Файл: Кузнецов О.А. Информационные системы для руководителей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При организации практических информационных сис­ тем задача выявления информационных потребностей ру­ ководителей является одной из важнейших. Однако сле-[ дует иметь в виду, что непосредственно информационное! обеспечение потребителей производится по их запросам.!! Поэтому, прежде чем рассматривать методы выявления'; информационных потребностей, разберем понятие «инфор-£ мационный запрос».

Необходимо отметить, что между потребностью и за-|

просом — значительная разница.

Запрос

— это сформули-{

рованное,

осознанное

требование,

во многих случаях

пе\

выражающее

общей

потребности.

Часто

специалист,

фор-|

мулируя запрос, излагает его в пределах того, что знает, а| не того, что ему следовало бы или хотелось бы знать.! Информация, которая отыскивается, не всегда идентична;! той, которая действительно необходима. Кроме того, за-1 прос бывает ограничен из-за недостаточной осведомленно-;-, сти специалистов о существующих способах получения? информации, т. е. потребность имеется, но она не установ-^ лена и не зафиксирована. Поэтому важно установить неї только потребности, выраженные в запросах, но и потреб-|

ности, еще не осознанные [13]. Вопросам

удовлетворения

информационных запросов посвящены

многочисленные*

исследования.

*!

Чаще всего, однако, встречается деление информацион^

ных запросов:

Ц

а) на специализированную информацию (определен-Jj ную точно), необходимую для решения конкретных ИССЛЄ-ij довательских проблем; |= б) на текущую информацию для общей ориентировки^ Давая определение информационному запросу, некото-|

рые исследователи понимают осознанное требование, которое во многих случаях не пол-.*

ностью выражает потребность в информации. В тех случа-g ях, когда запрос выражен четко, например требуется опре-1 деленный документ, форма запроса также лишь отчасти* выражает потребность, так как специалисту нужен не сама документ, а информация, заложенная в этом документе.!

Таким образом, потребитель обычно выражает в форме| запроса только ту часть своих потребностей, которая вы-| ходит за рамки стабильного обеспечения его информацией.;' Информационный запрос является важнейшим элемен­ том информационной системы. Его можно определить как


средство выражения информационной потребности. Уточ­ няя это определение, можно предложить следующую фор­

мулировку: информационный

запрос

представляет

собой

сформулированное

 

осознанное

требование

потребителя,

частично выражающее

его

потребности,

адресованное

информационной

системе.

 

 

 

 

Исследование

информационных

запросов

и потребно­

стей относится к сфере социологических исследований. Существующие методы анализа информационных за­

просов и потребностей можно разделить на две группы: методы прямого изучения и методы косвенного изучения.

К первой группе относятся: анкеты, интервью, беседы, наблюдения в процессе работы, дневники.

Методы второй группы основаны на изучении различ­ ных сведений, характеризующих деятельность потребите­ ля, но без обязательного контакта с ним. К их числу отно­

сятся: анализ

информационных запросов,

поступивших

от

потребителя,

изучение циркуляции информационных

материалов и т. п.

 

 

При изучении запросов потребителей информации ча­

ще

всего применяется метод наблюдения в

совокупности

с различными вариантами сбора материалов и различны­ ми методами исследования (анкеты, записи наблюдений и т. д . ) .

Анкеты, рассылаемые потребителям информации, ока­ залось, не являются наиболее удачной формой исследова­ ния нужд потребителей. К недостаткам такого способа исследования следует отнести: невозможность оценки отве­ та при небольшом количестве полученных анкет (напри­ мер, если не все анкеты будут возвращены), незнание от­ ношения опрашиваемого (серьезное, несерьезное), неуве­ ренность в том, правильно ли были поняты вопросы, поставленные в анкете, частичные ответы на вопросы, по­ нижающие качество исследования, субъективная интер­ претация вопросов.

Дневники как форма записей самонаблюдения приме­ няются там, где потребители получают точные инструкции по их проведению. Этот метод является подходящим для текущих исследований потребителей информации с той оговоркой, что период исследования будет кратким.

