Файл: Липчин Ц.Н. Надежность самолетных навигационно-вычислительных устройств.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2024

Просмотров: 150

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Продолжение

 

 

 

 

 

Коэффициент

нагрузки

 

Наименование элемента

 

фактический

рекомендуе­

 

 

 

 

 

^н. ф

мый

 

 

 

 

 

^н. р

Резисторы

переменные

проволочные

0,001—0,4

0,5

ПТП, ППЗ-10-47

 

 

 

 

 

Конденсаторы

металлобумажные

0,02—0,19

0,6

МБМ, МБГТ; бумажные КБП; электро­

0,072

0,8

литические ЭТО

 

 

 

 

 

Диоды

полупроводниковые

Д-223

0,05—1,06

0,5

Д-809

 

 

 

 

 

 

Электромагнитные реле РЭС-10

 

• —

0,6

Трансформаторы

 

 

 

1,0

0,8

Катушки

индуктивности,

дроссели

0,2

0,8

Электродвигатели

типа

ДИД-0.5ТУ;

0,32—1,0

0,9—1,0

911

 

 

 

 

 

 

Сельсины

типа С ГСМ-1 А,

ДФС-65-Т

0,2—1,0

0,9—1,0

Обозначен»се блока

БК

БК

БК

 

 

 

 

Т а б л и ц а

4. 11

Электрические

элементы

HB с

коэффициентами нагрузки,

 

превышающими

допустимые

 

 

 

 

 

Коэффициент нагрузки

Относительный

козффи-

 

 

циент интенсивности

 

 

 

 

отказов

 

Наименование

элемента

фактиче­ рекоменду­

при факти­

при реко­

 

 

 

 

ский

емый

ческом

мендуемом

 

 

^н. ф

^н. р

режиме

режиме

 

 

Яф

 

ар

 

 

 

 

 

Постоянный

прово­

 

 

 

 

 

лочный резистор ПКВ

0,9

0,5

1,05

 

То же ПКВ

 

0,73

0,5

0,7

 

 

» ПКВ

 

0,73

0,5

0,7

 

 

Стабилитрон крем­

1,06

0,5

 

ниевый Д-809

 

 

 

 

 

 

Трансформатор

1,0

0,8

 

ТГ-13-2

 

 

 

 

 

 

109



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

4.12

 

Показатели

надежности электрической схемы

 

 

 

 

 

 

 

 

Показатели

надежности

 

Интенсив

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обозначение блока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ность отка

 

Аб л .І0« І,ч

 

 

 

 

 

 

зов блока

 

 

 

 

 

 

 

 

ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

%

БК

 

 

 

 

3055

 

 

 

 

327

 

65,0

д в е

 

 

 

 

285

 

 

 

3509

 

 

6,0

 

 

 

 

987

 

 

 

1013

 

21,0

ЗВ

 

 

 

 

 

41

 

 

 

24390

 

 

0,8

ЗУК

 

 

 

 

102

 

 

 

9804

 

 

2,2

Прочие

элементы,

 

не

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вошедшие в блоки . .

.

224

 

 

 

4475

 

 

5,0

 

В с е г о . .

. X Ï 3 =

4694

^ С Р

=

 

= 213

100

Интенсивность

 

отказов

элементов

с учетом

реальных

режимов и условий эксплуатации находят по формуле

 

 

 

 

/w=

Xo(xkB,

 

 

 

 

 

 

 

где Ко — интенсивность

отказов

элемента;

 

 

 

а — относительный

коэффициент

 

интенсивности

от­

 

 

 

 

 

 

 

казов;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

kB — коэффициент,

учиты­

 

100%

 

 

 

 

вающий

вибрацию.

 

 

 

 

 

 

 

Расчет

надежности

элект­

 

 

 

 

 

рической

схемы

по

формулам

 

 

 

 

 

(4.18) и (4.19) сведен в табл.

 

 

 

 

 

4.12.

На

рис. 4-7

приведен

 

 

 

 

 

удельный

 

вес

интенсивности

 

 

 

 

 

отказов

электрической

схемы

 

 

 

 

 

блоков

в суммарной

интенсив­

 

 

 

 

 

ности

отказов

электрической

 

 

 

 

 

схемы

всего

HB. В табл. 4. 13

 

 

 

 

 

приведены

структура электри­

 

 

 

 

 

ческих схем изделий по груп­

 

 

 

 

 

пам элементов

и гипотетичес­

 

 

 

 

 

кие показатели их надежности.

 

5J

to

 

 

 

Рис.

4. 7. Удельный

вес ин­

 

ICS

§

0Q

 

тенсивности

отказов

элект­

 

 

 

 

 

рической

схемы блоков

в

 

 

to

 

 

 

 

суммарной

 

интенсивности

 

 

 

 

 

Блоки

 

отказов

электрической

схе­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мы всего HB

 

 

 

ПО


Показатели надеч^ности

Группа элементов

Количестве шт.

