Файл: Курганская Н.И. Вопросы планирования и экономического стимулирования научно-технического прогресса на промышленных предприятиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

текущих затрат используют часть собственных оборотных средств, превышая тем самым установленный норматив, а сле­ довательно, ухудшают фондообразующие показатели. Поэтому некоторые предприятия неохотно обновляют намѳпклатуру про­ изводимых изделий, мало проявляют инициативы в освоении более совершенной техники.

Далее, за счет средств фонда освоения новой техники пред­ приятиям возмещаются затраты не по всем видам новой про­ дукции, а только по тем, которые впервые будут производиться в нашей стране. Для поощрения повторного производства такой продукции другими предприятиями повышенные расходы фи­ нансируются из фонда освоения в течение двух лет после выпу­ ска первой партии этой продукции в стране. Все это свидетель­ ствует о там, что существующее экономическое назначение фон­ да освоения новой техники не'всегда создает условия для уско­ рения темпов научно-технического прогресса, а, наоборот, неред­ ко является его тормозом, не способствует расширению произ­ водства экономически эффективной техники для максимального удовлетворения в ней потребностей общества.

іК недостаткам формирования и использования фонда освое­ ния новой техники, выявленным на основе анализа, также отно­ сится незначительный его размер для финансирования создания новой техники, что, вероятно, является следствием существую­ щего порядка его образования. Поэтому нередко при освоении производства новой, более прогрессивной техники, конструктив­ но и технологически отличающейся от заменяемой, размер фон­ да освоения новой техники значительно меньше (фактических издержек производства.

В то же время 'исследования показали, что в ряде случаев средства фонда освоения расходуются неэффективно, (предприя­ тия нередко завышают смету затрат по освоению новых видов техники, для того чтобы иметь свободные средства для покры­ тия расходов, не 'связанных с созданием ее. Существующая тен­ денция отвлечения все большей части ередств .фонда освоения навой техники на другие нужды не отвечает интересам .народно­ го хозяйства, не обеспечивает повышение его эффективности, так как нерациональное применение средств может привести к З'іменьшанию ресурсов, используемых для создания новых видов техники, а .следовательно, к замедлению темпов научно-техниче­ ского прогресса, к изготовлению модально устаревшей техники.

(Кроме того, затраты освоения —это часть стоимости произ­ водимаго продукта. Они осуществляются до начала и в началь­ ный период производства .новых видов техники, а затем распро­ страняются на объем ее выпуска (более правильным было бы

109


на весь планируемый объем, а не ів течение двух лет, кап это нередко бывает на практике), входя в стоимость единицы про­ дукции сверх повторяющихся в каждом периоде текущих про­ изводственных затрат. Поэтому использование фонда освоения не но назначению может привести к увеличению себесітоимости продукции. В то же время .конечный экономический эффект за­ трат на новую технику, как правило, высокий. К сожалению, министерства « ведомства при существующих .источниках обра­ зования фонда освоения не имеют возможности формировать в ■пределах действительно производственной необходимости фон­ ды освоения новой техники, а планирующие органы устанавли­

вают лимиты из учета роста объемов производства

и техниче-

ского р азвтптия отрасли.

освоению,

Далее, при существующем порядке затраты по

■компенсируемые из централизованнаго фонда освоения новой техники, не включаются .в объем реализованной продукции. Од­ нако выплаченные из фонда освоения средства на оплату труда работников, занятых освоением нового производства, включают­ ся в отчетный фонд. Такое положение приводит к перерасходу фонда зарплаты, к опережающим темпам роста средней зар­ платы по сравнению с темпами роста производительности тру­ да, к завышению сметы затрат на производство и в конце кон­ цов к ухудшению экономических показателей предприятия. В результате весь коллектив лишается премий за выполнение пла­ на производства.

