Файл: Курганская Н.И. Вопросы планирования и экономического стимулирования научно-технического прогресса на промышленных предприятиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

стерств выполняются іне полностью... Нужен 'другой подход: раз­ работка комплексной программы далынейішего развития техни­ ки и технологии и с учетам этого —подготовка всех разделов плана, основных его показателей» *.

Технический прогресс не является для общества самоцелью. Поэтому планирование его должно быть подчинено задачам раз­ вития народного хозяйства, экономики страны. Совершенство­ вание планирования развития науки и техники служит исход­ ным пунктом ускорения научно-теіхіничеокаго праіреоса. При­ чем плавным требованием, предъявляемым .к нему, является от­ работка таких форм и методов, которые обеспечивали бы вза­ имную увязіму планов отдельных предприятий, отраслей, разде­ лов, мероприятий плана технического развития, а также техни­ ческого уровня производства с экономическими результатами деятельности предприятий. В связи с этим, как нам представ­ ляется, необходимо различать следующие основные направле­ ния комплексного планирования научно-технического прогресса.

іі. Комплеканоеплан иравание техническаго прогресса на пред­ приятиях. Оно предусматривает увязку между разделами техгплана, взаимосвязь мероприятий, осуществляемых на отдель­ ных участках производства и ів первую очередь основном и вспомогательном, учет экономических результатов выполнения тѳхллаиа в других разделах плана, материальное и финансовое обеспечение этого плана. При таком подходе к планированию достигаются пропорциональность в развитии технической базы предприятий, улучшение экономических показателей.

2.Отраіслѳвой комплексный подход к разработке планов технического прогресса. Такой подход дает возможность коор­ динировать техпланы предприятий, а также согласовывать эти планы с другими разделами отраслевого плана. Составление комплексного отраслевого плана позволит министерству выя­ вить наиболее узкие места технической базы отрасли, обеспе­ чить более полное и рациональное использование достижений науки и техники, финансовых и материальных ресурсов, повы­ сить эффективность производства.

3.Межотраслевой комплексный подход к разработке и осу­ ществлению технической политики.

Ввиду того, ічто планирование научно-технического .прогресса

включает в себя несколько последовательных стадий (научноисследовательские, онытно-конструкторские работы, производ­ ство и эксплуатация навой техники), важное значение приобре­ тает' проблема разработки комплексных планов но важнейшим

1 Материалы XXIV съезда КПСС, стр. 56.

!8



мероприятиям. Решение этой проблемы даст возможность увя­ зать іпланы освоения и выпуска іновой техники с потребностями производства и более эффективно использовать достижения научно-техничесмого лроіреоса в народном хозяйстве. Для этой цели необходимо обеспечить согласование отдельных этапов ра­ боты с целью увязки затрат и времени выполнения ее исполнитепяіми. Таікая постановка вопроса позволяет научно-исследо­ вательским, проектно-коніструктороким организациям, изготови­ телям и потребителям новой техники заключить хоздоговор, определяющий их финансовые взаимоотношения, степень уча­ стия в разработке процесса, ответственность за соблюдение орок'Ов и качество выполняемых работ, а также степень мате­ риального поощрения за участие в разработке и освоении новой техники. Кроме того, межотраслевой план развития техники обеспечит ликвидацию диспропорций .между масштабом иссле­ дований и разработок, их объемом и мощностью опытно-про­ мышленной базы, а также отраслей, участвующих в выпуске новой продукции.

'В этой связи большой интерес представляет опыт Министер­ ства электротехнической промышленности по совершенствова­ нию планирования, фин.аноировэініия и экономического стимули­ рования научно-исследовательских, конструкторіских, технологи­ ческих организаций и предприятий, участвующих в создании, освоении и использовании новой техники. В отрасли внедрена системна непрерывного планирования новой техники на базе внутриминистерских заказов-нарядов, которые имеют силу хоз­ договора. Заказ-наряд выдается на конкретную научно-иссле­ довательскую тему. В нем указываются все стадии работ, начи­ ная от научного поиска и опытных работ до внедрения в про­ изводство новых изделий, конкретные исполнители по всем эта­ пам, а таікже источники финансирования и экономического сти­ мулирования. Финансирование осуществляется через головные организации (НИИ, КБ иля предприятия). Работа оплачивает­ ся по мере фактического выполнения определенных ее этапов, тиредусмотранных з аказом-нарядом.

Заказы-наряды лежат также в основе составления отрасле­ вых и межотр аслевых комплексных планов научно-техническо­ го прогресса.

Новый порядок планирования позволяет распространить принципы хозяйственной реформы на научные, конструкторские и технологические организации, максимально сократить время между зарождением научной идеи, выпуском и внедрением но­ вой техники.

