Файл: Кузнецов О.А. Информационные системы для руководителей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.07.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 1
вышестоящих и сотрудничающих организаций (прави тельственные органы, Государственная комиссия по управ лению и организации, Чехословацкий комитет по научно му руководству, факультет управления при Высшей экономической школе в Праге). С последними двумя уч реждениями Информационный центр связан соглашением о сотрудничестве и выполняет для них и их отделов раз личные информационные работы. Установлено тесное со трудничество с некоторыми словацкими организациями, прежде всего с центральной экономической библиотекой при Высшей экономической школе в Братиславе;
предприятий, исследовательских учреждений и прочих организаций в ЧССР.
Информационная деятельность. Информационная рабо
та проводится для четырех упомянутых групп потребите лей, ее объем и глубина сообразуются с возможностями информационного центра.
Руководящие и творческие работники Института управ ления (ИУ) и некоторые другие потребители системати чески информируются по интересующей их тематике на основе информационного плана. Однако в отличие от дру гих информационных учреждений, где проводится практи ка главным образом сигнальной информации, потребители информации в ИУ сразу получают первичные информа ционные материалы в виде ксерографических копий.
Помимо этого, потребитель получает «Документационный бюллетень», а также информируется но смежной те матике, о книгах и других изданиях, объем которых за трудняет ксерокопирование. Такие информационные услу ги в полном объеме оказываются и слушателям курсов руководящих работников, которым при курсовых и дип ломных работах, всегда направленных на развитие своего предприятия, требуются многие информационные мате риалы.
Аналитическая деятельность Информационного центра включает работы разного характера и вытекает из потреб ностей ИУ и вышестоящих органов. Эти работы входят составной частью в материалы обучения слушателей кур сов руководящих работников. Они подготавливаются час тично по своей инициативе, частично по заявкам, но все гда в соответствии с планом исследовательских работ (например, работы, подготовленные по иностранным источ никам) .
Издательская деятельность. Издательская деятельность считается одной из важнейших задач не только Информа ционного центра, но и института управления вообще. Информационный центр стремится быстро распространить новые сведения в области управления (отечественные и зарубежные) в доступной всем потенциальным потребите лям форме.
К издательской деятельности центра относится выпуск
журналов, бюллетеней и прочих публикаций. |
||
«Современное |
управление». |
Ежемесячное издание, под |
готавливаемое |
совместно с |
Чехословацкой канцелярией |
печати. Оно рассчитано на руководящих работников и дает новейшие отечественные и иностранные материалы в об ласти управления и смежных областей. Отдельные номера обычно посвящены одной теме, например: принятию ре шений, рационализации, кадровым вопросам, математиче
ским методам в управлении, |
организации производства |
и пр. Темы всегда актуальны |
для руководства отдельным |
предприятием и народным хозяйством. Каждый номер журнала имеет около 100 страниц, тираж 12 тыс. экземп ляров.
«Новая система управления». Реферативный ежемесяч ный журнал, также издающийся совместно с Чехословац кой канцелярией печати. Его цель — собрать воедино жур нальные статьи, опубликованные в различных чехословац ких журналах, касающиеся некоторых аспектов введения новой системы управления на практике. Систематически просматриваются и обрабатываются более 40 отечествен ных журналов. Рефераты распределены по следующим главным проблемам: основные вопросы новой системы управления, управление научным и техническим разви тием, финансирование и цены, отраслевое управление (промышленность, сельское хозяйство, строительство и капиталовложения, внутренняя и внешняя торговля), транспорт, местное хозяйство и народный промысел, ве домственное, производственное и внутрипроизводственное управление, статистика, учет, контроль, хозяйственное право, кадры и квалификация, психология, социология, эргономика, организация и техника управления, матема тические анализы, оптимизация, награждения, ведомствен ная проблематика, коллективные договоры, участие в управлении, международное разделение труда и управ ление в социалистических странах. В 1968 г. началась
публикация рефератов о новых системах управления в со циалистических странах. Объем журнала около 200 стра ниц, тираж около 5 тыс. экземпляров.
«Избранная информация». Журнал издается с 1968 г.
