Файл: Гусаров А.А. Балансировка гибких роторов с распределенной массой.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.07.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Р и с . 3.3. Уравновешенность при сішусоидальном дисбалансе 1-го порядка и паре симметричных корректирующих грузов

Уіб = 0,866 одной парой симметричных грузов, в зависимости от их положения при разных скоростях. Цифры над кривыми пока­ зывают относительное положенне по длине ротора корректирующих грузов {1-JJ).

Кривые на рис. 3.3 показывают, что ротор, отбалансированный на скорости у1б или у'іо парой симметричных грузов на низких ско­ ростях при < 0,288/, перегружен, а при /х > 0,2951 — недобалансирован установленными грузами. При скоростях больших критической ротор в большинстве случаев также будет в той или

иной степени разбалансирован. Например, при lt =

0,05/ на пер­

вой критической скорости отбалансированный при

= 0,866

ротор будет уравновешен только наполовину, на скорости *уі~1,12 ротор совершенно не уравновешен, а при больших скоростях грузы должны быть установлены в фазе с дисбалансом и величина их

должна быть уменьшена вдвое на с к о р о с т и Ä

1,5, втрое на ско­

рости ух Ä 1,75 и т. д.

 

 

Ротор, отбалансированный на скорости у1б =

0,9 парой грузов

при Іг — 0,1/, будет на скорости ух

1,2 наполовину разбаланси­

рован, при скорости ух Ä : 1,3 корректирующие грузы не оказыва­ ют на него никакого влияния, а выше этой скорости они увеличи­ вают дисбаланс ротора.

При удалении корректирующих грузов от опорных сечений нечувствительные скорости для этих грузов возрастают. Так, при

48

lx = 0,288Zи Yi6 = 0,866 в диапазоне до второй критической ско­ рости нечувствительной скорости нет и установленные таким об­ разом корректирующие грузы в этом диапазоне скоростей дисба­ ланс ротора не увеличивают. Даже на скорости у* = 3 ротор урав­ новешен примерно на 85%.

Оптимальной является установка корректирующей пары сим­ метричных грузов на расстоянии Zx = 0,295Z от опор. Разбалан­ сировка ротора при таких грузах не превышает ± 5% на всем диа­ пазоне скоростей до Yi Ä ; 3,6. Как показано в работе [И], при та­ ком расположении и изгибающие моменты в роторе оказываются минимальными.

 

Пары симметричных грузов, установленные на расстоянии

Zx

0,295Z, в диапазоне до 4 нечувствительных скоростей не

имеют. Однако на скоростях больших первой критической они перегружают ротор. Так, при рекомендуемой некоторыми автора­

ми установке грузов в узлах третьей формы колебаний Zx =

0,333Z

перегрузка ротора

на скорости Yi = 2 составляет около

30%,

при скорости Yi =

3 — около 80% и при дальнейшем повышении

скорости перегрузка возрастает еще больше.

Кривые 0,2 и 0,2' на рис. 3.3 отражают уравновешенность ро­ тора, отбалансированного симметричной парой грузов Zx = 0,21

при скоростях Yi6 = 0,9 и уиз = 0,866 соответственно. Эти кривые показывают, что небольшое изменение величины балансировочной скорости не влияет существенно на величину разбалансировки ротора до скорости Yi = 3. Для пары, установленной на расстоя­ нии Zx = 0,295Z, влияние величины балансировочной скорости на разбалансировку до второй критической скорости практически незаметно.

На рис. 3.3 приведена также кривая 0,5; 0,1 уравновешенности ротора с синусоидальным дисбалансом первого порядка, отбалан­

сированного на скорости Yi6 =

0,9 системой из трех

грузов, два

из которых установлены вблизи

опорных сечений (Zx =

0,1 Z) в фазе с

дисбалансоді, а третий, равный двум первым, установлен в среднем сечении в противофазе с дисбалансом. Такая система, как указы­ валось выше, рекомендуется некоторыми авторами для баланси­ ровки первой гармоники дисбаланса. Кривая 0,5; 0,1 показывает, однако, что подобная система грузов приводит к значительной пере­ грузке ротора на всех скоростях. Это объясняется тем, что груз в среднем сечении на скоростях выше балансировочной всегда вызывает перебалансировку ротора, а пара грузов, установлен­ ная вблизи опор около нечувствительной скорости, расположен­ ной недалеко от критической, почти не влияет на уравновешен­ ность ротора. При больших скоростях эта пара должна была бы уменьшаться по величине, но она неизменна, поэтому тоже вызы­ вает перебалансировку.

