Файл: Курганская Н.И. Вопросы планирования и экономического стимулирования научно-технического прогресса на промышленных предприятиях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.07.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
стерств выполняются іне полностью... Нужен 'другой подход: раз работка комплексной программы далынейішего развития техни ки и технологии и с учетам этого —подготовка всех разделов плана, основных его показателей» *.
Технический прогресс не является для общества самоцелью. Поэтому планирование его должно быть подчинено задачам раз вития народного хозяйства, экономики страны. Совершенство вание планирования развития науки и техники служит исход ным пунктом ускорения научно-теіхіничеокаго праіреоса. При чем плавным требованием, предъявляемым .к нему, является от работка таких форм и методов, которые обеспечивали бы вза имную увязіму планов отдельных предприятий, отраслей, разде лов, мероприятий плана технического развития, а также техни ческого уровня производства с экономическими результатами деятельности предприятий. В связи с этим, как нам представ ляется, необходимо различать следующие основные направле ния комплексного планирования научно-технического прогресса.
іі. Комплеканоеплан иравание техническаго прогресса на пред приятиях. Оно предусматривает увязку между разделами техгплана, взаимосвязь мероприятий, осуществляемых на отдель ных участках производства и ів первую очередь основном и вспомогательном, учет экономических результатов выполнения тѳхллаиа в других разделах плана, материальное и финансовое обеспечение этого плана. При таком подходе к планированию достигаются пропорциональность в развитии технической базы предприятий, улучшение экономических показателей.
2.Отраіслѳвой комплексный подход к разработке планов технического прогресса. Такой подход дает возможность коор динировать техпланы предприятий, а также согласовывать эти планы с другими разделами отраслевого плана. Составление комплексного отраслевого плана позволит министерству выя вить наиболее узкие места технической базы отрасли, обеспе чить более полное и рациональное использование достижений науки и техники, финансовых и материальных ресурсов, повы сить эффективность производства.
3.Межотраслевой комплексный подход к разработке и осу ществлению технической политики.
Ввиду того, ічто планирование научно-технического .прогресса
включает в себя несколько последовательных стадий (научноисследовательские, онытно-конструкторские работы, производ ство и эксплуатация навой техники), важное значение приобре тает' проблема разработки комплексных планов но важнейшим
1 Материалы XXIV съезда КПСС, стр. 56.
!8
мероприятиям. Решение этой проблемы даст возможность увя зать іпланы освоения и выпуска іновой техники с потребностями производства и более эффективно использовать достижения научно-техничесмого лроіреоса в народном хозяйстве. Для этой цели необходимо обеспечить согласование отдельных этапов ра боты с целью увязки затрат и времени выполнения ее исполнитепяіми. Таікая постановка вопроса позволяет научно-исследо вательским, проектно-коніструктороким организациям, изготови телям и потребителям новой техники заключить хоздоговор, определяющий их финансовые взаимоотношения, степень уча стия в разработке процесса, ответственность за соблюдение орок'Ов и качество выполняемых работ, а также степень мате риального поощрения за участие в разработке и освоении новой техники. Кроме того, межотраслевой план развития техники обеспечит ликвидацию диспропорций .между масштабом иссле дований и разработок, их объемом и мощностью опытно-про мышленной базы, а также отраслей, участвующих в выпуске новой продукции.
'В этой связи большой интерес представляет опыт Министер ства электротехнической промышленности по совершенствова нию планирования, фин.аноировэініия и экономического стимули рования научно-исследовательских, конструкторіских, технологи ческих организаций и предприятий, участвующих в создании, освоении и использовании новой техники. В отрасли внедрена системна непрерывного планирования новой техники на базе внутриминистерских заказов-нарядов, которые имеют силу хоз договора. Заказ-наряд выдается на конкретную научно-иссле довательскую тему. В нем указываются все стадии работ, начи ная от научного поиска и опытных работ до внедрения в про изводство новых изделий, конкретные исполнители по всем эта пам, а таікже источники финансирования и экономического сти мулирования. Финансирование осуществляется через головные организации (НИИ, КБ иля предприятия). Работа оплачивает ся по мере фактического выполнения определенных ее этапов, тиредусмотранных з аказом-нарядом.
Заказы-наряды лежат также в основе составления отрасле вых и межотр аслевых комплексных планов научно-техническо го прогресса.
Новый порядок планирования позволяет распространить принципы хозяйственной реформы на научные, конструкторские и технологические организации, максимально сократить время между зарождением научной идеи, выпуском и внедрением но вой техники.
