Файл: Лосавио Г.С. Эксплуатация автомобилей при низких температурах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Система регулировки И управления в калориферных установках предусматривает также возможность выполнения ряда дополни­ тельных операций в процессе подогрева автомобилей. В их числевключение и выключение всей системы подогрева (всех линий) од­ ной центральной задвижкой; поддержание системы подвода тепло­

носителя (воды или пара), а также

калориферов в рабочем состо­

янии "в нерабочее время; отключение

(в случае необходимости) о д ­

ной или нескольких линий подогрева; предотвращение нецелесооб­ разного расходования теплоносителя при выключении' вентилято­ ра; регулирование температуры теплоносителя в обратном трубо­ проводе.

Для отключения отдельных линий подогрева служат задвижки^ устанавливаемые на подающем и обратном трубопроводах к а ж ­ дой линии. При размещении нескольких калориферных агрегатов в общей калориферной каждый из них должен быть снабжен отдель­ ной задвижкой для обеспечения автономной работы агрегата (включение, выключение, регулировка и т. д.). Температура тепло­ носителя контролируется по термометрам, установленным в пода­ ющем и обратном трубопроводах. Крометого, на главной маги­ страли монтируются контрольные термометры и манометры. В каждом калориферном агрегате предусмотрена возможность уда­ ления воздушных пробок и слива воды из системы с помощью спе­ циальных вентилей.

Система подвода и распределения горячего воздуха включает: центральный воздуховод (канал), по которому направляется весьпоток горячего воздуха от калориферного агрегата; узел распре­ деления воздуха по автомобилям (отводки): стояки и узел под­ вода воздуха к каждому автомобилю (соединительные рукава, па­ трубки). Эта система рассчитывается таким образом, чтобы обе­ спечить возможно более равномерную подачу горячего воздуха к каждому автомобилю независимо от его положения на линии по­ догрева. Потерн тепла и воздуха должны быть сведены к мини­ муму.

Воздуховоды в большинстве случаев выполняют прямоуголь­ ного или круглого профиля с переменным или постоянным сечени­ ем по длине. Сечение раздаточных окон и отводящих патрубков должно быть одинаковым по всей длине воздуховода.

Во всех вариантах выполнения системы подвода и распределе­ ния горячего воздуха (подземного, наземного и надземного) могут применяться как водяные, так и огневые калориферные установки. Но обычно огневые калориферные установки используются для надземного варианта расположения воздуховода или для пере­ движных установок воздухоподогрева.

Воздуховоды изготовляются с односторонней и двусторонней раздачей-и распределением горячего воздуха. Узел подачи горяче­ го воздуха к автомобилю состоит из канала, отводящего горячий воздух из центрального воздуховода, и устройства, направляюще­ го горячий воздух на автомобиль. В состав последнего входит лри-

73


Рис. öS. Схема двусторонней раз ­ дачи гарямего воздуха,,направля ­ емого на радиаторы автомобилей:

/ — воздуховод;

2 — наклонный

отво­

док; 3 стояк;

4 — делитель;

5 — при­

соединительный

патрубок;

6

трубо­

проводы

 

 

 

Рис. 29. Схема подачи горячего воздуха к аижней части двигателя:

/ — воздуховод; 2 — наклонный отводок; 3 — стояк; 4 — раструб; 5 — трубопроводы

соединительный патрубок (при подаче горячего воздуха через низ радиатора), раструб (при подаче горячего воздуха снизу в нагре­ ваемый агрегат) или другие приспособления, обеспечивающие на­ правленную подачу теплоносителя (при струйной, струйно-щелевой подачах и др.). При двусторонней раздаче горячего воздуха из од­ ного . отводящего канала (стояка) с наклонным отводком приме­ няется делитель, предназначенный для обеспечения равномерной подачи горячего воздуха к обоим автомобилям.

Возможны два варианта подачи горячего воздуха для подогре­ ва автомобильного двигателя (рис. 28 и 29): подвод воздуха на нижнюю часть радиатора (перпендикулярно его поверхности) и подвод воздуха на двигатель снизу (в промежуток между блоком •и радиатором).

Для подогрева двигателей автопоездов могут применяться те­ лескопические стояки, убирающиеся заподлицо с площадкой по­ догрева перед выездом поезда. Такая конструкция предусматрива­ ет подачу горячего воздуха на двигатель снизу. Возможны и сто­ яки другой конструкции. Однако во всех случаях должна обеспе­ чиваться возможность установки автопоезда на подогрев без рас­ цепления и его выезда со стоянки без маневрирования задним хо­ дом. При такой схеме автомобили (автопоезда) устанавливаются на стоянку в один ряд.

В необходимых случаях калориферные установки могут ис­ пользоваться не то/ько для подогрева. автомобильных двигателей,

74


Рис.

