Файл: Лосавио Г.С. Эксплуатация автомобилей при низких температурах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.07.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а II |
||
|
|
|
Антиизносная эффективность пусковой жидкости |
НИИА Т |
|
|
||||||||
|
Первый |
цикл испыта |
Второй цикл испыта |
Коэффициент |
измене |
|
|
|||||||
К |
|
нии |
(см. табл . 7) |
ний |
(см. табл. 9) |
|
|
|||||||
О |
|
|
|
|
|
|
|
|
ния износа |
смазывае |
|
|
||
с |
|
|
|
|
|
|
|
|
мых и несмазывасмых Коэффициент анти из |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
цилиндров |
при понинос и он |
эффективности |
|||
|
Пусковой |
диаметральный |
износ |
цилиндров |
женин температуры |
пусковой |
жидкости |
|||||||
5 |
пуска от +20° |
до —15 |
|
|
||||||||||
в |
поясе |
максимальных его значений, .iw.it |
- 2 0 °С |
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
I |
18,1] |
|
|
8.01.. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
1 Дополнительно |
|
|
ІНе |
с м азы- |
Л"с - |
2.1 |
|
|
|
|||
I V |
92 о ) с м а з ы в а 1 0 т с я |
11 g J в а ю т с я |
|
|
|
Кэ |
= |
1,6 |
||||||
II |
26 |
*>ï |
|
|
7,6) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
' 1 Не |
смазы- |
|
{ Не |
смазы- |
Л",,с |
= 3 , 3 |
|
|
|
|||
III |
93 |
Q| |
ваются |
7 |
з| |
ваются |
|
|
|
|
|
|
Выше были рассмотрены |
количественные результаты нзносных |
|||
испытаний. Однако влияние |
холодного пуска (и пусковой жидко |
|||
сти) |
может |
проявляться |
также' и .в таких повреждениях двигателя, |
|
как |
задиры |
шеек вала, |
зеркала гильз цилиндров, разрушение под |
шипников и др.
Гильзы цилиндров после испытаний были извлечены из двига теля и сфотографированы. За время испытаний, эквивалентное че тырем зимним сезонам, никаких повреждений на рабочих поверх ностях гильз (ни механических, ни химических) не обнаружено.
Шатунные и коренные подшипники также были сфотографиро ваны. На рабочих поверхностях подшипников и шеек коленчатого вала не было отмечено никаких повреждений.
М Е Т О Д РАСЧЕТА В Е Л И Ч И Н ПУСКОВОГО ИЗНОС А Д В И Г А Т Е Л Я В З А В И
СИМОСТИ ОТ ТЕМПЕРАТУР Ы
В настоящее время известно около 10 экспериментальных ис следований пусковых износов дизельных и карбюраторных' двига телей различной конструкции (рядных, Ѵ-образных, со степенями сжатия 6—8 и 14—17, с иирезистовымн вставками .в цилиндрах и без них и т. д.) Эксперименты проводились при различных темпе ратурах. Для того чтобы попытаться установить принципиальную и количественную закономерность изменения величины пусковых износов двигателей от температуры пуска (если таковая имеется), необходимо найти -какие-то единые эксплуатационные показатели (измерители), одинаково характерные для различных двигателей. Взять в качестве такого показателя среднемаксимальную величину диаметрального износа цилиндров (как наиболее характерную и важную деталь двигателя) нельзя, так как пусковые изиосы в зна чительной степени зависят от износостойкости гильз цилиндров, значительно различающейся по величине для разных двигателей.
40
Известно, например, что износостойкость гильз цилиндров двигате лей ГАЗ-53 и ЯАЗ-204 при прочих равных условиях имеет двух-
IIтрехкратное различие.
В«ачестве оценочного показателя целесообразно использовать эксплуатационный пробег автомобиля .в зимнее время (км), ко торый по величине диаметрального износа цилиндров соответ ствовал бы износу цилиндров двигателя в процессе одного холод ного пуска.
Периодом пуска двигателя без разогрева следует считать период собственно пуска и последующей его работы на холостом чоду в течение 5—15 мин.