Развитие отраслевого и 'межотраслевого направлений комп-
19
лѳкснаго плаіна научно-технического тропреюса предусматрива ет, с одной стороны, усиление отраслевой са/мостоятелынюсти на остове іпіроіиізівіодсттвенінюй однородности, с другой— территориальную общность ів создании условий /производственной деятель ности предприятий независимо от их отраслевой принадлежно сти. Такой шмшеисный подход создает предпосылки для повы шения роли территориального планирования, усиления /плано мерного характера .развития научи о-т&хн/иче/ского /прогресса, органического единства заводского /планирования с народнохозяйсшвенньш.
Таким образом, комплексное іпланирование /паучіно-техниче- сікого прогресса, ооппаоовіаенюе со всей системой планирования, представляет собой одну из важнейших проблем экономики, решение которой непосредственно связано с главной задачей социалистического общества—повышением экономической эф фективности общественного производства. К/ом/шіекснаать пред-, полагает /планирование /всех этапов технического развития произіводствіа, обеспечение увязки в межотраслевом разрезе (увяз ка производства новой техники с потреблением ее), равномер ное раіз/внтие /различных сторон прюшводствѳнно-техническіой базы предприятия, отра/сл/и, взаиімосоглаісаваиность планов тех нического развития с друпими раіздела/ми плана. Отоюда следу ет, что комплексный план должен стать единым «сквозным» пленом, координирующим и связывающим усилия научно-ис- следователисках, проектно-конатруктораких, технологических организаций и предприятий.
Современный научно-технический прогресс оказал сущест венное влияние на характер и содержание /плв/нирования народ ного хозяйства и в первую очередь на перспективный характер планирования технического развития производства. Это вызвано определяющим значением научно-техническаго npcinpeoca в ре ализации требований основного экономического закона социа лизма, обеспечении п/рагрессивных пропорций и направлений з развитии экономики, повышении экономической эффективности общественного производства.
/Перспективный план научно-технического прогресса должен предусмотреть развитие новых методов производства, созда ние более совершенной техники, внедрение средств механизации и автоматизации с целью решения задач, поставленных парти ей и правительством по дальнейшему развитию народного хо зяйства, в частности таких, как создание .новых отраслей и .про изводств, постоянное совершенствование пропорций, комплекс ное /развитие экономических районов, т. е. задач, реализация которых требует длительного времени.
20
Проблема .повышения роли перспективных планов как важ нейшего условия непрерывного роста и совершенствования про изводства, шнріокаго внедрения в него достижений -науки и тех ники является одной из ошовных задач .народнохозяйственного планирования. Это было подчеркнутовпостановлении ДКіКПСС
и Совета Министров СССР от 4 октября |
1965 |
г. «О совершен |
||||
ствовании |
планирования |
и усилении экономического |
стимули |
|||
рования |
промышленного |
производства» |
и |
в |
Директивах |
|
XXIV съезда КПСС. Только имея такие іплаіны, предприятия и |
||||||
отрасли могут принимать решения, рассчитанные |
не |
на теку |
щие результаты, а на получение эффекта в течение длительно го периода, постоянно повышать эффективность производства.
Однако ускорение темпов научно-технического іпропрасса,. сложность и относительно длительный период времени ра,зработки и реализации его достижений требуют, кроме того, со ставления долгосрочных планов, которые должны сочетаться с пятилетним и .текущим (годовым) планами.
К'ак известно, планирование осуществляется на основе зако
номерностей раізівития социалистического |
производства. |
Это. |
||
усиливает роль |
долгосрочных планов, которые |
составляются, |
||
на длительную перспективу (10—20 лет). |
Долгосрочный |
план |
||
призван отразить |
закономерности формирования |
материально- |
технической базы коммунизма, пути совершенствования произ водственных отношений, в результате чего он станет конкрет ным выражением экономической политики партии на перспек тиву. В настоящее время в нашей стране начата разработка долтодрочного леріапѳютивнюго плана на 1976—1990 г.г. В связи: с этим вопросы дальнейшего совершенствования перспективно го долгосрочного планирования, котррое опирается на прогнозы потребностей .народного -хозяйства, научно-техиичеакого про гресса, роста населения страны, приобретают первостепенноезначение. Это обусловливается тем, что только гари постояннойувязке долгосрочных планов с пятилетними и годовыми могут эффективно решаться коренные проблемы развития -нашей эко номики.
Экономическое обоснование планов научно-технического про гресса осуществляется с целью определения экономической це лесообразности и прогрессивности -планируемых мероприятий. От степени совершенства показателей и нормативов, применяе мых для экономического обоснования, методо-в -расчета во мно гом зависят технико-экономические результаты производства, экономическая заинтересованность предприятий в освоении и внедрении новой техники. Как показывает анализ, разный под ход к опенке эффективности внедряемой новой техники и дея-