Файл: Каплан А.И. Анализ показателей баланса промышленного предприятия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.07.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 0
Т а б л и ц а 26
Прибыли и убытки за 1971 г. (тыс. руб.)
Прибыли Сумма
Прибыль от реализации 19 007
Поступление списанных безнадежных долгов .
Штрафы, |
пени |
и |
не |
17 |
||
устойки полученные . |
||||||
Прибыль |
прошлых |
лет, |
|
|||
выявленная |
|
в отчет |
|
|||
ном |
году |
. . . . |
|
|||
Прибыль |
по |
операциям |
|
|||
с тарой |
|
. . . . |
|
|||
Превышение |
излишков |
|
||||
материальных |
ценно |
|
||||
стей |
над их |
недоста |
|
|||
чами |
|
на |
заводских |
|
складах |
1 |
Прочие прибыли |
— |
Б а л а н с . |
19 025 |
|
Убытки |
|
|
Сумма |
|
Убытки от |
реализации |
. . . . |
|
||
Убытки от стихийных бедствий . |
— |
||||
Убытки от списания долгов за ис |
|
||||
течением |
сроков |
исковой |
давно |
|
|
сти |
|
|
|
|
. — |
|
|
|
|
|
|
Убытки от списания долгов по не |
|
||||
достачам |
и хищениям |
. |
. . . |
— |
|
Убытки от |
списания |
прочих |
безна |
|
дежных |
долгов |
|
|
|
— |
|
|
Штрафы, |
пени и |
неустойки |
упла |
|
|
||
ченные |
|
|
|
|
|
|
7 |
в том числе штрафы за наруше |
|
|
|||||
ние условий перевозок по всем |
|
1 |
|||||
видам |
транспорта |
. . . . |
|
||||
Убытки |
прошлых |
лет, |
выявленные |
|
|
||
в отчетном году |
|
|
|
— |
|
||
Убытки по операциям с тарой . |
— |
|
|||||
Убытки |
от ликвидации |
не |
полно |
|
|
||
стью амортизированных основных |
|
|
|||||
фондов |
|
|
|
|
|
3 |
|
Прочие |
убытки |
|
|
|
18 |
||
Сальдо |
прибыли |
|
|
|
995 |
||
|
|
|
|
|
|
19 |
025 |
Данные показывают, что прибыль получена в основном от реа лизации продукции. Лишь около 0,1% всей суммы прибыли состав ляют непланируемые доходы (18 тыс. руб.). Неплаиируемые убыт ки (30 тыс. руб.) перекрыли прочие доходы на 12 тыс. руб., что яв ляется отрицательным показателем.
Основное внимание необходимо сосредоточить на показателях выполнения плана производства, себестоимости и реализации про дукции в целях выявления влияния факторов на конечный финан совый результат — балансовую прибыль. Для данного анализа ис пользуются материалы предшествующего исследования показате лей хозяйственной деятельности (в отношении производства и реа лизации продукции).
АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ, ПОЛУЧЕННОЙ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРНОЙ ПРОДУКЦИИ
Кроме товарной продукции, от реализации которой предприятия получают основную часть прибыли, определенный финансовый ре зультат достигается и от прочей деятельности, включающей ока зываемые услуги непромышленного характера и т. д. При анализе следует разграничить прибыль от реализации товарной продукции
106
и прочей деятельности. Также надо выделить прибыль, полученную от реализации предметов широкого потребления, изготовленных из •отходов производства, что в настоящее время широко практикуется предприятиями. План прибыли должен быть выполнен как по ос новной, так и по прочей деятельности. Выполнение же плана в це лом за счет прочей деятельности нельзя признать положительным показателем.
Основное внимание следует уделять реализации товарной про дукции, соответствующей профилю предприятия; что касается про чей деятельности, то и она не должна оставаться в тени, так как она •содействует улучшению бытового обслуживания населения и ска зывается положительно на финансовых показателях работы пред приятия.
Основными факторами, оказывающими влияние на прибыль от реализации товарной продукции, являются объем реализации, себе стоимость продукции, ставки налога с оборота и ассортиментные 'сдвиги. Соответствующие расчеты позволяют определить влияние, оказанное на прибыль этими факторами.
Однако следует учесть, что выполнение плана реализации и се бестоимость продукции являются укрупненными показателями, в свою очередь требующими детального анализа по факторам, что выходит за рамки нашей работы. Степень выполнения плана реа лизации продукции обусловлена как факторами производства, так и непосредственно организацией сбыта. Но прежде всего объем реализации зависит от выполнения плана выпуска продукции соот ветствующего ассортимента и качества, ритмичности производст венного процесса, от организации работы. Наряду с этим сбыт про дукции также имеет немаловажное значение. Своевременная от грузка продукции, выбор рациональных видов транспорта, примене ние прогрессивных методов расчетов, воздействие на неаккуратных плательщиков положительно сказываются на выполнении плана реализации.
