Файл: Падалко Л.П. Математические методы оптимального планирования развития и эксплуатации энергосистем учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица

1.5

Пунктункты

 

 

 

 

Пункты потребления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запасы

производства

 

 

В .

 

|

В 3

 

 

В ,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

80

 

А3

 

 

 

 

 

60

 

 

80

 

 

60

100

 

Потребность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица

1.6

Пункты

 

 

 

 

Пункты

потребления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запасы

производства

 

 

 

Во

 

|

В,

 

|

ВІ

 

 

 

 

 

 

 

 

л„

 

 

 

 

40

 

 

 

 

 

 

80

 

АІ

 

 

 

 

40

 

 

80

 

 

60

100

 

Потребность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

частично — на 20 единиц. В

результате получаем новую

таблицу, без первой строки (табл.

1.6).

 

 

 

Аналогичным приемом, п р о д о л ж а я

удовлетворять

по­

требности

всех

 

пунктов

потребления,

мы

окончательно

получим

т а б л .

1.7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица

1.7

Пункты

 

 

 

 

Пункты

потребления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в,

 

 

 

 

Запасы

производства

 

 

в,

 

 

 

Вз

 

в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ах

 

 

 

 

40

 

 

20

 

40

 

 

60

 

А,

 

 

 

 

 

 

 

40

 

 

 

80

 

А3

 

 

 

 

40

 

 

60

 

40

 

60

100

 

Потребность

 

 

 

 

80

 

60

 

 

 

Заполненные

клетки

этой таблицы

характеризуют

ба­

зисное

решение

 

п

= А0,

xl2 = 20,

х 2 2 = 4 0 , л-2 з=40, л-3 3

=

40,

хи=60).

 

Незаполненные

клетки

определяют набор

сво­

бодных

переменных.

 

 

 

 

методом

«северо-за­

Д а н н ы й

алгоритм

называется

падного

 

угла»

в

соответствии со

 

способом

заполнения

таблицы,

согласно

которому

к а ж д ы й шаг заполнения

на­

чинается

с левой верхней (северо-западной)

клетки.

 

Алгоритм метода потенциалов. Вычислительная схема

метода

потенциалов позволяет, отправляясь

от некоторо-

40


го допустимого

базисного

решения,

 

получить

решение

задачи

за конечное

число

шагов. Схема вычислений по.

к а ж д о м у шагу

состоит в следующем. П о данному

базис ­

ному

решению

к а ж д о м у

пункту

задачи

придается

число,

называемое

его потенциалом.

Потенциалы

выби­

раются

так,

чтобы их разность для к а ж д о й пары

пунк­

тов, у которых

хи>

0, была равна си

стоимости

пере ­

возки м е ж д у

этими

пунктами единицы

продукции.

 

Если разность потенциалов для к а ж д о й пары пунктов, производства и потребления не превосходит с,у, то дан­ ный план перевозок — решение задачи . В противном случае осуществляется переход к новому допустимому базисному решению. Через конечное число шагов про­ цесс решения завершается получением оптимального ре ­ шения и системы потенциалов задачи .

Таким образом, к а ж д ы й шаг решения можно считать

состоящим из двух этапов . Н а первом этапе

проверяется

решение на оптимальность. В случае неоптимальности;

осуществляется переход ко второму этапу.

Н а втором

этапе определяется новое базисное решение с меньшими-

транспортными

расходами .

Поясним

методику

вычисле­

ний на к а ж д о м

этапе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пусть

мы получили допустимое

базисное

решение..

Д л я

проверки

его на оптимальность

придаем

 

к а ж д о ­

му

пункту

потенциал: v h

...,vn, —щ,

 

u m . Д л я

к а ж ­

дой базисной переменной

составляем

уравнения v}— щ =

=

Сф

число которых

равно числу

 

базисных

переменных,,

т. е. m + n1.

Число

переменных

т + п

превышает на

единицу число

уравнений.

