Файл: Гусаров А.А. Балансировка гибких роторов с распределенной массой.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.07.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

положения грузов, но и от соотношений между длинами, диамет­ рами, моментами инерции и массами концевых частей и бочки ротора.

В связи с этим в настоящем разделе приводится исследование влияния указанных факторов на нечувствительные скорости ротора ступенчатого сечения при грузах, установленных в торцовых сечениях бочки ротора, что характерно для случаев балансировок роторов турбогенераторов в условиях электростанций.

Для определения нечувствительных скоростей использованы уравнения (4.17) и (4.24). Из условия равенства нулю реакций на нечувствительных скоростях, для определения последних получены следующие уравнения:

при паре симметричных грузов

М (ß2)F (ß:) -

в (ß2) Т (ßx) +

ах С (ß2) 5

(ßO

=

0,

(6.2)

при паре кососимметричных

грузов

 

 

 

 

А (ß2) Т (ßx) +

Ь±В (ß2) V (ßx)

+

<hSx (ß2) 5

(ßx)

=

0.

(6.3)

Использованные в уравнениях обозначения приведены в пре­ дыдущих главах. Учтено, что для однородного сплошного ротора отношения масс и моментов инерции сечений концевых и средней частей ротора могут быть выражены через отношения диаметров этих частей (4.34). Поэтому коэффициенты аг и ^ принимают зна­

чения

(4.35).

 

 

 

 

равны: ßx = к 1 11,

Переменные в

уравнениях

(6.2)

и

(6.3)

ß2 =

к2 12 = 1^6 (1 — ех) ßx/ex = 1^6 e2ßi-

Здесь

обозначено

кп — Хпп7Пп/ЕІп,

sx = £х/і2, е2

=

=

(1

с^)/вх,

где А.я;і —

нечувствительная

частота.

 

 

 

 

 

Значения нечувствительных частот ротора при симметричных

и кососимметричных грузах находятся через

корни

уравнений

(6.2) и (6.3) по формуле

 

 

 

 

 

^пн = ( ß y y 2

(ЕІМіУ1*-

 

 

 

 

(6.4)

Здесь ßn1H — корень соответствующего

уравнения.

 

Принимая во внимание значения входящих в уравнения (6.2) и (6.3) величин, можно видеть, что корни этих уравнений и, сле­ довательно, нечувствительные скорости ступенчатого ротора за­ висят от соотношения диаметров 6 и длин ех концевых и средней частей ротора. Зависимость эту в общем виде исследовать не уда­ ется, так как величины 6 и ех входят как в постоянные коэффи­ циенты, так и в частотные функции.

Поэтому для анализа влияния на величины нечувствительных скоростей ступенчатого ротора соотношений диаметров и длин его частей, нами были вычислены для различных конкретных

значений 6 и ех корни ßi£ уравнений (6.2 ) и (6.3) и значения

5 А. А. Гусаров

113


безразмерного коэффициента anll, определяющего величину

со­

части к полной длине ротора (0,5

— у і ) и величины логариф­

ответствующей нечувствительной скорости

 

мов безразмерных коэффициентов а1Нили а2н для первой или вто­

с4, = фш ■e J - U K ,

(6.5)

рой нечувствительных

скоростей

соответственно. Поверхности

построены так, что диаметр концевой части принят неизменным,

где К = I2 (тг/ЕІ

 

 

а диаметр средней части увеличивается в отношении 1 : 6 ; полная

По результатам вычислений на рис. 6.1 построены графики

длина ротора при этом не изменяется (I — const). На поверхно­

зависимости первой и второй нечувствительных скоростей сту­

стях нанесены кривые, соответствующие постоянным отношениям

пенчатого ротора от относительных размеров частей ротора. Гра­

длин или диаметров концевых и средней частей ротора. Поверх­

фики представляют собой поверхности, координатами которых

ности построены для значений 0,1 ^

]Лб ^

1,0, так как мы счи­

являются: квадратный корень из величины отношения диаметров

тали, что исследование

случая, когда d jd z <

0,01 практического

концевых и средней частей ротора 6, отношение длины концевой

интереса не имеет. Кривые с координатой

6 = 1 соответствуют

Р и с .

6.1. Зависимость первой (а) и второй (б) нечувствительных скоростей для

пары

 

Ѵл^К

 

 

грузов

от параметров ротора

 

 

 

 

 

114

5*

115


первым (рис. 6.1, а) и вторым (рис. 6,1, б) нечувствительным ско­ ростям ротора постоянного сечения при разных положениях не­ уравновешенных симметричных и кососимметричных грузов по его длине.

Поверхности нечувствительных скоростей охватывают значе­ ния относительных длин концевых частей ротора (0,5ех) от 0 до 0,45. Для значения 0,5 ех = 0,5, что соответствует валу постоян­ ного сечения с грузом в среднем сечении, переменная ß2 = 0 [11].