Существенное влияние на прибыль оказывает себестоимость продукции. Экономное использование сырья и материалов, повы шение производительности труда, рост фондоотдачи, недопущение •брака, сокращение накладных расходов отражаются на снижении •себестоимости продукции и соответствующем росте прибыли и рен табельности. Кроме того, на полную себестоимость продукции ока зывают влияние расходы, связанные с реализацией готовой продук ции, т, е. внепроизводственные расходы (на тару, упаковку, достав ку продукции и др.). Себестоимость продукции анализируется в ос новном по данным формы № 6 «Себестоимость товарной продук ции», калькуляций и бухгалтерского аналитического и оперативно го учета. Снижение себестоимости наряду с ростом реализации продукции является важнейшим источником повышения рентабель ности.
Значительное влияние на прибыль может оказать ценовой фак тор. Повышение оптово-отпускных цен при прочих неизменных ye
ll 07
ловиях соответственно повышает рентабельность. Поэтому реализа цию следует анализировать в сопоставимых ценах. Ненормальной является прибыль, полученная в связи с повышением установлен ных цен и снижением тарифов и выделяемая в отчетности. Ощути мое влияние фактор цен оказывает через себестоимость продукции. При анализе данного показателя (затрат сырья и материалов и других статей) определяется влияние нормативного (отклонения от установленных норм расхода) и ценностного (изменения цен) фак торов. Материалы указанного анализа себестоимости должны быть использованы при исследовании прибыли. Существенное влияние на прибыль также оказывают ставки налога с оборота, составляю щего в легкой и пищевой промышленности значительные суммы. Изменение цен на товары или на сырье и материалы, используемые для их производства, может повлечь за собой пересмотр ставок на лога с оборота.
Важным фактором, влияющим на прибыль, является ассорти мент продукции. Данный фактор непосредственно сказывается на рентабельности. Нередко предприятия в погоне за прибылью фор сируют перевыполнение плана производства по_более рентабельно му ассортименту в ущерб другим видам продукции, также преду смотренным планом. Кроме того, существенное влияние на прибыль оказывает качество продукции, выражаемое показателем сортно сти. Реализация изделий лучшего качества (аттестованных) дает предприятию дополнительную прибыль, которая должна быть уч тена при анализе. Следует также учесть, что ассортиментные сдви ги и качество продукции оказывают влияние на прибыль не только прямо, но и косвенно, через себестоимость продукции, что опреде ляется при анализе данного показателя.
Проанализируем выполнение плана прибыли от реализации по отчету фабрики, представленному в табл. 27.
Приведенные данные показывают, что план реализации товар ной продукции был перевыполнен в оптовых ценах на 3,9%, а при были сверх плана получено 4,4%- Между тем по прочей реализации вместо предусмотренной планом прибыли результат оказался убы точным. Показателю прочей реализации,, включающему услуги не промышленного характера, реализацию сверхнормативных и излиш них материальных ценностей и прочие, на фабрике не уделялось должного внимания, вследствие чего выручка оказалась ниже про изведенных затрат (себестоимости). Состав прочей реализации по ее видам необходимо проанализировать в разрезе их себестоимости с тем, чтобы устранить возможные убытки, уменьшающие общий финансовый результат работы предприятия.
При анализе реализации товарной продукции по объему целесо образно использовать балансовый метод для определения влияния на данный показатель роста выпуска продукции, изменения запа сов на складах и суммы товаров, отгруженных покупателям. Для этой цели может быть применена следующая балансовая формула-
Зх + 0х + В = Р + 0г + Зг,
108
где 3i — остаток на складе на начало периода; |
|
|
32 |
— остаток на складе на конец периода; |
периода; |
0\ |
— остаток товаров, отгруженных на начало |
|
Оъ — остаток товаров, отгруженных на конец |
периода; |
В— выпуск продукции;
Р—реализация.
На основе указанной формулы определяем:
Р = В + |
(31-Зг)+(01-0,). |
Т а б л и ц а 27
Реализация продукции за 1971 г. (тыс. руб.)
Показатели
А. Реализация товарной продукции
Внепроизводственные расходы . . . .
И т о г о полная себестоимость .
