Файл: Гусаров А.А. Балансировка гибких роторов с распределенной массой.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.07.2024

Просмотров: 132

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Шесть компонентов вибрации одной опоры механически свя­ заны между собой, поэтому в первом приближении можно харак­ теризовать колебания одной опоры при одной скорости вращения одним вектором вибрации. Вся совокупность векторов вибраций на критической скорости может рассматриваться как один вектор. Для достижения допустимого уровня вибраций большинство сов­ ременных энергетических машин достаточно отбалансировать иа рабочей скорости вращения и критических скоростях, лежащих ниже рабочей. Часть форм дисбаланса при существующих конст­ рукциях и технологии изготовления машин практически не вли­ яет на вибрации опор. Часть опор имеет повышенную вибрацию, часть — незначительную. Это определяется в основном механи­ ческими свойствами ротора и в малой степени распределением дисбаланса. Поэтому при балансировке следует стремиться к ограничению вибрации только «неблагополучных» опор, так как на остальных опорах вибрация имеет тенденцию к уменьшению в связи с общим улучшением уравновешенности ротора.

Способ балансировки многоопорных роторов нулевыми систе­ мами грузов, позволяющий оперировать как отдельными грузами, так и системам грузов, дает возможность относительно просто вносить нужные изменения в процессе расчета и более полно ис­ пользовать промежуточные результаты расчетов при изменении исходных данных. Он позволяет также находить оптимальные грузы в том случае, когда для полной компенсации векторов виб­ рации не хватает одной балансировочной плоскости.

Дальнейшее развитие этого способа в части использования комплексных балансировочных чувствительностей и оптимизации расчета корректирующих грузов изложено в работах [50, 51].

Для балансировки многороторных систем в условиях элект­ ростанций И. С. Лисициным разработан метод [52] раздельной компенсации нечетных и четных форм дисбаланса с помощью систем симметричных и кососимметричных грузов на критичес­ кой и рабочей скоростях вращения с последующим распределе­ нием корректирующих грузов по длине ротора. В работе того же автора [53] показан метод решения систем линейных уравнений для определения компенсирующих грузов, позволяющий значи­ тельно сократить число расчетных операций по сравнению с мето­ дом Крамера, а также исключить появление больших погреш­ ностей в расчете, связанных с делением на малые величины. Это последнее обстоятельство особенно важно для расчетов при балан- -сировке с применением нулевых систем.

Условие уравиовешенности многоопорного ротора (5.7) или

.(5.8) есть требование равенства нулю прогибов или колебаний в выбранных точках измерения. Менее строгое условие уравно­ вешенности, предложенное для двухопорных роторов А. Черчем и Р. Планкетом [54], заключается в обеспечении минимума ампли­ туд колебаний в определенных точках измерения. Т. Гудмэн [55] при балансировке сложных роторных систем предложил исполь­

ю :9



зовать метод наименьших квадратов для минимизации среднего квадратичного значения остаточных колебаний в выбранных точках измерения и затем метод взвешенных наименьших квад­ ратов для уменьшения максимальной вибрации в какой-либо одной или нескольких точках.

В работе С. И. Микуниса и С. А. Лимара [56] рассмотрена методика балансировки для случая, когда число корректирующих грузов N меньше, чем число 7Ѵтеор необходимых для полного уравновешивания, определяемых количеством накладываемых М уравнениями (5.7) условий. В этом случае запись уравнений (5.7) некорректна и решение ее в общем случае невозможно. Величины

реально измеренных векторов колебаний Ат в системе

урав­

нений (5.7) являются

результатом действия дисбалансов

в Nreop

сечениях и, оставляя в левой части

уравнения вместе с Ат лишь

к членов вида «mnQn>

мы должны

в правой части записать не

нули, а величины остаточных векторов А°?т колебаний, вызван­ ных дисбалансами, оставшимися несбалансированными в (Атеор—

к) сечениях

[А] + [а] [Q] = [Аост].

При такой записи отбрасывание ряда членов в левой части

уравнений не нарушает равенств, поскольку векторы A °f отра­ жают влияние дисбалансов в исключенных из рассмотрения сече­ ниях. Если наложить условие минимума на сумму квадратов оста­

точных амплитуд АтТ, то будет получено иаплучшео приближен­ ное решеипе системы уравнений (5.9) относительно неизвестных компенсирующих грузов в N выбранных сечениях (N А 14'"1’ =

=М)

[Q]= — [ І я Ч И Г Ч а Ч і А ] .

Здесь помимо принятых ранее обозначений через [ат] обоз­ начена транспонированная прямоугольная матрица [«].

Условие минимума остаточных амплитуд колебаний позволяет сократить количество корректирующих грузов, не нарушая кор­ ректности условий (5.9). Однако это условие не гарантирует сни­ жение вибраций опор ниже допустимого уровня. Допустимое сни­ жение вибраций должно проверяться. Если полученное из урав­

нений (5.9) значение остаточной амплитуды (AmT)mas ^ Адоп, то

расчет можно повторить последовательно для N — 1, N — 2 и последующих сечений, выбирая наилучшее решение. Если

(AmT)max > Адоп, то необходимо изменить положение или увели­ чить количество корректирующих грузов, так как отбаланси­ ровать ротор выбранной ранее системы из N грузов невозможно.

