Файл: Курганская Н.И. Вопросы планирования и экономического стимулирования научно-технического прогресса на промышленных предприятиях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.07.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 0
ции, приводит к тому, что ів период подготовки нового .произ водства, ноігда предприятия несут высокие (расходы, производят ся отчисления ів больших размерах, чем при івыпуске морально устаревшей продукции (фактическая себестоимость продукции выше, чем ,в .последующие годы). С другой стороны, системати ческое снижение себестоимости продукции іведет к уменьшению
.размера отчислений ів фонд освоения новой техники при посто янном нормативе образования этого фонда. Таким образом, ни норматив, ни источник образования фондов освоения (себестои мость) не стимулируют дальнейшего развития новой техники.
іВ интересах укрепления хозрасчета, повышения действенно сти фонд развития науки и техники требует совершенствования принципов его образования и, ів частности, создания за счет от числений от прибыли, получаемой предприятиями, поскольку техническое савершѳніствоватіи.е производства повышает размер прибыли и ів ней отражается эффект от оавоения новых видов техники и их потребления. Это поставит экономическое .стиму лирование предприятий ів прямую зависимость от фактической эффективности, получаемой в результате технического совер шенствования производства и продукции, а также обеспечит ис пользование средств фонда развития науки и техники по назна чению. Основные предпосылки замены источника образования фонда развития науки и техники следующие:
•1. Использование прибыли позволяет перейти на единый источник образования фонда развития науки и техники и хоз расчетных фондов стимулирования деятельности предприятий. В результате этого стимулирование новой техники станет одной из важнейших сторон единой системы общаго стимулирования про изводства.
2. Замена отчислений от себестоимости взносами от прибыли активно включает предприятия в процесс образования фонда развития науки и техники, так как отчисления производятся не через механизм іцен и .начислений на себестоимость, а преду смотрены при распределении плановой прибыли, а .следователь но, оказывают влияние на величину поощрительных фондов предприятия.
3. Ф'Онд развития науки и техники служит для реализации достижений научно-технического прогресса, являющегося одним из основных факторов расширенного воспроизводства. Основ ным источником, -используемым для расширенного воспроизвод ства, является прибавочный продукт (прибыль). Это предопре деляет необходимость обеспечения единства экономической при роды источников 'Образования фондов накопления и .развития науки и техники.
Таким образом, ів новых условиях хозяйствования, когда размеры (накоплений зависят от масштабов и сроков освоения в (Производстве навои техники, экономически целесообразно, что бы размеры ассигновании на осуществление технического про гресса прямо зависели от объема и технического уровня выпу скаемой продукции, эффективности мер, направленных на сни жение (себестоимости изделий, т. е. от размеров прибыли.
Фонду развития науки и техники, образованному из отчис лений от прибыли, принадлежит ведущая роль в общей системе хозрасчетного поощрения предприятий. іПіри этом финансовой основой повышенных издержек ів период освоения новой продук ции будут отчисления от высоких доходов, приносимых уже освоенной новой техникой в предыдущие .годы работы (предприя тия или в том же году за счет других высокopѳнтаб.ельных из делий. В результате этого новая техника окупает себя путем перераспределения ее эффекта во времени, так как дополнитель ная прибыль, получаемая до освоения новой продукции, исполь зуется для покрытия повышенных издержек в период подготов ки ее производства.
Нормативы отчислений от прибыли в фонд развития науки и техники наиболее целесообразно устанавливать на ряд лет, исходя из объемов научно-исследовательских работ, заданий по созданию и освоению новой техники, затрат на их осуществле ние, темпов обновления новой техники, величины экономическо го эффекта от реализации достижений научно-технического про гресса. При разработке нормативов необходимо иметь в виду, что прибыль, получаемая изготовителем в результате освоения производства нового изделия, должна в определенной степени превышать убытки, обусловленные заменой старой продукции новой. То есть нормативы отчисления должны быть такими, что бы размеры создаваемых фондов соответствовали фактическим потребностям в средствах для выполнения конкретных видов ра бот, предусмотренных планом создания новой продукции, а так же Обеспечивали материальную заинтересованность предприя тий в освоении нового производства.
Вместе с тем по мере освоения навой продукции достигается снижение текущих издержек производства, появляется возмож ность увеличения размера прибыли. Поэтому, учитывая повы шенные расходы предприятий в период освоения, целесообразно освободить их от отчислений в фонд развития науки и техники на период, соответствующий нормативному сроку освоения дан ного вида продукции, предусматривая при этом повышенные размеры •отчислений в 'следующие годы.
Таким образом, норматив отчислений от прибыли в фонд
115
•развития науки и техники нужно установить с учетом: срока обновления новой техіники; нормативнаго срока освоения; за трат на создание и освоение новой продукции, которые можно определить исходя из расходов, произведенных при освоении аналогичных машин и іскорректировэнных на коэффициент сложности подготовки или на основе отраслевых нормативов за трат; увеличения прибыли в период освоения новой продукции до размеров предыдущего года или превышающим его. Для оп ределения норматива отчислений (іНпр) рекомендуется формула
Нпр |
|
3 + Ппр |
X |
ЮО, |
|
|
Пр(1+пЦ-ш |
|
|
|
|
где 3 —плановые затраты на |
создание |
и освоение новой про |
|||
дукции, тыс. руб.; |
|
(снижение |
прибыли) в результа |
||
Ппр — потери предприятия |
|||||
те перехода на выпуск новой продукции, тыс. руб.; |
|||||
Пр — плановая (проектная) |
прибыль предприятия в |
1-й год |
|||
серийного производства изделий, тыс. руб.; |
лет; |
||||
t — нормативный срок обновления новой техники, |
|||||
m — нормативный период освоения, лет; |
|
||||
п — коэффициент, характеризующий |
среднегодовые темпы |
прироста прибыли.