Рабочие скорости вращения роторов многих современных матпин лежат вблизи второй критической скорости, а иногда и превы­

49



шают ее. Поэтому при балансировке таких роторов приходится учитывать значительное влияние второй гармоники разложения дисбаланса.

Допустим, что распределенный по синусоиде второго порядка дисбаланс балансируется системой равных пар кососимметрич­ ных грузов {rkj = 1). Величина опорных реакций от действия дисба­ ланса определяется формулой (2.2), а величина реакций от дейст­ вия п пар кососимметричных грузов — формулой (2.23). На осно­ вании этих формул из условия (3.1) получаем выражение для оп­ ределения величины статического момента первой пары коррек­ тирующих грузов

М к = « Д О - Т?) 2< * ä + Kl).

(3.7)

Степень уравновешенности отбалансированного на скорости

Уіб ротора с учетом формул (3.7) и (3.4) будет равна

 

бак = (16 - Ті) 2 (К% + КІ)/( 16 - Тіаб) 2 (* £ + K l ) б.

(3.8)

Данные расчета по этой формуле использованы для построения на рис. 3.4, а кривых уравновешенности ротора, отбалансирован­ ного на скорости ‘уіб = 1,6 системами равных кососимметричных пар грузов. В качестве исходной системы плоскостей, в которых устанавливаются корректирующие грузы, приняты плоскости,

расположенные на

расстояниях от опор, равных Zx = 0,1 Z;

Іг = 0,2Z; 13 = 0,25Z;

Z4 = 0,4Z. Кривая 1 соответствует случаю ба­

лансировки четырьмя парами грузов. Кривые 2 ж3 показывают степень уравновешенности ротора, отбалансированного тремя па­ рами грузов, когда отсутствуют первая или вторая пары соответст­ венно. Кривая 4 отражает степень уравновешенности при баланси­ ровке, выполненной двумя парами грузов, установленных в сече­

ниях 0,1Z и 0,4Z.

Кривая

1

показывает, что с помощью исход­

ной системы из

четырех

пар

кососимметричных грузов можно

отбалансировать гибкий ротор так, что его уравновешенность со­ ставляет 85% на скорости у* = 6,5 (у2 « 1,73). В области второй критической скорости разбалансировка не превышает 5%.

При исключении из исходной системы пары, установленной

всечении 0,2Z, разбалансировка несколько увеличивается, но не1 превышает 8% на второй критической скорости и 20% на скоро­ сти ух = 6,5 (кривая 3). При исключении же из исходной системы пары, установленной в сечении 0,1 Z, разбалансировка сильно по­ вышается и составляет 20% на второй критической скорости и 50% на скорости Ѵі = 6 (кривая 2). Так что такая система грузов мало­ пригодна для балансировки дисбаланса, распределенного по си­ нусоиде второго порядка. Также малопригодна для балансировки такого дисбаланса и система из двух пар грузов, установленных

всечениях 0,1Z и 0,4Z, при которой разбалансировка получается еще большей, чем в предыдущем случае (кривая 4).

50


Р и с. 3.4.

Уравновешенность прп синусоидальном дисбалансе 2-го порядка

с п парами

(а) и одной парой (б) кососимметричныя корректирующих грузов

На рис. 3.4, а приведена также кривая «т», соответствующая •степени уравновешенности ротора, отбалансированного на скоро­ сти уіб = 3,6 (у2б = 0,9) грузами, распределенными по кососим­ метричный треугольникам, рассчитанная по формуле

= Ѵъ> (1 - ТI) Si №)аВ ( Р ) //ъ (1 - ГIs) Si (ß) в (ß)6,

выведенной с учетом выражений (2.2), (2.17) и условия (3.4). Эта кривая показывает, что применение распределенной кососиммет­ ричной треугольной нагрузки не обеспечивает достаточно эффектив­ ной балансировки синусоидального дисбаланса второго порядка даже в случае, когда балансировочная скорость выбрана вблизи второй критической скорости.

Учитывая сказанное выше, рассмотрим также балансировку второй гармоники дисбаланса одной парой кососимметричных трузов.