Очевидно, включение затрат но освоению, которые составля­ ют малую долю в общем объеме выпуска, в объем реализован­ ной продукции при существующих методах ее оценки не при­ ведет к значительному улучшению экономических показателей предприятия. В то же время отнесение этих затрат к реализо­ ванной продукции может вызвать необоснованное их увеличе­ ние. Вероятно, более .правильным было бы при оценке деятель­ ности предприятий не учитывать зарплату работников, занятых освоением новаго производства.

Далее, использование средств фонда освоения для финанси­ рования повышенных затрат может привести к снижению ответ­ ственности предприятий за величину расходов на подготовку но­ вого производства. Предприятиям возмещается «з данного фон­ да вся стоимость проектной документации опытного образца, и им относительно безразлично, какова будет эта стоимость. Поэтому списание затрат по освоению за счет средств 'Центра­ лизованного фонда ослабляет борьбу за подлинный хозрасчет, в результате чего часть таких средств расходуется не по прямо­ му назначению, покрывает издержки, вызванные плохой орігаии-

110


задней., а следовательно, не способствует уменьшению .затрат на подготовку нового производства.

Недостаточно разработана я проблема учета ів себестоимо­ сти затрат на освоение новых видов іліродукщии. Положения о порядке планирования, калькулирования, учета іи финансирова­ ния затрат, производимых іза счет фонда освоения новой техни­ ки, введенные в действие в 1965 г., не решают до конца данной проблемы. До сих пор неясно, какая часть затрат на освоение новой -продукции должна возмещаться за счет себестоимости и какая из фонда освоения новой техники.

При установлении методов стимулирования научно-техниче­ ского прогресса необходимо исходить из принципов социалисти­ ческого хозяйствования. Экономическое стимулирование научнотехнического прогресса является важнейшим элементом механиз­ ма действия объективных экономических законов социализма, отражающих интересы народного хозяйства. При этом следует иметь в виду, нто общественные интересы получают .свое выра­ жение в едином нар'однохозяйіствіеніном плане в различных фор-

мах централ изаванното

регуліирования экономики и одной из

таких -форм является

экономическое стимулирование научно-

технического прогресса.

 

В силу этого очевидна объективная необходимость взаимо­ связи между народнохозяйственным планированием и экономи­ ческим стимулированием научно-технического пропресса, нали­ чие которой возможно при условии включения экономического стимулирования в методологию народнохозяйственного планиро­ вания и единую систему централизованного управления произ­ водством. То есть экономическое стимулирование научно-техни­ ческого іпрапресса должіи-о стать элементом планирования.

О .необходимости .централизованных ферм экономического стимулирования развития техники свидетельствует и то обстоя­ тельство, что научно-техническая революция приводит не толь­ ко к повышению технического уровня изделий и производства отдельных предприятий, отрасли, но и к техническим изменени­ ям в маіоштабіе всей іматериалыіо-техінической базы общества. Кроме того, будущие экономические выгоды предприятий от освоения новой техники не отрицают возможности обеспечения заинтересованности в период освоения, учитывая тот факт, что нередко нарушаются плановые сроки освоения новой продукции, не достигается полностью расчетный уровень ее эффективности.

Наличие существенныхрасхождений между расчетными и фактическими показателями производства, освоение проектных параметров новых видов оборудования или технологических процессов, ісиижѳН'Ие эффективности производства, фондов поощ-

Ш


рения .в период освоения «одой продукции приводят к тому, что предприятия отдают предпочтение изготовлению более рента­ бельной, уже освоенной продукции, применению технических средств с экономической отдачей в текущем соду, хотя и не ре­ шающих кардинальных проблем экономики производства. Все это свидетельствует о необходимости специальных централизо­ ванных фондов, которые обеспечивали ібы предприятиям эконо­ мически выгодные условия для технического прогресса в пер­ спективе и в текущем периоде.

