Файл: Лосавио Г.С. Эксплуатация автомобилей при низких температурах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.07.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
пускового эффекта, т. е. не дает снижения продолжительности пус ка двигателя.
Поэтому оптимальным составом пусковой жидкости следует считать 40% эфира и 60% масла.
Сравнение расчетных данных, полученных по приведенной выше формуле, с результатами эксперимента показывает, что отклонение не превышает ±13—5%, что можно признать достаточным для ин женерных •расчетов. Полученная в эксперименте предельная пус ковая температура —24°С при пуске холодного двигателя ЯАЗ-204 с использованием двухкомпонентной жидкости состава 40% диѳтилового эфира и 60% масла индустриального-12 была определена в
условиях холодильной |
камеры (табл. 14) при скорости |
проворачи |
|
вания вала двигателя |
стартером 80 об/мин, длительности включе |
||
ния стартера |
5 сек и расходовании пусковой жидкости 7 |
см3. Двух- |
|
компонентная |
пусковая жидкость указанного состава |
получила |
|
наименование Э-40/60 НИИАТ и на нее выдано в СССР |
авторское |
свидетельство № 178925. На пусковую жидкость состава 40—60 % ДИЭТИЛОВОІГО эфира и 60—40% масла для газовых турбин получены
патенты в |
следующих |
зарубежных |
странах: |
Канаде |
(патент |
||||
№ |
774501), |
Швеции |
(патент |
№ |
208092), |
Норвегии |
(патент |
||
№ |
109590), |
Австрии |
(патент |
№ |
252423), |
|
Бельгии |
(патент |
|
№ 646557). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Новизна |
указанных |
пусковых |
жидкостей |
заключается |
в |
том, |
||
что они обладают наряду с высокими |
пусковыми |
качествами |
хоро |
шими смазывающими свойствами. Благодаря этому решается во прос о снижении пусковых износов двигателя, чего не обеспечива ли известные ранее жидкости.
Двухкомлонентная пусковая жидкость и пусковое устройство
НИИАТ |
испытывались |
также |
и на четырехтактном |
двигателе |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 14 |
|
Определение эффективности |
пусковой жидкости |
Э-40/60 Н И И А Т |
||||||||
|
(диэтиловый эфир |
40% и индустриальное масло-12 — |
60%) |
|
||||||
|
|
|
при |
пуске |
двигателя |
ЯАЗ - 204 |
|
|
|
|
|
Температура, °С |
|
|
|
|
|
Суммарное |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
масла в карте |
|
|
|
Скорость |
враще |
время включе Расход пуско |
|||
|
ре |
и блока ци |
блока цилинд ния вала двигателя |
ния стартера |
вой жидкости, |
|||||
в о з д у х а |
линдров дви |
ров |
двигателя |
стартером, об/мин |
до пуска |
дви |
км' |
|||
|
гателя (нижняя (верхняя часть) |
|
|
гателя, |
сек |
|
||||
|
|
часть) |
|
|
|
|
|
|
|
|
-23 |
• |
—23 |
|
— 17 |
|
100—120 |
5 |
|
5,5 |
|
- 23 |
|
-23 |
|
— 16 |
|
100 |
7 |
|
8,0 |
|
—24 |
|
—24 |
|
-17 |
|
п о |
7 |
|
7,0 |
|
- 2 4 |
|
—24 |
|
-18 |
|
75-85 |
5 |
|
7,0 |
|
—24 |
|
—24 |
|
—17 |
|
105—110 |
7 |
|
9,0 |
|
—23 |
|
—23 |
|
-18 |
|
110 |
3 |
|
3,0 |
|
- 2 4 |
|
—24 |
|
- 19 |
|
110-110 |
3 |
|
4,0 |
|
—21 |
|
- 21 |
|
— 16 |
|
90 |
5 |
|
5,5 |
|
- 23 |
|
-23 |
|
- 16 |
|
80 |
8 |
|
9,0 |
|
- 2 4 |
|
—24 |
|
—20 |
|
80 |
16 |
|
8,5 |
4—461- |
49 |
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
,15 |
|
Определение |
эффективности |
пусковой |