Информационным центром 10 раз в год. В нем помещают ся статьи большого объема. Материалы черпаются из за рубежных книг, уникальных и специальных работ, неопуб ликованных трудов и пр. Помещаются выписки, переводы, относящиеся к управлению, планированию, рационализа ции, материалы о подготовке руководящих работников. В отличие от «Современного управления» он предназначен для хозяйственных работников всех категорий. Объем жур
нала 200 страниц. Он издается для внутреннего |
пользова |
||
ния преприятиями и организациями. |
|
|
|
«Документационный |
бюллетень». |
Издается |
Информа |
ционным центром 10 раз в год начиная с 1968 г. Помещает аннотированные описания зарубежных материалов в обла сти управления (книг, журналов, научных работ, произ водственных изданий и пр.). Ежегодно помещаются от 2000 до 2500 описаний (по два на странице), их удобно разрезать для составления картотек либо оставлять бюл летень в обычном виде (он также составлен тематически) как реферативное пособие.
Прочие виды деятельности информационного центра.
Проводит консультации по созданию информационных си стем по управлению и обеспечению информацией в обла сти управления, связанной с зарубежными учреждениями и вузами; организует систематическое информирование об исследовательских, рационализаторских, учебных и про чих работах Института управления, изготовляет для за казчиков ксерокопии с информационных источников Ин ститута управления.
В ЧССР кроме Информационного центра Института управления для информации центральных государствен ных органов создан Центр научной, технической и эконо мической информации. Частично этой же работой занимаются другие учреждения, такие, как Государствен ная плановая комиссия, в которой с 1965 г. действует Центр исследований, Центральная народная комиссия контроля и статистики, Научный институт планирования народного хозяйства.
Германская Демократическая Республика
Обработка информации для центрального госу дарственного руководства в ГДР входит в обязанности Центрального института информации и документации. Для этой цели в Институте имеется отдел центральной инфор мации. Обработку информации, кроме сотрудников Цент рального института, осуществляют специалисты на дого ворных началах. Тематика рефератов соответствует государственному плану развития науки и техники. Обра ботанная информация рассылается потребителям в двух видах. Первый вид — «Исследования» — синтетическая информация на нескольких страницах, содержащая срав нительные данные по разным отраслям промышленности и экономики ГДР и других стран. Второй вид — «Материа лы» (объем 20—30 страниц). Потребителями таких свод ных обзоров являются руководящие работники централь ных учреждений.
Обзоры рассматривают тенденции развития важных отраслей промышленности в развитых странах, итоги ис следований, которые могут иметь значение для ГДР, про изводство новых изделий, достижения новой технологии, экономические проблемы, мировую торговлю, проблемы планирования и управления.
Несомненный интерес представляет опыт обслужива ния руководящих кадров электротехнической промышлен ности ГДР.
Центром информации электротехнической промышлен ности ГДР для информирования руководителей выбраны каталожные карты формата А5 (207X47 мм), которые ис пользуют как материальные носители для следующих ка тегорий информации: 1) сообщение (существенный факт без оценки); 2) краткая информация (с оценкой); 3) ре ферат (краткое насыщенное изложение какого-либо иссле дования). В качестве ценной дополнительной формы ис пользуется сжатое исследование, создаваемое в результате научной оценки и обработки обширных материалов. Обыч но оно также помещается на картах формата А5.
Накопление этих материалов у потребителей произво дится на основе согласованного и утвержденного перечня понятий, рубрики которого проставляются в верхнем пра вом углу выпускаемых карт. Этот перечень включает 9 рубрик; сбыт и рынок; выставки, ярмарки, конференции;
изделия; кадры и квалификация; конкурирующие пред приятия; авторские права; технология; сырье; ведение хо зяйства. В том же правом верхнем углу карт указывается страна, которой касается данное сообщение.
Вся область электротехнической промышленности под разделяется на 16 более узких разделов, и информацион ные карты для руководящих работников издаются, таким образом, в 16 сериях.
Польская Народная Республика
В Польше информация центральных органов управления организована в конце 1964 г. Центральным институтом научно-технической и экономической инфор мации (ЦИНТЭИ).
ЦИНТЭИ |
издает |
следующие |
информационные |
мате |
||||
риалы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
«Сигналы» |
— синтетические |
обзоры |
обычно одного ис |
|||||
точника. Объем обзора 6—8 |
страниц, |
|
|
|
||||
«Экспресс-информация» |
— краткая информация о важ |
|||||||
нейших фактах объемом до двух страниц. |
|
|
||||||
«Избранная |
тематическая |
информация» |
— синтетиче |
|||||
ская информация по многим источникам. |
|
|
||||||
«Обзор экономической |
информации» |
— ежемесячник, |
||||||
содержащий |
рефераты зарубежных статей. |
Это |
издание |
|||||
предназначено для |
руководящего |
хозяйственного |
актива |
|||||
страны. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Лучшими видами информации для членов центрального руководства являются «Сигналы» и «Избранная тематиче ская информация». Первый вид издания содержит сведе ния о наиболее интересных достижениях во всем мире в области экономики, науки и техники. Второй вид издания освещает только одну область науки, техники и использу ется для принятия определенных решений.