Учитывая необходимость дальнейшего ускорения темпов реа­ лизации достижений .научно-технического пропресса в народном хозяйстве, целью создания централизованного фонда является повышение ответственности министерств и объединений за про­ ведение технической политики при судиовременном усилении от­ ветственности и экономической заинтересованности предприятий в техническом совершенствовании выпускаемой продукции. Ре­ шение этих задач в значительной степени может быть обуслов­ лено целесообразным сочетанием административных и экономи­ ческих мер министерства. Наличие централизованного фонда также позволит обеспечить единство технической политики от­ расли, выявить финансовые возможности дальнейшего обнов­ ления новой техники, а также усилит хозрасчетный механизм. ’ Система стимулирования научно-технического пропресса яв­ ляется одним из основных условий реализации комплексного плана технического развития, предусматривающего проведение научно-исследовательских работ, освоение новой продукции, ее производство и внедрение. В связи с этим целесообразным явля­ ется объединение фонда освоения новой техники и фонда, пред­ назначеннаго для осуществления научно-исследовательских .ра­ бот, в единый фонд развития науки и техники, образование ко­ торого создает экономическую основу для планомерного ускоре­ ния ріеалиізации достижений науки іи техники. Этот фонд высту­ пает в общей систеіме стимулирования, как экономическая фор­ ма связи науки с производством.

К основным функциям централизованного фонда развития науки и техники относятся:

1. .Концентрация финансовых ресурсов для активного прове­ дения единой технической политики на основе обобществления части ресурсов на уровне всей отрасли.

2.Образование дополнительных экономических .стимулов воз­ действия на проектно-конструкторские, технологические органи­ зации, предприятия, участвующие в осуществлении технического прогресса.

3.Создание для предприятий стабильных условий окономиче-

112


стаго стимулирования « аудио-тех«ичеокото іпропреоса в резуль­ тате фин аіноиірсюаіния повышенных издержек ів период освоения и внедрения новой техники и обеспечения дополнителыной (Ма­

териальной заинтересованности коллективов предприятий в пе­ риод освоения и первых лет 'серийного выпуска изделий при

снижении фондообразующих показателей.

4. Сочетание экономических интересов отрасли (народного хозяйства) е хозрасчетными интересами отдельных предприятий в обеспечении выполнения плана техничеекоіго развития, уско­ рении темпов реализации достижений науки и техники :в произ­ водстве.

Однако было бы неправильным 'сводить проблему 'стимули­ рования научно-технического 'прогресса только к проблеме об­ разования централизованного фонда развития науки и техники. В связи с дальнейшим развитием принципа демократического централизма в системе хозяйствования, проведением ряда меро­ приятий по совершенствованию планирования и экономического стимулирования усиливается роль хозрасчетных организаций, предприятий в выполнении государственного народнохозяйст­ венного плана, в том числе технического. Поэтому іс целью уси­ ления іэконо'мичеекой заинтересованности, повышения экономи­ ческой эффективности производства на основе его непрерывного технического соверпіенствования целесообразно, наряду с цент­ рализован«ыім фондом, создать децентрализованный. Данный фонд 'следует использовать как для освоения новой техники, так и 'проведения научных иеследоваіний, имея в виду все более .ши­ рокое участие предприятий в выполнении научно-исследователь­ ских работ. Очевидно, что при создании децентрализованныя фондов развития науки и техники целевые функции централизо­ ваннаго фонда в системе хозрасчета отдельного предприятия сохранят свое значение.

Усиление роли фонда развития науки и техники в механизме возмещения затрат, связанных с подготовкой производства но­ вой продукции, и задачи повышения эффективности использова­ ния его средств требуют изменения порядка образования этого фонда. Как уже отмечалось, система отчислений в фонд разви­ тия науки и техники от фактической себестоимости без прямой связи с объемом работ по научно-техническому прогрессу в до­ статочной мере не позволяет увязать сумму отчислений с по­ требностью в затратах на освоение. 'Сейчас в целом фонд осво­ ения новой техники нередко не компенсирует высоких издержек даже в первый год, хотя в среднем освоение длится 2—3 года и более. іКроме того, существующая практика образования источ­ ников возмещения затрат, 'связанных с освоением новой продук­

113