Д л я разрешимости

системы

уравнений

полагаем

одну

 

из переменных равной

произ­

вольному

числу, например

 

щ = 0 . Тогда значения

осталь ­

ных переменных определяются однозначно.

 

 

 

 

П о с л е этого осуществляется проверка

решения на оп­

тимальность. Если дл я всех свободных

переменных вы­

полнено неравенство

Vj — « г < с , 7

, то говорят, что систе­

ма

потенциалов v u v2,

...,v/lt

 

—щ,

—иг,

 

и т

потен­

циальна и полученное

решение оптимально.

Если ж е д л я

некоторой свободной переменной условие (1.20) не вы­ полняется, то решение неоптимально и требуется переход к новому базису.

Нетрудно заметить, что, з а д а в ш и с ь произвольным значением потенциала какого-либо пункта, мы тем са­ мым определяем величины потенциалов всех прочих пунк­ тов. В то ж е время разность потенциалов Vj—щ опре-

41


д е л я е т ся однозначно, независимо от величины принятого потенциала пункта. Таким образом, вывод об оптималь ­ ности или неоптимальности решения не зависит от ве­ личины произвольно заданного потенциала пункта.

Рассмотрим теперь методику перехода к следующему •базису в случае неоптимальности решения. Н а данном этапе вычисляем уклонения

c7l=cIi-{v,-ui).

 

 

 

 

 

(1.21)

О п р е д е л я е м

пару

индексов г'о, /о из

условия

 

с?,/. = min с?/.

 

 

 

 

 

•Соединим пункты

Ас0 и Bj0

маршрутом из

коммуника­

ций, составляющих базис.

 

 

 

Пусть данный м а р ш р у т проходит последовательно че­

рез пункты

Aia,

Bh,

Аіг,

ВІ2,

BJs_l0,

Bjt.- Р а с ­

смотрим перевозки по тем коммуникациям пути, которые при движении от Л,-„ к В,-, проводятся в положитель ­ ном направлении, т. е. от пункта производства к пункту потребления. Минимальную среди этих перевозок обо­

значим через

ЭА . Введем

в базисное решение следующие

изменения:

на

тех

коммуникациях пути Д - 0 ,

Ви,

...

Bj0,

вдоль

которых

перевозки осуществляются в

поло­

жительном

направлении,

уменьшаем

их на

0,,,

на

ос­

тальных коммуникациях увеличиваем их на

Э/ ( . Кроме

того, введем

новую

коммуникацию А-0 В,-а

с перевоз­

кой,

равной

 

Qk. В результате получим новую совокуп­

ность

коммуникаций, определяющую базисное

решение,

д л я которого сохраняется баланс вывозимого

и

ввози­

мого

продукта. В то ж е

время отметим

без доказатель ­

ства, что новое базисное решение приводит к

меньшим

транспортным

расходам, т. е. к уменьшению

целевой

функции.

 

 

И т а к , метод

потенциалов позволяет, отправляясь от

некоторого исходного базисного решения, построить по­ следовательность базисных решений с убывающей целе­ вой функцией. Вследствие конечности таких решений че­ рез несколько шагов выявится оптимальность очередного решения.

Учет ограниченных пропускных способностей комму­ никаций. В ряде задач приходится считаться с тем, что транспортные возможности коммуникаций ограниченны.

42


Т р е б о в а н ие задачи сводится к нахождению такого оп­ тимального плана перевозок, при котором пропускные способности коммуникаций не были бы превышены.

Критерием оптимальности такого вида з а д а ч являет­ ся выполнимость следующих условий:

v — щ < с,7 ,

если х и =

 

0;

(1.22)

Vj

Щ > с-ф

если

xi}

=

d,f,

(1.23)

Ь

; —

щ = сч,

если

0 <

хц < dir

(1.24)

Потенциалы

Vj и

ut

можно, как и прежде,

считать

стоимостными оценками продукта в соответствующих пунктах производства и потребления. В этой интерпре­

тации условия

(1.22) — (1.24) имеют следующее истолко­

вание: если

приращение

оценки

продукта v-s — иг

при его

перевозке

по

соответствующей

коммуникации

меньше

транспортных

расходов

с/ у -, то д а н н а я перевозка

эконо­

мически нецелесообразна. Поэтому ее значение

д о л ж н о

быть равным

нулю. Если указанное приращение

оценки

оказывается больше транспортных расходов, то перевоз­

ка целесообразна,

и она

д о л ж н а

иметь

максимальное

значение, т. е. равное пропускной

способности коммуни­

кации

и.

