Файл: Падалко Л.П. Математические методы оптимального планирования развития и эксплуатации энергосистем учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 0
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица |
1.5 |
|
Пунктункты |
|
|
|
|
Пункты потребления |
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Запасы |
|||||
производства |
|
|
В . |
|
| |
В 3 |
|
|
В , |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
20 |
|
|
|
|
|
|
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
80 |
|
|
А3 |
|
|
|
|
|
60 |
|
|
80 |
|
|
60 |
100 |
|
|
Потребность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица |
1.6 |
|
Пункты |
|
|
|
|
Пункты |
потребления |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Запасы |
|||||
производства |
|
|
|
Во |
|
| |
В, |
|
| |
ВІ |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
л„ |
|
|
|
|
40 |
|
|
|
|
|
|
80 |
|
||
АІ |
|
|
|
|
40 |
|
|
80 |
|
|
60 |
100 |
|
||
Потребность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
частично — на 20 единиц. В |
результате получаем новую |
||||||||||||||
таблицу, без первой строки (табл. |
1.6). |
|
|
|
|||||||||||
Аналогичным приемом, п р о д о л ж а я |
удовлетворять |
по |
|||||||||||||
требности |
всех |
|
пунктов |
потребления, |
мы |
окончательно |
|||||||||
получим |
т а б л . |
1.7. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица |
1.7 |
|
Пункты |
|
|
|
|
Пункты |
потребления |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
в, |
|
|
|
|
Запасы |
|||||
производства |
|
|
в, |
|
|
|
Вз |
|
в. |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Ах |
|
|
|
|
40 |
|
|
20 |
|
40 |
|
|
60 |
|
|
А, |
|
|
|
|
|
|
|
40 |
|
|
|
80 |
|
||
А3 |
|
|
|
|
40 |
|
|
60 |
|
40 |
|
60 |
100 |
|
|
Потребность |
|
|
|
|
80 |
|
60 |
|
|
|
|||||
Заполненные |
клетки |
этой таблицы |
характеризуют |
ба |
|||||||||||
зисное |
решение |
|
(хп |
= А0, |
xl2 = 20, |
х 2 2 = 4 0 , л-2 з=40, л-3 3 |
= |
40, |
|||||||
хи=60). |
|
Незаполненные |
клетки |
определяют набор |
сво |
||||||||||
бодных |
переменных. |
|
|
|
|
методом |
«северо-за |
||||||||
Д а н н ы й |
алгоритм |
называется |
|||||||||||||
падного |
|
угла» |
в |
соответствии со |
|
способом |
заполнения |
||||||||
таблицы, |
согласно |
которому |
к а ж д ы й шаг заполнения |
на |
|||||||||||
чинается |
с левой верхней (северо-западной) |
клетки. |
|
||||||||||||
Алгоритм метода потенциалов. Вычислительная схема |
|||||||||||||||
метода |
потенциалов позволяет, отправляясь |
от некоторо- |
40
го допустимого |
базисного |
решения, |
|
получить |
решение |
||||
задачи |
за конечное |
число |
шагов. Схема вычислений по. |
||||||
к а ж д о м у шагу |
состоит в следующем. П о данному |
базис |
|||||||
ному |
решению |
к а ж д о м у |
пункту |
задачи |
придается |
||||
число, |
называемое |
его потенциалом. |
Потенциалы |
выби |
|||||
раются |
так, |
чтобы их разность для к а ж д о й пары |
пунк |
||||||
тов, у которых |
хи> |
0, была равна си— |
стоимости |
пере |
|||||
возки м е ж д у |
этими |
пунктами единицы |
продукции. |
|
Если разность потенциалов для к а ж д о й пары пунктов, производства и потребления не превосходит с,у, то дан ный план перевозок — решение задачи . В противном случае осуществляется переход к новому допустимому базисному решению. Через конечное число шагов про цесс решения завершается получением оптимального ре шения и системы потенциалов задачи .
