Файл: Липчин Ц.Н. Надежность самолетных навигационно-вычислительных устройств.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.07.2024
Просмотров: 150
Скачиваний: 0
Продолжение
|
|
|
|
|
Коэффициент |
нагрузки |
|
Наименование элемента |
|
фактический |
рекомендуе |
||
|
|
|
|
|
^н. ф |
мый |
|
|
|
|
|
^н. р |
|
Резисторы |
переменные |
проволочные |
0,001—0,4 |
0,5 |
||
ПТП, ППЗ-10-47 |
|
|
|
|
|
|
Конденсаторы |
металлобумажные |
0,02—0,19 |
0,6 |
|||
МБМ, МБГТ; бумажные КБП; электро |
0,072 |
0,8 |
||||
литические ЭТО |
|
|
|
|
|
|
Диоды |
полупроводниковые |
Д-223 |
0,05—1,06 |
0,5 |
||
Д-809 |
|
|
|
|
|
|
Электромагнитные реле РЭС-10 |
|
• — |
0,6 |
|||
Трансформаторы |
|
|
|
1,0 |
0,8 |
|
Катушки |
индуктивности, |
дроссели |
0,2 |
0,8 |
||
Электродвигатели |
типа |
ДИД-0.5ТУ; |
0,32—1,0 |
0,9—1,0 |
||
911 |
|
|
|
|
|
|
Сельсины |
типа С ГСМ-1 А, |
ДФС-65-Т |
0,2—1,0 |
0,9—1,0 |
Обозначен»се блока
БК
БК
БК
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
4. 11 |
|
Электрические |
элементы |
HB с |
коэффициентами нагрузки, |
|||
|
превышающими |
допустимые |
|
|
|
|
|
|
Коэффициент нагрузки |
Относительный |
козффи- |
||
|
|
циент интенсивности |
||||
|
|
|
|
отказов |
|
|
Наименование |
элемента |
фактиче рекоменду |
при факти |
при реко |
||
|
|
|||||
|
|
ский |
емый |
ческом |
мендуемом |
|
|
|
^н. ф |
^н. р |
режиме |
режиме |
|
|
|
Яф |
|
ар |
||
|
|
|
|
|
||
Постоянный |
прово |
|
|
|
|
|
лочный резистор ПКВ |
0,9 |
0,5 |
1,05 |
|
— |
|
То же ПКВ |
|
0,73 |
0,5 |
0,7 |
|
|
» ПКВ |
|
0,73 |
0,5 |
0,7 |
|
|
Стабилитрон крем |
1,06 |
0,5 |
— |
|
— |
|
ниевый Д-809 |
|
|
|
|
|
|
Трансформатор |
1,0 |
0,8 |
— |
|
— |
|
ТГ-13-2 |
|
|
|
|
|
|
109
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
4.12 |
||
|
Показатели |
надежности электрической схемы |
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
Показатели |
надежности |
|
Интенсив |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Обозначение блока |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ность отка |
|||
|
Аб л .І0« І,ч |
|
|
|
|
|
|
зов блока |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
ч |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
% |
|
БК |
|
|
|
|
3055 |
|
|
|
|
327 |
|
65,0 |
||
д в е |
|
|
|
|
285 |
|
|
|
3509 |
|
|
6,0 |
||
|
|
|
|
987 |
|
|
|
1013 |
|
21,0 |
||||
ЗВ |
|
|
|
|
|
41 |
|
|
|
24390 |
|
|
0,8 |
|
ЗУК |
|
|
|
|
102 |
|
|
|
9804 |
|
|
2,2 |
||
Прочие |
элементы, |
|
не |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
вошедшие в блоки . . |
. |
224 |
|
|
|
4475 |
|
|
5,0 |
|||||
|
В с е г о . . |
. X Ï 3 = |
4694 |
^ С Р |
= |
|
= 213 |
100 |
||||||
Интенсивность |
|
отказов |
элементов |
с учетом |
реальных |
|||||||||
режимов и условий эксплуатации находят по формуле |
||||||||||||||
|
|
|
|
/w= |
Xo(xkB, |
|
|
|
|
|
|
|
||
