Файл: Лосавио Г.С. Эксплуатация автомобилей при низких температурах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а II

 

 

 

Антиизносная эффективность пусковой жидкости

НИИА Т

 

 

 

Первый

цикл испыта­

Второй цикл испыта­

Коэффициент

измене­

 

 

К

 

нии

(см. табл . 7)

ний

(см. табл. 9)

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

ния износа

смазывае­

 

 

с

 

 

 

 

 

 

 

 

мых и несмазывасмых Коэффициент анти из­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

цилиндров

при понинос и он

эффективности

 

Пусковой

диаметральный

износ

цилиндров

женин температуры

пусковой

жидкости

5

пуска от +20°

до —15

 

 

в

поясе

максимальных его значений, .iw.it

- 2 0 °С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I

18,1]

 

 

8.01..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Дополнительно

 

 

ІНе

с м азы-

Л"с -

2.1

 

 

 

I V

92 о ) с м а з ы в а 1 0 т с я

11 g J в а ю т с я

 

 

 

Кэ

=

1,6

II

26

*>ï

 

 

7,6)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

' 1 Не

смазы-

 

{ Не

смазы-

Л",,с

= 3 , 3

 

 

 

III

93

Q|

ваются

7

з|

ваются

 

 

 

 

 

 

Выше были рассмотрены

количественные результаты нзносных

испытаний. Однако влияние

холодного пуска (и пусковой жидко­

сти)

может

проявляться

также' и .в таких повреждениях двигателя,

как

задиры

шеек вала,

зеркала гильз цилиндров, разрушение под­

шипников и др.

Гильзы цилиндров после испытаний были извлечены из двига­ теля и сфотографированы. За время испытаний, эквивалентное че­ тырем зимним сезонам, никаких повреждений на рабочих поверх­ ностях гильз (ни механических, ни химических) не обнаружено.

Шатунные и коренные подшипники также были сфотографиро­ ваны. На рабочих поверхностях подшипников и шеек коленчатого вала не было отмечено никаких повреждений.

М Е Т О Д РАСЧЕТА В Е Л И Ч И Н ПУСКОВОГО ИЗНОС А Д В И Г А Т Е Л Я В З А В И ­

СИМОСТИ ОТ ТЕМПЕРАТУР Ы

В настоящее время известно около 10 экспериментальных ис­ следований пусковых износов дизельных и карбюраторных' двига­ телей различной конструкции (рядных, Ѵ-образных, со степенями сжатия 6—8 и 14—17, с иирезистовымн вставками .в цилиндрах и без них и т. д.) Эксперименты проводились при различных темпе­ ратурах. Для того чтобы попытаться установить принципиальную и количественную закономерность изменения величины пусковых износов двигателей от температуры пуска (если таковая имеется), необходимо найти -какие-то единые эксплуатационные показатели (измерители), одинаково характерные для различных двигателей. Взять в качестве такого показателя среднемаксимальную величину диаметрального износа цилиндров (как наиболее характерную и важную деталь двигателя) нельзя, так как пусковые изиосы в зна­ чительной степени зависят от износостойкости гильз цилиндров, значительно различающейся по величине для разных двигателей.

40


Известно, например, что износостойкость гильз цилиндров двигате­ лей ГАЗ-53 и ЯАЗ-204 при прочих равных условиях имеет двух-

IIтрехкратное различие.

В«ачестве оценочного показателя целесообразно использовать эксплуатационный пробег автомобиля .в зимнее время (км), ко­ торый по величине диаметрального износа цилиндров соответ­ ствовал бы износу цилиндров двигателя в процессе одного холод­ ного пуска.

Периодом пуска двигателя без разогрева следует считать период собственно пуска и последующей его работы на холостом чоду в течение 5—15 мин.

Специальные исследования, проведенные в последние годы, показали, что общие эксплуатационные износы двигателей в зим­ нее время практически равны летним эксплуатационным нзносам. Это "объясняется тем, что запыленность /воздуха летом (и недо­ статочная пока еще эффективность воздушный, топливных и мас­ линных фильтров) оказывает столь же вредное воздействие на долговечность .двигателя, как и низкие зимние температуры. По­ этому представляется возможным метод определения пусковых износов упростить, используя для сравнения не фактические зим­ ние эксплуатационные износы, а износы цилиндров двигателей за весь срок эксплуатации до поступления их в капитальный .решонт. В табл. 12 приведены результаты определения пусковых износов двигателей при различный таміперат.ура«. Здесь диаметральный износ цилиндров за один пуск выражен через эквивалентный ему «пробетовый» износ цилиндров.

На рис. 16 в координатах температура двигателя при пуске — пробег автомобиля (км), эквивалентный по износу одному пуску, приведена кривая, устанавливающая зависимость между этими показателями. Эту зависимость можно .выразить предложенной нами эмпирической формулой:

 

 

 

 

Т а б л и ц а

12

Экспериментальные и расчетные данные величин пробега автомобиля,

 

эквивалентного по износу одному пуску двигателя

 

 

 

Расчетный

пробег,

эквива­

Экспериментальный

пробег,

экви­

Температура пуска, "С

лентным по

износу

одному

валентный по износу одному

 

. пз'ску, км

 

пуску,

ы

 

+50

 

3,0

 

2,5

 

 

+ 20

 

4,5

 

4,5

 

 

0

 

6,S

 

7,0

 

 

 

 

9,0

 

9.5

 

 

 

 

13,5

 

14,0

 

 

 

 

IS.О

 

18.0

 

 

 

27,0

 

26,0

 

 


 

i

28

»

 

'

 

/

2k

 

 

 

 

 

 

Рис. 16. Зависимость пусковык лз«о -

W

 

 

 

 

 

-8

сов

двигателей от

температуры

по.

