов по­ требления.

В некоторых з а д а ч а х не ставится требование

баланса

производства и потребления, и условия-равенства

(1.14)

в таком

случае заменяются неравенствами

 

п

< ah

 

У, хп

 

37


о з н а ч а ю щ и м и, что из каждого пункта производства не может быть вывезено больше продукта, чем его там име­

ется. Транспортная з а д а ч а

в такой

форме

называется

открытой

транспортной

моделью.

 

 

 

 

К а к

и л ю б а я другая з а д а ч а линейного

программиро ­

вания,

транспортная

з а д а ч а

может

быть

решена

симп­

лексным

методом. О д н а к о для транспортной

задачи

раз ­

работаны более эффективные методы, один из которых — метод потенциалов — мы рассмотрим ниже.

Критерий оптимальности решения транспортной зада­ чи. Методы решения транспортной задачи опираются на результаты теории двойственности. Приведем формули­ ровку двойственной транспортной задачи . С этой целью

обозначим переменные двойственной

задачи

так: v\,

v2,

vn,—«і,

и 2 ,

— um. З н а к минус

перед

щ

ставится

ради удобства

изложения .

 

 

 

 

Тогда задача, двойственная по отношению к транс ­

портной, будет иметь следующий вид:

 

 

 

 

max |

V 6 / D /

— v a , 4 ;

 

 

(1.17)

І /=і

i=i

і

 

 

 

 

 

( і =

1, 2 , . . . , m\ }= 1,

2 , . . . , л).

(1.18)

Поясним экономический смысл двойственной задачи .

Если величины

—«,-, Vj интерпретировать ка к оценки

еди­

ницы транспортируемого продукта в пунктах производст­ ва и потребления, то условие (1.18) означает, что прираще ­ ние оценки единицы продукта при его перевозке по ij-n коммуникации не д о л ж н о превысить транспортных рас­ ходов Су. Условие (1.17) отвечает требованию максими­ зации приращения суммарной оценки перевозимого про­ дукта.

Переменные Vj и uL называются потенциалами.

Решение

задачи сводится к выбору таких потенциалов

пунктов

производства и потребления, которые бы удовлетворяли системе ограничений (1.18) и максимизировали линей­

ную

функцию (1.17). Н а х о ж д е н и е

указанных

потенциа­

лов

можно было бы осуществить

симплексным

методом,

однако мы рассмотрим иной метод решения — метод по­ тенциалов. Этот метод вытекает из вида критерия опти­ мальности транспортной задачи, формулируемого в сле­ дующей форме.

38


О п т и м а л ь н ое решение задачи (1.17), (1.18) удовле­ творяет следующим условиям:

vj — щ =

си,

если

хі}

>

0;

(1.19)

Vj — щ <

Сц,

если

хц

=

0.

(1-20)

Не останавливаясь на выводе этого условия,

дадим

ему экономическое истолкование. Условие (1.20)

означа­

ет, что если приращение оценки продукции при ее пе­

ревозке по коммуникации

Ц меньше транспортных рас­

ходов, то д а н н а я перевозка

нецелесообразна и ее значе­

ние в оптимальном плане д о л ж н о быть равно нулю . Там

ж е , где

Ху>0, приращение оценки должно равняться за­

т р а т а м

на транспортировку.

Вычислительная схема метода потенциала сводится

к такому целенаправленному подбору потенциалов 'пунк­ тов, при котором удовлетворяются условия (1.19), (1.20). Ввиду того что использование метода потенциалов пред­ полагает предварительное получение допустимого базис­ ного решения, мы рассмотрим ниже один из методов по­ лучения такого решения.

Метод «северо-западного угла» отыскания допустимо­ го базисного решения. Суть метода сводится к следую­ щему . Пусть условия транспортной задачи записаны в табл . 1.4.

Таблица 1.4

Пункты произ-

 

Пункты

потребления

 

 

 

 

 

 

Запасы

водстаа

Я,

в.

в*

в,

 

 

 

Л

40

 

 

 

60

А,

 

 

 

 

80

Л3

40

60

80

60

100

Потребность

 

Попытаемся удовлетворить потребность первого пунк­ та потребления Ві запасом из пункта А\. В данном слу­ чае потребность м о ж н о удовлетворить полностью. Впи­ сываем в клетку число Хц = 40. В результате приходим к новой таблице, без первого столбца, та к к а к потребность пункта В\ удовлетворена полностью (табл. 1.5).

К

этой таблице

применяем тот

ж е прием.

Потреб ­

ность

пункта В2 за

счет At м о ж н о

удовлетворить

только

39