где Ко — интенсивность |
отказов |
элемента; |
|
|
|
|||||||||
а — относительный |
коэффициент |
|
интенсивности |
от |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
казов; |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
kB — коэффициент, |
учиты |
|||||||
|
100% |
|
|
|
|
вающий |
вибрацию. |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
Расчет |
надежности |
элект |
||||||
|
|
|
|
|
рической |
схемы |
по |
формулам |
||||||
|
|
|
|
|
(4.18) и (4.19) сведен в табл. |
|||||||||
|
|
|
|
|
4.12. |
На |
рис. 4-7 |
приведен |
||||||
|
|
|
|
|
удельный |
|
вес |
интенсивности |
||||||
|
|
|
|
|
отказов |
электрической |
схемы |
|||||||
|
|
|
|
|
блоков |
в суммарной |
интенсив |
|||||||
|
|
|
|
|
ности |
отказов |
электрической |
|||||||
|
|
|
|
|
схемы |
всего |
HB. В табл. 4. 13 |
|||||||
|
|
|
|
|
приведены |
структура электри |
||||||||
|
|
|
|
|
ческих схем изделий по груп |
|||||||||
|
|
|
|
|
пам элементов |
и гипотетичес |
||||||||
|
|
|
|
|
кие показатели их надежности. |
|||||||||
|
5J |
to |
|
|
|
Рис. |
4. 7. Удельный |
вес ин |
|
|||||
ICS |
§ |
0Q |
|
тенсивности |
отказов |
элект |
|
|||||||
|
|
|
|
рической |
схемы блоков |
в |
|
|||||||
|
to |
|
|
|
|
суммарной |
|
интенсивности |
|
|||||
|
|
|
|
Блоки |
|
отказов |
электрической |
схе |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
мы всего HB |
|
|
|
ПО
Показатели надеч^ности
Группа элементов |
Количестве шт. |
|
|
|
|
|
|
О |
|
|
О, |
|
|
и |
|
|
<< |
|
Т а б л и ц а |
4.13 |
|
основных |
групп элементов |
|
|
|
|
|
- |
|
на отказ |
%в |
эл'емен |
|
Наработка |
Общееичествокол элементов |
Интенсившзсть отказов тов |
1ч |
ч |
|
% в |
'"ср |
|
|
Электродвигатели . . |
9 |
259,8 |
2338 |
427,7 |
3,0 |
49,5 |
||
|
|
|
4 |
85 |
340 |
2940 |
1,3 |
7,5 |
Реле |
|
|
7 |
4,7 |
32,8 |
30303 |
2,4 |
0,7 |
Потенциометры . . . |
18 |
11,2 |
202 |
4950,5 |
6,1 |
4,3 |
||
Трансформаторы |
и |
|
|
|
|
|
|
|
дроссели . • . . . |
3 |
5,3 |
16 |
62500 |
1,0 |
3,3 |
||
Полупроводниковые |
|
|
|
|
|
|
|
|
диоды |
|
|
49 |
9,8 |
381,9 |
2617,8 |
16,6 |
8,2 |
Конденсаторы . . . . |
142 |
7,2 |
1026,7 |
973,7 |
48,6 |
21,8 |
||
12 |
1,3 |
16,1 |
62500 |
4,0 |
1,3 |
|||
Коммутирующие "ле- |
|
|
|
|
|
|
||
менты |
(выключате |
|
|
|
|
|
|
|
ли, |
штепсельные |
|
|
|
|
|
|
|
разъемы и т. д.) . |
50 |
2,3 |
117 |
8547 |
17,0 |
2,4 |
||
Прочие |
элементы, |
|
|
|
|
|
|
|
не вошедшие в бло- |
|
. |
223,5 |
4475 |
— |
— |
||
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
||
Всего |
на изделие . |
294 |
— * 2=4694 |
Г с р = - =213 |
100,0 100,0 |
|||
Расчет |
основных |
показателей надежности |
|
1 |
||||
зубчатых передач HB |
|
|
|
|
Рассмотренная в разд. 4.4 методика позволяет произ вести аналитический расчет надежности мелкомодульной зубчатой передачи с учетом не только внезапных, но и постепенных отказов.