жидкости Э-40/60 Н И И А Т |
|
|||||
и дозирующего устройства |
НИИАТ-1 на двигателе ЯМЗ - 236 в |
|
|||||||
|
|
|
эксплуатационных |
условиях |
|
|
|
||
|
Температура |
Продолжи |
|
|
Температура |
Продолжи |
|||
испытания |
окружающего |
тельность |
пу |
испытания |
окружающего |
тельность |
пу |
||
воздуха и |
дви |
ска двигателя, |
воздуха 1ГЛПН- |
ска двигателя, |
|||||
|
гателя, |
°С |
сек |
|
|
|
гателя,. °С |
сек |
|
1 |
— 92 |
3 |
|
|
6 |
—24 |
4 |
|
|
2 |
— 19 |
|
• 3 |
|
|
7 |
—21 |
5 |
|
3 |
—22 |
|
2 |
|
|
8 |
_9'2 |
3 |
|
4 |
—23 |
|
7 |
|
|
9 |
—20 |
3 |
|
• 5 |
—25 |
|
6 |
|
|
|
|
|
|
ЯМЗ-236 (табл. 15). Было установлено, что применение указанного пускового комплекса НИИАТ позволяет снизить предельную тем пературу пуска двигателя ЯМЗ-236 на 12—13°С (с минус 12—-15°С до минус 24—25°С). Пусковая жидкость НИИАТ испытывалась Яро славским моторным заводом в холодильной камере на двигателях ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238.. Для впрыска использовалось пусковое устройство НАМЙ-ЯМЗ (модель ПП-40). Для сравнения проведе ны испытания пусковой жидкости Старт-Пилот (табл. 16). Испыта ния показали, 'что пусковая жидкость НИИАТ (как и жидкость Старт-Пилот) обеспечивала пуск двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 при температуре —30°С за 50—85 сек впрыска пусковой жидкости. При этом время до первой вспышки топлива в цилиндрах двнгате-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
16 |
|
Определение |
эффективности |
пусковых |
жидкостей |
Старт-Пилот и Н И И А Т |
|||||||||
|
на |
двигателях |
ЯМЗ - 236 |
и ЯМЗ - 238 |
при температуре —30°С |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
а внгатель |
ЯМЗ-238 |
|
Двигатель |
ЯМЗ-23'J |
|
||
Параметры |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
Старт |
Пилот |
Н И И А Т |
Старт - Пилот |
Н И И А Т |
||||
Скорость |
вращения |
ва |
32 |
|
36 |
60 |
46 |
45 |
36 |
38 |
48 |
||
ла стартером, |
|
об/мин |
11 |
|
2,5 |
3,34 |
11 — 13 |
4..1 |
3,34 |
3,5 |
10 |
||
Время |
д о |
|
первой |
|
|||||||||
вопышкін, |
сек |
|
|
|
50 |
|
60 |
85 |
75 |
32 |
56 |
78 |
50- |
Время нагнетания |
пус |
|
|||||||||||
кового топлива в про |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
цессе пуска |
и |
работы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
двигателя |
до |
начала |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
устойчивых |
|
оборотов, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
сек |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
• П р и м е ч а н и е . |
Пусковые |
топлива |
во всех случаях |
впрыскивались пуско |
вым устройством НАІМИ-ЯМЗ.. В качестве основного, топлива применялось д и зельное арктическое марки Д А .
50
ля составляло 3—13 сек, а далее двигатель уже работал |
на холо |
стом ходу (без участия стартера). Устойчивая работа |
двигателя |
без добавления пусковой жидкости начиналась через 50—85 сек. Следует отметить, что испытания проводились при специально установленных минимальных скоростях провертывания вала стар тером, т. е. имитировались наихудшие условия работы двигателя; Таким образом, пусковая жидкость НИИАТ позволила снизить предельную температуру пуска двигателей ЯМЗ-236 і г ЯМЗ-238 С
— 10°С до —30°С, т. е. на 20°С.