 

 

 

 

 

О б щ а я схема

метода

потенциалов

применительно к

данной

з а д а ч е остается такой же,

как

и в

случае обыч­

ной транспортной задачи . Процесс решения состоит из

серии

итераций. К а ж д а я

итерация

распадается

на

два

этапа .

Н а первом

этапе

решение,

полученное на

преды­

дущей

итерации,

проверяется на

оптимальность.

В

слу­

чае неоптимальности проводится второй этап, на котором определяется новое решение, приводящее к меньшим

транспортным

расходам .

Расчет начинается с получения исходного допустимо­

го базисного

решения. Д л я этой цели может быть ис­

пользован метод «северо-западного угла», однако при ис­

пользовании

его необходимо

учитывать ограниченную

пропускную способность некоторых коммуникаций.

Н а первом

этапе

итерации

определяются

предвари­

тельные потенциалы

из системы уравнений

vf — щ = Сц

для всех элементов Cjj, для которых выполняется

соотно­

шение

 

0<xlf<dtr

(1.25)

43


Отметим, что для задачи с ограниченными пропуск­ ными способностями роль положительных перевозок иг­ рают перевозки, заключенные строго м е ж д у нулем и зна­ чением пропускной способности, т. е. удовлетворяющие соотношению (1.25).

Д а л е е производится расчет уклонений с*) по выра ­ жению (1. 21) и проверяются знаки его ненулевых зна ­

чений. Если

сц Г^О д л я всех х^ = 0

и с%- s£0 для всех

Xij

= djj,

то

решение оптимально. Этот вывод вытекает

из

критерия

оптимальности.

 

 

Если

ж е

решение неоптимально, осуществляется пе­

реход ко

второму этапу итерации. Н а

этом этапе произ­

водится выявление наименьшего уклонения из отрица­

тельных

чисел

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С*ц (для хч

= 0)

II —

С*ц (для х,7

=

dij).

 

 

 

 

В результате

имеем

минимальное

значение

 

с*0/„ .

Так же, к а к и в обычной транспортной

задаче,

строится

цепочка

из

базисных коммуникаций,

начинающаяся

в г'о

и кончающаяся в / 0 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возможны два

случая:

 

хц

 

 

 

 

 

 

 

1) Ф о

принадлежит

с*/

(для

=

0);

 

 

 

 

2 ) с*о/о принадлежит—с*,-

(для

хц

 

=

du).

 

 

 

В первом случае улучшение

решения осуществляется

т а к ж е ,

как

и в обычной транспортной

з а д а ч е :

вводится

новая коммуникация і0 /о с потоком

Qk.

На тех

комму­

никациях цепочки, которые идут в

положительном

на­

правлении,

перевозки уменьшаем

 

на

Qk, на остальных

коммуникациях увеличиваем на

Qk.

Величина

Qk

выби­

рается с учетом пропускных способностей тех коммуни­

каций, на которых предполагается увеличение

перево­

зок, т. е.

 

 

 

 

 

 

 

 

Qk = min(Qk,

Ql

dij,),

 

 

 

(1.26)

где

Q'k = min Хц

— для

положительных

направлений

це­

 

 

 

почки;

 

 

 

 

Q"k

= min(d; - — X;)

— для

отрицательных

направлений

це­

 

dij0

 

почки;

 

 

 

 

 

— предельная

пропускная способность

 

 

 

коммуникации

i 0 / 0 .

осуществляется

 

Во втором случае улучшение решения

за

счет уменьшения

размера перевозки

м е ж д у

пунктами

44