Файл: Лосавио Г.С. Эксплуатация автомобилей при низких температурах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

пускового эффекта, т. е. не дает снижения продолжительности пус­ ка двигателя.

Поэтому оптимальным составом пусковой жидкости следует считать 40% эфира и 60% масла.

Сравнение расчетных данных, полученных по приведенной выше формуле, с результатами эксперимента показывает, что отклонение не превышает ±13—5%, что можно признать достаточным для ин­ женерных •расчетов. Полученная в эксперименте предельная пус­ ковая температура —24°С при пуске холодного двигателя ЯАЗ-204 с использованием двухкомпонентной жидкости состава 40% диѳтилового эфира и 60% масла индустриального-12 была определена в

условиях холодильной

камеры (табл. 14) при скорости

проворачи­

вания вала двигателя

стартером 80 об/мин, длительности включе­

ния стартера

5 сек и расходовании пусковой жидкости 7

см3. Двух-

компонентная

пусковая жидкость указанного состава

получила

наименование Э-40/60 НИИАТ и на нее выдано в СССР

авторское

свидетельство № 178925. На пусковую жидкость состава 40—60 % ДИЭТИЛОВОІГО эфира и 60—40% масла для газовых турбин получены

патенты в

следующих

зарубежных

странах:

Канаде

(патент

774501),

Швеции

(патент

208092),

Норвегии

(патент

109590),

Австрии

(патент

252423),

 

Бельгии

(патент

№ 646557).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новизна

указанных

пусковых

жидкостей

заключается

в

том,

что они обладают наряду с высокими

пусковыми

качествами

хоро­

шими смазывающими свойствами. Благодаря этому решается во­ прос о снижении пусковых износов двигателя, чего не обеспечива­ ли известные ранее жидкости.

Двухкомлонентная пусковая жидкость и пусковое устройство

НИИАТ

испытывались

также

и на четырехтактном

двигателе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 14

Определение эффективности

пусковой жидкости

Э-40/60 Н И И А Т

 

(диэтиловый эфир

40% и индустриальное масло-12 —

60%)

 

 

 

 

при

пуске

двигателя

ЯАЗ - 204

 

 

 

 

Температура, °С

 

 

 

 

 

Суммарное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

масла в карте­

 

 

 

Скорость

враще­

время включе­ Расход пуско­

 

ре

и блока ци­

блока цилинд­ ния вала двигателя

ния стартера

вой жидкости,

в о з д у х а

линдров дви­

ров

двигателя

стартером, об/мин

до пуска

дви­

км'

 

гателя (нижняя (верхняя часть)

 

 

гателя,

сек

 

 

 

часть)

 

 

 

 

 

 

 

 

-23

—23

 

— 17

 

100—120

5

 

5,5

- 23

 

-23

 

— 16

 

100

7

 

8,0

—24

 

—24

 

-17

 

п о

7

 

7,0

- 2 4

 

—24

 

-18

 

75-85

5

 

7,0

—24

 

—24

 

—17

 

105—110

7

 

9,0

—23

 

—23

 

-18

 

110

3

 

3,0

- 2 4

 

—24

 

- 19

 

110-110

3

 

4,0

—21

 

- 21

 

— 16

 

90

5

 

5,5

- 23

 

-23

 

- 16

 

80

8

 

9,0

- 2 4

 

—24

 

—20

 

80

16

 

8,5

4—461-

49



 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

,15

Определение

эффективности

пусковой

жидкости Э-40/60 Н И И А Т

 

и дозирующего устройства

НИИАТ-1 на двигателе ЯМЗ - 236 в

 

 

 

 

эксплуатационных

условиях

 

 

 

 

Температура

Продолжи ­

 

 

Температура

Продолжи ­

испытания

окружающего

тельность

пу­

испытания

окружающего

тельность

пу­

воздуха и

дви­

ска двигателя,

воздуха 1ГЛПН-

ска двигателя,

 

гателя,

°С

сек

 

 

 

гателя,. °С

сек

 

1

— 92

3

 

 

6

—24

4

 

2

— 19

 

• 3

 

 

7

—21

5

 

3

—22

 

2

 

 