 

 

 

 

5-*

даМ'Ным различных

авторов:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

•7

 

 

 

 

 

 

 

/ — по

Е. А. Чудакову; 2 — по О. В.

Д ы б о -

 

 

 

 

ky

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

ву;

3 — по

В. В. Каршщкому:

 

4 — по

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-5

Л .

А.

Демьянову; 5 — по Г. С.

Лосавио;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 — по

А. И. Туркевичу; 7 — по А. А.

Гуре-

 

1

 

»•«•4

 

 

еву; 8 — по Г. С. Савельеву

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

'

i

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50

40

30 20

10

0

-10 -20

t°C

 

 

 

 

 

 

 

где

L — пробег

автомобиля, км, эквивалентный

по износу

одно­

 

 

му холодному

пуску;

/" — температура

двигателя при

 

 

пуске, "С (-как с положительным, так и с отрицатель­

 

 

ным

знаком); К — эмпирический

коэффициент,

разный

 

 

270

(размерность км/°С);

К\—эмпирический

коэффи­

 

 

циент, равный 40 (размерность °С).

 

 

 

Такая

формула

может

.быть

использована для

сравнительных

расчетов различных средств пуска двигателей, а также для .расче­ тов долговечности двитателя при его эксплуатации в различных климатических условиях.

Экспериментальные данные, указанные на графике, хорошо совпадают с расчетными, выполненными по предложенной форму­ ле. Ив приведенных данных следует, что метод холодного .пуска нежелателен при температурах ниже —30°С, как 'было показано ранее. Это объясняется быстрым увеличением износа двигателя вследствие увеличения продолжительности его работы после пус­ ка на пониженном тепловом режиме при длительной задержке подачи смазки из картера к трущимся паверіхностявд.

Г Л А В А I V

 

 

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЛЕГЧЕНИЯ

ПУСКА

ДВИГАТЕЛЕЙ ЗИМОЙ

 

 

 

Индивидуальные средства облегчения пуска можно

разделить

;по .характеру их воздействия на

двигатель на

средства,

повышаю­

щиетемпературу

двигателя

(предпусковые

подогреватели), и

•средства холодного

пуска, улучшающие -воспламенение топлива

без разогрева двигателя. .

Подогреватели улучшают испаряемость топлива, снижают вяз­ кость масла и тем увеличивают пусковую скорость вращения ко­ ленчатого вала. К средствам холодного пуска относятся дознрую-

4 2


щие приборы, легвдвошлашеняющиеся вещества, усилители ис­ крового разряда и др.

Групповые средства обеспечения пуска двигателей (см. гл. V) воздействуют одновременно на группу автомобилей и функциони­ руют только в холодное время года. Для облегчения пуска при­ меняются следующие основные виды воздействия на двигатель: подопрев — поддержание двигателей в межісменное время в теп­ лом состоянии путем подведения к ним необходимого количества тепла или предпусковой разогрев — подведение тепла к холод­ ному двигателю за некоторое .время до пуска.

Для оценки эффективности пускового средства следует учиты­ вать обеспечиваемое ими минимальное время подготовки двига­

теля к пуску, наинизшую температуру

двигателя,

при

которой

осуществляется его .надежный пуск, и

годовую

стоимость

затрат.

В .минимальное время, затрачиваемое на подготовку

двигате­

ля к пуску,

входит время на осуществление собственно пуска и

дальнейшую

тепловую подготовку двигателя

помощью подо­

гревателя или работой на холостом .ходу) до момента, .когда он сможет работать под нагрузкой. Опыт эксплуатации и специаль­

ные исследования позволяют установить критерий этого

теплово­

го состояния двигателя: 2б-н30°'С для блока цилиндров

(охлаж­

дающей

жидкости в верхней части рубашки блока)

и

10°С

для

•масла в

картере .двигателя.

 

 

 

Наинизшая температура двигателя должна быть такой, чтобы

можно

было осуществить надежный пуск не более

чем

за

три

включения стартера продолжительностью до 10 сек. каждое при

использовании

рекомендуемых заводом т сталив и

масел,

а также

холодной

аккумуляторной батареи, заряженной на 76%.

 

.Годовая стоимость затрат оценивается по минимальной при­

веденной

стоимости капитальные и эксплуатационных

расходов

на один автомобиль .в год.

 

 

 

 

И Н Д И В И Д У А Л Ь Н Ы Е С Р Е Д С Т В А

Х О Л О Д Н О Г О

ПУСКА

Д В И Г А Т Е Л Е Й

Выше

было

показано, что

наибольшие

затруднения

возника­

ют зимой при пуске дизельных двигателей, требующих более вы­

соких скоростей вращения

коленчатого вала,

чем

.карбюраторные,

и весьма чувствительных

к температуре воздуха

в "конце такта

сжатия.

 

 

 

Для улучшения воспламенения основного

дизельного топлива

в процессе такта сжатия .впрыскивают в цилиндры легковоспла­ меняющееся вещество (обычно на эфирной основе), которое, вос­ пламеняясь, поджигает' затем основное•топливо. Для дозирован­ ного впрыска легковоспламеняющегося вещества (пусковой жид­ кости) автор разработал ів НИИАТе пусковое дозирующее устройство НИИАТ-1 (рис. 17) по типу Старт-іПилот. Оно состо­ ит из 'Следующих основных узлов и деталей: воздушного поршне­ вого насоса двустороннего действия; смесителя; распылителя (фор-

43