Файл: Каплан А.И. Анализ показателей баланса промышленного предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2024

Просмотров: 124

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л и ц а 26

Прибыли и убытки за 1971 г. (тыс. руб.)

Прибыли Сумма

Прибыль от реализации 19 007

Поступление списанных безнадежных долгов .

Штрафы,

пени

и

не­

17

устойки полученные .

Прибыль

прошлых

лет,

 

выявленная

 

в отчет­

 

ном

году

. . . .

 

Прибыль

по

операциям

 

с тарой

 

. . . .

 

Превышение

излишков

 

материальных

ценно­

 

стей

над их

недоста­

 

чами

 

на

заводских

 

складах

1

Прочие прибыли

Б а л а н с .

19 025

 

Убытки

 

 

Сумма

Убытки от

реализации

. . . .

 

Убытки от стихийных бедствий .

Убытки от списания долгов за ис­

 

течением

сроков

исковой

давно­

 

сти

 

 

 

 

. —

 

 

 

 

 

Убытки от списания долгов по не­

 

достачам

и хищениям

.

. . .

Убытки от

списания

прочих

безна­

 

дежных

долгов

 

 

 

 

Штрафы,

пени и

неустойки

упла­

 

 

ченные

 

 

 

 

 

 

7

в том числе штрафы за наруше­

 

 

ние условий перевозок по всем

 

1

видам

транспорта

. . . .

 

Убытки

прошлых

лет,

выявленные

 

 

в отчетном году

 

 

 

 

Убытки по операциям с тарой .

 

Убытки

от ликвидации

не

полно­

 

 

стью амортизированных основных

 

 

фондов

 

 

 

 

 

3

Прочие

убытки

 

 

 

18

Сальдо

прибыли

 

 

 

995

 

 

 

 

 

 

19

025

Данные показывают, что прибыль получена в основном от реа­ лизации продукции. Лишь около 0,1% всей суммы прибыли состав­ ляют непланируемые доходы (18 тыс. руб.). Неплаиируемые убыт­ ки (30 тыс. руб.) перекрыли прочие доходы на 12 тыс. руб., что яв­ ляется отрицательным показателем.

Основное внимание необходимо сосредоточить на показателях выполнения плана производства, себестоимости и реализации про­ дукции в целях выявления влияния факторов на конечный финан­ совый результат — балансовую прибыль. Для данного анализа ис­ пользуются материалы предшествующего исследования показате­ лей хозяйственной деятельности (в отношении производства и реа­ лизации продукции).

АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ, ПОЛУЧЕННОЙ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРНОЙ ПРОДУКЦИИ

Кроме товарной продукции, от реализации которой предприятия получают основную часть прибыли, определенный финансовый ре­ зультат достигается и от прочей деятельности, включающей ока­ зываемые услуги непромышленного характера и т. д. При анализе следует разграничить прибыль от реализации товарной продукции

106


и прочей деятельности. Также надо выделить прибыль, полученную от реализации предметов широкого потребления, изготовленных из •отходов производства, что в настоящее время широко практикуется предприятиями. План прибыли должен быть выполнен как по ос­ новной, так и по прочей деятельности. Выполнение же плана в це­ лом за счет прочей деятельности нельзя признать положительным показателем.

Основное внимание следует уделять реализации товарной про­ дукции, соответствующей профилю предприятия; что касается про­ чей деятельности, то и она не должна оставаться в тени, так как она •содействует улучшению бытового обслуживания населения и ска­ зывается положительно на финансовых показателях работы пред­ приятия.

Основными факторами, оказывающими влияние на прибыль от реализации товарной продукции, являются объем реализации, себе­ стоимость продукции, ставки налога с оборота и ассортиментные 'сдвиги. Соответствующие расчеты позволяют определить влияние, оказанное на прибыль этими факторами.

Однако следует учесть, что выполнение плана реализации и се­ бестоимость продукции являются укрупненными показателями, в свою очередь требующими детального анализа по факторам, что выходит за рамки нашей работы. Степень выполнения плана реа­ лизации продукции обусловлена как факторами производства, так и непосредственно организацией сбыта. Но прежде всего объем реализации зависит от выполнения плана выпуска продукции соот­ ветствующего ассортимента и качества, ритмичности производст­ венного процесса, от организации работы. Наряду с этим сбыт про­ дукции также имеет немаловажное значение. Своевременная от­ грузка продукции, выбор рациональных видов транспорта, примене­ ние прогрессивных методов расчетов, воздействие на неаккуратных плательщиков положительно сказываются на выполнении плана реализации.

