Файл: Гусаров А.А. Балансировка гибких роторов с распределенной массой.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.07.2024
Просмотров: 152
Скачиваний: 0
Р и о . 3.1. Уравновешенность при синусоидальном дисбалансе первого порядка н сосре доточенных корректирующих грузах, равных по величине (а) и распределенных по синусоиде 1-го порядка (б)
показывают, что корректирующие грузы должны стоять в противо фазе, а штриховые — в фазе с дисбалансом. В последнем случае на данной скорости установленные грузы увеличивают реакции по сравнению с неуравновешенным ротором.
Кривые на рис. 3.1, а показывают, что уравновешенность ро тора в широком диапазоне скоростей зависит не столько от коли чества корректирующих грузов, как это обычно принято считать, сколько от взаимного их расположения на роторе. Действительно, при балансировке шестью парами грузов (кривая 1) уравнове шенность на всех скоростях, превышающих критическую, при данном расположении грузов получается хуже, чем при балан сировке пятью (кривая 3) и даже четырьмя (кривая 5) парами грузов.
Очевидно также, что при балансировке одинаковым числом грузов степень уравновешенности зависит от их расположения. Так, если балансировка проводится без 5-й пары грузов (кри
вая 4), то на скорости |
ротор оказывается практически |
несбалансированным (6s0 = |
0), так как здесь имеет место нечувст |
вительная скорость для данной системы грузов. При увеличении скорости грузы необходимо было бы установить в фазе с дисба лансом. Если балансировка производится без 1-й пары грузов, то ротор оказывается перегруженным корректирующими грузами (кривая 2). Вблизи второй критической скорости Yi = 4 эта пере грузка почти вдвое превышает нагрузку от начального дисбалан са. В то же время балансировка пятью парами грузов (без 2-й пары) обеспечивает хорошую уравновешенность ротора (кривая’#) во всем диапазоне скоростей до второй критической, на которой
42
разбалансировка составляет всего 10%. Если учитывать, что реакции от первой гармоники на этой скорости относительно малы, то можно считать балансировку рассматриваемой системой гру зов вполне удовлетворительной.
Если при балансировке из этой удовлетворительной системы исключить еще одну, например пятую, пару (кривая 6), то хоро шей уравновешенности опять обеспечить не удается, так как на всех скоростях, больших балансировочной, ротор будет недобалансирован. При установленные грузы балансируют только по ловину дисбаланса, а при ^ ^ 4 ротор будет практически нечувст вителен к установленнойсистеме грузов. Если же исключить не пятую, а третью пару грузов, то сбалансированность ротора почти не нарушается до скорости уг ^ S. При больших скоростях пере грузка ротора несколько увеличивается по сравнению с баланси ровкой пятью парами (кривая 3), но это обстоятельство несущест венно, так как влияние первой гармоники на этих скоростях не значительно.
Многие авторы работ по теории балансировки гибких роторов рекомендуют при установке нескольких пар симметричных грузов распределять их статические моменты по синусоиде. При этом счи тается, что распределение грузов по синусоиде обеспечивает наи лучшую балансировку синусоидального дисбаланса. В общем это положение верно. Однако при этом следует иметь в виду одно важ ное обстоятельство. Синусоидальный дисбаланс непрерывно распре делен по ротору, а балансировку производят конечным числом гру зов. Когда число корректирующих грузов достаточно велико, их можно условно считать распределенными непрерывно. Если же ко личество грузов ограничено, то следует учитывать, что каждый груз дает нагрузку по всем гармоникам и совокупность этих гру зов может вызвать не только первую гармонику, но и гармоники более высоких порядков, которые при непрерывном синусоидаль ном Дисбалансе не возбуждаются. Это обстоятельство и может быть причиной разбалансировки ротора при синусоидальном дисбалан се и ограниченном числе грузов, распределенных по синусоиде.
Покажем это на примере. Величина первой из п пар грузов, необходимых для балансировки первой гармоники дисбаланса с учетом формул (2.2), (2.20) и условия (3.1), определяется из вы
ражения |
|
ИеіЬсі = aj( 1 - TÖ 2rw (Kti + £ £ ). |
(3.3a) |
Степень уравновешенности ротора, балансируемого на скоро сти у1о, с учетом выражений (3.3а) и (3.4), определяется формулой
öE3C= (1 - г!) 2гсз (Ксѵ-+ К%)/(1 - f l0) 2г0;- (К% + Кс2і)в=
= 2ösjrEJ(КЪ + tf£)/2rCJ(КЪ + KSt)а,
где 8Sj — степень уравновешенности ротора на данной скорости
43
при одной /-й паре грузов |
|
6« = (1 - Т?) (П - + £&)/(1 -- Т?о) ( К |
+ К-Іі Jo- |
Ha рис. 3.1, б приведены кривые |
уравновешенности ротора, |
отбалансированного на скорости угб = |
0,9 несколькими парами |
симметричных грузов, построенные по данным расчета по формуле (3.4). Діетодика построения графиков такая же, как на рис. 3.1, а. В качестве исходной системы плоскостей, вкоторых устанавливают ся грузы, приняты те же плоскости, что и в предыдущем случае, т. е. взяты плоскости, расстояния которых от опор равны соответ ственно Іг = 0,П, = 0,21, 13 — 0,2951, іі = 0,333і, Іь = 0,4£,. /6 = 0,5/. Отношения статических моментов каждой пары грузов
кмоменту первой пары с учетом синусоидального распределения грузов и положения плоскостей коррекции приняты следующими: Гі = 1; Г2 == 1,902; г3 = 2,588; г4 = 2,802; г5 = 3,078; гв = 3,236. Кривая 1 соответствует балансировке шестью парами грузов. Кривые 2—4 показывают степень уравновешенности ротора при балансировке пятью парами грузов (отсутствуют соответственно' 4-я, 5-я или 6-я пары). Кривые 5 и 6 отражают уравновешенность ротора при балансировке четырьмя парами (отсутствуют соответст венно 4-я и 5-я или 2-я и 6-я пары), а кривая 7 — при балансиров ке только тремя парами (1-й, 3-й и 5-й) грузов.
