Файл: Задорожный Я.Н. Конструкция и летная эксплуатация турбовинтового самолета АН-24 конспект лекций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2024

Просмотров: 162

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- 16 -

фюзеляжа в районе шпангоута 3. На этой трубе установл тейны с подшипниками и роликами, в которых перемещаютс штурвалов вдоль и вокруг своих осей, а снизу подвеше качалки управления рулем направления.

УПРАВЛЕНИЕ РИЕЦ ВЫСОТЫ

В управление рулен высоты (рис.1) входят: два штурва бами (2)* две штурвальные колонки, труба синхронизации демпферных устройства, гермовывод (7") на шпангоуте чО (3 вая машинка автопилота (5) на шпангоуте чЗ (ч), вал с равнения рулем на шпангоуте ч5, качалки и тяги, проло полой кабины экипажа до шпангоута ч, под полом t до 'й^затем вверх по стенке и далее с левой стороны по потолком фюзеляжа до рычага вала управления рулем. Тяг ны на качалках маятникового типа.

Управлять рулем высоты следует продольным перемещени валов с трубами. При этом трубы отклоняют штурвальные нижние концы которых жестко соединены между ообой тру низации, обеспечивающей дублирование управления рулем выс мест обоих пилотов.

Нижняя часть левой колонки тягой соединена с кача новленной на двухрядном шарикоподшипнике на валу синхро Но второму концу качалки крепится тяга управления рул низующая труба шарнирно подвешена к кронштейнам. Кроме концах трубы синхронизации установлено по одному рычаг при отклонении колонок вперед от нейтрального положени Г.*ш*ерные пружины. Усилия на штурвалах увеличиваются, ч отвращает случайный вывод самолета на отрицательные угл при полете-о выпущенными закрылками на угол 38°.

жздесьи" далее цифры в скобках обозначают позиции на ствующих рисунках, помещенных в приложении к книге.

- 17 -

Герыовквод состоит из корпуса, двух крышек, двух валов с гами и других деталей. Валы уплотнены резиновыми кольцами, ус ленными в крышках. На валах жестко, закреплены рычаги, к кото присоединены тяги управления рулем высоты и рулем направления. лы вращаются в подшипниках, расположенных в крышках и перегор корпуса.

В управление рулен высоты включена также рулевая машинка пилота.

Вал управления рулем высоты составлен из трех участков, с непных с половинами руля и .между собой карданами. Средний уч вала установлен в подшипниках кронштейна, который закреплен на шпангоуте 45. На среднем участке вала жестко закреплен рычаг к которому присоединена конечная тяга управления. На этом рыч имеются два выступа, а на кронштейне шпангоута 45 упор, орган вапций отклонение руля. Руль высоты отклоняется максимально: в на 30° и вниз на 15°. В выступе рычага вала находится гнез наконечник стопора.

УПРАВЛЕНИЕ ЭЛЕРОНАМИ

Управление элеронами (рис.2 и 3) состоит из двух штурвало с трубами (I) , двух передаточных механизмов, находящихся в голо квх колонок, тяг синхронизации о подшипниками, качалок и тяг ложенных параллельно тяган управления рулем высоты до ипангсут 20, на котором установлен гермовывод. Под левым зализом центро на в управление элеронами включена рулевая машинка автопилоте.

От герновывода тяги проложены вдоль заднего лонжерона кр к четырем механизмам (9) управления секциями элербйов.

Передаточный механизм, расположенный в £оло$кэ штурвальной колонки включает шестерню и зубчатый сектор.с трубой со диняются с осью шестерни через кардан. На зуСгаЭДОй секторе установлен рычаг, соединенный вертикальной тягой о качалкой, ос которой находится в нижней части колонки.

Гос. пу&гичх.-.я V Мучн« - -ГЬКЬА .ft ч»;* 5

библиотеке CCGC1 \

Ч И Т&АКЛЭЬЕНМОГОЛ Л ЯЗРА Л А I



- 18 -

Аналогичный передаточный механизм расположен в головке штурвальной колонки. Качалки управления элеронами правой и штурвальных колонок соединены между собой тягами синхрони которых совпадает о осью вращения штурвальных колонок. Ка га составлена из двух участков, соединенных на подшипник отвращает изгиб и скручивание тяг синхронизации при упра

.леи выооты.

Гериовывод управления элеронами состоит из вала с дв гами, фланца, закрепленного на внешней стороне фюзеляжа, х удотнятелйшх колец и других деталей.Вал герметизирован ув тельныыи кольцами, установленными в хомуте и фланце. Нижни ток вала е рычагомрасположен в гермокабине, а верхний чагон - в негерметичной части фюзеляна, В рычаге на пинне ке зала имеется гнездо под наконечник стопора. На верхн вала закреплен сектор (б), соединенный тросом и цепью со кой рулевой каишики автопилота (7) . К рычагам вала креп управления элеронами.

Механизмы управлепия корневыми и концевыми 'секциями э нов конструктивно аналогичны. Калдый механизм состоит из двумя рычагами и качалки.