Учитывая значения частотных функций А (0) = В (0) =

(0) =

= 0, С (0) = 2, видим, что уравнение (6.3) превращается в тож­ дество, т. е. ротор на всех скоростях нечувствителен к кососим­ метричным грузам с нулевым плечом, что является очевидным. Уравнение (6.2) при этих значениях частотных функций прини­ мает вид: 2S (ßx) = 0. Откуда следует, что ротор постоянного сечения не имеет нечувствительных скоростей нечетных порядков по отношению к грузу, расположенному в среднем сечении, так как S (ßj) =f= 0 ни при каких значениях ßx. Кривые с координатой Ej = 0 соответствуют первым (см. рис. 6.1, а) и вторым (рис.6.1, б) -нечувствительным скоростям ротора постоянного сечения с диаметром, равным диаметру средней части (c^ = d2) при сим­ метричных или кососимметричных грузах, установленных в опор­ ных сечениях.

Рассмотрение графиков, изображенных на рис. 6.1, позволяет сделать следующие общие выводы о характере зависимостей пер­ вых двух нечувствительных скоростей от относительных разме­ ров ступенчатого ротора. При размещении сосредоточенных грузов в опорных сечениях нечувствительные скорости совпадут с соот­ ветствующими собственными частотами ротора и будут пропор­ циональны его диаметру.

Нечувствительные скорости ступенчатого ротора с грузами на торцах «бочки» ротора всегда выше, чем у ротора постоянного сече­ ния, диаметр которого равен диаметру концевых частей ступен­ чатого ротора, при одинаковом расположении грузов по длине. Это видно также из табл. 6.1, в которой приведены рассчитанные с помощью уравнений (6.2) и (6.3) отношения первых (в верхних строчках) и вторых (в нижних строчках) нечувствительных ско­ ростей роторов ступенчатого и постоянного сечения (А,яҢОГ : Я,ПІШ).

Графики н данные табл. 6.1 показывают, что с увеличением диаметра средней части ступенчатого ротора при относительно коротких концевых частях (б! ^ 0,1) первая и вторая нечувст­ вительные скорости возрастают почти пропорционально б-1 и мало отличаются от нечувствительных скоростей ротора постоян­ ного сечения с диаметром, равным диаметру средней части при таком же расположении грузов.

При большой относительной длине концевых частей (до 0,5 et ^ ^ 0,25) нечувствительные скорости ротора при малой разнице диаметров растут медленнее, а при большой разнице — быстрее, чем у ротора постоянного сечения с грузами, расположенными у

116


Т а б л и ц а 6.1

Отношение первых (верхняя строка) и вторых (пижняя строка) нечувствительных скоростей роторов ступенчатого и постоянного сечения (Хпист ■Хшш)

N.0,51,

Ѵ в \

1,0

О О

0,8

0,7

0,6

0,5

0,4

0,3

0,2

0,1

0

0,05

0,10

0,1-13

0,20

0,25

0,294

0,333-4-

 

 

 

 

 

 

 

-4-0,455

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1.,о

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1.235

1,227

1,233

1,229

1,212

1,166

1,072

1 о035

1.235

1,240

1,229

1,213

1,171

1,139

1,135

1,139

1.563

1,552

1,558

1,551

1,516

1,439

1,276

1,181

1.563

1,550

1,549

1,522

1,444

1,378

1,365

1,376

2.041

2,026

2,035

2,021

1,976

1,886

1,671

1,495

2.041

2,047

2,022

1,987

1,883

1,771

1,756

1,767

2.778

2,762

2,769

2,752

2,715

2,668

2,373

2,056

2.778

2,786

2,757

2,735

2,602

2,418

2,394

2,412

4.0

3,979

3,990

3,979

4,028

4,141

3,605

3,056

4.0

4,013

3,995

4,040

3,828

3,521

3,498

3,522

6.250

6,216

6,243

6,300

6,727

7,029

5,904

4,987

6.250

6,270

6,349

6,554

6,109

5,612

5,568

5,613

11,11

11,05

11,18

11,66

13,19

13,28

11,0

9,326

11,11

11,19

11,71

12,07

11,10

10,21

10,14

10,21

25.0

24,91

26,00

28,88

31,83

31,47

26,17

22,17

25.0

25,48

27,50

27,87

25,62

23,58

23,42

23,58

100,0

101,4

114,7

124,3

134,7

133,4

111,0

94,0

100,0

106,6

113,2

114,5

105,4

96,98

96,33

96,99

опор. При этом наибольшее увеличение нечувствительных скоро­ стей ступенчатого ротора имеет место при б .< 0,25 при относи­ тельной длине концевых частей 0,58! = 0,2 -н 0,25 для первой и 0,58! = 0,1 -г- 0,15 — для второй нечувствительных скоростей.

При дальнейшем увеличении относительной длины концевых частей ротора возрастание его нечувствительных скоростей ста­ новится меньшим. При относительной длине концевых частей ротора, большей 0,5ё! = 0,3 для первой и 0,5ех = 0,25 для второй нечувствительных скоростей, оно при любой разнице диаметров становится меньшим, чем у ротора постоянного сечения с диа­ метром, равным диаметру средней части (da = d%), и грузами в опорных сечениях.

