Файл: Лосавио Г.С. Эксплуатация автомобилей при низких температурах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.07.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 0
|
|
|
|
1 2 ^ |
|
.дсунки); |
емкости |
в |
корпу- |
||||||
|
|
|
|
•№^ffl?**m-- |
се |
для |
пусковой |
жидко |
|||||||
|
|
|
|
|
|
сти ; |
присоединительных |
||||||||
|
|
|
|
|
|
трубок; |
крышки |
корпуса |
|||||||
|
|
|
|
|
|
с прокалывателем ампул. |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
Пусковое |
|
устройство |
|||||||
|
|
|
|
|
|
укрепляется |
|
|
фланцем |
||||||
|
|
|
|
|
|
своего |
корпуса |
к 'прибор |
|||||||
|
|
|
|
|
|
ному |
щитку |
автомобиля. |
|||||||
|
|
|
|
|
|
Форсунка, |
распыл иваю- |
||||||||
|
|
|
|
|
|
щая |
пусковую |
жидкость, |
|||||||
|
|
|
|
|
|
ввертывается |
через |
пере |
|||||||
|
|
|
|
|
|
ходную |
муфту |
и |
крышки |
||||||
|
|
|
|
|
|
•люка' |
|
воздушной |
|
ка |
|||||
|
|
|
|
|
|
меры |
(или |
во |
впускной |
||||||
|
|
|
|
|
|
трубопровод). |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
Дозирующее |
|
устрой |
|||||||
|
|
|
|
|
|
ство |
|
подготавливают |
к |
||||||
|
|
|
|
|
|
работе |
в |
следующем |
по |
||||||
|
|
|
|
|
|
рядке. |
Перед пуском дви |
||||||||
|
|
|
|
|
|
гателя |
снимают |
крышку |
|||||||
|
|
|
|
|
|
корпуса |
устройства, |
про |
|||||||
|
|
|
|
|
|
бойник |
поднимают |
вверх |
|||||||
|
|
|
|
|
|
и в емкость корпуса ус |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
танавливают |
|
ампулу |
с |
||||||
|
|
|
|
|
|
пусковой |
жидкостью. |
За |
|||||||
|
|
|
|
|
|
тем крышку |
корпуса |
за |
|||||||
|
|
|
|
|
|
крывают |
и |
наносят |
лег |
||||||
|
|
|
|
|
|
кий |
удар |
ладонью |
о |
||||||
|
|
|
|
|
|
шляпку |
пробойника. При |
||||||||
|
|
|
|
|
|
этом |
крышка |
и |
доныш |
||||||
|
|
|
|
|
|
ко |
ампулы |
пробиваются |
|||||||
|
|
|
|
|
|
его |
|
острием. |
Пусковая |
||||||
|
|
|
|
|
|
жидкость |
заполняет |
ем |
|||||||
|
|
|
|
|
|
кость |
корпуса, |
сообщаю |
|||||||
Рис. Л7. Приншшиальная схема пускового |
(дозн |
щуюся |
с |
помощью |
кана |
||||||||||
лов |
и |
клапанов |
с |
воз |
|||||||||||
рующеіго) устройства |
Н'ИИАТ-1 |
|
|
душным |
'насосом |
и |
сме |
||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
сителем. |
|
|
|
|
|
|
|||
До начала работы |
устройства, |
т. е. до |
приведения |
в |
действие |
||||||||||
воздушного насоса, пусковая |
жидкость |
оказывается в герметич |
|||||||||||||
ном пространстве и не может испаряться |
или |
вытекать. Крышка |
|||||||||||||
корпуса |
имеет |
специальные |
уплотнительные |
|
сальииікінманжеты, |
||||||||||
стойкие |
против |
воздействия |
холода, топлива, |
'масла |
и |
эфира, |
|||||||||
уплотняющие плоскости разъема и стьики воікруг пробойника. |
|
||||||||||||||
При раооте -воздушного насоса двойного действия |
воздух |
че |
|||||||||||||
рез канал / в рукоятке и полый |
шток |
2 поршня |
наігнетается |
ів |
|||||||||||
смеситель и емкость |
с жидкостью. |
Для |
этого |
поршень |
насоса |
пе- |
44
ремещают к себе и от себя. При движении рукоятки 3 к сабе (на схеме—©низ) воздух, находящийся иод поршнем в объеме внут реннего воздушного цилиндра 17, сжимается и поступает по един ственному 'свободному пути в емкость 4 над пусковой жидкостью через .канал А. При этом .воздух проходит через жиклер 5, отжи мая шариковый запорный клапан 6. Сжатый воздух выталкивает пусковую жидкость из ее емкости по вертикальному каналу 7 че рез жиклер 8 в смеситель и одновременно проходит по другому
(наклонному) |
каналу в |
смеситель |
9 над |
«топливным» |
жиклером, |
|
pae/дроібляя, раіспыіливая |
струю |
пусковой |
жидкости и |
смешиваясь |
||
с ней. Далее |
эта омесь, |
готовая |
к |
самовоспламенению |
в цилинд |
ре двигателя, поступает по каналу штуцера 10 и соединительной трубке / / в раеіпыливаііощую форсунку 12.
