Файл: Кузнецов О.А. Информационные системы для руководителей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вышестоящих и сотрудничающих организаций (прави­ тельственные органы, Государственная комиссия по управ­ лению и организации, Чехословацкий комитет по научно­ му руководству, факультет управления при Высшей экономической школе в Праге). С последними двумя уч­ реждениями Информационный центр связан соглашением о сотрудничестве и выполняет для них и их отделов раз­ личные информационные работы. Установлено тесное со­ трудничество с некоторыми словацкими организациями, прежде всего с центральной экономической библиотекой при Высшей экономической школе в Братиславе;

предприятий, исследовательских учреждений и прочих организаций в ЧССР.

Информационная деятельность. Информационная рабо­

та проводится для четырех упомянутых групп потребите­ лей, ее объем и глубина сообразуются с возможностями информационного центра.

Руководящие и творческие работники Института управ­ ления (ИУ) и некоторые другие потребители системати­ чески информируются по интересующей их тематике на основе информационного плана. Однако в отличие от дру­ гих информационных учреждений, где проводится практи­ ка главным образом сигнальной информации, потребители информации в ИУ сразу получают первичные информа­ ционные материалы в виде ксерографических копий.

Помимо этого, потребитель получает «Документационный бюллетень», а также информируется но смежной те­ матике, о книгах и других изданиях, объем которых за­ трудняет ксерокопирование. Такие информационные услу­ ги в полном объеме оказываются и слушателям курсов руководящих работников, которым при курсовых и дип­ ломных работах, всегда направленных на развитие своего предприятия, требуются многие информационные мате­ риалы.

Аналитическая деятельность Информационного центра включает работы разного характера и вытекает из потреб­ ностей ИУ и вышестоящих органов. Эти работы входят составной частью в материалы обучения слушателей кур­ сов руководящих работников. Они подготавливаются час­ тично по своей инициативе, частично по заявкам, но все­ гда в соответствии с планом исследовательских работ (например, работы, подготовленные по иностранным источ­ никам) .

Издательская деятельность. Издательская деятельность считается одной из важнейших задач не только Информа­ ционного центра, но и института управления вообще. Информационный центр стремится быстро распространить новые сведения в области управления (отечественные и зарубежные) в доступной всем потенциальным потребите­ лям форме.

К издательской деятельности центра относится выпуск

журналов, бюллетеней и прочих публикаций.

«Современное

управление».

Ежемесячное издание, под­

готавливаемое

совместно с

Чехословацкой канцелярией

печати. Оно рассчитано на руководящих работников и дает новейшие отечественные и иностранные материалы в об­ ласти управления и смежных областей. Отдельные номера обычно посвящены одной теме, например: принятию ре­ шений, рационализации, кадровым вопросам, математиче­

ским методам в управлении,

организации производства

и пр. Темы всегда актуальны

для руководства отдельным

предприятием и народным хозяйством. Каждый номер журнала имеет около 100 страниц, тираж 12 тыс. экземп­ ляров.

«Новая система управления». Реферативный ежемесяч­ ный журнал, также издающийся совместно с Чехословац­ кой канцелярией печати. Его цель — собрать воедино жур­ нальные статьи, опубликованные в различных чехословац­ ких журналах, касающиеся некоторых аспектов введения новой системы управления на практике. Систематически просматриваются и обрабатываются более 40 отечествен­ ных журналов. Рефераты распределены по следующим главным проблемам: основные вопросы новой системы управления, управление научным и техническим разви­ тием, финансирование и цены, отраслевое управление (промышленность, сельское хозяйство, строительство и капиталовложения, внутренняя и внешняя торговля), транспорт, местное хозяйство и народный промысел, ве­ домственное, производственное и внутрипроизводственное управление, статистика, учет, контроль, хозяйственное право, кадры и квалификация, психология, социология, эргономика, организация и техника управления, матема­ тические анализы, оптимизация, награждения, ведомствен­ ная проблематика, коллективные договоры, участие в управлении, международное разделение труда и управ­ ление в социалистических странах. В 1968 г. началась


публикация рефератов о новых системах управления в со­ циалистических странах. Объем журнала около 200 стра­ ниц, тираж около 5 тыс. экземпляров.

«Избранная информация». Журнал издается с 1968 г.

Информационным центром 10 раз в год. В нем помещают­ ся статьи большого объема. Материалы черпаются из за­ рубежных книг, уникальных и специальных работ, неопуб­ ликованных трудов и пр. Помещаются выписки, переводы, относящиеся к управлению, планированию, рационализа­ ции, материалы о подготовке руководящих работников. В отличие от «Современного управления» он предназначен для хозяйственных работников всех категорий. Объем жур­

нала 200 страниц. Он издается для внутреннего

пользова­

ния преприятиями и организациями.

