Файл: Гусаров А.А. Балансировка гибких роторов с распределенной массой.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.07.2024
Просмотров: 132
Скачиваний: 0
Шесть компонентов вибрации одной опоры механически свя заны между собой, поэтому в первом приближении можно харак теризовать колебания одной опоры при одной скорости вращения одним вектором вибрации. Вся совокупность векторов вибраций на критической скорости может рассматриваться как один вектор. Для достижения допустимого уровня вибраций большинство сов ременных энергетических машин достаточно отбалансировать иа рабочей скорости вращения и критических скоростях, лежащих ниже рабочей. Часть форм дисбаланса при существующих конст рукциях и технологии изготовления машин практически не вли яет на вибрации опор. Часть опор имеет повышенную вибрацию, часть — незначительную. Это определяется в основном механи ческими свойствами ротора и в малой степени распределением дисбаланса. Поэтому при балансировке следует стремиться к ограничению вибрации только «неблагополучных» опор, так как на остальных опорах вибрация имеет тенденцию к уменьшению в связи с общим улучшением уравновешенности ротора.
Способ балансировки многоопорных роторов нулевыми систе мами грузов, позволяющий оперировать как отдельными грузами, так и системам грузов, дает возможность относительно просто вносить нужные изменения в процессе расчета и более полно ис пользовать промежуточные результаты расчетов при изменении исходных данных. Он позволяет также находить оптимальные грузы в том случае, когда для полной компенсации векторов виб рации не хватает одной балансировочной плоскости.
Дальнейшее развитие этого способа в части использования комплексных балансировочных чувствительностей и оптимизации расчета корректирующих грузов изложено в работах [50, 51].
Для балансировки многороторных систем в условиях элект ростанций И. С. Лисициным разработан метод [52] раздельной компенсации нечетных и четных форм дисбаланса с помощью систем симметричных и кососимметричных грузов на критичес кой и рабочей скоростях вращения с последующим распределе нием корректирующих грузов по длине ротора. В работе того же автора [53] показан метод решения систем линейных уравнений для определения компенсирующих грузов, позволяющий значи тельно сократить число расчетных операций по сравнению с мето дом Крамера, а также исключить появление больших погреш ностей в расчете, связанных с делением на малые величины. Это последнее обстоятельство особенно важно для расчетов при балан- -сировке с применением нулевых систем.
Условие уравиовешенности многоопорного ротора (5.7) или
.(5.8) есть требование равенства нулю прогибов или колебаний в выбранных точках измерения. Менее строгое условие уравно вешенности, предложенное для двухопорных роторов А. Черчем и Р. Планкетом [54], заключается в обеспечении минимума ампли туд колебаний в определенных точках измерения. Т. Гудмэн [55] при балансировке сложных роторных систем предложил исполь
ю :9
зовать метод наименьших квадратов для минимизации среднего квадратичного значения остаточных колебаний в выбранных точках измерения и затем метод взвешенных наименьших квад ратов для уменьшения максимальной вибрации в какой-либо одной или нескольких точках.
В работе С. И. Микуниса и С. А. Лимара [56] рассмотрена методика балансировки для случая, когда число корректирующих грузов N меньше, чем число 7Ѵтеор необходимых для полного уравновешивания, определяемых количеством накладываемых М уравнениями (5.7) условий. В этом случае запись уравнений (5.7) некорректна и решение ее в общем случае невозможно. Величины
реально измеренных векторов колебаний Ат в системе |
урав |
||
нений (5.7) являются |
результатом действия дисбалансов |
в Nreop |
|
сечениях и, оставляя в левой части |
уравнения вместе с Ат лишь |
||
к членов вида «mnQn> |
мы должны |
в правой части записать не |
нули, а величины остаточных векторов А°?т колебаний, вызван ных дисбалансами, оставшимися несбалансированными в (Атеор—
— к) сечениях
[А] + [а] [Q] = [Аост].
При такой записи отбрасывание ряда членов в левой части
уравнений не нарушает равенств, поскольку векторы A °f отра жают влияние дисбалансов в исключенных из рассмотрения сече ниях. Если наложить условие минимума на сумму квадратов оста
точных амплитуд АтТ, то будет получено иаплучшео приближен ное решеипе системы уравнений (5.9) относительно неизвестных компенсирующих грузов в N выбранных сечениях (N А 14'"1’ =
=М)
[Q]= — [ І я Ч И Г Ч а Ч і А ] .
Здесь помимо принятых ранее обозначений через [ат] обоз начена транспонированная прямоугольная матрица [«].
Условие минимума остаточных амплитуд колебаний позволяет сократить количество корректирующих грузов, не нарушая кор ректности условий (5.9). Однако это условие не гарантирует сни жение вибраций опор ниже допустимого уровня. Допустимое сни жение вибраций должно проверяться. Если полученное из урав
нений (5.9) значение остаточной амплитуды (AmT)mas ^ Адоп, то
расчет можно повторить последовательно для N — 1, N — 2 и последующих сечений, выбирая наилучшее решение. Если
(AmT)max > Адоп, то необходимо изменить положение или увели чить количество корректирующих грузов, так как отбаланси ровать ротор выбранной ранее системы из N грузов невозможно.