Кодному рычагу вала крепитоя тяга, проложенная вдоль

ак другому - качалка. Второй конец качалки крепится к с рона. Управление элеронами дифференцнаиьное. 8то достигается что точка соединения рычага с качалкой расположена выше ды крыла при нейтральном положении элерона. Поэтому при угловом перемещении вала точка соединения рычага о качал шав- 'разные вертикальные перемещения. Элерон отклоняется вв

'больгаув, вниз - на меньшую величину. Предельные отклонени нов вверх на £4 и вниз на 16° ограничиваются регулируемы ми, установленными на кронттейных концевых секций элеронов.

- 19 -

УПРАВЛЕНИЕ РУЛЕМ НАПРАВЛЕНИЯ

Управление рулем направления ( рис.4) состоит из двух п педалей, вала синхронизации (10), герыовывода (8) на шпангоуте 4 0 С 4) , рулевой машинки автопилота (7) на шпангоуте 43 (5) , ла управления рулем на кронштейне шпангоута 45, качаяок(2)

тяг (3) , проложенных от каядрй педали к валу синхронизации лее параллельно тяган управления рулем высоты.

На шпапгоуте 4 к качалке управления рулем направления соединена пружинная тяга управления поворотом колео передней ги, Эта тяга соединена с золотникои гидравлического крана, случае заклинения золотника пружинная тяга обеспечивает откл ние руля направления.

Управляют рулем направления и тормозами колес с помощью далей, каждая из которых состоит из рамы, верхней н нижне На верхней оси, подвешенной на горизонтальной трубе пульта, тановлена качалка управления рулем. Эта качалка с помощьв ш соединена о рамой педали. На пинией оси установлена тормоз даль. При вращении рамы с качалкой управления вокруг верхне отклоняется руль направления. При вращении ае тормозной педа вокруг нижней'оси рамы происходит тормояенне колес.

Для регулирования педалей по росту пилота, необходимо рао пить раму качалки управления рулем, перемещая рычаг, установ ный с внешней стороны педали в сторону. После чело, переме педаль вперед или назад отпустить рычаг и под действием п произойдет вновь оцепление рамы с качалкой управления рулем.

Каждая педаль соединяется тягой с рычагом на вале син зации, который кинематически связывает между сосбой педали л го и правого иилотов. К левому рычагу вала крепится тяга левпя рулем направления.


- 20 -

Гермовывод, установленный на шпангоуте чО раоенотрен в деле "Управление рулен высоты". В управление рулем направл включена рулевая машинка автопилота, расположенная на шпан

43.

Вал управления рулем направления состоит из двух уча диненных между собой карданом: нижний участок вала устано подшипниках кронштейна фюзеляжа, к нему жестко крепится р присоединенной тягий управления, н верхний - в подшипниках рудя направления. На верхнем участке вала жеютко закрепл плечая качалка, к одному плечу которой крепится один кон ной тяги, а к другому - тяга, соединяющая качалку с серв оаторон. Второй конец тяги присоединен к рулю направления направления отклоняется влево и вправо максимально по 25 раничители установлены в корневой нервюре руля и в кронш впангоута ч5.

УПРАВЛЕНИЕ СЕРВОКОМПЕНСАТОРОМ" РУЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ

Сервокомпенсатор руля направления снимает часть усилий лей при отклонении руля на большой угол в полете, когд один из двигателей С рис.5). Вступает он в работу при у даль равном 15 кг к более. Сервокомпенсатор кинематически с рулем направления. Вал руля направления установлен в ш шипниках, запрессованных в корневой и первой нервюрах рул К валу (20) руля жестко крепится двуплечая качалка (15), с ненная пружинной тягой (21) с рулем направления и жесткой (10) - с рычагом сервокомпенсатора (17).

Пружинная тяга устроена так, что независимо от напр отклонения руля от нейтрального положения пружина в ней только на сжатие.

Пружина имеет предварительное обжатие, расчитанное на лие на педалях, равное 15 кг.

При нажатии на педаль вал руля направления проворач вместе с двуплечей качалкой.

J

- 21 -

Через пружинную тягу усилие передается рулю и он отклоняет противодействующее усилие руля не превышает усилия предварите обаатия пружины, то пружина не обжимается, вал относительно провертывается и сервокомпенсатор относительно руля не отклоня Если же это усилие больше, то пружина сжимается, вал относ руля провертывается и сервокомпенсатор отклоняется в сторону воположную отклонению руля. Сервокомпенсатор отклоняется влево вправо максимально по 16,5°.

На самолетах более позднего выпуска на руле направления вается совмещенный триммер-сервокоипенсатор. максимальные углы е отклонения и как триммера и как сервокомпенсатора + 19? Всту работу сервокомпенсатор также при усилии на педаль равном 15 более.

Совмещенный триммерсервокомпенсаторкинематически связав с лен направления. Вал руля направления установлен в шарикоподш запрессованных в двух нижних нервюрах руля. На валу закрепле ре рычага. Н этим рычагам присоединены тяги от педалей и о компенсатора, а также присоединена ось двухплечей качалки, од плечо крепится к обшивке руля направления, а другое к пружи ге. К последнему рычагу крепится шток электромеханизна. Верхни нец элекгромеханизма через качалку соединен со вторым ко жинной тяги.