Специальные исследования, проведенные в последние годы, показали, что общие эксплуатационные износы двигателей в зим нее время практически равны летним эксплуатационным нзносам. Это "объясняется тем, что запыленность /воздуха летом (и недо статочная пока еще эффективность воздушный, топливных и мас линных фильтров) оказывает столь же вредное воздействие на долговечность .двигателя, как и низкие зимние температуры. По этому представляется возможным метод определения пусковых износов упростить, используя для сравнения не фактические зим ние эксплуатационные износы, а износы цилиндров двигателей за весь срок эксплуатации до поступления их в капитальный .решонт. В табл. 12 приведены результаты определения пусковых износов двигателей при различный таміперат.ура«. Здесь диаметральный износ цилиндров за один пуск выражен через эквивалентный ему «пробетовый» износ цилиндров.
На рис. 16 в координатах температура двигателя при пуске — пробег автомобиля (км), эквивалентный по износу одному пуску, приведена кривая, устанавливающая зависимость между этими показателями. Эту зависимость можно .выразить предложенной нами эмпирической формулой:
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
12 |
|
Экспериментальные и расчетные данные величин пробега автомобиля, |
|
|||||
эквивалентного по износу одному пуску двигателя |
|
|
||||
|
Расчетный |
пробег, |
эквива |
Экспериментальный |
пробег, |
экви |
Температура пуска, "С |
лентным по |
износу |
одному |
валентный по износу одному |
||
|
. пз'ску, км |
|
пуску, |
ы |
|
|
+50 |
|
3,0 |
|
2,5 |
|
|
+ 20 |
|
4,5 |
|
4,5 |
|
|
0 |
|
6,S |
|
7,0 |
|
|
|
|
9,0 |
|
9.5 |
|
|
|
|
13,5 |
|
14,0 |
|
|
|
|
IS.О |
|
18.0 |
|
|
|
27,0 |
|
26,0 |
|
|
|
i |
28 |
» |
|
' |
|
/ |
2k |
|
|
|
|
|
|
Рис. 16. Зависимость пусковык лз«о - |
||||||
W |
|
|
|
|
|
-8 |
сов |
двигателей от |
температуры |
по. |
|||
|
|
|
|
5-* |
даМ'Ным различных |
авторов: |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
15 |
|
|
|
|
•7 |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
/ — по |
Е. А. Чудакову; 2 — по О. В. |
Д ы б о - |
||||||
|
|
|
|
ky |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||
12 |
|
|
|
|
|
ву; |
3 — по |
В. В. Каршщкому: |
|
4 — по |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
-5 |
Л . |
А. |
Демьянову; 5 — по Г. С. |
Лосавио; |
|||||
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
6 — по |
А. И. Туркевичу; 7 — по А. А. |
Гуре- |
||||
|
1 |
|
»•«•4 |
|
|
еву; 8 — по Г. С. Савельеву |
|
|
|||||
|
|
|
1 |
|
|
|
|
||||||
' |
i |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
50 |
40 |
30 20 |
10 |
0 |
-10 -20 |
t°C |
|
|
|
|
|
|
|
где |
L — пробег |
автомобиля, км, эквивалентный |
по износу |
одно |
|||||||||
|
|
му холодному |
пуску; |
/" — температура |
двигателя при |
||||||||
|
|
пуске, "С (-как с положительным, так и с отрицатель |
|||||||||||
|
|
ным |
знаком); К — эмпирический |
коэффициент, |
разный |
||||||||
|
|
270 |
(размерность км/°С); |
К\—эмпирический |
коэффи |
||||||||
|
|
циент, равный 40 (размерность °С). |
|
|
|
||||||||
Такая |
формула |
может |
.быть |
использована для |
сравнительных |
расчетов различных средств пуска двигателей, а также для .расче тов долговечности двитателя при его эксплуатации в различных климатических условиях.
Экспериментальные данные, указанные на графике, хорошо совпадают с расчетными, выполненными по предложенной форму ле. Ив приведенных данных следует, что метод холодного .пуска нежелателен при температурах ниже —30°С, как 'было показано ранее. Это объясняется быстрым увеличением износа двигателя вследствие увеличения продолжительности его работы после пус ка на пониженном тепловом режиме при длительной задержке подачи смазки из картера к трущимся паверіхностявд.