Не имея возможности подробно останавливаться на ряде ра бот, касающихся деталей балансировки мпогоопорных гибких роторов, мы рекомендуем читателям обратиться к первоисточни кам, приведенным в списке литературы.
Глава 6
НЕЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ СКОРОСТИ
Из практики балансировки известны случаи, когда роторы турбогенераторов в определенных диапазонах скоростей слабо реагируют на действие установленных на них сосредоточенных корректирующих грузов. Такие скорости получили наименованиенечувствительных. Близость нечувствительной скорости к балан сировочной или рабочей значительно усложняет балансировку ротора, поскольку в этом случае приходится выполнять ее на дру гой скорости или переносить корректирующие грузы в другие плоскости, что в условиях электростанции без выемки ротора из статора осуществить невозможно.
Определение нечувствительных скоростей гибкого ротора яв ляется актуальной задачей при балансировке, осуществляемой с помощью двух грузов. Поэтому в ряде последних работ, посвя щенных балансировке гибких роторов современных машин [11,
17, |
19, |
21—23, 29, |
39, 46, 57—60], в той или иной мере затраги |
|
вались |
вопросы, |
касающиеся нечувствительных |
скоростей. |
|
В |
работе [59] была |
доказана теорема о существовании |
нечувстви |
тельных скоростей для симметричного ротора переменного сече ния с парой неуравновешенных грузов. Там же было показано, что величины нечувствительных скоростей не зависят от подат ливости опор.
. Большинство авторов изучали нечувствительные скорости на примере роторов постоянного сечения. В отдельных случаях [57] указывалось, что нечувствительные скорости ротора переменного сечения можно рассчитать с помощью ЭЦВМ, но затем явление опять рассматривалось иа примере ротора постоянного сечения.
Во многих работах дается следующее объяснение физической сущности нечувствительной скорости. Считается, что динамичес кий прогиб ротора от симметричной пары грузов на скорости вращения, лежащей между первой и третьей критическими ско ростями, складывается преимущественно из прогибов по первой и третьей собственным формам, т. е.
У ( х ) ~ Уі С с ) + Уз ( х )- |
(6 -1) |
На нечувствительной скорости при установке грузов в балан сировочные плоскости эти прогибы на концах ротора будут равны по величине и противоположны по направлению. Следовательно, установка в эти плоскости даже больших симметричных грузов
111
не вызовет на нечувствительной скорости заметного изменения ко лебаний концов вала и вибраций подшипников. Также объясня ется и явление нечувствительности к паре кососимметричных грузов.
В работах [19, 57, 60] приводятся графики для определения нечувствительной к паре симметричных грузов скорости в зави симости от положения плоскостей, построенные из условия равен ства нулю выражения (6.1) для сечений.
Приведенные выше соображения в первом приближении вер ны, но в них учтены только первые две четные или нечетные соб ственные формы, что приводит к снижению точности определения нечувствительных скоростей. Здесь на результат не влияют выс шие формы колебаний, возбуждаемые сосредоточенными грузами. Соотношения же между величинами возбуждаемых гармоник в зависимости от положения грузов и скорости могут быть самые различные, в том числе и такое, например, когда третья гармоника не возбуждается (IJI — Ѵ3) и нечувствительная скорость будет зависеть от отношения первой и пятой гармоник.
С учетом сказанного физический смысл нечувствительности ро тора состоит в следующем. Два симметричных пли кососимметриччных груза дают составляющие по всем формам колебаний, соот ношения между которыми зависят от скорости и положения гру зов. Поэтому ротор, уравновешенный по первой или второй формам с помощью соответствующих пар грузов, иа некоторой скорости начинает изгибаться по формам более высокого порядка. Если грузы расположены близко к опорам, то для перехода от одной формы к другой упругая линия ротора должна пройти через ось вращения. В этом случае неизбежно появление таких скоростей, при которых точки приложения грузов совпадут с осью вращения и не дадут реакций.
Ступенчатый ротор с сосредоточенными грузами в пролете
В работах [11, 23, 29] получены выражения, определяющие в замкнутой форме величину опорных реакций и нечувствительных скоростей гибкого ротора постоянного сечения от действия пары симметричных или кососимметричных грузов. Там же приведены графики для определения нечувствительных скоростей с учетом действия всех гармоник разложения сосредоточенных грузов. Многие результаты, полученные из рассмотрения роторов пос тоянного сечения, в первом приближении можно отнести и к роторам переменного сечения. Однако наличие утолщенной сред ней части натурных роторов турбогенераторов и связанное с этим перераспределение масс и жесткостей по длине приведут помимо количественных изменений к проявлению некоторых свойств, характерных только для ступенчатого ротора. В частности, зна чения нечувствительных скоростей будут зависеть не только от
112