 

 

«Документационный

бюллетень».

Издается

Информа­

ционным центром 10 раз в год начиная с 1968 г. Помещает аннотированные описания зарубежных материалов в обла­ сти управления (книг, журналов, научных работ, произ­ водственных изданий и пр.). Ежегодно помещаются от 2000 до 2500 описаний (по два на странице), их удобно разрезать для составления картотек либо оставлять бюл­ летень в обычном виде (он также составлен тематически) как реферативное пособие.

Прочие виды деятельности информационного центра.

Проводит консультации по созданию информационных си­ стем по управлению и обеспечению информацией в обла­ сти управления, связанной с зарубежными учреждениями и вузами; организует систематическое информирование об исследовательских, рационализаторских, учебных и про­ чих работах Института управления, изготовляет для за­ казчиков ксерокопии с информационных источников Ин­ ститута управления.

В ЧССР кроме Информационного центра Института управления для информации центральных государствен­ ных органов создан Центр научной, технической и эконо­ мической информации. Частично этой же работой занимаются другие учреждения, такие, как Государствен­ ная плановая комиссия, в которой с 1965 г. действует Центр исследований, Центральная народная комиссия контроля и статистики, Научный институт планирования народного хозяйства.


Германская Демократическая Республика

Обработка информации для центрального госу­ дарственного руководства в ГДР входит в обязанности Центрального института информации и документации. Для этой цели в Институте имеется отдел центральной инфор­ мации. Обработку информации, кроме сотрудников Цент­ рального института, осуществляют специалисты на дого­ ворных началах. Тематика рефератов соответствует государственному плану развития науки и техники. Обра­ ботанная информация рассылается потребителям в двух видах. Первый вид — «Исследования» — синтетическая информация на нескольких страницах, содержащая срав­ нительные данные по разным отраслям промышленности и экономики ГДР и других стран. Второй вид — «Материа­ лы» (объем 20—30 страниц). Потребителями таких свод­ ных обзоров являются руководящие работники централь­ ных учреждений.

Обзоры рассматривают тенденции развития важных отраслей промышленности в развитых странах, итоги ис­ следований, которые могут иметь значение для ГДР, про­ изводство новых изделий, достижения новой технологии, экономические проблемы, мировую торговлю, проблемы планирования и управления.

Несомненный интерес представляет опыт обслужива­ ния руководящих кадров электротехнической промышлен­ ности ГДР.

Центром информации электротехнической промышлен­ ности ГДР для информирования руководителей выбраны каталожные карты формата А5 (207X47 мм), которые ис­ пользуют как материальные носители для следующих ка­ тегорий информации: 1) сообщение (существенный факт без оценки); 2) краткая информация (с оценкой); 3) ре­ ферат (краткое насыщенное изложение какого-либо иссле­ дования). В качестве ценной дополнительной формы ис­ пользуется сжатое исследование, создаваемое в результате научной оценки и обработки обширных материалов. Обыч­ но оно также помещается на картах формата А5.

Накопление этих материалов у потребителей произво­ дится на основе согласованного и утвержденного перечня понятий, рубрики которого проставляются в верхнем пра­ вом углу выпускаемых карт. Этот перечень включает 9 рубрик; сбыт и рынок; выставки, ярмарки, конференции;

изделия; кадры и квалификация; конкурирующие пред­ приятия; авторские права; технология; сырье; ведение хо­ зяйства. В том же правом верхнем углу карт указывается страна, которой касается данное сообщение.

Вся область электротехнической промышленности под­ разделяется на 16 более узких разделов, и информацион­ ные карты для руководящих работников издаются, таким образом, в 16 сериях.

Польская Народная Республика

В Польше информация центральных органов управления организована в конце 1964 г. Центральным институтом научно-технической и экономической инфор­ мации (ЦИНТЭИ).

ЦИНТЭИ

издает

следующие

информационные

мате­

риалы.

 

 

 

 

 

 

 

 

«Сигналы»

— синтетические

обзоры

обычно одного ис­

точника. Объем обзора 6—8

страниц,

 

 

 

«Экспресс-информация»

— краткая информация о важ­

нейших фактах объемом до двух страниц.

 

 

«Избранная

тематическая

информация»

— синтетиче­

ская информация по многим источникам.

 

 

«Обзор экономической

информации»

— ежемесячник,

содержащий

рефераты зарубежных статей.