Существенное влияние на прибыль оказывает себестоимость продукции. Экономное использование сырья и материалов, повы­ шение производительности труда, рост фондоотдачи, недопущение •брака, сокращение накладных расходов отражаются на снижении •себестоимости продукции и соответствующем росте прибыли и рен­ табельности. Кроме того, на полную себестоимость продукции ока­ зывают влияние расходы, связанные с реализацией готовой продук­ ции, т, е. внепроизводственные расходы (на тару, упаковку, достав­ ку продукции и др.). Себестоимость продукции анализируется в ос­ новном по данным формы № 6 «Себестоимость товарной продук­ ции», калькуляций и бухгалтерского аналитического и оперативно­ го учета. Снижение себестоимости наряду с ростом реализации продукции является важнейшим источником повышения рентабель­ ности.

Значительное влияние на прибыль может оказать ценовой фак­ тор. Повышение оптово-отпускных цен при прочих неизменных ye­

ll 07


ловиях соответственно повышает рентабельность. Поэтому реализа­ цию следует анализировать в сопоставимых ценах. Ненормальной является прибыль, полученная в связи с повышением установлен­ ных цен и снижением тарифов и выделяемая в отчетности. Ощути­ мое влияние фактор цен оказывает через себестоимость продукции. При анализе данного показателя (затрат сырья и материалов и других статей) определяется влияние нормативного (отклонения от установленных норм расхода) и ценностного (изменения цен) фак­ торов. Материалы указанного анализа себестоимости должны быть использованы при исследовании прибыли. Существенное влияние на прибыль также оказывают ставки налога с оборота, составляю­ щего в легкой и пищевой промышленности значительные суммы. Изменение цен на товары или на сырье и материалы, используемые для их производства, может повлечь за собой пересмотр ставок на­ лога с оборота.

Важным фактором, влияющим на прибыль, является ассорти­ мент продукции. Данный фактор непосредственно сказывается на рентабельности. Нередко предприятия в погоне за прибылью фор­ сируют перевыполнение плана производства по_более рентабельно­ му ассортименту в ущерб другим видам продукции, также преду­ смотренным планом. Кроме того, существенное влияние на прибыль оказывает качество продукции, выражаемое показателем сортно­ сти. Реализация изделий лучшего качества (аттестованных) дает предприятию дополнительную прибыль, которая должна быть уч­ тена при анализе. Следует также учесть, что ассортиментные сдви­ ги и качество продукции оказывают влияние на прибыль не только прямо, но и косвенно, через себестоимость продукции, что опреде­ ляется при анализе данного показателя.

Проанализируем выполнение плана прибыли от реализации по отчету фабрики, представленному в табл. 27.

Приведенные данные показывают, что план реализации товар­ ной продукции был перевыполнен в оптовых ценах на 3,9%, а при­ были сверх плана получено 4,4%- Между тем по прочей реализации вместо предусмотренной планом прибыли результат оказался убы­ точным. Показателю прочей реализации,, включающему услуги не­ промышленного характера, реализацию сверхнормативных и излиш­ них материальных ценностей и прочие, на фабрике не уделялось должного внимания, вследствие чего выручка оказалась ниже про­ изведенных затрат (себестоимости). Состав прочей реализации по ее видам необходимо проанализировать в разрезе их себестоимости с тем, чтобы устранить возможные убытки, уменьшающие общий финансовый результат работы предприятия.

При анализе реализации товарной продукции по объему целесо­ образно использовать балансовый метод для определения влияния на данный показатель роста выпуска продукции, изменения запа­ сов на складах и суммы товаров, отгруженных покупателям. Для этой цели может быть применена следующая балансовая формула-

Зх + 0х + В = Р + 0г + Зг,

108


где 3i — остаток на складе на начало периода;

 

32

— остаток на складе на конец периода;

периода;

0\

— остаток товаров, отгруженных на начало

Оъ — остаток товаров, отгруженных на конец

периода;

В— выпуск продукции;

Р—реализация.

На основе указанной формулы определяем:

Р = В +

(31г)+(01-0,).

Т а б л и ц а 27

Реализация продукции за 1971 г. (тыс. руб.)

Показатели

А. Реализация товарной продукции

Внепроизводственные расходы . . . .

И т о г о полная себестоимость .

