Файл: Лосавио Г.С. Эксплуатация автомобилей при низких температурах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.07.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 0
Система регулировки И управления в калориферных установках предусматривает также возможность выполнения ряда дополни тельных операций в процессе подогрева автомобилей. В их числевключение и выключение всей системы подогрева (всех линий) од ной центральной задвижкой; поддержание системы подвода тепло
носителя (воды или пара), а также |
калориферов в рабочем состо |
янии "в нерабочее время; отключение |
(в случае необходимости) о д |
ной или нескольких линий подогрева; предотвращение нецелесооб разного расходования теплоносителя при выключении' вентилято ра; регулирование температуры теплоносителя в обратном трубо проводе.
Для отключения отдельных линий подогрева служат задвижки^ устанавливаемые на подающем и обратном трубопроводах к а ж дой линии. При размещении нескольких калориферных агрегатов в общей калориферной каждый из них должен быть снабжен отдель ной задвижкой для обеспечения автономной работы агрегата (включение, выключение, регулировка и т. д.). Температура тепло носителя контролируется по термометрам, установленным в пода ющем и обратном трубопроводах. Крометого, на главной маги страли монтируются контрольные термометры и манометры. В каждом калориферном агрегате предусмотрена возможность уда ления воздушных пробок и слива воды из системы с помощью спе циальных вентилей.
Система подвода и распределения горячего воздуха включает: центральный воздуховод (канал), по которому направляется весьпоток горячего воздуха от калориферного агрегата; узел распре деления воздуха по автомобилям (отводки): стояки и узел под вода воздуха к каждому автомобилю (соединительные рукава, па трубки). Эта система рассчитывается таким образом, чтобы обе спечить возможно более равномерную подачу горячего воздуха к каждому автомобилю независимо от его положения на линии по догрева. Потерн тепла и воздуха должны быть сведены к мини муму.
Воздуховоды в большинстве случаев выполняют прямоуголь ного или круглого профиля с переменным или постоянным сечени ем по длине. Сечение раздаточных окон и отводящих патрубков должно быть одинаковым по всей длине воздуховода.
Во всех вариантах выполнения системы подвода и распределе ния горячего воздуха (подземного, наземного и надземного) могут применяться как водяные, так и огневые калориферные установки. Но обычно огневые калориферные установки используются для надземного варианта расположения воздуховода или для пере движных установок воздухоподогрева.
Воздуховоды изготовляются с односторонней и двусторонней раздачей-и распределением горячего воздуха. Узел подачи горяче го воздуха к автомобилю состоит из канала, отводящего горячий воздух из центрального воздуховода, и устройства, направляюще го горячий воздух на автомобиль. В состав последнего входит лри-
73
Рис. öS. Схема двусторонней раз дачи гарямего воздуха,,направля емого на радиаторы автомобилей:
/ — воздуховод; |
2 — наклонный |
отво |
|
док; 3 — стояк; |
4 — делитель; |
5 — при |
|
соединительный |
патрубок; |
6 — |
трубо |
проводы |
|
|
|
Рис. 29. Схема подачи горячего воздуха к аижней части двигателя:
/ — воздуховод; 2 — наклонный отводок; 3 — стояк; 4 — раструб; 5 — трубопроводы
соединительный патрубок (при подаче горячего воздуха через низ радиатора), раструб (при подаче горячего воздуха снизу в нагре ваемый агрегат) или другие приспособления, обеспечивающие на правленную подачу теплоносителя (при струйной, струйно-щелевой подачах и др.). При двусторонней раздаче горячего воздуха из од ного . отводящего канала (стояка) с наклонным отводком приме няется делитель, предназначенный для обеспечения равномерной подачи горячего воздуха к обоим автомобилям.
Возможны два варианта подачи горячего воздуха для подогре ва автомобильного двигателя (рис. 28 и 29): подвод воздуха на нижнюю часть радиатора (перпендикулярно его поверхности) и подвод воздуха на двигатель снизу (в промежуток между блоком •и радиатором).
Для подогрева двигателей автопоездов могут применяться те лескопические стояки, убирающиеся заподлицо с площадкой по догрева перед выездом поезда. Такая конструкция предусматрива ет подачу горячего воздуха на двигатель снизу. Возможны и сто яки другой конструкции. Однако во всех случаях должна обеспе чиваться возможность установки автопоезда на подогрев без рас цепления и его выезда со стоянки без маневрирования задним хо дом. При такой схеме автомобили (автопоезда) устанавливаются на стоянку в один ряд.
В необходимых случаях калориферные установки могут ис пользоваться не то/ько для подогрева. автомобильных двигателей,
74
Рис. |
30. Система сигнализации, контроля и управления возду-хоподогреватель- |
ной |
установкой |
но и для разогрева отдельных агрегатов автомобиля (коробка пе редач, раздаточная коробка, задний мост).