Не имея возможности подробно останавливаться на ряде ра­ бот, касающихся деталей балансировки мпогоопорных гибких роторов, мы рекомендуем читателям обратиться к первоисточни­ кам, приведенным в списке литературы.


Глава 6

НЕЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ СКОРОСТИ

Из практики балансировки известны случаи, когда роторы турбогенераторов в определенных диапазонах скоростей слабо реагируют на действие установленных на них сосредоточенных корректирующих грузов. Такие скорости получили наименованиенечувствительных. Близость нечувствительной скорости к балан­ сировочной или рабочей значительно усложняет балансировку ротора, поскольку в этом случае приходится выполнять ее на дру­ гой скорости или переносить корректирующие грузы в другие плоскости, что в условиях электростанции без выемки ротора из статора осуществить невозможно.

Определение нечувствительных скоростей гибкого ротора яв­ ляется актуальной задачей при балансировке, осуществляемой с помощью двух грузов. Поэтому в ряде последних работ, посвя­ щенных балансировке гибких роторов современных машин [11,

17,

19,

21—23, 29,

39, 46, 57—60], в той или иной мере затраги­

вались

вопросы,

касающиеся нечувствительных

скоростей.

В

работе [59] была

доказана теорема о существовании

нечувстви­

тельных скоростей для симметричного ротора переменного сече­ ния с парой неуравновешенных грузов. Там же было показано, что величины нечувствительных скоростей не зависят от подат­ ливости опор.

. Большинство авторов изучали нечувствительные скорости на примере роторов постоянного сечения. В отдельных случаях [57] указывалось, что нечувствительные скорости ротора переменного сечения можно рассчитать с помощью ЭЦВМ, но затем явление опять рассматривалось иа примере ротора постоянного сечения.

Во многих работах дается следующее объяснение физической сущности нечувствительной скорости. Считается, что динамичес­ кий прогиб ротора от симметричной пары грузов на скорости вращения, лежащей между первой и третьей критическими ско­ ростями, складывается преимущественно из прогибов по первой и третьей собственным формам, т. е.

У ( х ) ~ Уі С с ) + Уз ( х )-

(6 -1)

На нечувствительной скорости при установке грузов в балан­ сировочные плоскости эти прогибы на концах ротора будут равны по величине и противоположны по направлению. Следовательно, установка в эти плоскости даже больших симметричных грузов

111


не вызовет на нечувствительной скорости заметного изменения ко­ лебаний концов вала и вибраций подшипников. Также объясня­ ется и явление нечувствительности к паре кососимметричных грузов.

В работах [19, 57, 60] приводятся графики для определения нечувствительной к паре симметричных грузов скорости в зави­ симости от положения плоскостей, построенные из условия равен­ ства нулю выражения (6.1) для сечений.

Приведенные выше соображения в первом приближении вер­ ны, но в них учтены только первые две четные или нечетные соб­ ственные формы, что приводит к снижению точности определения нечувствительных скоростей. Здесь на результат не влияют выс­ шие формы колебаний, возбуждаемые сосредоточенными грузами. Соотношения же между величинами возбуждаемых гармоник в зависимости от положения грузов и скорости могут быть самые различные, в том числе и такое, например, когда третья гармоника не возбуждается (IJI — Ѵ3) и нечувствительная скорость будет зависеть от отношения первой и пятой гармоник.

С учетом сказанного физический смысл нечувствительности ро­ тора состоит в следующем. Два симметричных пли кососимметриччных груза дают составляющие по всем формам колебаний, соот­ ношения между которыми зависят от скорости и положения гру­ зов. Поэтому ротор, уравновешенный по первой или второй формам с помощью соответствующих пар грузов, иа некоторой скорости начинает изгибаться по формам более высокого порядка. Если грузы расположены близко к опорам, то для перехода от одной формы к другой упругая линия ротора должна пройти через ось вращения. В этом случае неизбежно появление таких скоростей, при которых точки приложения грузов совпадут с осью вращения и не дадут реакций.

Ступенчатый ротор с сосредоточенными грузами в пролете

В работах [11, 23, 29] получены выражения, определяющие в замкнутой форме величину опорных реакций и нечувствительных скоростей гибкого ротора постоянного сечения от действия пары симметричных или кососимметричных грузов. Там же приведены графики для определения нечувствительных скоростей с учетом действия всех гармоник разложения сосредоточенных грузов. Многие результаты, полученные из рассмотрения роторов пос­ тоянного сечения, в первом приближении можно отнести и к роторам переменного сечения. Однако наличие утолщенной сред­ ней части натурных роторов турбогенераторов и связанное с этим перераспределение масс и жесткостей по длине приведут помимо количественных изменений к проявлению некоторых свойств, характерных только для ступенчатого ротора. В частности, зна­ чения нечувствительных скоростей будут зависеть не только от

112