8

_9'2

3

 

4

—23

 

7

 

 

9

—20

3

 

• 5

—25

 

6

 

 

 

 

 

 

ЯМЗ-236 (табл. 15). Было установлено, что применение указанного пускового комплекса НИИАТ позволяет снизить предельную тем­ пературу пуска двигателя ЯМЗ-236 на 12—13°С (с минус 12—-15°С до минус 24—25°С). Пусковая жидкость НИИАТ испытывалась Яро­ славским моторным заводом в холодильной камере на двигателях ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238.. Для впрыска использовалось пусковое устройство НАМЙ-ЯМЗ (модель ПП-40). Для сравнения проведе­ ны испытания пусковой жидкости Старт-Пилот (табл. 16). Испыта­ ния показали, 'что пусковая жидкость НИИАТ (как и жидкость Старт-Пилот) обеспечивала пуск двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 при температуре —30°С за 50—85 сек впрыска пусковой жидкости. При этом время до первой вспышки топлива в цилиндрах двнгате-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

16

Определение

эффективности

пусковых

жидкостей

Старт-Пилот и Н И И А Т

 

на

двигателях

ЯМЗ - 236

и ЯМЗ - 238

при температуре —30°С

 

 

 

 

 

 

 

а внгатель

ЯМЗ-238

 

Двигатель

ЯМЗ-23'J

 

Параметры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Старт

Пилот

Н И И А Т

Старт - Пилот

Н И И А Т

Скорость

вращения

ва­

32

 

36

60

46

45

36

38

48

ла стартером,

 

об/мин

11

 

2,5

3,34

11 — 13

4..1

3,34

3,5

10

Время

д о

 

первой

 

вопышкін,

сек

 

 

 

50

 

60

85

75

32

56

78

50-

Время нагнетания

пус­

 

кового топлива в про­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

цессе пуска

и

работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

двигателя

до

начала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

устойчивых

 

оборотов,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

• П р и м е ч а н и е .

Пусковые

топлива

во всех случаях

впрыскивались пуско­

вым устройством НАІМИ-ЯМЗ.. В качестве основного, топлива применялось д и ­ зельное арктическое марки Д А .

50


ля составляло 3—13 сек, а далее двигатель уже работал

на холо­

стом ходу (без участия стартера). Устойчивая работа

двигателя

без добавления пусковой жидкости начиналась через 50—85 сек. Следует отметить, что испытания проводились при специально установленных минимальных скоростях провертывания вала стар­ тером, т. е. имитировались наихудшие условия работы двигателя; Таким образом, пусковая жидкость НИИАТ позволила снизить предельную температуру пуска двигателей ЯМЗ-236 і г ЯМЗ-238 С

— 10°С до —30°С, т. е. на 20°С.

Эксплуатационная проверка пусковых жидкостей и дозирую­ щих устройств (пусковой комплекс) проводилась в условиях авто­ транспортных предприятий в трех климатических зонах: умеренной

(Москва), низких температур

(Кемерово), особо

низких темпера--

тур

(Арктика). Результаты эксплуатационных

испытаний пуско­

вых

средств в Арктике (Тикси)

позволили сделать следующие вы­

воды. Пусковые комплексы НИИАТ и НАМИ, а также

раздельно

пусковые жидкости НИИАТ и НАМИ (используемые в

различных

сочетаниях) показали одинаковую пусковую эффективность—они обеспечивали надежный и быстрый (за 3—10 сек) пуск холодных, ""дизельных двигателей ЯАЗ-204 (заправленных маслом АКЗп-6) при температурах двигателя и воздуха —27°С включительно. Пуск

двигателей производился с использованием холодных

аккумуля­

торных батарей.

 

При более низких температурах двигателей и воздуха

(в интер-.

вале от —28 до — 38°С) пуск дизельных двигателей не

удалось

осуществить вследствие утр-аты работоспособности холодных акку­

муляторных батарей. В данном

случае задачу пуска не могли ре­

шить ни пусковой комплекс НАМИ,ни

пусковой комплекс

НИИАТ.