Система сигнализации, контроля и управления. Система сигна лизации [-1] может быть выполнена на базе электроконтактного термометра ЭКТ-2, реле типа МКУ-48-2, сигнальных ламп, меха низма громкого боя и тепловых реле РТ в цепи электродвигателя (рис. 30). Ряд приборов системы дает возможность контролиро вать работу установки и при необходимости управлять ею. Вклю чением рубильника PI перед пуском установки автоматически включаются сигнальные устройства СП (звонок) и ЛС1 (лампа), указывающие на исправность системы.
При пуске установки нажатием кнопки «Пуск» замыкаются контакты Л1, Л2 и ЛЗ катушки Л магнитного пускателя, подклю чающие к сети электродвигатель. Контакты Л4 также замыкают ся, блокируя контакты пусковой кнопки. Контакты Ло при этом размыкаются, отключая лампу и звонок. Контрольная сигнализа ция включается в работу переключателем ПК после установления нормального теплового режима установки. Светящаяся сигнальная лампа ЛС2 указывает на то, что контрольная сигнализация еще не включена.
75
Для защиты электродвигателя от перегрузки, обрыва фазы и короткого замыкания имеются тепловые реле РТ1 и РТ2, нормаль но замкнутые контакты которых установлены в цепи катушки Л магнитного пускателя. При нарушенини цепи электродвигателя размыкается один из этих контактов и магнитный пускатель от ключает двигатель, одновременно замыкая контакт Л5, включаю щий сигналы.
Отключение двигателя вызывает нарушение теплового режима калориферного агрегата, так как подача теплоносителя при этом еще не прервана. Это влечет за собой замыкание контактов элект роконтактного термометра и включение сигнального реле PC. С помощью контактов PC] отключается соленоидный клапан и пре кращается подача воды в калориферный агрегат. Если тепловой
режим |
калориферного агрегата нарушился при работающем дви |
|||
гателе |
вентилятора, то |
размыкание |
контактов |
РС2 сигнального |
реле PC в цепи катушки магнитного пускателя отключает двига |
||||
тель и |
включает (через |
контакт Л5 |
магнитного |
пускателя) конт |
рольную сигнализацию. |
|
|
|
Нарушение теплового режима калориферного агрегата при ра ботающем двигателе вентилятора возможно не только при нару шениях в подаче теплоносителя. Обрыв ремня привода вентиля тора также вызывает срабатывание системы контрольной сигнали зации, так как и в этом случае нарушается тепловой режим уста новки. Для срабатывания системы сигнализации в случаях прекра щения подачи электроэнергии к установке схема дополняется устройством аварийной сигнализаций, которое питается от аккуму ляторных батарей.
Аварийная сигнализация включается |
при обесточивают катуш |
|
ки аварийного реле РА в результате |
замыкания его |
контактов |
PAJ. Для этого используется рубильник / \ 2 , который |
одновремен |
но разрывает цепь блокирующего контакта Л4, обеспечивая невоз можность последующего пуска электродвигателя вентилятора при отключенной аварийной сигнализации.
Приборы звуковой и световой сигнализации срабатывают при изменении заданных температур процесса воздухоподогрева авто мобилей.
Эксплуатация установок для подогрева автомобилей горячим воздухом. Предпусковые испытания и наладка установок прово дятся каждый раз перед наступлением зимнего сезона с целью вы явления их пригодности к эксплуатации. Перед испытаниями уста новок проверяют отсутствие засоренности воздуховода, герметич ность мест соединения элементов воздуховода и системы вентиля тор — калориферы — воздуховоды, . соответствие вентиляторов, электродвигателей, калориферов и схемы их компоновки проект ным данным.
При испытаниях установок необходимо определить исправность пусковых устройств и системы соединения вентилятора с электро двигателем, проверить заземление электродвигателя (рабочее и
запасное) и ограждение ременной передачи, крепление вентилято ра и электродвигателей на основаниях (фундаментах), правиль ность направления вращения, балансировку рабочего колеса и со стояние лопастей вентилятора, зазор в радиальном и осевом на правлениях рабочего колеса, наличие смазки в подшипниках.