30. Система сигнализации, контроля и управления возду-хоподогреватель-

ной

установкой

но и для разогрева отдельных агрегатов автомобиля (коробка пе­ редач, раздаточная коробка, задний мост).

Система сигнализации, контроля и управления. Система сигна­ лизации [-1] может быть выполнена на базе электроконтактного термометра ЭКТ-2, реле типа МКУ-48-2, сигнальных ламп, меха­ низма громкого боя и тепловых реле РТ в цепи электродвигателя (рис. 30). Ряд приборов системы дает возможность контролиро­ вать работу установки и при необходимости управлять ею. Вклю­ чением рубильника PI перед пуском установки автоматически включаются сигнальные устройства СП (звонок) и ЛС1 (лампа), указывающие на исправность системы.

При пуске установки нажатием кнопки «Пуск» замыкаются контакты Л1, Л2 и ЛЗ катушки Л магнитного пускателя, подклю­ чающие к сети электродвигатель. Контакты Л4 также замыкают­ ся, блокируя контакты пусковой кнопки. Контакты Ло при этом размыкаются, отключая лампу и звонок. Контрольная сигнализа­ ция включается в работу переключателем ПК после установления нормального теплового режима установки. Светящаяся сигнальная лампа ЛС2 указывает на то, что контрольная сигнализация еще не включена.

75

Для защиты электродвигателя от перегрузки, обрыва фазы и короткого замыкания имеются тепловые реле РТ1 и РТ2, нормаль­ но замкнутые контакты которых установлены в цепи катушки Л магнитного пускателя. При нарушенини цепи электродвигателя размыкается один из этих контактов и магнитный пускатель от­ ключает двигатель, одновременно замыкая контакт Л5, включаю­ щий сигналы.

Отключение двигателя вызывает нарушение теплового режима калориферного агрегата, так как подача теплоносителя при этом еще не прервана. Это влечет за собой замыкание контактов элект­ роконтактного термометра и включение сигнального реле PC. С помощью контактов PC] отключается соленоидный клапан и пре­ кращается подача воды в калориферный агрегат. Если тепловой

режим

калориферного агрегата нарушился при работающем дви­

гателе

вентилятора, то

размыкание

контактов

РС2 сигнального

реле PC в цепи катушки магнитного пускателя отключает двига­

тель и

включает (через

контакт Л5

магнитного

пускателя) конт­

рольную сигнализацию.

 

 

 

Нарушение теплового режима калориферного агрегата при ра­ ботающем двигателе вентилятора возможно не только при нару­ шениях в подаче теплоносителя. Обрыв ремня привода вентиля­ тора также вызывает срабатывание системы контрольной сигнали­ зации, так как и в этом случае нарушается тепловой режим уста­ новки. Для срабатывания системы сигнализации в случаях прекра­ щения подачи электроэнергии к установке схема дополняется устройством аварийной сигнализаций, которое питается от аккуму­ ляторных батарей.

Аварийная сигнализация включается

при обесточивают катуш­

ки аварийного реле РА в результате

замыкания его

контактов

PAJ. Для этого используется рубильник / \ 2 , который

одновремен­

но разрывает цепь блокирующего контакта Л4, обеспечивая невоз­ можность последующего пуска электродвигателя вентилятора при отключенной аварийной сигнализации.

Приборы звуковой и световой сигнализации срабатывают при изменении заданных температур процесса воздухоподогрева авто­ мобилей.

Эксплуатация установок для подогрева автомобилей горячим воздухом. Предпусковые испытания и наладка установок прово­ дятся каждый раз перед наступлением зимнего сезона с целью вы­ явления их пригодности к эксплуатации. Перед испытаниями уста­ новок проверяют отсутствие засоренности воздуховода, герметич­ ность мест соединения элементов воздуховода и системы вентиля­ тор — калориферы — воздуховоды, . соответствие вентиляторов, электродвигателей, калориферов и схемы их компоновки проект­ ным данным.

При испытаниях установок необходимо определить исправность пусковых устройств и системы соединения вентилятора с электро­ двигателем, проверить заземление электродвигателя (рабочее и


запасное) и ограждение ременной передачи, крепление вентилято­ ра и электродвигателей на основаниях (фундаментах), правиль­ ность направления вращения, балансировку рабочего колеса и со­ стояние лопастей вентилятора, зазор в радиальном и осевом на­ правлениях рабочего колеса, наличие смазки в подшипниках.

Важно определить аэродинамическую характеристику вентиля­ тора: производительность (л/3 /ч); давление воздуха (кГ/м2); число оборотов (об/мин); к.п.д. и соответствие мощности установленного электродвигателя нагрузке. Замеры производят с помощью анемо­ метров, манометров и пневматических трубок. Результаты сравни­ вают с данными каталога. Допустимые отклонения не должны превышать-5%. Затем проверяют оребрение калориферов и равно­ мерность раздачи воздуха через воздухоотводящие патрубки.