 

 

 

 

 

О

 

 

О,

 

 

и

 

 

<<

 

Т а б л и ц а

4.13

основных

групп элементов

 

 

 

 

-

 

на отказ

эл'емен

 

Наработка

Общееичествокол элементов

Интенсившзсть отказов тов

ч

 

% в

'"ср

 

 

Электродвигатели . .

9

259,8

2338

427,7

3,0

49,5

 

 

 

4

85

340

2940

1,3

7,5

Реле

 

 

7

4,7

32,8

30303

2,4

0,7

Потенциометры . . .

18

11,2

202

4950,5

6,1

4,3

Трансформаторы

и

 

 

 

 

 

 

дроссели . • . . .

3

5,3

16

62500

1,0

3,3

Полупроводниковые

 

 

 

 

 

 

 

диоды

 

 

49

9,8

381,9

2617,8

16,6

8,2

Конденсаторы . . . .

142

7,2

1026,7

973,7

48,6

21,8

12

1,3

16,1

62500

4,0

1,3

Коммутирующие "ле-

 

 

 

 

 

 

менты

(выключате­

 

 

 

 

 

 

ли,

штепсельные

 

 

 

 

 

 

разъемы и т. д.) .

50

2,3

117

8547

17,0

2,4

Прочие

элементы,

 

 

 

 

 

 

не вошедшие в бло-

 

.

223,5

4475

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего

на изделие .

294

* 2=4694

Г с р = - =213

100,0 100,0

Расчет

основных

показателей надежности

 

1

зубчатых передач HB

 

 

 

 

Рассмотренная в разд. 4.4 методика позволяет произ­ вести аналитический расчет надежности мелкомодульной зубчатой передачи с учетом не только внезапных, но и постепенных отказов.

Рассмотрим общие данные зубчатых передач отдель­ ных узлов HB..

Кинематические схемы узла отработки путевого угла (УОПУ) и узла отработки курса (УОК) аналогичны, поэтому для расчета надежности достаточно рассмотреть одну из них, например, УОПУ (рис. 4. 8).

Основными элементами узла являются сельсин-транс­ форматор СМСМ-1А, отрабатывающий электродвигатель ДИД-0.5ТА с редуктором, синусно-косинусный потенцио-

Ш


(an)

z=40

 

! m =0,3

Z=170

РЦ1-1А

 

 

1=579 79

Рис. 4.8. Кинематическая схема узла отработки путе­ вого угла (УОПУ)

Ось у.

Осьх

Рис. 4.10. Кинемати ческая схема интегра­ тора (узлов В—3 и С - Ю )

2=115

ПТП

-12A

РЦ1

\ДИД

-1A

от

Рис. 4.9. Кинематическая схема моделирующего узла «Память вет­ ра» (МП)

z=62

Рис. 4. Ц. Кинематическая схема редуктора узла отра­ ботки датчика воздушной скорости с /и=0,3

112

метр (СКП) и угломер, служащий для точного отсчета величины отрабатываемых механизмом значений путево­ го угла в процессе регулирования.

Моделирующий узел «Память ветра» (МП). Кинема­ тическая схема узла «Память ветра» состоит из электро­ двигателя (ДИД-0,5ТА) с редуктором (РЦ1-1А) и по­ тенциометра (ПТП-12-А) (рис. 4.9). На выходной оси редуктора установлен фрикцион, состоящий из втулки, оси и пружины. На втулку свободно посажена шестерня,

 

 

 

 

Т а б л и ц а 4.14

Состав

и интенсивность

отказов элементов и узлов HB

 

 

 

Интенс ивность отказов

 

 

Количество

 

1/4

Наименование элемента

 

 

элементов

 

 

 

 

на один

на группу

 

 

 

 

 

 

элемент

элементов

Узел УОПУ

 

 

 

Зубчатое колесо

16

0,2

3,2 .

Ось

 

7

0,62

4,34

Подшипник

скольжения . . . .

14

0,42

5,88

Шайба пружинная

11

0,35

3,85

 

 

 

 

Х== 17,27-10-6

Узел МП

 

 

 

Зубчатое колесо

14

0,2

2,8

Ось

 

6

0,62

3,72

Подшипник

скольжения . . . .

12

0,42

5,64

 

 

4

0,35

1,40

Фрикцион

1

0,94

0,94

 

 

 

 

х = 13,50-10--6

Узел В—3 .

 

 

 

 

 

16

0,2

3,2

 

 

8

0,62

4,96

Подшипник

скольжения . . .

16

0,42

6,72

 

 

1

0,35

0,35

Фрикцион

 

1

0,94

0,94

 

 

 

 

х = 16,17-10--6

Узел УО

 

 

 

Ось

 

12

0,2

2,40

 

6

0,62

3,72

Подшипник

скольжения . . . .

12

0,42

5,64

Шайба пружинная

1

0,35

0,35

 

 

 

 

х== 12,11-10--6

113