Файл: Курганская Н.И. Вопросы планирования и экономического стимулирования научно-технического прогресса на промышленных предприятиях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.07.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
текущих затрат используют часть собственных оборотных средств, превышая тем самым установленный норматив, а сле довательно, ухудшают фондообразующие показатели. Поэтому некоторые предприятия неохотно обновляют намѳпклатуру про изводимых изделий, мало проявляют инициативы в освоении более совершенной техники.
Далее, за счет средств фонда освоения новой техники пред приятиям возмещаются затраты не по всем видам новой про дукции, а только по тем, которые впервые будут производиться в нашей стране. Для поощрения повторного производства такой продукции другими предприятиями повышенные расходы фи нансируются из фонда освоения в течение двух лет после выпу ска первой партии этой продукции в стране. Все это свидетель ствует о там, что существующее экономическое назначение фон да освоения новой техники не'всегда создает условия для уско рения темпов научно-технического прогресса, а, наоборот, неред ко является его тормозом, не способствует расширению произ водства экономически эффективной техники для максимального удовлетворения в ней потребностей общества.
іК недостаткам формирования и использования фонда освое ния новой техники, выявленным на основе анализа, также отно сится незначительный его размер для финансирования создания новой техники, что, вероятно, является следствием существую щего порядка его образования. Поэтому нередко при освоении производства новой, более прогрессивной техники, конструктив но и технологически отличающейся от заменяемой, размер фон да освоения новой техники значительно меньше (фактических издержек производства.
В то же время 'исследования показали, что в ряде случаев средства фонда освоения расходуются неэффективно, (предприя тия нередко завышают смету затрат по освоению новых видов техники, для того чтобы иметь свободные средства для покры тия расходов, не 'связанных с созданием ее. Существующая тен денция отвлечения все большей части ередств .фонда освоения навой техники на другие нужды не отвечает интересам .народно го хозяйства, не обеспечивает повышение его эффективности, так как нерациональное применение средств может привести к З'іменьшанию ресурсов, используемых для создания новых видов техники, а .следовательно, к замедлению темпов научно-техниче ского прогресса, к изготовлению модально устаревшей техники.
(Кроме того, затраты освоения —это часть стоимости произ водимаго продукта. Они осуществляются до начала и в началь ный период производства .новых видов техники, а затем распро страняются на объем ее выпуска (более правильным было бы
109
на весь планируемый объем, а не ів течение двух лет, кап это нередко бывает на практике), входя в стоимость единицы про дукции сверх повторяющихся в каждом периоде текущих про изводственных затрат. Поэтому использование фонда освоения не но назначению может привести к увеличению себесітоимости продукции. В то же время .конечный экономический эффект за трат на новую технику, как правило, высокий. К сожалению, министерства « ведомства при существующих .источниках обра зования фонда освоения не имеют возможности формировать в ■пределах действительно производственной необходимости фон ды освоения новой техники, а планирующие органы устанавли
вают лимиты из учета роста объемов производства |
и техниче- |
ского р азвтптия отрасли. |
освоению, |
Далее, при существующем порядке затраты по |
■компенсируемые из централизованнаго фонда освоения новой техники, не включаются .в объем реализованной продукции. Од нако выплаченные из фонда освоения средства на оплату труда работников, занятых освоением нового производства, включают ся в отчетный фонд. Такое положение приводит к перерасходу фонда зарплаты, к опережающим темпам роста средней зар платы по сравнению с темпами роста производительности тру да, к завышению сметы затрат на производство и в конце кон цов к ухудшению экономических показателей предприятия. В результате весь коллектив лишается премий за выполнение пла на производства.
Очевидно, включение затрат но освоению, которые составля ют малую долю в общем объеме выпуска, в объем реализован ной продукции при существующих методах ее оценки не при ведет к значительному улучшению экономических показателей предприятия. В то же время отнесение этих затрат к реализо ванной продукции может вызвать необоснованное их увеличе ние. Вероятно, более .правильным было бы при оценке деятель ности предприятий не учитывать зарплату работников, занятых освоением новаго производства.
Далее, использование средств фонда освоения для финанси рования повышенных затрат может привести к снижению ответ ственности предприятий за величину расходов на подготовку но вого производства. Предприятиям возмещается «з данного фон да вся стоимость проектной документации опытного образца, и им относительно безразлично, какова будет эта стоимость. Поэтому списание затрат по освоению за счет средств 'Центра лизованного фонда ослабляет борьбу за подлинный хозрасчет, в результате чего часть таких средств расходуется не по прямо му назначению, покрывает издержки, вызванные плохой орігаии-
110
задней., а следовательно, не способствует уменьшению .затрат на подготовку нового производства.
Недостаточно разработана я проблема учета ів себестоимо сти затрат на освоение новых видов іліродукщии. Положения о порядке планирования, калькулирования, учета іи финансирова ния затрат, производимых іза счет фонда освоения новой техни ки, введенные в действие в 1965 г., не решают до конца данной проблемы. До сих пор неясно, какая часть затрат на освоение новой -продукции должна возмещаться за счет себестоимости и какая из фонда освоения новой техники.
При установлении методов стимулирования научно-техниче ского прогресса необходимо исходить из принципов социалисти ческого хозяйствования. Экономическое стимулирование научнотехнического прогресса является важнейшим элементом механиз ма действия объективных экономических законов социализма, отражающих интересы народного хозяйства. При этом следует иметь в виду, нто общественные интересы получают .свое выра жение в едином нар'однохозяйіствіеніном плане в различных фор-
мах централ изаванното |
регуліирования экономики и одной из |
таких -форм является |
экономическое стимулирование научно- |
технического прогресса. |
|
В силу этого очевидна объективная необходимость взаимо связи между народнохозяйственным планированием и экономи ческим стимулированием научно-технического пропресса, нали чие которой возможно при условии включения экономического стимулирования в методологию народнохозяйственного планиро вания и единую систему централизованного управления произ водством. То есть экономическое стимулирование научно-техни ческого іпрапресса должіи-о стать элементом планирования.