Норматив отчислений от прибыли в фонд развития науки и техники для создания и освоения новой продукции, установлен ный на период, равный сроку обновления, служит для опреде ления годового норматива. Данный норматив в условиях систе матического увеличения прибыли, по мере освоения производст ва, позволит предприятиям произвести отчисления в фонд раз вития науки и техники в размере, равном или превышающем затраты на создание я освоение новой продукции и потерям Производства в результате ее освоения (Ппр = Пф — Пр; Пф =
~ (ІДст Сст) NCT; Пр = (Цн CH)NH,
где іПф и Пр — прибыль при производстве старой и вновь осваи ваемой техники;
NCT и NH— выпуск старой и новой техники за период, со ответствующий нормативному сроку освоения.
Таким /образом, норматив отчислений вавйсит от срока об новления и различен для отдельных предприятий. При значи тельных колебаниях массы прибыли, не зависящих от работы предприятия, норматив отчислений іНпр должен корректировать ся. При этом необходимо иметь в виду, что затраты на освоение следует возмещать по законченным этапам работ в пределах сметной стоимости.
116
Наряду с изменением порядка образования и использования фонда (развития науки и техники, для ускорения темпов научнотехническаго прогресс« важное зиаічение имеет дальнейшее \со- вершенстваваіние ценообразования. В настоящее время выдви гаются (новые формы использования оптовых цен для стимули рования технического прогресса. Прежде всего (следует отме тить ,более широкое внедрение .в практику ценообразования сту пенчатых цен, планомерно анижающихся по (этапам (годам) вы пуска изделия — с начала его освоения до снятия с производст ва. При этом с самого начала освоения необходимо определить оптимальный срок обновления, предусмотреть возможные изме нения в условиях производства и реализации продукции, учесть степень влияния тех или других факторов на формирование уровней оптовых цен по всем этапам выпуска. Все это может привести к необоаноіваіниому росту цен на новую продукцию и снижению ее эффективности.
Кроме того, систему ступенчатых цен трудно реализовать, так как изготовитель не заинтересован в снижении цен на про дукцию, а потребитель, как правило, разрознен, и ему трудно воздействовать на поставщика. іВ условиях же дефицита неко торых видов продукции потребитель вынужден приобретать их по высоким ценам.
Вое это подтверждает необходимость (дальнейшего укрепле ния роли и значения централизованного фонда развития науки и техники, совершенствования методов образования и использо вания этого фонда, а также расширение его функций.
(Стимулирование научно-техничеокого прогресса заметно уси ливается с введением системы аттестации продукции. В сентяб ре 1971 іг. 'Государственный комитет стандартов Совета Минист ров COOP совместно с Госпланом СССР, ЦСУ СССР, Государ ственным (комитетом цен Совета Министров СССР утвердил по рядок отнесения промышленных изделий к новой продукции. Введение единой системы аттестации .качества промышленной продукции предусматривает систематическое проведение оценки уровня качества всей серийной .и массовой продукции, выпуска емой .промышленными предприятиями, с отнесением ее к одной из трех категорий —высшей, перівой и второй.
В соответствии с этой классификацией будет оцениваться и стимулировіатьоя работа предприятий. С увеличением объем« производства продукции высшей категории качества увеличат ся размеры фондов материального поощрения и , наоборот, пре имущественное (производство продукции шторой категории умень шит отчисления .в поощрительные фонды.
Централизованный фонд раізвития науки и техники лрѳдстав-
117
ляет собой финансовую базу для активно,го проведения техниче ской политики на уровне всей отрасли и отражает ее взаимоот ношения с предприятиями.
С целью усиления эконом теской заимтаресо/вайности пред приятий ів создании такого фонда целесообразно средства, от числяемые предприятиями, аккумулировать на специальных сче тах в министерстве, объединении. Это позволит івышестоящим органиіааіциіям перечислять предприятиям средства для возме щения повышенных издержек ів лер'иод освоения из централизо ваннаго фонда іріаізвития науки ,и техники.
Очевидно, предприятия с высоким удельным весом давно из готовляемой высокорентабельной продукции будут участвовать в создании централизованного фонда развития науки и техники в большей степени, чем .предприятия, чаще обновляющие продук цию. Для осуществления технической политики в отрасли ис пользование перераспределительного механизма отраслевого фонда развития науки и техники позволит .выделить дополни тельные средства предприятиям со значительным объемом работ по освоению. Для этого целесообразно использовать времен но свободные средства других предприятий. Причем следует подчеркнуть первостепенное значение соблюдения принци па возвратности, который должен выдерживаться как вы шестоящими органами, осуществляющими перераспределе ние средств технического развития, так и предприятиями, полу чающими финансовую помощь на указанный срок. Такое пере распределение средств должно быть осуществлено не админист ративным путем, а с согласия предприятия. Данная постановка вопроса, с одной стороны, способствует 'укреплению экономиче ских основ управления отраслью, предприятиями в соответствии с требованиями хозрасчета, а с другой — создает предпосылки для возмещения финансовых потерь предприятия, обусловленных переходом на производство новой продукции, повышает ответст венность за рациональное использование средств, величину за трат, связанных с подготовкой нового изделия, ускорение сро ков .освоения, выпуск экономически эффективной новой техники, обеспечивающей получение дополнительной прибыли. Кроме того, это усиливает контроль со стороны министерств и госу дарственного банка за правильным, более эффективным расхо дованием средств в соответствии с их экономическим назначе нием.
Как уже было отмечено ранее, на 'Машиностроительных пред приятиях научно-технический прогресс осуществляется по двум направлениям: совершенствование выпускаемой продукции и повышение технического уровня производства. При этом, не
118