51

Ssö

г,о

!,5

 

г

1

 

 

 

 

 

/

\

 

 

 

 

 

 

\

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

’,о

\

/

\

 

 

 

/

 

 

 

\

 

к\

 

 

 

 

 

\

 

 

 

0,5

 

 

 

\\

 

 

 

 

 

 

\ ч ч

 

 

о 1

4,5

У , 5 3,0

/3,5

/3 ,0

ZZ.5

У,

 

0,5

1,0

/,5

1,0

2,5

у

Ри с. 3.5. Уравновешенность при синусоидальном дисбалансе 3-го порядна

иравномерно распределенных корректирующих грузах

На рис. 3.4,5 приведены рассчитанные по формуле (3.8) кривые уравновешенности гибкого ротора с синусоидальным дисбалансом второго порядка, отбалансированного на скорости уХб = 1,6 одной парой кососимметрпчных грузов. Цифры над кривыми соответ­ ствуют величине IJI.

Из рис. 3.4, б видно, что при скоростях, меньших балансиро­ вочной, ротор немного разбалансирован. При скоростях, больших балансировочной, ротор недобалансирован при ZK)> 0,2Z и пере­ гружен при ZK<[ 0,2Z. Разбалансировка получается тем большей, чем дальше от оптимального сечения ZK= 0,2Z расположены грузы. Например, при ZK= 0,15Z на второй критической скорости разбалансировка составляет 24%, а при Zft = 0,lZ — 50%. При грузах, установленных в сечениях 0,25Z или 0,4Z, перегрузка ро­ тора на второй критической скорости составляет соответственно

22 и

65%.

На скорости ух = 6

разбалансировка для указан­

ных

грузов

примерно одинакова,

но грузы в сечении 0,15Z еще

уменьшают дисбаланс, а грузы в сечении 0,25Z увеличивают его. При всех указанных грузах разбалансировка в области критиче­ ской скорости не может считаться допустимой.

Оптимальной для балансировки второй гармоники дисбаланса является пара кососимметричных грузов, установленных в сече­ ниях с координатой ZK= 0,2Z. При таких грузах ротор остается практически сбалансированным до скорости у2 = 1,75 несмотря на то, что балансировка проводилась на скорости значительно меньшей, чем критическая. Разбалансировка во всем указанном диапазоне не превышает 6%.

Третья гармоника дисбаланса в большинстве случаев при. балансировке проявляется мало, так как обычно у современных

52


машин рабочая скорость намного меньше третьей критической. Однако несколько общих замечаний по поводу балансировки третьей гармоники дисбаланса следует сделать.

Как будет показано ниже, для многих видов нагрузок в диа­ пазоне между первой и третьей критическими скоростями нахо­ дятся нечувствительные скорости. Об этом следует помнить при выборе систем грузов для балансировки дисбаланса, распределен­ ного по синусоиде третьего порядка. В противоположном случае- в некоторых областях скоростей вращения ротор будет практи­ чески неуравновешен.

Сказанное можно проиллюстрировать рис. 3.5, на котором приведена кривая уравновешенности гибкого ротора с синусои­ дальным дисбалансом третьего порядка, отбалансированного на скорости угб = 7,2 (узб = 0,9) равномерно распределенными по всей длине грузами. У такого ротора при скоростях ^ » 0 - і - 2 , 7 и уі Ю разбалансировка превышает 50%. Даже на третьей критической скорости разбалансировка достигает 20%, хотя ба­ лансировочная скорость близка к критической. Отсюда следует, что для балансировки третьей гармоники должны применяться системы грузов, распределение которых наиболее близко соот­ ветствует этой форме дисбаланса, или, во всяком случае, такие системы, которые в рабочем диапазоне не имеют нечувствитель­ ных скоростей.

Равномерно распределенный или сосредоточенный дисбаланс и корректирующие грузы

Рассмотрим совместное действие некоторых типичных распре­ деленных или сосредоточенных дисбалансов и корректирующих грузов.

Допустим, что для балансировки равномерно распределенного- в средней части ротора дисбаланса используются корректирующие грузы, распределенные по синусоиде первого порядка. Тогда на основании выражений (2.2), (2.10) и (3.4) степень уравновешенности: ротора определяется формулой

6 b s = Ѵ ъ (1 - Тш) С (ß) А! (ß ,W /Tl6 (1 - Ti) C (ß)6 A' (ß2). (3.9)

Если корректирующие грузы распределены по синусоидам первого (ÖJ) и третьего (а3) порядков, то степень уравновешенности ротора с рассматриваемым дисбалансом при учете тех же соотно­ шений будет равна

27а3/яі

Я £ (Р )4 '(ІШ )Л г іб |’т - Ц - +

27а3/яі

(3.9a>

+ -27~ /ді ]c (ß )0/T(ß,).

53