Расходы на доставку продукции, возмещае мые поставщику в оптовой цене
Выручка от реализации Результат: прибыль
Б. Прочая реализация
Услуги непромышленного характера . Результат: прибыль
|
|
Отклонения |
|
Поплан; |
фактическ лизованну продукции |
от |
плана |
Факти |
с |
||
По |
|
О |
|
|
|
|
Я |
плану |
|
чески |
ь |
|
з: |
||
|
|
сумма |
CJ |
|
|
о |
|
|
|
|
о. |
35 |
543 |
36 |
932 |
36 760 |
+ 1 217 |
3,4 |
||
|
374 |
|
387 |
|
173 |
—201 |
53,5 |
|
35 |
917 |
37 |
319 |
36 |
933 + 1 |
016 |
2,8 |
|
63 |
177 |
61 |
816 |
61 |
816 |
—1 |
361 |
2 Д |
|
214 |
|
214 |
|
214 |
|
|
|
117 |
518 |
117 |
939 |
117 |
981 |
+463 |
3,9 |
|
18 210 |
18 |
590 |
19 018 |
+808 |
4,4 |
|||
+326 |
|
|
—11 |
—337 |
|
В нашем примере реализация составляет: 37 161+ (252—
—399)+ (1357—1438) =36 933*• Следовательно, реализация продук ции сократилась под влиянием роста остатков: готовой продукции на складе — на 147 тыс. руб. (252—399) и товаров, отгруженных покупателям и находящихся на ответственном хранении у покупа телей,— на 81 тыс. руб. (1357—1438). Следует учесть, что рост ос татков на складе при неизменном выпуске обычно является резуль татом невыполнения плана реализации. Но в рамках указанной ба лансовой формулы остатки на складе принимаются в качестве фак тора по отношению к реализации. При анализе отклонения факти ческой суммы реализации от плана данные об остатках товаров, от груженных по плану, могут быть определены на основе приведен ной балансовой формулы, поскольку непосредственно они не пла нируются.
1 См. баланс.
109
Таким образом, общий объем реализации складывается под влиянием изменения выпуска продукции, запасов на складе и остат ков товаров отгруженных. Увеличение запасов на складе связано с ростом выпуска и уменьшением реализации. Рост остатков сумм товаров отгруженных (не оплаченных покупателями) на конец пе риода в сравнении с началом соответственно снижает показатель реализации.
Для анализа прибыли, полученной от реализации товарной про дукции, используется включенный в таблицу вспомогательный, кор ректированный показатель плановых затрат и выручки по факти чески реализованной продукции, исчисленный исходя из плановых
норм |
(цен) и фактической |
реализации. |
|
|
|
||||||||
Определим влияние, оказанное на прибыль от реализации товар |
|||||||||||||
ной продукции соответствующими |
факторами. |
|
|
|
|||||||||
Влияние |
перевыполнения плана реализации |
(по объему) исчис |
|||||||||||
лим |
исходя |
из плановой |
фабричной |
себестоимости |
реализованной |
||||||||
продукции, в соответствии |
с которой |
план перевыполнен на 3,9%: |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
(36 932 — 35 543) 100 |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
35 |
543 |
|
|
|
|
|
Отсюда |
под влиянием |
данного фактора получено |
дополнительной |
||||||||||
* |
|
, 7 i n |
- |
/ 1 8 |
210X3,9 |
\ |
• |
|
|
|
|
||
прибыли |
+ / 1 0 тыс. руо. |
|
100 |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Влияние снижения фабричной себестоимости составляет разни |
|||||||||||||
цу между плановой себестоимостью |
по фактически |
реализованной |
|||||||||||
продукции |
и |
фактической |
себестоимостью, |
т. е. +172 тыс. руб. |
|||||||||
(36 932—36 760). За счет |
|
данного |
|
фактора |
получено прибыли |
||||||||
+172 тыс. руб. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Сокращение |
внепроизводственных |
расходов |
также |
соответст |
|||||||||
венно повысило прибыль на +214 тыс. руб. (387—173). |
|
||||||||||||
Влияние налога с оборота и расходов на доставку |
продукции, |
||||||||||||
воз^мещаемых поставщику |
в оптовой |
цене, исчисляется |
аналогично |
фактору себестоимости, т. е. как разница между плановыми сумма ми по фактически реализованной продукции и фактическими пла тежами. В нашем примере указанные платежи полностью соответст вуют плану, поскольку изменений ставок не произошло.
На прибыль фабрики влияние также оказали сдвиги в ассорти менте продукции. Влияние данного фактора может быть точно ис* числено прямым способом по видам продукции. Для этого суммы сдвигов в ассортименте по каждому виду изделий следует умно жить на разницу между индивидуальным и средним показателем рентабельности ( к оптовой цене предприятия) и разделить на
100i. Однако ввиду громоздкости этого расчета |
применяют |
сальдо |
|
вый метод, сводящийся к исчислению |
влияния |
указанного |
факто |
ра на основе данных об'общей сумме |
отклонения и значениях ра- |
1 На практике применяются и другие способы расчета влияния данного фак тора. (См.: Ч у м а ч е н к о Н. Анализ прибыли промышленного предприятия. М.,Тосфиниздат, 1960, с. 78—91.)
110