Таким образом —27°С является

той

предельной

отрицательной

температурой двигателя и .воздуха,

при которой надежно

пускает­

ся холодный двигатель ЯАЗ-204 при

применении

как

пускового

комплекса НАМИ, так и пускового

комплекса НИИАТ.

 

Испытания подтвердили точку

зрения автора,

что независимо

от потенциальной эффективности, пусковой жидкости она не может быть рекомендована к применению при температурах ниже —25°С.. в связи с тем что холодная аккумуляторная батарея при .такой температуре утрачивает свою работоспособность, а .вязкость масла возрастает до такой степени, что не обеспечивается проворачивание

вала

холодного двигателя с необходимой для

пуска скоростью.

Продолжительность пуска двигателей и расход

пусковых жидко­

стей

на пуск до начала устойчивых оборотов

при использовании

обоих испытывавшихся пусковых комплексов оказались" одинако­

выми. Продолжительность

пуска

составляла

5—20 сек, а расход

жидкости — 50—70 см3

(для

двигателей

ЯАЗ-204, ЯМЗ-236,

ЯМЗ-238).

 

 

 

Сравнительные испытания позволили решить вопрос о полезно­ сти введения дополнительных компонентов в состав пусковых жид­ костей. Так, например, некоторые авторы считали, что добавка

4*

.

5t


изопропилнитрата и петролейного эфира позволяет улучшать само­ воспламенение пусковой жидкости в цилиндрах двигателя и про­ цесс зажигания основного дизельного топлива. Напомним, что ос­ новной пусковой компонент в пусковых жидкостях НАМИ « НИИАТ — диэтиловый эфир — содержался в обеих пусковых жид­ костях в одинаковом количестве (60%-по весу). Введение допол­ нительных компонентов в пусковую жидкость НАМИ не дало ожи­ даемого эффекта. Предельную температуру пуска не удалось по­ низить. Следовательно, с точки зрения улучшения процесса воспла­ менения жидкости и пуска двигателя, присутствие в пусковой жид­ кости изопропилнитрата и петролейного эфира оказалось неоправ­ данным.

.Предполагалось также, что ведение дополнительных компонен­ тов позволит улучшить химическую стабильность (т. е. неизмен­ ность свойств) пусковой жидкости при длительном хранении. Од­ нако и это ожидание не оправдалось. Пусковая жидкость НИИАТ, •не содержавшая изопропилнитрата и петролейного эфира, после пятимесячного хранения не уступала ,в эффективности пусковой жидкости НАМИ, в которой эти компоненты присутствовали.

Не менее важная функция пусковой жидкости—снижение пус­ кового износа, что достигается введением в ее состав максимально возможного количества смазывающего вещества (соответствующих масел с присадками). В обеих нспытывавшихся пусковых жидко­ стях в качестве смазывающего компонента использовалось масло для газовых турбин. Естественно, что антиизиосный эффект пуско­ вой жидкости мог зависеть только от абсолютного количества мас­ ла, вводимого в цилиндры. Можно полагать, что пусковая жид­ кость НИИАТ обладает лучшими противоизносными качествами, так как она содержит в 4 раза больше смазывающего компонента (40% против 10%) по сравнению с жидкостью НАМИ.

(Важнейшим эксплуатационным преимуществом жидкости НИИАТа является простота и недефицитность двух ее компонен­ тов. Она вполне доступна к изготовлению непосредственно в авто­ транспортных предприятиях. Стоимость компонентов пусковой жидкости НАМИ на 17% выше. Существенно уменьшаются и рас­ ходы на ее изготовление и транспортировку, поскольку изготовле­ ние жидкости НАМИ возможно лишь централизованное, причем требуются определенные затраты на обработку дополнительных компонентов. Следует также отметить, что изопропилнитрат яв­ ляется дефицитным продуктом.

Таким образом, пусковая жидкость НИИАТ при равной с жидкостью НАМИ пусковой эффективностью обладает лучшими аінтиизносными свойствами, проще в изготовлении и дешевле в производстве. Она запатентована в ряде зарубежных стран, что свидетельствует об ее патентной чистоте и коммерческой перспек­ тиве.

Не подтвердилось и мнение о преимуществах многоканальной системы пускового устройства. Эта система не позволяет снизить

52