Файл: Лосавио Г.С. Эксплуатация автомобилей при низких температурах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.07.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 0
Pire. ß6. Универсальное приспособление конструкции |
НіІИАТа д л я ускоренного |
||||
.разогрева холодных |
двигателей |
с автоматическим |
отключением |
объема |
радиа |
тора: |
|
|
|
|
|
/ — повышающая петля; |
2—заливная |
воронка; 3 — к р о н ш т е й н крепления |
к блоку |
двигателя |
двигателя и облегчения труда водителя автомобиля необходимо, чтобы горячая вода полиостью заполнила весь объем рубашки охлаждения, не перетекая в радиатор. Для этой цели между ра диатором и водяным насосом целесобразно устанавливать приспо собление типа повышающей петли* (рис. 26), которое автоматиче ски отключает объем радиатора на период разогрева двигателя.
Испытания подтвердили высокую эффективность повышающей петли. При температуре окружающего воздуха —31°С описанный метод отключения радиатора повышающей петлей обеспечивает весьма интенсивный разогрев двигателя до 55°С, причем расход горячей воды не превышает 19 л (табл. 20).
Как видно из табл. 20, преимущества метода предпускового разогрева двигателя с заливкой горячей воды непосредственно в
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
20 |
|
Результаты сравнительных испытании разогрева двигателя |
ГАЗ-51 |
|
||||||||||||
горячей |
водой с применением повышающей петли и без отключения |
|
||||||||||||
|
|
|
|
радиатора системы |
охлаждения |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
Темпера |
|
|
Теыпера- |
Темпера |
||||
|
|
|
|
|
|
Р а с х о д |
"тура |
зали тура ци |
||||||
|
Метод |
разогрева |
|
тура |
воз |
|||||||||
|
|
воды, л |
той |
воды, |
линдров, |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
д у х а , |
°С |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
°С |
°С |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Заливка |
воды |
в |
рубашку |
охлаждения |
- 2 2 |
|
17 |
90 |
СО |
|
||||
блока цилиндров (с отключением радиа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
тора) |
|
|
|
|
|
—22 |
|
30 |
90 |
43 |
|
|||
Заливка |
воды |
через |
радиатор |
|
|
|||||||||
» |
» |
в |
рубашку |
охлаждения |
- 3 1 |
|
19 |
85 |
55 |
|
||||
блока цилиндров (.с отключением ради |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
атора) |
|
|
|
|
|
- 3 1 |
|
|
50 |
85 |
40 |
|
||
Заливка |
воды |
через |
радиатор |
|
|
|
||||||||
* Ліриспошблашіе |
«повышающая петля» |
.разработано |
автором совместно |
с |
||||||||||
Н. В. Семеновым. Аналогичные устройства |
м о ж н о устанавливать |
на |
двигателях |
|||||||||||
любых, конструкций в условиях автотранспортного предприятия без |
изменения |
|||||||||||||
конструкции насоса. Различными б у д у т лишь |
диаметры |
наконечников |
патрубков. |
69
Рис. ЭТ. Водяной насос с петлей для автоматического отключения объема радиа тора автомобильного двигателя
рубашку охлаждения блока цилиндров, минуя радиатор, не вызы вают сомнений. В дальнейшем при проектировании новых двигате лей с рядным или Ѵ-образным расположением цилиндров следует рекомендовать изменение конструкции водяного насоса в целях обеспечения возможности заливки воды непосредственно в рубаш ку охлаждения блока цилиндров.
Разработанные автором водяные насосы с автоматическим от
ключением радиатора от двигателей |
(рис. 27) |
успешно эксплуати |
|
ровались в автотранспортных предприятиях летом при |
температу |
||
ре окружающего воздуха 30—35°С |
и зимой |
при |
температуре |
минус 15—25°С. Летняя эксплуатация показала, что введение повы шающей петли в конструкцию водяного насоса не ухудшает тепло вого режима двигателя в процессе работы автомобиля с полной нагрузкой.
В новом Ѵ-образном двигателе ЗИЛ-130 идея отключения ра диатора по нашему методу была реализована путем поворота па трубка водяного насоса вверх до уровня рубашки охлаждения го ловки цилиндров. Для заливки горячей воды в рубашку охлажде ния двигателя в головке предусмотрено резьбовое отверстие диа метром 25 мм, заглушённое пробкой. При необходимости заливки воды в это отверстие нужно вставлять воронку.
Предложенный метод эффективного предпускового разогрева двигателей горячей водой может применяться на двигателях лю бой конструкции. При этом следует соблюдать определенный по рядок выполнения операций разогрева.
|
После возвращения автомобиля с линии сливать воду из систе |
|||
мы |
охлаждения нужно, открыв все сливные краники, |
в том |
числе |
|
и краник, расположенный на нижнем |
патрубке повышающей |
пет |
||
ли |
водяного насоса. Пробка заливной |
горловины |
радиатора и |
резьбовая пробка заливного отверстия в блоке цилиндров при сли ве воды должны быть открыты. В противном случае в корпусе насоса и в нижней части петли останется вода, которая неизбежно замерзнет и вызовет повреждения.