Тематика, которая находится под постоянным наблю дением ЦИНТЭИ, включает проблемы науки, техники, промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства и питания. Особое внимание уделяется тенден циям развития и прогнозам в отдельных странах, группах
государств, а также отдельным проблемам. |
Примерные |
|
темы информационных |
обзоров: «Современное |
состояние |
и перспективы охраны |
растений», «Лицензии |
капитали- |
стических стран», «Организация экономического сотрудни чества и развития», «Тенденции и формы развития про мышленных расходов в промышленности капиталистиче ских стран», «Строительство в странах — членах СЭВ», «Современное состояние и перспективы применения мик роволн в мире и в Польше».
ЦИНТЭИ сотрудничает в области информации с 60 ин ститутами и научными учреждениями, а также с несколь кими сотнями специалистов по разным вопросам. Основной базой получения источников информации являются науч ные и технические журналы, выписываемые Институтом
вколичестве около 200 названий.
Вплане работ Института предусмотрено проведение исследований по дальнейшему улучшению информации для центральных руководящих органов. Среди мероприя тий, проведенных в этом направлении, следует подчерк нуть сотрудничество с соответствующими службами дру гих стран: СССР, ГДР, Франции.
Особого внимания заслуживает сотрудничество со стра нами — членами СЭВ. В этом направлении в 1965 г. был проведен симпозиум в Праге, и в 1968 г. была организова на по этому вопросу трехсторонняя конференция (ЧССР, ГДР и ПНР) в Берлине.
Англия
Последние годы в Англии характерны внедре нием ЭВМ в сферу информационного обеспечения. Вместе с тем ряд информационных служб демонстрируют приме ры рационального построения систем, использующих про стейшие средства обработки информации. Среди них опре деленный интерес представляет практика обслуживания руководящих работников объединения металлургических компаний.
Информационная служба, выполняющая эту работу, создана при Центральном научно-исследовательском отде ле объединения металлургических компаний. Задачей службы является максимально полное и оперативное дове дение опубликованной научно-технической информации о новейших достижениях в отрасли до руководящих работ ников объединения. Необходимо отметить, что эта служба не является единственным источником, представляющим
4—24 |
81 |
информацию руководящим работникам; последние могут пользоваться всеми доступными им источниками.
Работа сотрудников службы заключается в просмотре поступающей литературы и отборе интересных материалов в соответствии с запланированной программой. Хотя служ ба получает много периодических изданий, регулярно про сматриваются только некоторые из них, содержащие наи большее количество информации, представляющей цен ность для руководящих работников объединения. Просмотр оригинальной периодической литературы дополняется изу чением английских и американских отраслевых рефера тивных изданий. Иногда просматриваются также описания патентов и книги. Это обеспечивает достаточно широкий охват литературы и достаточно полный отбор всей ценной информации. Обо всех материалах, представляющих цен ность для одного или нескольких руководящих работников, сообщается этим работникам путем рассылки бланковуведомлений с краткими рефератами отобранных работ. Число материалов, о которых сообщается одному работни ку, зависит от его ресурсов времени на чтение в соответ ствии с данными, имеющимися в службе информации. При этом учитывается, что каждый руководящий работник передает своим подчиненным литературу, представляющую для них непосредственный интерес. Для разных категорий литературы используются бланки уведомлений различного учета: 1) технические статьи на английском языке; 2) пе реводные технические статьи; 3) технические статьи на иностранных языках; 4) описания патентов; 5) сообщения об исследованиях; 6) книги и брошюры.
По ряду причин такой системе информации на бланках отдается предпочтение перед обычными формами, такими, как библиотечный бюллетень или перечень оглавлений. Поскольку специалисты сами читают оригинальную жур нальную литературу и просматривают отраслевые рефера тивные выпуски, подготавливаемый в библиотеке бюлле тень в значительной степени дублировал бы уже получен ную ими информацию. Кроме того, каждый специалист заинтересован лишь в узком круге тем и при просмотре довольно широкого по тематике бюллетеня часть времени терялась бы им впустую. Учитывая, что обычно специа листы располагают очень небольшим запасом времени на чтение информационных материалов, было отдано пред почтение прямой рассылке уведомлений о ценных инфор-