Это

издание

предназначено для

руководящего

хозяйственного

актива

страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

Лучшими видами информации для членов центрального руководства являются «Сигналы» и «Избранная тематиче­ ская информация». Первый вид издания содержит сведе­ ния о наиболее интересных достижениях во всем мире в области экономики, науки и техники. Второй вид издания освещает только одну область науки, техники и использу­ ется для принятия определенных решений.

Тематика, которая находится под постоянным наблю­ дением ЦИНТЭИ, включает проблемы науки, техники, промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства и питания. Особое внимание уделяется тенден­ циям развития и прогнозам в отдельных странах, группах

государств, а также отдельным проблемам.

Примерные

темы информационных

обзоров: «Современное

состояние

и перспективы охраны

растений», «Лицензии

капитали-



стических стран», «Организация экономического сотрудни­ чества и развития», «Тенденции и формы развития про­ мышленных расходов в промышленности капиталистиче­ ских стран», «Строительство в странах — членах СЭВ», «Современное состояние и перспективы применения мик­ роволн в мире и в Польше».

ЦИНТЭИ сотрудничает в области информации с 60 ин­ ститутами и научными учреждениями, а также с несколь­ кими сотнями специалистов по разным вопросам. Основной базой получения источников информации являются науч­ ные и технические журналы, выписываемые Институтом

вколичестве около 200 названий.

Вплане работ Института предусмотрено проведение исследований по дальнейшему улучшению информации для центральных руководящих органов. Среди мероприя­ тий, проведенных в этом направлении, следует подчерк­ нуть сотрудничество с соответствующими службами дру­ гих стран: СССР, ГДР, Франции.

Особого внимания заслуживает сотрудничество со стра­ нами — членами СЭВ. В этом направлении в 1965 г. был проведен симпозиум в Праге, и в 1968 г. была организова­ на по этому вопросу трехсторонняя конференция (ЧССР, ГДР и ПНР) в Берлине.

Англия

Последние годы в Англии характерны внедре­ нием ЭВМ в сферу информационного обеспечения. Вместе с тем ряд информационных служб демонстрируют приме­ ры рационального построения систем, использующих про­ стейшие средства обработки информации. Среди них опре­ деленный интерес представляет практика обслуживания руководящих работников объединения металлургических компаний.

Информационная служба, выполняющая эту работу, создана при Центральном научно-исследовательском отде­ ле объединения металлургических компаний. Задачей службы является максимально полное и оперативное дове­ дение опубликованной научно-технической информации о новейших достижениях в отрасли до руководящих работ­ ников объединения. Необходимо отметить, что эта служба не является единственным источником, представляющим

4—24

81

информацию руководящим работникам; последние могут пользоваться всеми доступными им источниками.

Работа сотрудников службы заключается в просмотре поступающей литературы и отборе интересных материалов в соответствии с запланированной программой. Хотя служ­ ба получает много периодических изданий, регулярно про­ сматриваются только некоторые из них, содержащие наи­ большее количество информации, представляющей цен­ ность для руководящих работников объединения. Просмотр оригинальной периодической литературы дополняется изу­ чением английских и американских отраслевых рефера­ тивных изданий. Иногда просматриваются также описания патентов и книги. Это обеспечивает достаточно широкий охват литературы и достаточно полный отбор всей ценной информации. Обо всех материалах, представляющих цен­ ность для одного или нескольких руководящих работников, сообщается этим работникам путем рассылки бланковуведомлений с краткими рефератами отобранных работ. Число материалов, о которых сообщается одному работни­ ку, зависит от его ресурсов времени на чтение в соответ­ ствии с данными, имеющимися в службе информации. При этом учитывается, что каждый руководящий работник передает своим подчиненным литературу, представляющую для них непосредственный интерес. Для разных категорий литературы используются бланки уведомлений различного учета: 1) технические статьи на английском языке; 2) пе­ реводные технические статьи; 3) технические статьи на иностранных языках; 4) описания патентов; 5) сообщения об исследованиях; 6) книги и брошюры.

По ряду причин такой системе информации на бланках отдается предпочтение перед обычными формами, такими, как библиотечный бюллетень или перечень оглавлений. Поскольку специалисты сами читают оригинальную жур­ нальную литературу и просматривают отраслевые рефера­ тивные выпуски, подготавливаемый в библиотеке бюлле­ тень в значительной степени дублировал бы уже получен­ ную ими информацию. Кроме того, каждый специалист заинтересован лишь в узком круге тем и при просмотре довольно широкого по тематике бюллетеня часть времени терялась бы им впустую. Учитывая, что обычно специа­ листы располагают очень небольшим запасом времени на чтение информационных материалов, было отдано пред­ почтение прямой рассылке уведомлений о ценных инфор-