•Форсунка ввертывается во .впускной трубопровод, воздушную
камеру или другое место, сообщающееся с |
цилиндрами двигате |
|
ля. В цилиндры толливо-масЛ'Яно-воздушная |
омесь поступает GO |
|
струей воздуха, засасываемого при вращении |
его вала |
стартером. |
В конце такта сжатия в цилиндре воздух (вместе с |
содержащи |
|
мися в нем'па.рами эфира) нагревается до |
температуры 130— |
170°С даже при температуре наружного воздуха минус 25—30°С, что обеспечивает воспламенение па,роів эфира. В момент воспла
менения |
паров эфира |
температура |
в цилиндре двигателя подни |
||
мается |
до 350—400°С, |
при которой |
уже |
надежно |
воспламеняется |
и дизельное топливо. |
|
|
|
|
|
При движении поршня насоса к себе |
(вниз) |
нижний кольце |
|||
вой (.резиновый) клапан 13 перекрывает |
воздушный канал, оооіб- |
||||
щающий подпоршневое |
и надпоршневое |
пространства внутренне |
го воздушного цилиндра. Благодаря этому воздух оказывается в замкнутом объеме и не может перетекать в на'ддтршневую по лость. Сжатый воздух направляется в емкость с пусковой жид костью. Шариковый клапан 6 служит запорным устройством, разъединяющим емкость с • легкоиеларяющейея пусковой жид костью и цилиндры двигателя. Поэтому пусковая жидкость не
сможет самопроизвольно |
(без |
'принудительной подкачки) |
попасть |
|
в двигатель. |
|
|
|
|
В описанном процессе |
(при |
движении поршня |
насоса вниз) |
|
плоский запорный клапан |
(благодаря разрежению |
в этой |
полости |
и отсутствию давления воздуха на клапан снизу) разъединяет ем кость с пусковой жидкостью и внутреннюю воздушную полость наружного цилиндра 15, соединяющихся посредством канала В. Этот .клапан срабатывает при противоположном движении порш ня насоса от себя (на схеме — вверх). В этом случае воздух в надпоршневом объеме сжимается, а когда давление здесь пре высит усилие прижимной пружины 16, плоский клапан 14 подни
мется влзеріх |
(отойдет от тоюща внутреннего |
цилиндра) |
и |
соеди |
|
нит поршневую полость |
внутреннего цилиндра через |
канал В с |
|||
емкостью, в которой находится .пусковая жидкость. Так |
откры |
||||
вается доступ |
сжатого |
воздуха к пусковой |
жидкости. |
Конструк- |
. |
45 |
|
Рис. |
График |
определения |
оптималь |
|
ной |
производительности (заштрихован |
||
|
ная |
область) дозирующего |
устройства |
|
|
по эфиру д л я пуска двигателей Я A3 - ß Ой |
|||
|
(отмечены крестиком) и ЯМЗ - 236 (отме |
|||
|
чены |
точкой) |
|
|
0,2 0,4 |
0,6 0,8 ç,CMs/ce/( |
|
|
|
Пия поршневого |
воздушного насоса |
двойного |
действия |
позволяет |
в единицу времени удвоить его производительность при сохране нии тех же габаритов. Это является весьма важным конструктив ным и эксплуатационным «преимуществом пускового устройства НИИАТ-1.