О .необходимости .централизованных ферм экономического стимулирования развития техники свидетельствует и то обстоя тельство, что научно-техническая революция приводит не толь ко к повышению технического уровня изделий и производства отдельных предприятий, отрасли, но и к техническим изменени ям в маіоштабіе всей іматериалыіо-техінической базы общества. Кроме того, будущие экономические выгоды предприятий от освоения новой техники не отрицают возможности обеспечения заинтересованности в период освоения, учитывая тот факт, что нередко нарушаются плановые сроки освоения новой продукции, не достигается полностью расчетный уровень ее эффективности.
Наличие существенныхрасхождений между расчетными и фактическими показателями производства, освоение проектных параметров новых видов оборудования или технологических процессов, ісиижѳН'Ие эффективности производства, фондов поощ-
Ш
рения .в период освоения «одой продукции приводят к тому, что предприятия отдают предпочтение изготовлению более рента бельной, уже освоенной продукции, применению технических средств с экономической отдачей в текущем соду, хотя и не ре шающих кардинальных проблем экономики производства. Все это свидетельствует о необходимости специальных централизо ванных фондов, которые обеспечивали ібы предприятиям эконо мически выгодные условия для технического прогресса в пер спективе и в текущем периоде.
Учитывая необходимость дальнейшего ускорения темпов реа лизации достижений .научно-технического пропресса в народном хозяйстве, целью создания централизованного фонда является повышение ответственности министерств и объединений за про ведение технической политики при судиовременном усилении от ветственности и экономической заинтересованности предприятий в техническом совершенствовании выпускаемой продукции. Ре шение этих задач в значительной степени может быть обуслов лено целесообразным сочетанием административных и экономи ческих мер министерства. Наличие централизованного фонда также позволит обеспечить единство технической политики от расли, выявить финансовые возможности дальнейшего обнов ления новой техники, а также усилит хозрасчетный механизм. ’ Система стимулирования научно-технического пропресса яв ляется одним из основных условий реализации комплексного плана технического развития, предусматривающего проведение научно-исследовательских работ, освоение новой продукции, ее производство и внедрение. В связи с этим целесообразным явля ется объединение фонда освоения новой техники и фонда, пред назначеннаго для осуществления научно-исследовательских .ра бот, в единый фонд развития науки и техники, образование ко торого создает экономическую основу для планомерного ускоре ния ріеалиізации достижений науки іи техники. Этот фонд высту пает в общей систеіме стимулирования, как экономическая фор ма связи науки с производством.
К основным функциям централизованного фонда развития науки и техники относятся:
1. .Концентрация финансовых ресурсов для активного прове дения единой технической политики на основе обобществления части ресурсов на уровне всей отрасли.
2.Образование дополнительных экономических .стимулов воз действия на проектно-конструкторские, технологические органи зации, предприятия, участвующие в осуществлении технического прогресса.
3.Создание для предприятий стабильных условий окономиче-
112
стаго стимулирования « аудио-тех«ичеокото іпропреоса в резуль тате фин аіноиірсюаіния повышенных издержек ів период освоения и внедрения новой техники и обеспечения дополнителыной (Ма
териальной заинтересованности коллективов предприятий в пе риод освоения и первых лет 'серийного выпуска изделий при
снижении фондообразующих показателей.
4. Сочетание экономических интересов отрасли (народного хозяйства) е хозрасчетными интересами отдельных предприятий в обеспечении выполнения плана техничеекоіго развития, уско рении темпов реализации достижений науки и техники :в произ водстве.
Однако было бы неправильным 'сводить проблему 'стимули рования научно-технического 'прогресса только к проблеме об разования централизованного фонда развития науки и техники. В связи с дальнейшим развитием принципа демократического централизма в системе хозяйствования, проведением ряда меро приятий по совершенствованию планирования и экономического стимулирования усиливается роль хозрасчетных организаций, предприятий в выполнении государственного народнохозяйст венного плана, в том числе технического. Поэтому іс целью уси ления іэконо'мичеекой заинтересованности, повышения экономи ческой эффективности производства на основе его непрерывного технического соверпіенствования целесообразно, наряду с цент рализован«ыім фондом, создать децентрализованный. Данный фонд 'следует использовать как для освоения новой техники, так и 'проведения научных иеследоваіний, имея в виду все более .ши рокое участие предприятий в выполнении научно-исследователь ских работ. Очевидно, что при создании децентрализованныя фондов развития науки и техники целевые функции централизо ваннаго фонда в системе хозрасчета отдельного предприятия сохранят свое значение.
Усиление роли фонда развития науки и техники в механизме возмещения затрат, связанных с подготовкой производства но вой продукции, и задачи повышения эффективности использова ния его средств требуют изменения порядка образования этого фонда. Как уже отмечалось, система отчислений в фонд разви тия науки и техники от фактической себестоимости без прямой связи с объемом работ по научно-техническому прогрессу в до статочной мере не позволяет увязать сумму отчислений с по требностью в затратах на освоение. 'Сейчас в целом фонд осво ения новой техники нередко не компенсирует высоких издержек даже в первый год, хотя в среднем освоение длится 2—3 года и более. іКроме того, существующая практика образования источ ников возмещения затрат, 'связанных с освоением новой продук
113