Записи наблюдений применяются при исследовании за­ просов потребителей, но представляют собой ограниченное средство, так как регистрировать можно только такие



элементы, которые входят в объем наблюдений. Считается, что применение этого способа в небольших коллективах дает положительный результат, например в лаборатори­ ях для записи времени, в течение которого работник поль­ зуется тем или иным источником информации. С по­ мощью этого средства, однако, нельзя ответить на вопрос, в какой мере полученная информация удовлетворяет руко­ водящего работника и пользуется ли он этой информацией.

Что касается техники сбора материала, наиболее эф­ фективным и чаще всего применяемым способом при изу­ чении информационных запросов потребителей является личный опрос, проведенный на основании заранее разра­ ботанной инструкции-анкеты. Этот способ применяют в настоящее время в большинстве исследований, и его пред­ почитают как социологи, так и работники научной инфор-, мации. Такой способ сбора материала позволяет получит^ точные данные, если лицо, проводящее опрос, имеет со­ ответствующую подготовку. В случае непонимания вопро­ са опрашивающий может объяснить его, а также сориенти­ роваться, каким образом опрашиваемый подходит к каж| дому конкретному вопросу, к более широкой проблеме. I

Выявление информационных потребностей и запро| сов — одна из труднейших, но вместе с тем и важнейшие задач при организации информационных систем. Выявле| ние информационных потребностей и запросов является, исследовательским процессом.

Оптимальная методика выявления информационны: потребностей и запросов еще не создана. Однако в прак тике работ информационных служб уже прошли экспери ментальную проверку и дали положительные результаті некоторые методики. В частности, разработана методик? выявления информационных потребностей руководств*" отраслевого НИИ на основе переработки документов еле дующих уровней.

1. Общегосударственного

(Директивы X X I V съезд

КПСС, постановления ЦК

КПСС и Совета Министро

СССР).

 

2.Министерского (приказы, решения коллегии, коор динационные планы, материалы общеминистерских сове щаний, результаты прогностических исследований отрас левого центра, обобщенные данные по теме «Анализ»).

3.Ведомственного (в рамках главного управления -*і приказы, директивные указания, утвержденные перспекЦ


тивный и годовой планы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, решения совещаний).

4. Межотраслевого (прогнозы развития, решения кон­ ференций, секций научно-технических советов мини­ стерств, обзорно-аналитические материалы родственных и

• смежных отраслей техники).

5. Институтского (прогноз развития, перспективные и ! текущие планы научно-исследовательских и опытно-кон- , структорских работ, решения конференций, научно-техни-

| ческих советов

министерства, обзорно-аналитические ма-

• териалы).

 

 

 

 

 

Анализ этих

документов

позволяет

создать

картину

. реальных целей

и задач, в основе которых

лежат общест-

! венные, государственные интересы. Из

общей суммы ин-

j формационных

потребностей

института

можно

выделить

: информационные потребности

отдельных

руководителей

| в соответствии с их функциональными обязанностями. Ре-

; зультаты такой оценки

рассматриваются,

корректируют-

I ся, уточняются и дополняются пожеланиями в беседах с

конкретными руководителями [57].

 

\ Организация системы

информационного

обслуживания

! начинается с выявления

потребностей и запросов потреби-

: телей в зависимости от их категории. Информационные за- \ просы любых работников связаны с характером их дея­ тельности.

Имеется несколько подходов к выделению круга потре­ бителей информации по роду их деятельности, по темати­ ческой направленности необходимых им сведений, по за­ нимаемой должности [39].

В определении круга потребителей в зависимости от запросов за рубежом имеются две точки зрения, которые обусловлены различием структур систем информации. Так, например, действующая в ЧССР система информационно­ го обеспечения руководства не распространяется на отрас­ левые министерства, а рассчитана только на центральные партийно-хозяйственные органы страны. В ГДР действует единая система информирования руководства, в которую включено звено, ответственное за информирование цент­ ральных руководящих органов, и звенья информирования руководящих работников министерств и ведомств.

В рамках сложившейся в СССР единой научно-техни­ ческой информации этот подход представляется весьма перспективным.