Файл: Лосавио Г.С. Эксплуатация автомобилей при низких температурах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Pire. ß6. Универсальное приспособление конструкции

НіІИАТа д л я ускоренного

.разогрева холодных

двигателей

с автоматическим

отключением

объема

радиа ­

тора:

 

 

 

 

 

/ — повышающая петля;

2—заливная

воронка; 3 — к р о н ш т е й н крепления

к блоку

двигателя

двигателя и облегчения труда водителя автомобиля необходимо, чтобы горячая вода полиостью заполнила весь объем рубашки охлаждения, не перетекая в радиатор. Для этой цели между ра­ диатором и водяным насосом целесобразно устанавливать приспо­ собление типа повышающей петли* (рис. 26), которое автоматиче­ ски отключает объем радиатора на период разогрева двигателя.

Испытания подтвердили высокую эффективность повышающей петли. При температуре окружающего воздуха 31°С описанный метод отключения радиатора повышающей петлей обеспечивает весьма интенсивный разогрев двигателя до 55°С, причем расход горячей воды не превышает 19 л (табл. 20).

Как видно из табл. 20, преимущества метода предпускового разогрева двигателя с заливкой горячей воды непосредственно в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

20

Результаты сравнительных испытании разогрева двигателя

ГАЗ-51

 

горячей

водой с применением повышающей петли и без отключения

 

 

 

 

 

радиатора системы

охлаждения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Темпера­

 

 

Теыпера-

Темпера ­

 

 

 

 

 

 

Р а с х о д

"тура

зали­ тура ци­

 

Метод

разогрева

 

тура

воз­

 

 

воды, л

той

воды,

линдров,

 

 

 

 

 

 

д у х а ,

°С

 

 

 

 

 

 

 

 

°С

°С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заливка

воды

в

рубашку

охлаждения

- 2 2

 

17

90

СО

 

блока цилиндров (с отключением радиа­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тора)

 

 

 

 

 

—22

 

30

90

43

 

Заливка

воды

через

радиатор

 

 

»

»

в

рубашку

охлаждения

- 3 1

 

19

85

55

 

блока цилиндров (.с отключением ради­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

атора)

 

 

 

 

 

- 3 1

 

 

50

85

40

 

Заливка

воды

через

радиатор

 

 

 

* Ліриспошблашіе

«повышающая петля»

.разработано

автором совместно

с

Н. В. Семеновым. Аналогичные устройства

м о ж н о устанавливать

на

двигателях

любых, конструкций в условиях автотранспортного предприятия без

изменения

конструкции насоса. Различными б у д у т лишь

диаметры

наконечников

патрубков.

69



Рис. ЭТ. Водяной насос с петлей для автоматического отключения объема радиа­ тора автомобильного двигателя

рубашку охлаждения блока цилиндров, минуя радиатор, не вызы­ вают сомнений. В дальнейшем при проектировании новых двигате­ лей с рядным или Ѵ-образным расположением цилиндров следует рекомендовать изменение конструкции водяного насоса в целях обеспечения возможности заливки воды непосредственно в рубаш­ ку охлаждения блока цилиндров.

Разработанные автором водяные насосы с автоматическим от­

ключением радиатора от двигателей

(рис. 27)

успешно эксплуати­

ровались в автотранспортных предприятиях летом при

температу­

ре окружающего воздуха 30—35°С

и зимой

при

температуре

минус 15—25°С. Летняя эксплуатация показала, что введение повы­ шающей петли в конструкцию водяного насоса не ухудшает тепло­ вого режима двигателя в процессе работы автомобиля с полной нагрузкой.

В новом Ѵ-образном двигателе ЗИЛ-130 идея отключения ра­ диатора по нашему методу была реализована путем поворота па­ трубка водяного насоса вверх до уровня рубашки охлаждения го­ ловки цилиндров. Для заливки горячей воды в рубашку охлажде­ ния двигателя в головке предусмотрено резьбовое отверстие диа­ метром 25 мм, заглушённое пробкой. При необходимости заливки воды в это отверстие нужно вставлять воронку.

Предложенный метод эффективного предпускового разогрева двигателей горячей водой может применяться на двигателях лю­ бой конструкции. При этом следует соблюдать определенный по­ рядок выполнения операций разогрева.

 

После возвращения автомобиля с линии сливать воду из систе­

мы

охлаждения нужно, открыв все сливные краники,

в том

числе

и краник, расположенный на нижнем

патрубке повышающей

пет­

ли

водяного насоса. Пробка заливной

горловины

радиатора и

резьбовая пробка заливного отверстия в блоке цилиндров при сли­ ве воды должны быть открыты. В противном случае в корпусе насоса и в нижней части петли останется вода, которая неизбежно замерзнет и вызовет повреждения.

На период стоянки автомобиля в межсменное время все слив­ ные краники оставляют открытыми. Для предпускового разогрева

70


двигателя вывертывают резьбовую пробку воронки и заливают че­ рез нее горячую воду в рубашку охлаждения блока. Как только из сливных краников петли и блока цилиндров потечет вода, краники нужно закрыть, а затем продолжить заливку горячей воды в ру­ башку охлаждения блока.