Рассмотрим общие данные зубчатых передач отдель ных узлов HB..
Кинематические схемы узла отработки путевого угла (УОПУ) и узла отработки курса (УОК) аналогичны, поэтому для расчета надежности достаточно рассмотреть одну из них, например, УОПУ (рис. 4. 8).
Основными элементами узла являются сельсин-транс форматор СМСМ-1А, отрабатывающий электродвигатель ДИД-0.5ТА с редуктором, синусно-косинусный потенцио-
Ш
(an) |
z=40 |
|
! m =0,3 |
Z=170 |
РЦ1-1А |
|
|
|
1=579 79 |
Рис. 4.8. Кинематическая схема узла отработки путе вого угла (УОПУ)
Ось у.
Осьх
Рис. 4.10. Кинемати ческая схема интегра тора (узлов В—3 и С - Ю )
2=115
ПТП
-12A
РЦ1 |
\ДИД |
-1A |
от |
Рис. 4.9. Кинематическая схема моделирующего узла «Память вет ра» (МП)
z=62
Рис. 4. Ц. Кинематическая схема редуктора узла отра ботки датчика воздушной скорости с /и=0,3
112
метр (СКП) и угломер, служащий для точного отсчета величины отрабатываемых механизмом значений путево го угла в процессе регулирования.
Моделирующий узел «Память ветра» (МП). Кинема тическая схема узла «Память ветра» состоит из электро двигателя (ДИД-0,5ТА) с редуктором (РЦ1-1А) и по тенциометра (ПТП-12-А) (рис. 4.9). На выходной оси редуктора установлен фрикцион, состоящий из втулки, оси и пружины. На втулку свободно посажена шестерня,
|
|
|
|
Т а б л и ц а 4.14 |
Состав |
и интенсивность |
отказов элементов и узлов HB |
||
|
|
|
Интенс ивность отказов |
|
|
|
Количество |
|
1/4 |
Наименование элемента |
|
|
||
элементов |
|
|
||
|
|
на один |
на группу |
|
|
|
|
||
|
|
|
элемент |
элементов |
Узел УОПУ |
|
|
|
|
Зубчатое колесо |
16 |
0,2 |
3,2 . |
|
Ось |
|
7 |
0,62 |
4,34 |
Подшипник |
скольжения . . . . |
14 |
0,42 |
5,88 |
Шайба пружинная |
11 |
0,35 |
3,85 |
|
|
|
|
|
Х== 17,27-10-6 |
Узел МП |
|
|
|
|
Зубчатое колесо |
14 |
0,2 |
2,8 |
|
Ось |
|
6 |
0,62 |
3,72 |
Подшипник |
скольжения . . . . |
12 |
0,42 |
5,64 |
|
|
4 |
0,35 |
1,40 |
Фрикцион |
• |
1 |
0,94 |
0,94 |
|
|
|
|
х = 13,50-10--6 |
Узел В—3 . |
|
|
|
|
|
|
16 |
0,2 |
3,2 |
|
|
8 |
0,62 |
4,96 |
Подшипник |
скольжения . . . |
16 |
0,42 |
6,72 |
|
|
1 |
0,35 |
0,35 |
Фрикцион |
|
1 |
0,94 |
0,94 |
|
|
|
|
х = 16,17-10--6 |
Узел УО |
|
|
|
|
Ось |
|
12 |
0,2 |
2,40 |
|
6 |
0,62 |
3,72 |
|
Подшипник |
скольжения . . . . |
12 |
0,42 |
5,64 |
Шайба пружинная |
1 |
0,35 |
0,35 |
|
|
|
|
|
х== 12,11-10--6 |
113