Дальнейшее увеличение длины концевых частей ступенчатого ротора практически не влияет на возрастание его первых двух нечувствительных скоростей относительно ротора постоянного се­ чения с диаметром, равным диаметру концевых частей (dn = dj, при одинаковом значении б. Объясняется это, по-видимому, тем, что при переходе упругой линии ротора от низших к более вы­ соким формам изгиба его относительно короткая средняя часть

117


остается очень малоискривленной. В этом случае грузы, уста­ новленные в торцовых частях средней части проходят через узло­ вые точки при скорости вращения, одинаково отстоящей от со­ ответствующей нечувствительной скорости ротора постоянного сечения.

В работе [39] показано, что соотношения между собственными частотам разных порядков зависят от относительных размеров роторов. При этом существуют области значений параметров, при которых отношение между второй и первой собственными частотами ступенчатого ротора меньше, чем у ротора постоянного сечения.

Нами были рассчитаны отношения второй нечувствительной скорости к первой н 2 : Я1Н) при различных относительных раз­

мерах ступенчатого ротора. Эти отношения изображены в виде графика на рис. 6.2, из которого видно, что это отношение всегда больше отношения между собственным частотами ротора пос­ тоянного сечення Х2 : = 4. При большой разнице диаметров

концевых и средней частей ротора ( / б < 0 ,1) наибольшее рас­ ширение интервала между первой и второй нечувствительными скоростями имеет место при средней части, равной 0,8 0,9 дли­ ны ротора. По мере уменьшения разницы диаметров положение зоны наибольшего расширения интервала между нечувствитель­ ными скоростями перемещается в сторону более короткой сред­ ней части ротора. При б > 0,36 наибольшее расширение интер­ вала между нечувствительными скоростями имеет место при длине средней части, равной половине длины ротора.

3 -

2 -

Р и с. 6.2. Зависимость отношения второй и первой нечувствительных скоростей для пары грузов от пара­ метров ротора

Я

118

Одновременно с уменьшением разницы диаметров растет вели­ чина наибольшего расширения интервала между нечувствитель­ ными скоростями. Наибольший интервал в полтора раза шире интервала между собственными частотами и имеет место у ротора постоянного сечения при размещении грузов на расстоянии, рав­ ном половине длины ротора.

Приведенные графики построены для широких интервалов зна­ чений относительных размеров роторов (б = 0,01 ч- 1; ех = 0,1 ч- ч-1) и соответствуют большой группе типов роторов (от вала по­ стоянного сечения до тонкого вала с массивным диском). Этим и объясняются существенные различия в величинах нечувстви­ тельных скоростей одного порядка и ширине интервала между скоростями разных порядков.

Относительные размеры (с учетом пазов в «бочке») роторов современных мощных турбогенераторов [60] имеют более узкую область значений: бп Ä 0,4 ч - 0,6; ех Ä 0,16 ч- 0,36. Поэтому различие между коэффициентами, определяющими нечувстви­ тельные скорости, и шириной интервалов между этими скоростя­ ми будет не очень большим. Однако не учитывать его нельзя.

Для указанных пределов изменения относительных размеров роторов турбогенераторов величины коэффициентов, определяю­ щих нечувствительные скорости, могут иметь значения <ДН~ 5,07ч-

ч- 10,80 и clan Ä 20,80 -г- 52,56. Таким образом, за счет изме­ нения относительных размеров роторов их первые нечувствитель­ ные скорости изменяются примерно в 2, а вторые — в 2,5 раза.

Отношения между величинами нечувствительных скоростей роторов турбогенераторов и ротора постоянного сечения лежат в следующих пределах: Х1ПСТ : Я.1НП^ 1,49 ч- 2,46; Х2нст: Х2яа ?=; ~ 1,68 ч - 2,38. Это показывает, что, определяя нечувствительные скорости роторов турбогенераторов по графикам, построенным для гладких валов, как рекомендуют некоторые авторы [19, 57, 60], мы можем допустить значительные ошибки.

Отношения значений нечувствительных скоростей второго и первого порядков у роторов генераторов лежат в пределах 4,10 ч- ч - 4,87. Таким образом, за счет изменения в обычных пределах размеров роторов турбогенераторов существенного изменения ширины интервала между первой и второй нечувствительными скоростями добиться невозможно, так как наибольшее его расши­ рение составляет менее 20%.

Для выяснения вопроса о степени опасности появления не­ чувствительных скоростей в диапазоне рабочих оборотов ротора важно знать положение этих скоростей относительно соответствую­ щих собственных частот. С этой целью по уравнениям (6.2) и (6.3) и данным, изложенным в работе [39], нами были рассчитаны отношения первой и второй нечувствительных скоростей к соот­ ветствующим собственным частотам. По данным расчета на рис.

119