Развитие отраслевого и 'межотраслевого направлений комп-

19


лѳкснаго плаіна научно-технического тропреюса предусматрива­ ет, с одной стороны, усиление отраслевой са/мостоятелынюсти на остове іпіроіиізівіодсттвенінюй однородности, с другой— территориальную общность ів создании условий /производственной деятель­ ности предприятий независимо от их отраслевой принадлежно­ сти. Такой шмшеисный подход создает предпосылки для повы­ шения роли территориального планирования, усиления /плано­ мерного характера .развития научи о-т&хн/иче/ского /прогресса, органического единства заводского /планирования с народнохозяйсшвенньш.

Таким образом, комплексное іпланирование /паучіно-техниче- сікого прогресса, ооппаоовіаенюе со всей системой планирования, представляет собой одну из важнейших проблем экономики, решение которой непосредственно связано с главной задачей социалистического общества—повышением экономической эф­ фективности общественного производства. К/ом/шіекснаать пред-, полагает /планирование /всех этапов технического развития произіводствіа, обеспечение увязки в межотраслевом разрезе (увяз­ ка производства новой техники с потреблением ее), равномер­ ное раіз/внтие /различных сторон прюшводствѳнно-техническіой базы предприятия, отра/сл/и, взаиімосоглаісаваиность планов тех­ нического развития с друпими раіздела/ми плана. Отоюда следу­ ет, что комплексный план должен стать единым «сквозным» пленом, координирующим и связывающим усилия научно-ис- следователисках, проектно-конатруктораких, технологических организаций и предприятий.

Современный научно-технический прогресс оказал сущест­ венное влияние на характер и содержание /плв/нирования народ­ ного хозяйства и в первую очередь на перспективный характер планирования технического развития производства. Это вызвано определяющим значением научно-техническаго npcinpeoca в ре­ ализации требований основного экономического закона социа­ лизма, обеспечении п/рагрессивных пропорций и направлений з развитии экономики, повышении экономической эффективности общественного производства.

/Перспективный план научно-технического прогресса должен предусмотреть развитие новых методов производства, созда­ ние более совершенной техники, внедрение средств механизации и автоматизации с целью решения задач, поставленных парти­ ей и правительством по дальнейшему развитию народного хо­ зяйства, в частности таких, как создание .новых отраслей и .про­ изводств, постоянное совершенствование пропорций, комплекс­ ное /развитие экономических районов, т. е. задач, реализация которых требует длительного времени.

20


Проблема .повышения роли перспективных планов как важ ­ нейшего условия непрерывного роста и совершенствования про­ изводства, шнріокаго внедрения в него достижений -науки и тех­ ники является одной из ошовных задач .народнохозяйственного планирования. Это было подчеркнутовпостановлении ДКіКПСС

и Совета Министров СССР от 4 октября

1965

г. «О совершен­

ствовании

планирования

и усилении экономического

стимули­

рования

промышленного

производства»

и

в

Директивах

XXIV съезда КПСС. Только имея такие іплаіны, предприятия и

отрасли могут принимать решения, рассчитанные

не

на теку­

щие результаты, а на получение эффекта в течение длительно­ го периода, постоянно повышать эффективность производства.

Однако ускорение темпов научно-технического іпропрасса,. сложность и относительно длительный период времени ра,зработки и реализации его достижений требуют, кроме того, со­ ставления долгосрочных планов, которые должны сочетаться с пятилетним и .текущим (годовым) планами.

К'ак известно, планирование осуществляется на основе зако­

номерностей раізівития социалистического

производства.

Это.

усиливает роль

долгосрочных планов, которые

составляются,

на длительную перспективу (10—20 лет).

Долгосрочный

план

призван отразить

закономерности формирования

материально-

технической базы коммунизма, пути совершенствования произ­ водственных отношений, в результате чего он станет конкрет­ ным выражением экономической политики партии на перспек­ тиву. В настоящее время в нашей стране начата разработка долтодрочного леріапѳютивнюго плана на 1976—1990 г.г. В связи: с этим вопросы дальнейшего совершенствования перспективно­ го долгосрочного планирования, котррое опирается на прогнозы потребностей .народного -хозяйства, научно-техиичеакого про­ гресса, роста населения страны, приобретают первостепенноезначение. Это обусловливается тем, что только гари постояннойувязке долгосрочных планов с пятилетними и годовыми могут эффективно решаться коренные проблемы развития -нашей эко­ номики.

Экономическое обоснование планов научно-технического про­ гресса осуществляется с целью определения экономической це­ лесообразности и прогрессивности -планируемых мероприятий. От степени совершенства показателей и нормативов, применяе­ мых для экономического обоснования, методо-в -расчета во мно­ гом зависят технико-экономические результаты производства, экономическая заинтересованность предприятий в освоении и внедрении новой техники. Как показывает анализ, разный под­ ход к опенке эффективности внедряемой новой техники и дея-