Заливку прекращают после полного заполнения объема рубаш­ ки охлаждения, о чем свидетельствует переполнение заливной во­ ронки. Затем следует 5—6-минутная пауза, во время которой го­ рячая вода отдаст свое тепло металлу блока цилиндров. По исте­ чении этого времени можно приступать к пуску двигателя. Во вре­

мя

работы двигателя на холостом ходу после пуска доливают во­

ду

в систему охлаждения через заливную горловину радиатора.

Желательно, чтобы вода была горячей, но при ее недостатке мож­ но доливать и холодную воду.

Аналогичная конструкция устройств применяется и для разо­ грева дизельных двигателей.

У С Т А Н О В КИ Д Л Я П О Д О Г Р Е В А А В Т О М О Б И Л Е Й Г О Р Я Ч И М В О З Д У Х О М

Типы установок и особенности их конструкции. Различные констоѵкцип установок для подогрева автомобилей горячим воздухом* или газовоздушной смесью можно свести к двум основным типам: стационарным и передвижным.

Стационарные установки предназначены для подогрева автомо­ билей в пунктах их постоянной стоянки, передвижные — для подо­ грева автомобилей, не имеющих постоянного места хранения (вре­ менно работающих, например, на строительстве, в геологоразве­ дочных экспедициях, на лесоразработках и пр.). Независимо от ти­ па и конструкции все установки для воздухоподогрева автомоби­ лей содержат узел подогрева воздуха, систему сигнализации, конт­ роля и управления, коммуникации — воздуховоды.

Для получения горячего воздуха обычно применяют водяные калориферы (стационарные установки) пли устройства, работаю­ щие на жидком топливе (передвижные и стационарные установки). Узел подогрева воздуха стационарной (калориферной) установки может располагаться как в подземном, так и в наземном помеще­ ниях.

Расположение калориферной в подземном помещении преиму­ щественно применяется для установок с подземным воздуховодом. Иногда подобное размещение калориферной встречается и в слу­ чаях наземного расположения воздуховода. Калориферная может монтироваться и в наземном помещении. В данном случае возмож­ ны три варианта расположения воздуховодов — подземный, назем­ ный п надземный.

В существующих установках применяются две схемы размеще­ ния пакета калориферов по отношению к вентилятору: либо на

* Разработчиком первых таких установок является кафедра эксплуатации автомобилей Челябинского политехнического института.

71


всасывающей линии (перед вентилятором), либо на нагнетающей линии (после вентилятора). Количество и марки калориферов под­ бираются с таким расчетом, чтобы обеспечить перепад температу­ ры порядка 100°С при расчетной температуре окружающего воз­ духа —30°С. Питание калориферов горячей водой или паром мож­ но осуществлять из собственной котельной или теплоцентрали.

При отсутствии необходимого оборудования для стационар­ ных установок подогрев воздуха можно производить с помощью огневых калориферов передвижных установок. Применяемые Б на­ стоящее время в автотранспортных предприятиях установки с ог­ невыми калориферами, работающие на жидком топливе, можно разделить на два основных типа:

установки с теплообменником, т. е. такие, которые обеспечива­ ют подачу чистого горячего воздуха (МП-44; МП-85; МП-300 и

др-);

установки, подающие горячую газовоздушную смесь, т. е. смесь

продуктов сгорания топлива

с - воздухом (ВЛ-300; ВПТ-400;

ТПЖ-60; ОВЖТ-150 и др.).

 

Применение газовоздушной

смеси для подогрева автомобилей

имеет ряд недостатков по сравнению с подогревом их чистым горя­ чим воздухом, в числе которых загазованность кабины вредными продуктами сгорания топлива, загрязнение двигателя и ухудшение условий труда ремонтников и обслуживающего персонала, накоп­ ление продуктов неполного сгорания топлива в воздуховоде, со­

здающее

опасность их воспламенения, ухудшение теплоотдачи ра­

диатора

автомобиля вследствие покрытия его

поверхности

сажей.

В связи

с этим в настоящее время наибольшее

распространение в

стационарных установках получили водяные калориферы.

 

Установки для воздухоподогрева автомобилей имеют

систему

регулирования температуры подаваемого воздуха или горячей га­ зовоздушной смеси. Тепловое состояние двигателя при подогреве нужно поддерживать в определенных пределах: температура бло­ ка цилиндров двигателя в верхней части и других деталей, разме­ щенных в подкапотном пространстве, должна быть 25—30°С (дли­ тельный разогрев при более высоких температурах двигателя вы­ зывает стекание смазки с трущихся поверхностей и повышенные пусковые износы) масла в картере двигателя 10—L5°C.

Регулирование тепловой производительности пламенных подо­ гревателей осуществляется ручным или автоматическим изменени­ ем количества топлива, подаваемого к форсунке. Система регули­ ровки в установках с водяными калориферами предназначена для обеспечения необходимой подачи теплоносителя (горячей воды или пара) к калориферным агрегатам. Регулирование может осущест­ вляться при помощи вентилей, установленных на подающем и об­ ратном трубопроводах каждого калориферного агрегата,, либо за­ движкой на центральном подающем трубопроводе, ограничиваю­ щей подачу теплоносителя одновременно во всех линиях подо­ грева.

72