Эксплуатационная проверка пусковых жидкостей и дозирую щих устройств (пусковой комплекс) проводилась в условиях авто транспортных предприятий в трех климатических зонах: умеренной
(Москва), низких температур |
(Кемерово), особо |
низких темпера-- |
||
тур |
(Арктика). Результаты эксплуатационных |
испытаний пуско |
||
вых |
средств в Арктике (Тикси) |
позволили сделать следующие вы |
||
воды. Пусковые комплексы НИИАТ и НАМИ, а также |
раздельно |
|||
пусковые жидкости НИИАТ и НАМИ (используемые в |
различных |
сочетаниях) показали одинаковую пусковую эффективность—они обеспечивали надежный и быстрый (за 3—10 сек) пуск холодных, ""дизельных двигателей ЯАЗ-204 (заправленных маслом АКЗп-6) при температурах двигателя и воздуха —27°С включительно. Пуск
двигателей производился с использованием холодных |
аккумуля |
торных батарей. |
|
При более низких температурах двигателей и воздуха |
(в интер-. |
вале от —28 до — 38°С) пуск дизельных двигателей не |
удалось |
осуществить вследствие утр-аты работоспособности холодных акку
муляторных батарей. В данном |
случае задачу пуска не могли ре |
||||
шить ни пусковой комплекс НАМИ,ни |
пусковой комплекс |
НИИАТ. |
|||
Таким образом —27°С является |
той |
предельной |
отрицательной |
||
температурой двигателя и .воздуха, |
при которой надежно |
пускает |
|||
ся холодный двигатель ЯАЗ-204 при |
применении |
как |
пускового |
||
комплекса НАМИ, так и пускового |
комплекса НИИАТ. |
|
|||
Испытания подтвердили точку |
зрения автора, |
что независимо |
от потенциальной эффективности, пусковой жидкости она не может быть рекомендована к применению при температурах ниже —25°С.. в связи с тем что холодная аккумуляторная батарея при .такой температуре утрачивает свою работоспособность, а .вязкость масла возрастает до такой степени, что не обеспечивается проворачивание
вала |
холодного двигателя с необходимой для |
пуска скоростью. |
Продолжительность пуска двигателей и расход |
пусковых жидко |
|
стей |
на пуск до начала устойчивых оборотов |
при использовании |
обоих испытывавшихся пусковых комплексов оказались" одинако
выми. Продолжительность |
пуска |
составляла |
5—20 сек, а расход |
жидкости — 50—70 см3 |
(для |
двигателей |
ЯАЗ-204, ЯМЗ-236, |
ЯМЗ-238). |
|
|
|
Сравнительные испытания позволили решить вопрос о полезно сти введения дополнительных компонентов в состав пусковых жид костей. Так, например, некоторые авторы считали, что добавка
4* |
. |
5t |
изопропилнитрата и петролейного эфира позволяет улучшать само воспламенение пусковой жидкости в цилиндрах двигателя и про цесс зажигания основного дизельного топлива. Напомним, что ос новной пусковой компонент в пусковых жидкостях НАМИ « НИИАТ — диэтиловый эфир — содержался в обеих пусковых жид костях в одинаковом количестве (60%-по весу). Введение допол нительных компонентов в пусковую жидкость НАМИ не дало ожи даемого эффекта. Предельную температуру пуска не удалось по низить. Следовательно, с точки зрения улучшения процесса воспла менения жидкости и пуска двигателя, присутствие в пусковой жид кости изопропилнитрата и петролейного эфира оказалось неоправ данным.
.Предполагалось также, что ведение дополнительных компонен тов позволит улучшить химическую стабильность (т. е. неизмен ность свойств) пусковой жидкости при длительном хранении. Од нако и это ожидание не оправдалось. Пусковая жидкость НИИАТ, •не содержавшая изопропилнитрата и петролейного эфира, после пятимесячного хранения не уступала ,в эффективности пусковой жидкости НАМИ, в которой эти компоненты присутствовали.
Не менее важная функция пусковой жидкости—снижение пус кового износа, что достигается введением в ее состав максимально возможного количества смазывающего вещества (соответствующих масел с присадками). В обеих нспытывавшихся пусковых жидко стях в качестве смазывающего компонента использовалось масло для газовых турбин. Естественно, что антиизиосный эффект пуско вой жидкости мог зависеть только от абсолютного количества мас ла, вводимого в цилиндры. Можно полагать, что пусковая жид кость НИИАТ обладает лучшими противоизносными качествами, так как она содержит в 4 раза больше смазывающего компонента (40% против 10%) по сравнению с жидкостью НАМИ.
(Важнейшим эксплуатационным преимуществом жидкости НИИАТа является простота и недефицитность двух ее компонен тов. Она вполне доступна к изготовлению непосредственно в авто транспортных предприятиях. Стоимость компонентов пусковой жидкости НАМИ на 17% выше. Существенно уменьшаются и рас ходы на ее изготовление и транспортировку, поскольку изготовле ние жидкости НАМИ возможно лишь централизованное, причем требуются определенные затраты на обработку дополнительных компонентов. Следует также отметить, что изопропилнитрат яв ляется дефицитным продуктом.
Таким образом, пусковая жидкость НИИАТ при равной с жидкостью НАМИ пусковой эффективностью обладает лучшими аінтиизносными свойствами, проще в изготовлении и дешевле в производстве. Она запатентована в ряде зарубежных стран, что свидетельствует об ее патентной чистоте и коммерческой перспек тиве.
Не подтвердилось и мнение о преимуществах многоканальной системы пускового устройства. Эта система не позволяет снизить
52