Г Л А В А I V |
|
|
|
|
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЛЕГЧЕНИЯ |
ПУСКА |
|||
ДВИГАТЕЛЕЙ ЗИМОЙ |
|
|
|
|
Индивидуальные средства облегчения пуска можно |
разделить |
|||
;по .характеру их воздействия на |
двигатель на |
средства, |
повышаю |
|
щиетемпературу |
двигателя |
(предпусковые |
подогреватели), и |
|
•средства холодного |
пуска, улучшающие -воспламенение топлива |
без разогрева двигателя. .
Подогреватели улучшают испаряемость топлива, снижают вяз кость масла и тем увеличивают пусковую скорость вращения ко ленчатого вала. К средствам холодного пуска относятся дознрую-
4 2
щие приборы, легвдвошлашеняющиеся вещества, усилители ис крового разряда и др.
Групповые средства обеспечения пуска двигателей (см. гл. V) воздействуют одновременно на группу автомобилей и функциони руют только в холодное время года. Для облегчения пуска при меняются следующие основные виды воздействия на двигатель: подопрев — поддержание двигателей в межісменное время в теп лом состоянии путем подведения к ним необходимого количества тепла или предпусковой разогрев — подведение тепла к холод ному двигателю за некоторое .время до пуска.
Для оценки эффективности пускового средства следует учиты вать обеспечиваемое ими минимальное время подготовки двига
теля к пуску, наинизшую температуру |
двигателя, |
при |
которой |
||
осуществляется его .надежный пуск, и |
годовую |
стоимость |
затрат. |
||
В .минимальное время, затрачиваемое на подготовку |
двигате |
||||
ля к пуску, |
входит время на осуществление собственно пуска и |
||||
дальнейшую |
тепловую подготовку двигателя |
(с |
помощью подо |
гревателя или работой на холостом .ходу) до момента, .когда он сможет работать под нагрузкой. Опыт эксплуатации и специаль
ные исследования позволяют установить критерий этого |
теплово |
|||
го состояния двигателя: 2б-н30°'С для блока цилиндров |
(охлаж |
|||
дающей |
жидкости в верхней части рубашки блока) |
и |
10°С |
для |
•масла в |
картере .двигателя. |
|
|
|
Наинизшая температура двигателя должна быть такой, чтобы |
||||
можно |
было осуществить надежный пуск не более |
чем |
за |
три |
включения стартера продолжительностью до 10 сек. каждое при
использовании |
рекомендуемых заводом т сталив и |
масел, |
а также |
|||
холодной |
аккумуляторной батареи, заряженной на 76%. |
|
||||
.Годовая стоимость затрат оценивается по минимальной при |
||||||
веденной |
стоимости капитальные и эксплуатационных |
расходов |
||||
на один автомобиль .в год. |
|
|
|
|
||
И Н Д И В И Д У А Л Ь Н Ы Е С Р Е Д С Т В А |
Х О Л О Д Н О Г О |
ПУСКА |
Д В И Г А Т Е Л Е Й |
|||
Выше |
было |
показано, что |
наибольшие |
затруднения |
возника |
ют зимой при пуске дизельных двигателей, требующих более вы
соких скоростей вращения |
коленчатого вала, |
чем |
.карбюраторные, |
и весьма чувствительных |
к температуре воздуха |
в "конце такта |
|
сжатия. |
|
|
|
Для улучшения воспламенения основного |
дизельного топлива |
в процессе такта сжатия .впрыскивают в цилиндры легковоспла меняющееся вещество (обычно на эфирной основе), которое, вос пламеняясь, поджигает' затем основное•топливо. Для дозирован ного впрыска легковоспламеняющегося вещества (пусковой жид кости) автор разработал ів НИИАТе пусковое дозирующее устройство НИИАТ-1 (рис. 17) по типу Старт-іПилот. Оно состо ит из 'Следующих основных узлов и деталей: воздушного поршне вого насоса двустороннего действия; смесителя; распылителя (фор-
43