Расходы на доставку продукции, возмещае­ мые поставщику в оптовой цене

Выручка от реализации Результат: прибыль

Б. Прочая реализация

Услуги непромышленного характера . Результат: прибыль

 

 

Отклонения

Поплан;

фактическ лизованну продукции

от

плана

Факти­

с

По

 

О

 

 

 

Я

плану

 

чески

ь

 

з:

 

 

сумма

CJ

 

 

о

 

 

 

о.

35

543

36

932

36 760

+ 1 217

3,4

 

374

 

387

 

173

—201

53,5

35

917

37

319

36

933 + 1

016

2,8

63

177

61

816

61

816

—1

361

2 Д

 

214

 

214

 

214

 

 

 

117

518

117

939

117

981

+463

3,9

18 210

18

590

19 018

+808

4,4

+326

 

 

—11

—337

 

В нашем примере реализация составляет: 37 161+ (252—

—399)+ (1357—1438) =36 933*• Следовательно, реализация продук­ ции сократилась под влиянием роста остатков: готовой продукции на складе — на 147 тыс. руб. (252—399) и товаров, отгруженных покупателям и находящихся на ответственном хранении у покупа­ телей,— на 81 тыс. руб. (1357—1438). Следует учесть, что рост ос­ татков на складе при неизменном выпуске обычно является резуль­ татом невыполнения плана реализации. Но в рамках указанной ба­ лансовой формулы остатки на складе принимаются в качестве фак­ тора по отношению к реализации. При анализе отклонения факти­ ческой суммы реализации от плана данные об остатках товаров, от­ груженных по плану, могут быть определены на основе приведен­ ной балансовой формулы, поскольку непосредственно они не пла­ нируются.

1 См. баланс.

109


Таким образом, общий объем реализации складывается под влиянием изменения выпуска продукции, запасов на складе и остат­ ков товаров отгруженных. Увеличение запасов на складе связано с ростом выпуска и уменьшением реализации. Рост остатков сумм товаров отгруженных (не оплаченных покупателями) на конец пе­ риода в сравнении с началом соответственно снижает показатель реализации.

Для анализа прибыли, полученной от реализации товарной про­ дукции, используется включенный в таблицу вспомогательный, кор­ ректированный показатель плановых затрат и выручки по факти­ чески реализованной продукции, исчисленный исходя из плановых

норм

(цен) и фактической

реализации.

 

 

 

Определим влияние, оказанное на прибыль от реализации товар­

ной продукции соответствующими

факторами.

 

 

 

Влияние

перевыполнения плана реализации

(по объему) исчис­

лим

исходя

из плановой

фабричной

себестоимости

реализованной

продукции, в соответствии

с которой

план перевыполнен на 3,9%:

 

 

 

 

 

 

(36 932 — 35 543) 100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35

543

 

 

 

 

Отсюда

под влиянием

данного фактора получено

дополнительной

*

 

, 7 i n

-

/ 1 8

210X3,9

\

 

 

 

 

прибыли

+ / 1 0 тыс. руо.

 

100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Влияние снижения фабричной себестоимости составляет разни­

цу между плановой себестоимостью

по фактически

реализованной

продукции

и

фактической

себестоимостью,

т. е. +172 тыс. руб.

(36 932—36 760). За счет

 

данного

 

фактора

получено прибыли

+172 тыс. руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сокращение

внепроизводственных

расходов

также

соответст­

венно повысило прибыль на +214 тыс. руб. (387—173).

 

Влияние налога с оборота и расходов на доставку

продукции,

воз^мещаемых поставщику

в оптовой

цене, исчисляется

аналогично

фактору себестоимости, т. е. как разница между плановыми сумма­ ми по фактически реализованной продукции и фактическими пла­ тежами. В нашем примере указанные платежи полностью соответст­ вуют плану, поскольку изменений ставок не произошло.

На прибыль фабрики влияние также оказали сдвиги в ассорти­ менте продукции. Влияние данного фактора может быть точно ис* числено прямым способом по видам продукции. Для этого суммы сдвигов в ассортименте по каждому виду изделий следует умно­ жить на разницу между индивидуальным и средним показателем рентабельности ( к оптовой цене предприятия) и разделить на

100i. Однако ввиду громоздкости этого расчета

применяют

сальдо­

вый метод, сводящийся к исчислению

влияния

указанного

факто­

ра на основе данных об'общей сумме

отклонения и значениях ра-

1 На практике применяются и другие способы расчета влияния данного фак­ тора. (См.: Ч у м а ч е н к о Н. Анализ прибыли промышленного предприятия. М.,Тосфиниздат, 1960, с. 78—91.)

110