Таким образом, к а ж д ы й шаг решения можно считать |
|
состоящим из двух этапов . Н а первом этапе |
проверяется |
решение на оптимальность. В случае неоптимальности; |
|
осуществляется переход ко второму этапу. |
Н а втором |
этапе определяется новое базисное решение с меньшими-
транспортными |
расходами . |
Поясним |
методику |
вычисле |
||||||||||
ний на к а ж д о м |
этапе. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Пусть |
мы получили допустимое |
базисное |
решение.. |
||||||||||
Д л я |
проверки |
его на оптимальность |
придаем |
|
к а ж д о |
|||||||||
му |
пункту |
потенциал: v h |
...,vn, —щ, |
|
— |
u m . Д л я |
к а ж |
|||||||
дой базисной переменной |
составляем |
уравнения v}— щ = |
||||||||||||
= |
Сф |
число которых |
равно числу |
|
базисных |
переменных,, |
||||||||
т. е. m + n—1. |
Число |
переменных |
т + п |
превышает на |
||||||||||
единицу число |
уравнений. |
Д л я разрешимости |
системы |
|||||||||||
уравнений |
полагаем |
одну |
|
из переменных равной |
произ |
|||||||||
вольному |
числу, например |
|
щ = 0 . Тогда значения |
осталь |
||||||||||
ных переменных определяются однозначно. |
|
|
|
|||||||||||
|
П о с л е этого осуществляется проверка |
решения на оп |
||||||||||||
тимальность. Если дл я всех свободных |
переменных вы |
|||||||||||||
полнено неравенство |
Vj — « г < с , 7 |
, то говорят, что систе |
||||||||||||
ма |
потенциалов v u v2, |
...,v/lt |
|
—щ, |
—иг, |
|
— |
и т |
потен |
|||||
циальна и полученное |
решение оптимально. |
Если ж е д л я |
некоторой свободной переменной условие (1.20) не вы полняется, то решение неоптимально и требуется переход к новому базису.
Нетрудно заметить, что, з а д а в ш и с ь произвольным значением потенциала какого-либо пункта, мы тем са мым определяем величины потенциалов всех прочих пунк тов. В то ж е время разность потенциалов Vj—щ опре-
41
д е л я е т ся однозначно, независимо от величины принятого потенциала пункта. Таким образом, вывод об оптималь ности или неоптимальности решения не зависит от ве личины произвольно заданного потенциала пункта.
Рассмотрим теперь методику перехода к следующему •базису в случае неоптимальности решения. Н а данном этапе вычисляем уклонения
c7l=cIi-{v,-ui). |
|
|
|
|
|
(1.21) |
О п р е д е л я е м |
пару |
индексов г'о, /о из |
условия |
|
||
с?,/. = min с?/. |
|
|
|
|
|
|
•Соединим пункты |
Ас0 и Bj0 |
маршрутом из |
коммуника |
|||
ций, составляющих базис. |
|
|
|
|||
Пусть данный м а р ш р у т проходит последовательно че |
||||||
рез пункты |
Aia, |
Bh, |
Аіг, |
ВІ2, |
BJs_l0, |
Bjt.- Р а с |
смотрим перевозки по тем коммуникациям пути, которые при движении от Л,-„ к В,-, проводятся в положитель ном направлении, т. е. от пункта производства к пункту потребления. Минимальную среди этих перевозок обо
значим через |
ЭА . Введем |
в базисное решение следующие |
|||||||
изменения: |
на |
тех |
коммуникациях пути Д - 0 , |
Ви, |
... |
||||
Bj0, |
вдоль |
которых |
перевозки осуществляются в |
поло |
|||||
жительном |
направлении, |
уменьшаем |
их на |
0,,, |
на |
ос |
|||
тальных коммуникациях увеличиваем их на |
Э/ ( . Кроме |
||||||||
того, введем |
новую |
коммуникацию А-0 —В,-а |
с перевоз |
||||||
кой, |
равной |
|
Qk. В результате получим новую совокуп |
||||||
ность |
коммуникаций, определяющую базисное |
решение, |
|||||||
д л я которого сохраняется баланс вывозимого |
и |
ввози |
|||||||
мого |
продукта. В то ж е |
время отметим |
без доказатель |
ства, что новое базисное решение приводит к |
меньшим |
|
транспортным |
расходам, т. е. к уменьшению |
целевой |
функции. |
|
|
И т а к , метод |
потенциалов позволяет, отправляясь от |
некоторого исходного базисного решения, построить по следовательность базисных решений с убывающей целе вой функцией. Вследствие конечности таких решений че рез несколько шагов выявится оптимальность очередного решения.
Учет ограниченных пропускных способностей комму никаций. В ряде задач приходится считаться с тем, что транспортные возможности коммуникаций ограниченны.
42
Т р е б о в а н ие задачи сводится к нахождению такого оп тимального плана перевозок, при котором пропускные способности коммуникаций не были бы превышены.