Кривая 1 (рис. 3.1, б) показывает, что балансировка шестью па рами грузов при данном их расположении дает наихудшие резуль таты. Возбуждаемые этими грузами высшие гармоники приводят
ктому, что вблизи второй критической скорости ротор оказывает ся сильно перебаланспрованным установленными грузами. На этой скорости требуются грузы вдвое меньшие, чем установлен ные при балансировке на скорости у^.
Исключение из исходной системы 4-й пары (г4 = 0), как показы
вает кривая 2, несколько улучшает уравновешенность ротора, но это улучшение незначительно. При исключеиии из исходной систе мы 6-й пары грузов (гв = 0) степень уравновешенности улучшается больше, но ротор оказывается недобаланснрованным установлен ными грузами. На скорости уг = 4 эти грузы составляют пример но 70% от необходимых. Такая же приблизительно уравнове шенность обеспечивается и четырьмя парами грузов (кривая 5), если исключены 4-я и 5-я пары.
Наилучшая уравновешенность получается, если балансировка производится начальной системой без пятой пары (гь = 0). В этом случае перебалансировка на скорости ух = 4 составляет всего' около 18%, что вполне допустимо, если учитывать малую величи ну реакций от первой гармоники на этой скорости. Достаточно' удовлетворительная уравновешенность получается даже при трех парах корректирующих грузов (кривая 7). При этом разбаланси
ровка на второй |
критической скорости |
составляет |
около 24%. |
|
Балансировка |
четырьмя парами при |
г2 = г5 = |
0 (кривая |
6) |
дает лучшую уравновешенность, чем при шести и пяти (г4 = |
0) |
44
парах (кривые 1 и 2), но хуже, чем во всех остальных рассмотрен ных вариантах.
Сравнение кривых, приведенных на рис. 3.1, а и б, показывает, что в большинстве случаев распределение статических моментов корректирующих грузов по синусоиде обеспечивает лучшую уравновешенность по сравнению с балансировкой равными груза ми. Однако равные грузы можно распределить так (кривые 3 и 5 на рис. 3.1, а), что балансировка получится более эффективной, чем при синусоидальном распределении. Очевидно, в этих случаях суммарная величина возбуждаемых грузами высших гармоник оказывается меньшей, чем при синусоидальном распределении величин статических моментов ограниченного числа грузов.
Приведенные данные показывают, что простое увеличение ко личества корректирующих грузов или распределение их по сину соидальному закону, как это часто рекомендуется, не всегда при водит к повышению эффективности балансировки. Иногда можно получить обратный эффект. Это же можно сказать и в отношении других законов распределения статических моментов корректирую щих грузов. Для обеспечения эффективной балансировки в ши роком диапазоне скоростей важно учитывать одновременно и раз мещение грузов по ротору и их относительные величины. Приве денная выше формула (3.4) дает возможность выполнить предва рительные расчеты для определения наиболее подходящих вариан тов корректирующих систем грузов.
Часто количество устанавливаемых на ротор при балансировке грузов так велико, а расстояния между ними так малы, что их с до статочной точностью можно считать за непрерывно распределен ные. В связи с этим целесообразно рассмотреть совместное дейст вие нагрузок при балансировке ротора распределенными грузами.