При нажатии на педаль вал руля направления поворачивает те с рычагами, через двухплечую качалку усилие передается ру отклоняется. Если противодействующее усилие руля не превышает лия предварительного обжатия пружины в пружинно? тяге, то пру не обжимается, вал относительно руля не провертывается и сер сатор относительно руля не отклоняется.

Если же усилие больше, то пружина обжинается, вал относитель провертывается и сервокомпенсатор отклоняется в сторону противо ложную отклонения руля, как триммер,сервокомпенсатор управляется нажимным переключателем, который установлен на центральном пуль с левой стороны.

УПРАВЛЕНИЕ СЕРВОКОМГЕНСАТОРАШ ЭЛЕРОНОВ Они предназначены для частичного снятия усилий со штурвало

клоняются-в-стороны, противо!. ложные отклонениям элеронов.


- 22 -

УПРАВЛЕНИЕ ТРИММЕРАМИ РУЛЯ ВЫСОТУ

Управляет триммерами до шпангоута 45 о помощью тросо проводки и далее - тягами.

В управление триммерами руля высоты С рис.6) входят: два штурвала (1,9 ) и барабан, жестко закрепленные на одн в центральном пульте, тросовая проводка с направляющими р ми (2), гермовывод ( 7) на шпангоуте 40, винтовой механи рулевая машинка автопилота на шпангоуте 45, качалка (3) и

(4) проложенные к рычагам триммеров (5). На центральном п у каждого штурвала имеются две шкалы для контроля за п триммеров, подвижные и неподвижные треугольные индексы. Пр мещении индексов триммеры находятся в нейтральном положен Цена одного деления шкалы равна 2° отклонения триммеро мкала имеет еще и градуировку в процентах центровки сам САХ.

Тросовая проводка от барабана в центральном пульте ( ликам и направляющим через гермовывод на шпангоуте 40) с ется с барабаном винтового механизма, установленного на ш уте 45. На этом барабане жестко закреплена шестеренка, с ная с шестерней рулевой машинки автопилота. Внутрь бараб тового механизма ввернут шток, который через качалку свя тягами управления триммерами. Тяги через качалки, установл на лонжероне руля высоты и две другие тяги соединены триммеров. При вращении барабана шток, перемещаясь вдоль посредством качалки и тяг отклоняет триммеры. Отклоняются ры вверх и вниз максимально по 20°, ограничивается отклон триммеров зажимами, закрепленными на тросе и текстолитовбй равляющей, установленной на кронштейне в районе 15-17 шпан тов.

УПРАВЛЕНИЕ ТРИММЕРАМИ ЭЛЕРОНА И РУЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ

Управление триммерами руля направления и элерона (рис осуществляется с помощью электронеханизмов ИП-100 м, которые

- 23 -

одному установлены в руле направления и левой корневой секции, элерона. Внутри электронеханизмов расположены концевые выключа­ тели крайних положений триммеров я микровыключатели сигнализации нейтрального положения. Винтовые штоки электромеханизмов (6) че­ рез серьги и тяги С2) соединены о кронштейнами (3) триммеров ( Включаются электромеханизмы нажимными переключателями, установ­ ленными на центральном пульте с левой стороны. При нейтрально положении триммера элерона горит левая зеленая лампа перед пе ключателями, а триммера руля направления - правая.

Кроме того, на центральной панели приборной доски устанав­ ливаются переключатели аварийного управления триммерами руля направления и элерона. Ими мокно пользоваться в случае отказа новных переключателей. Максим-льные углы отклонения триммера ру­ ля направления + 20°, триммера элерона + 15°.

УПРАВЛЕНИЕ ЗАКРЫЛКАМИ (механическая часть)

Правление закрылками электрогидравлическоё и имеется меха­ ническая часть, в которую входят: гидропривод закрылков, транс­ миссионный вал и шесть или восемь винтовых подъемников.

ГИДРОПРИВОД ЗАКРЫЛКОВ

Гидропривод (рис.8) состоит из двух гидромоторов (5) ГМ-36, редуктора и тормоза. Он установлен под правым зализом центропл на.Валы гидромоторов сцеплены шлицами с ведущей шестерней ре - дуктора. Ведомая шестерня сцеплена зубьями с ведущей шестерней и шестерней тормоза. Вал ведомой шестерни (б) соединен с валом трансмиссии, который соединяет все винтовые подъемники. На шес­ терне тормоза смонтирован пакет вращающихся и невращающихся дис ков, сжатых пружиной с помощью тарелки, соединенной с поршнеы. Невращающиеся диски внешними выступами входят в шлицы корпуса. Между этими дисками установлены вращающиеся диски, насаженные на шлицы валика шестерни тормоза. При отсутствии давления жидькости в гидросистеме закрылков пакет дисков постоянно сжат