Производительность устройства НИИАТ-1 с диаметром про ходного сечения жиклера 2 мм, вдвое «превышает производитель ность устройства Старт-Пилот. Благодаря этому обеспечивается
впрыск в двигатель удвоенного количества |
пусковой |
жидкости, |
|||
что необходимо в свяѳи |
с добавлением к эфиру «смазывающего» |
||||
•компонента. Испытания |
пусковые устройств на качество раолы- |
||||
ливания |
(определяемого |
дальнобойностью |
струи диаметром от |
||
печатка |
струи жидкости) показали, что |
конструкция |
НИИАТ-1 |
||
не уступает по этим показателям лучшим |
зарубежным |
образцам. |
|||
В процессе, исследования |
было установлено, |
что увеличение коли |
чества эфира сверх того, которое обеспечивает быстрый и надеж
ный пуок двигателя |
(0,5—0,6 см3/сек), |
не приводит |
к |
улучшению |
|||||||
показателей пуска, но м«ожет вызывать нежелательное |
увеличение |
||||||||||
жестко'сти |
работы двигателя |
(рис. 18). На |
графике |
представлена |
|||||||
зависимость продолжительности пуска |
Т |
от |
производительности |
||||||||
q дозирующего устройства. |
Температура |
двигателя |
и воздуха в |
||||||||
эксперименте была минус 15—20°С, скорость проворачивания |
вала |
||||||||||
двигатели — 80—90 |
об/мин, |
пусковое |
топливо—диэтиловый |
||||||||
эфир. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Снижение .количества |
впрыскиваемого |
эфира |
.менее |
0,3— |
|||||||
0,4 см3/сек |
вызывает |
резкое |
увел.ичение |
продолжительности |
пуска |
||||||
двигателя |
(от 4—5 сек до 15—30 сек), |
что не допускается |
требо |
||||||||
ваниями к элѳктростартерныім устройствам |
(стартер |
не |
должен |
||||||||
оставаться |
включенным |
более 10 сек при пользовании холодной |
батареей). Таким образом можно было бы считать оптимальной производительность дозирующего устройства с обоими рабочй-
•46
ми ходами |
(если бы задача ограничивалась |
только обеспечением; |
||
пуска двигателя) 0,6—0,7 см3[сек |
эфира. Такая производитель |
|||
ность обеспечивается |
жиклером с диаметром |
d=0,.7-M,0 мм. |
||
Анализ |
полученной |
зависимости |
T=<p(q) |
позволил установить,, |
что в указанных пределах она является гиперболической и матема тически описывается формулой
где Р — коэффициент, |
определенный для дизельных |
двигателей |
и зависящий от рабочего-объема. |
|
|
Так, для двигателей |
с рабочим объемом 5—9 л |
коэффициент |
Р = 5,0^-5,5, а для двигателей с рабочим объемом 9—15 л значение Я = 6,0н-6,5.
Сравнение кривой, полученной экспериментально, с расчетны ми значениями показало, что отклонение не превышает 10%. Это должно быть признано достаточным для расчета производительно сти пусковых дозирующих устройств. Однако для решения задачи впрыска в двигатель не только легковоспламеняющегося, но и сма
зывающего компонента (для смазки стенок |
цилиндров) |
необходи |
||||||
ма зі+ачительно |
большая |
производительность |
дозирующего уст |
|||||
ройства. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ориентировочно была |
принята |
удвоенная |
производительность |
|||||
дозирующего устройства, |
чтобы |
увеличить |
объем |
смазывающего |
||||
компонента до 50—60% общей дозы. |
|
|
|
|
||||
Напомним, что в зарубежных пусковых |
жидкостях |
объем сма |
||||||
зывающего компонента составлял |
всего 3—10% от объема эфира. |
|||||||
Принятое нами |
увеличение |
объема масла в пусковой, жидкости (в |
||||||
целях снижения |
износов |
до |
максимально |
возможного |
значения |
|||
условии сохранения свойств ее воспламеняемости) |
является, без |
|||||||
условно, желательным. |
|
|
|
|
|
|
|
|
В целях определения |
оптимального содержания |
смазывающего |
компонента в пусковой жидкости были составлены опытные компо зиции с содержанием эфира в смеси с маслом от 100% (чистый эфир) до 20%. Пусковое устройство было отрегулировано на мак симальную производительность (1,5—2,0 см3/сек), с тем чтобы обеспечить подачу в двигатель не только необходимого ко личества эфира (0,6—0,7 см3/сек), но и максимального количества масла.