На период стоянки автомобиля в межсменное время все слив ные краники оставляют открытыми. Для предпускового разогрева
70
двигателя вывертывают резьбовую пробку воронки и заливают че рез нее горячую воду в рубашку охлаждения блока. Как только из сливных краников петли и блока цилиндров потечет вода, краники нужно закрыть, а затем продолжить заливку горячей воды в ру башку охлаждения блока.
Заливку прекращают после полного заполнения объема рубаш ки охлаждения, о чем свидетельствует переполнение заливной во ронки. Затем следует 5—6-минутная пауза, во время которой го рячая вода отдаст свое тепло металлу блока цилиндров. По исте чении этого времени можно приступать к пуску двигателя. Во вре
мя |
работы двигателя на холостом ходу после пуска доливают во |
ду |
в систему охлаждения через заливную горловину радиатора. |
Желательно, чтобы вода была горячей, но при ее недостатке мож но доливать и холодную воду.
Аналогичная конструкция устройств применяется и для разо грева дизельных двигателей.
У С Т А Н О В КИ Д Л Я П О Д О Г Р Е В А А В Т О М О Б И Л Е Й Г О Р Я Ч И М В О З Д У Х О М
Типы установок и особенности их конструкции. Различные констоѵкцип установок для подогрева автомобилей горячим воздухом* или газовоздушной смесью можно свести к двум основным типам: стационарным и передвижным.
Стационарные установки предназначены для подогрева автомо билей в пунктах их постоянной стоянки, передвижные — для подо грева автомобилей, не имеющих постоянного места хранения (вре менно работающих, например, на строительстве, в геологоразве дочных экспедициях, на лесоразработках и пр.). Независимо от ти па и конструкции все установки для воздухоподогрева автомоби лей содержат узел подогрева воздуха, систему сигнализации, конт роля и управления, коммуникации — воздуховоды.
Для получения горячего воздуха обычно применяют водяные калориферы (стационарные установки) пли устройства, работаю щие на жидком топливе (передвижные и стационарные установки). Узел подогрева воздуха стационарной (калориферной) установки может располагаться как в подземном, так и в наземном помеще ниях.
Расположение калориферной в подземном помещении преиму щественно применяется для установок с подземным воздуховодом. Иногда подобное размещение калориферной встречается и в слу чаях наземного расположения воздуховода. Калориферная может монтироваться и в наземном помещении. В данном случае возмож ны три варианта расположения воздуховодов — подземный, назем ный п надземный.
В существующих установках применяются две схемы размеще ния пакета калориферов по отношению к вентилятору: либо на
* Разработчиком первых таких установок является кафедра эксплуатации автомобилей Челябинского политехнического института.
71
всасывающей линии (перед вентилятором), либо на нагнетающей линии (после вентилятора). Количество и марки калориферов под бираются с таким расчетом, чтобы обеспечить перепад температу ры порядка 100°С при расчетной температуре окружающего воз духа —30°С. Питание калориферов горячей водой или паром мож но осуществлять из собственной котельной или теплоцентрали.
При отсутствии необходимого оборудования для стационар ных установок подогрев воздуха можно производить с помощью огневых калориферов передвижных установок. Применяемые Б на стоящее время в автотранспортных предприятиях установки с ог невыми калориферами, работающие на жидком топливе, можно разделить на два основных типа:
установки с теплообменником, т. е. такие, которые обеспечива ют подачу чистого горячего воздуха (МП-44; МП-85; МП-300 и
др-);
установки, подающие горячую газовоздушную смесь, т. е. смесь
продуктов сгорания топлива |
с - воздухом (ВЛ-300; ВПТ-400; |
ТПЖ-60; ОВЖТ-150 и др.). |
|
Применение газовоздушной |
смеси для подогрева автомобилей |
имеет ряд недостатков по сравнению с подогревом их чистым горя чим воздухом, в числе которых загазованность кабины вредными продуктами сгорания топлива, загрязнение двигателя и ухудшение условий труда ремонтников и обслуживающего персонала, накоп ление продуктов неполного сгорания топлива в воздуховоде, со
здающее |
опасность их воспламенения, ухудшение теплоотдачи ра |
||
диатора |
автомобиля вследствие покрытия его |
поверхности |
сажей. |
В связи |
с этим в настоящее время наибольшее |
распространение в |
|
стационарных установках получили водяные калориферы. |
|
||
Установки для воздухоподогрева автомобилей имеют |
систему |
регулирования температуры подаваемого воздуха или горячей га зовоздушной смеси. Тепловое состояние двигателя при подогреве нужно поддерживать в определенных пределах: температура бло ка цилиндров двигателя в верхней части и других деталей, разме щенных в подкапотном пространстве, должна быть 25—30°С (дли тельный разогрев при более высоких температурах двигателя вы зывает стекание смазки с трущихся поверхностей и повышенные пусковые износы) масла в картере двигателя 10—L5°C.
Регулирование тепловой производительности пламенных подо гревателей осуществляется ручным или автоматическим изменени ем количества топлива, подаваемого к форсунке. Система регули ровки в установках с водяными калориферами предназначена для обеспечения необходимой подачи теплоносителя (горячей воды или пара) к калориферным агрегатам. Регулирование может осущест вляться при помощи вентилей, установленных на подающем и об ратном трубопроводах каждого калориферного агрегата,, либо за движкой на центральном подающем трубопроводе, ограничиваю щей подачу теплоносителя одновременно во всех линиях подо грева.
72