Важно определить аэродинамическую характеристику вентиля тора: производительность (л/3 /ч); давление воздуха (кГ/м2); число оборотов (об/мин); к.п.д. и соответствие мощности установленного электродвигателя нагрузке. Замеры производят с помощью анемо метров, манометров и пневматических трубок. Результаты сравни вают с данными каталога. Допустимые отклонения не должны превышать-5%. Затем проверяют оребрение калориферов и равно мерность раздачи воздуха через воздухоотводящие патрубки.
|
Часовой расход воздуха, проходящего через воздухоотводящий |
|||
патрубок, подсчитывают по формуле |
' |
|
||
|
|
U = 3600 V F |
я, |
|
где |
V — средняя |
скорость воздушного |
потока, м/сек; F — пло |
|
|
щадь поперечного сечения |
патрубка, м2. |
||
|
Отклонения в расходах воздуха через |
различные патрубки не |
||
должны превышать |
3—5%. |
|
|
Тепловую отдачу калориферного агрегата при установившейся температуре теплоносителя и воздуха на выходе из калориферного агрегата подсчитывают по формуле
|
Q = |
0 , 2 4 U т { t K t H ) |
ккал.ч, |
|
|
|
|
где |
U — количество |
воздуха, поступающего в |
воздуховод, |
м3/ч; |
|||
|
у — объемный вес воздуха, отнесенный к его температуре (в |
||||||
|
месте замера |
расхода воздуха), кг/м3; |
tK |
— температу |
|||
|
ра воздуха |
на выходе из калориферного |
агрегата, |
°С; |
|||
|
ія— температура воздѵха, поступающего |
в калорифе |
|||||
|
ры, °С. |
|
|
|
|
|
|
При определении теплоотдачи калориферного агрегата темпе |
|||||||
ратура |
поступающей |
и |
отводимой воды |
должна |
соответствовать |
температурному режиму теплосети. Полученные результаты срав нивают с расчетными данными. Уменьшение реальной теплоотдачи по сравнению с расчетной не должно превышать 5%.
Недостаточная теплоотдача калориферного агрегата может быть повышена путем изменения схемы установки калориферов по
теплоносителю |
(с параллельной на последовательную), увеличе |
ния поверхности |
нагрева калориферов и расхода теплоносителя |
через калориферы. |
Установка вводится в эксплуатацию приказом по автотранс портному предприятию, который определяет порядок ее использо вания и ответственных лиц за техническое состояние. К приказу должен быть приложен акт приемки установки технической комис-|
77
сиен и документ, свидетельствующий о |
проведении |
инструктажа |
|
водителей и обслуживающего персонала |
по правилам |
эксплуата |
|
ции установки. К началу эксплуатации |
установки |
все |
водители |
должны в совершенстве знать приемы подготовки автомобилей к процессу подогрева и правила их содержания на линиях воздухоподогрева.
Эффективность подогрева автомобилей горячим воздухом в значительной степени зависит от соблюдения следующих основных
правил эксплуатации установки. |
|
Автомобиль должен стоять на линии воздухоподогрева в |
стро |
го определенном положении по отношению к раздаточному |
окну |
воздуховода. За каждым автомобилем закрепляется определенное место в линии. Технически неисправные автомобили запрещается ставить на подогрев.
Система охлаждения двигателя должна быть полностью за правлена, сливные краники должны быть исправны, утечка охлаж дающей жидкости не допускается. Нельзя ставить автомобиль на подогрев, если температура жидкости в системе охлаждения дви гателя ниже 50°С. При подаче горячего воздуха через радиатор его жалюзи должны быть полностью открыты. Если горячий воз дух подается на двигатель снизу, жалюзи нужно держать в закры том положении.
Капот двигателя накрывают утеплительным чехлом. При подо греве двигателей с низким расположением нижнего патрубка ра диатора (например, ЯАЗ-204) в случае подвода горячего воздуха через радиатор его нижний патрубок должен быть утеплен во из бежание замерзания в нем воды, что не исключено при темпера турах воздуха ниже минус 25—30°С.
При подаче горячего воздуха через радиатор брезентовый ру кав (воздухоподводящий патрубок) прикрепляют к облицовке ра диатора или к утеплительному чехлу. Если горячий воздух подает ся на двигатель снизу, ставить автомобиль надо так, чтобы рас труб воздухоподогрева был направлен на картер двигателя и в промежуток между блоком и радиатором.
После включения установки следует убедиться в беспрепят ственном поступлении горячего воздуха на двигатель и в его под капотное пространство.
Лица, ответственные за работу установки, обязаны следить за выполнением установленного графика ее эксплуатации. Время включения и выключения установки зависит от режима работы ав томобилей (от времени возвращения их с линии и времени выхода на линию). Установка должна быть включена с момента постанов ки на линию подогрева первого автомобиля.
Если системы охлаждения двигателей заправлены антифризом, целесобразно применять не межсменный подогрев, а предпусковой разогрев. В этом случае установку воздухоподогрева включают за 2—4 ч до выхода автомобилей на линию в зависимости от темпе ратуры окружающего воздуха. Когда системы охлаждения двига-
78