Результаты эксперимента представлены на рис. 19 и в табл. 13. Эффективность пусковых жидкостей определялась при температу
ре двигателя —15-; |
20°С |
в |
зависимости от |
содержания в них |
|
эфира. |
|
|
|
|
|
Представленная |
на рис. |
19 |
зависимость |
продолжительности |
|
пуска Т от состава эфиро-маслянных |
смесей q + M и от содержания |
||||
эфира в пусковой жидкости |
|
и |
л л ю с т Р и Р У е т 3 0 Н У надежного |
47
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
13 |
|
|
Продолжительность пуска двигателя в зависимости от композиции |
|
||||||
|
|
|
|
эфнро-масляной |
смеси |
|
|
||
Расход |
эфнро-мас- |
Расход эфира, |
Расхчд 3 |
масла, |
Процентное с д е р |
Г! родо.чжмтсль- |
|||
-іяиои |
|
смеси, |
жанно эфира и |
||||||
см31сек |
r.u'iceK |
|
см |
, сек |
смеси |
IIость пуски, |
сек |
||
. |
1,7 |
1.7 |
|
|
О |
НЮ |
6 |
|
|
1,7 |
1,3- |
|
0,4 |
70 |
7 |
|
|||
1,7 |
1,1 |
|
0,6 |
64 |
7 |
|
|||
1.7 |
0,9 |
|
0,8 |
55 |
« |
|
|||
1.7 |
0,7 |
|
1 .0 |
41 |
S |
|
|||
1 |
|
0,0 |
|
1,12 |
30 |
16 |
|
||
1 |
7 |
0,4 |
|
1 ,3 |
24 |
20 |
|
||
1.7 |
0,35 |
• |
0,35 |
21' |
50' |
|
пуска двигателя и оптимальный состав смеси. Математическое вы ражение этой зависимости имеет вид:
|
|
q H- M |
|
|
|
|
|
где |
P.—••эмпирический |
коэффициент, сек; <7 = oonst=0,7 см3/сек — |
|||||
|
расход эфира, содержащегося в составе пусковой жид |
||||||
|
кости; М = ѵагіаЫе—расход смазывающего |
компонента, |
|||||
|
содержащегося в пусковой жидкости, см3/сек; |
q + M— |
|||||
|
расход пусковой жидкости, впрыскиваемой дозирующим |
||||||
|
устройством, |
см3/сек; |
q + м —относительное |
содержа |
|||
|
ние пускового компонента (эфира) |
в пусковой |
жидкости |
||||
|
(эфиро-масляной смеси), %. |
|
|
|
|
||
Пр.и снижении содержания эфира менее 40% в смеси |
(при |
рас |
|||||
ходе менее 0,7 см3/сек), |
т. е. при |
увеличении |
содержания |
масла в |
|||
смеси более 60%), продолжительность пуска начинает быстро |
ра |
||||||
сти. Увеличение содержания эфира в смеси более 60% |
(при |
сни |
|||||
жении |
содержания масла в смеси |
ниже 40%) |
ие дает |
улучшения |
сек so
70 |
Зона надежного пуска_ ~і |
10 |
|
1,3 |
1,5 |
|
(о*м),ш3/сек |
20 |
40 |
60 |
M U |
Рлс. '19. График определения сум марной (производительности .дози рующего устройства при впрыске эфиро-масляной смеси и оптималь ного .состава омесн в процентах относительно содержания пусково го компонента
4.8