Критерием оптимальности такого вида з а д а ч являет ся выполнимость следующих условий:
v — щ < с,7 , |
если х и = |
|
0; |
(1.22) |
|||
Vj |
— |
Щ > с-ф |
если |
xi} |
= |
d,f, |
(1.23) |
Ь |
; — |
щ = сч, |
если |
0 < |
хц < dir |
(1.24) |
|
Потенциалы |
Vj и |
ut |
можно, как и прежде, |
считать |
стоимостными оценками продукта в соответствующих пунктах производства и потребления. В этой интерпре
тации условия |
(1.22) — (1.24) имеют следующее истолко |
||||
вание: если |
приращение |
оценки |
продукта v-s — иг |
при его |
|
перевозке |
по |
соответствующей |
коммуникации |
меньше |
|
транспортных |
расходов |
с/ у -, то д а н н а я перевозка |
эконо |
||
мически нецелесообразна. Поэтому ее значение |
д о л ж н о |
||||
быть равным |
нулю. Если указанное приращение |
оценки |
оказывается больше транспортных расходов, то перевоз
ка целесообразна, |
и она |
д о л ж н а |
иметь |
максимальное |
||
значение, т. е. равное пропускной |
способности коммуни |
|||||
кации |
<іи. |
|
|
|
|
|
О б щ а я схема |
метода |
потенциалов |
применительно к |
|||
данной |
з а д а ч е остается такой же, |
как |
и в |
случае обыч |
ной транспортной задачи . Процесс решения состоит из
серии |
итераций. К а ж д а я |
итерация |
распадается |
на |
два |
|
этапа . |
Н а первом |
этапе |
решение, |
полученное на |
преды |
|
дущей |
итерации, |
проверяется на |
оптимальность. |
В |
слу |
чае неоптимальности проводится второй этап, на котором определяется новое решение, приводящее к меньшим
транспортным |
расходам . |
Расчет начинается с получения исходного допустимо |
|
го базисного |
решения. Д л я этой цели может быть ис |
пользован метод «северо-западного угла», однако при ис
пользовании |
его необходимо |
учитывать ограниченную |
||
пропускную способность некоторых коммуникаций. |
||||
Н а первом |
этапе |
итерации |
определяются |
предвари |
тельные потенциалы |
из системы уравнений |
vf — щ = Сц |
для всех элементов Cjj, для которых выполняется |
соотно |
шение |
|
0<xlf<dtr |
(1.25) |
43
Отметим, что для задачи с ограниченными пропуск ными способностями роль положительных перевозок иг рают перевозки, заключенные строго м е ж д у нулем и зна чением пропускной способности, т. е. удовлетворяющие соотношению (1.25).
Д а л е е производится расчет уклонений с*) по выра жению (1. 21) и проверяются знаки его ненулевых зна
чений. Если |
сц Г^О д л я всех х^ = 0 |
и с%- s£0 для всех |
||
Xij |
= djj, |
то |
решение оптимально. Этот вывод вытекает |
|
из |
критерия |
оптимальности. |
|
|
|
Если |
ж е |
решение неоптимально, осуществляется пе |
|
реход ко |
второму этапу итерации. Н а |
этом этапе произ |
водится выявление наименьшего уклонения из отрица
тельных |
чисел |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С*ц (для хч |
= 0) |
II — |
С*ц (для х,7 |
= |
dij). |
|
|
|
|
||||
В результате |
имеем |
минимальное |
значение |
|
с*0/„ . |
||||||||
Так же, к а к и в обычной транспортной |
задаче, |
строится |
|||||||||||
цепочка |
из |
базисных коммуникаций, |
начинающаяся |
в г'о |
|||||||||
и кончающаяся в / 0 . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Возможны два |
случая: |
|
хц |
|
|
|
|
|
|
|
|||
1) Ф о |
принадлежит |
с*/ |
(для |
= |
0); |
|
|
|
|
||||
2 ) с*о/о принадлежит—с*,- |
(для |
хц |
|
= |
du). |
|
|
|
|||||
В первом случае улучшение |
решения осуществляется |
||||||||||||
т а к ж е , |
как |
и в обычной транспортной |
з а д а ч е : |
вводится |
|||||||||
новая коммуникация і0 /о с потоком |
Qk. |
На тех |
комму |
||||||||||
никациях цепочки, которые идут в |
положительном |
на |
|||||||||||
правлении, |
перевозки уменьшаем |
|
на |
Qk, на остальных |
|||||||||
коммуникациях увеличиваем на |
Qk. |
Величина |
Qk |
выби |
рается с учетом пропускных способностей тех коммуни
каций, на которых предполагается увеличение |
перево |
|||||||
зок, т. е. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Qk = min(Qk, |
Ql |
dij,), |
|
|
|
(1.26) |
|
где |
Q'k = min Хц |
— для |
положительных |
направлений |
це |
|||
|
|
|
почки; |
|
|
|
|
|
Q"k |
= min(d; - — X;) |
— для |
отрицательных |
направлений |
це |
|||
|
dij0 |
|
почки; |
|
|
|
|
|
|
— предельная |
пропускная способность |
||||||
|
|
|
коммуникации |
i 0 / 0 . |
осуществляется |
|||
|
Во втором случае улучшение решения |
|||||||
за |
счет уменьшения |
размера перевозки |
м е ж д у |
пунктами |
44