 

Часовой расход воздуха, проходящего через воздухоотводящий

патрубок, подсчитывают по формуле

'

 

 

 

U = 3600 V F

я,

 

где

V — средняя

скорость воздушного

потока, м/сек; F — пло­

 

щадь поперечного сечения

патрубка, м2.

 

Отклонения в расходах воздуха через

различные патрубки не

должны превышать

3—5%.

 

 

Тепловую отдачу калориферного агрегата при установившейся температуре теплоносителя и воздуха на выходе из калориферного агрегата подсчитывают по формуле

 

Q =

0 , 2 4 U т { t K t H )

ккал.ч,

 

 

 

где

U — количество

воздуха, поступающего в

воздуховод,

м3/ч;

 

у — объемный вес воздуха, отнесенный к его температуре (в

 

месте замера

расхода воздуха), кг/м3;

tK

— температу­

 

ра воздуха

на выходе из калориферного

агрегата,

°С;

 

ія— температура воздѵха, поступающего

в калорифе­

 

ры, °С.

 

 

 

 

 

 

При определении теплоотдачи калориферного агрегата темпе­

ратура

поступающей

и

отводимой воды

должна

соответствовать

температурному режиму теплосети. Полученные результаты срав­ нивают с расчетными данными. Уменьшение реальной теплоотдачи по сравнению с расчетной не должно превышать 5%.

Недостаточная теплоотдача калориферного агрегата может быть повышена путем изменения схемы установки калориферов по

теплоносителю

(с параллельной на последовательную), увеличе­

ния поверхности

нагрева калориферов и расхода теплоносителя

через калориферы.

Установка вводится в эксплуатацию приказом по автотранс­ портному предприятию, который определяет порядок ее использо­ вания и ответственных лиц за техническое состояние. К приказу должен быть приложен акт приемки установки технической комис-|

77


сиен и документ, свидетельствующий о

проведении

инструктажа

водителей и обслуживающего персонала

по правилам

эксплуата­

ции установки. К началу эксплуатации

установки

все

водители

должны в совершенстве знать приемы подготовки автомобилей к процессу подогрева и правила их содержания на линиях воздухоподогрева.

Эффективность подогрева автомобилей горячим воздухом в значительной степени зависит от соблюдения следующих основных

правил эксплуатации установки.

 

Автомобиль должен стоять на линии воздухоподогрева в

стро­

го определенном положении по отношению к раздаточному

окну

воздуховода. За каждым автомобилем закрепляется определенное место в линии. Технически неисправные автомобили запрещается ставить на подогрев.

Система охлаждения двигателя должна быть полностью за­ правлена, сливные краники должны быть исправны, утечка охлаж­ дающей жидкости не допускается. Нельзя ставить автомобиль на подогрев, если температура жидкости в системе охлаждения дви­ гателя ниже 50°С. При подаче горячего воздуха через радиатор его жалюзи должны быть полностью открыты. Если горячий воз­ дух подается на двигатель снизу, жалюзи нужно держать в закры­ том положении.

Капот двигателя накрывают утеплительным чехлом. При подо­ греве двигателей с низким расположением нижнего патрубка ра­ диатора (например, ЯАЗ-204) в случае подвода горячего воздуха через радиатор его нижний патрубок должен быть утеплен во из­ бежание замерзания в нем воды, что не исключено при темпера­ турах воздуха ниже минус 25—30°С.

При подаче горячего воздуха через радиатор брезентовый ру­ кав (воздухоподводящий патрубок) прикрепляют к облицовке ра­ диатора или к утеплительному чехлу. Если горячий воздух подает­ ся на двигатель снизу, ставить автомобиль надо так, чтобы рас­ труб воздухоподогрева был направлен на картер двигателя и в промежуток между блоком и радиатором.

После включения установки следует убедиться в беспрепят­ ственном поступлении горячего воздуха на двигатель и в его под­ капотное пространство.

Лица, ответственные за работу установки, обязаны следить за выполнением установленного графика ее эксплуатации. Время включения и выключения установки зависит от режима работы ав­ томобилей (от времени возвращения их с линии и времени выхода на линию). Установка должна быть включена с момента постанов­ ки на линию подогрева первого автомобиля.

Если системы охлаждения двигателей заправлены антифризом, целесобразно применять не межсменный подогрев, а предпусковой разогрев. В этом случае установку воздухоподогрева включают за 2—4 ч до выхода автомобилей на линию в зависимости от темпе­ ратуры окружающего воздуха. Когда системы охлаждения двига-

78