Рассмотрим для примера гибкий ротор с синусоидальным дисба лансом первого порядка, балансируемый равномерно распределен
ными по |
средней |
части |
грузами. |
Эксцентриситет |
этих грузов |
с учетом выражений (2.2) и (2.10) |
можно вычислить |
по формуле |
|||
Ь0 = |
— а У ъ С |
(ß)/(l |
- Уі) |
|
(3.5) |
Из этого выражения видно, что в общем случае величина кор ректирующих грузов зависит от относительной скорости вращения, величины дисбаланса и длины участка, на котором устанавливают ся грузы. Достигнутая с помощью распределенных грузов на какой-либо скорости балансировка может нарушаться при изме нении скорости. Степень уравновешенности ротора б8ь в этом слу чае с учетом формул (3.4) и (3.5) определяется выражением
ббЬ= ѴтГб (1 - т?) С(ßM' (ß2)//T 7 (1 - Тіб) С (ß) А' (ßOe. |
(3.6) |
На рис. 3.2 приведены кривые уравновешенности ротора с си нусоидальным дисбалансом, отбалансированного на скорости 7іб = ОД равномерно! распределенными на участках разной длины
45
Ри с. 3.2. Уравновешенность ври синусоидальном дисбалансе 1-го порядка
иравномерно распределенных корректирующих грузах
грузами. Кривые построены по данным распета с помощью фор мулы (3.6). Цифры над кривыми показывают длину свободных от корректирующих грузов участков
Приведенные кривые показывают, что отбалансированный рас пределенными грузами ротор на скоростях, меньших балансиро
вочной, будет перегружен при Іх с |
0,1325/ и |
недобалансирован |
|
при /х |
0,1325 /. При скоростях, |
больших |
балансировочной, |
наоборот, |
ротор перегружен при /х> |
0,1325/ и недобалансирован |
при /х <1 0,1325/. Например, при распределении корректирующих грузов по всей длине (Іх = 0) на скорости Ті ~ 1,75 ротор урав новешен только наполовину, скорость ух Ä 2,25 является нечувствительной для рассматриваемой нагрузки, а выше этой скорости корректирующие грузы, установленные в противофазе с дисбалансом, увеличивают его.
При длине свободного участка Іг — 0,1/ на скорости ух « |
3,3 |
|||
уравновешенность составляет 50%, а на скорости ух ^ |
4,25 ротор |
|||
разбалансирован полностью. |
|
|
|
|
Ротор |
перегружен корректирующими |
грузами |
вдвое |
при |
/х = 0,2/ |
на скорости ух » 3,8, а при /х = |
0,4/ — при скорости |
Yx ÄS 2,25. Только при распределении корректирующих грузов на среднем участке длиной 0,735/ (/х = 0,1325/) разбалансировка ро тора до второй критической скорости не превышает 5%.
Рассмотрим также эффективность балансировки синусоидаль ного дисбаланса грузами, статические моменты которых изменя ются по треугольнику. Величина эксцентриситета половины груза, установленного в среднем сечении ротора, с учетом выражений
46
(2.2) и (2.12) должна быть равна
а0 = а^п^С (ß)/4 (1 — yl)ü (ß).
Степень уравновешенности ротора 6ST в этом случае с учетом формул (3.3) и (3.6) будет
6ST= Tie (1 - Ti) с (ß)e«7 (ß)/Ti (1 - Тіб) c (ß) и (ß)„.
Рассчитанной по этой формуле степени уравновешенности рото ра соответствует кривая, обозначенная буквой «т» на рис. 3.2. Эта кривая показывает, что применение распределенных по тре угольнику грузов в общем оправдано, так как при этом даже на второй критической скорости разбалансировка не превышает 35%, в то время как при равномерном распределении грузов в большин стве случаев она значительнее. Однако равномерное распределение грузов на среднем участке длиной 0,735Z обеспечивает более вы сокую степень уравновешенности, чем распределение по треуголь нику.
При балансировке роторов некоторых агрегатов, например мощных турбогенераторов в условиях электростанций, для ус тановки корректирующих грузов без выемки ротора из статора доступны только несколько' сечений (обычно это диски колес вентиляторов, центрирующие кольца роторных бандажей и кон сольные части ротора). Иногда в статоре имеется несколько шо ков, дающих возможность установки корректирующих грузов на бочке ротора без выемки последнего из статора. Однако в боль шинстве случаев число доступных сечений ограничивается двумятремя. Поэтому представляет практический интерес вопрос о воз можности балансировки гибкого ротора, рабочая скорость ко торого ненамного превышает вторую критическую, с помощью минимального числа корректирующих грузов. В работах С. И. Микуниса [26] и И. С. Лисицина [20] делались попытки обосновать эту возможность. Анализ результатов этих работ показывает, что они имеют ограниченное применение, поскольку в них не учиты-' вается такой важный фактор, как влияние высших гармоник от корректирующих грузов на изменение уравновешенности ротора при различных скоростях. В первом приближении этот вопрос рассмотрен в работе С. И. Микуниса [21].
В работах [12, 27, 28] рассматривалась балансировка гибких роторов ортогональными системами из ограниченного числа гру зов. В работах [И , 23, 29] также исследовался вопрос о возможно сти балансировки гибкого ротора с помощью двух симметричных или двух кососимметричных грузов. В этих работах выявлена роль высших гармоник, вносимых устанавливаемыми грузами, в разбалансировке ротора при изменении скорости.
На рис. 3.3 приведены рассчитанные по формуле (3.4) кривые уравновешенности гибкого ротора с синусоидальным дисбалансом первого порядка, отбалансированного на скорости Тіб = 0,9 или
47