Файл: Гусаров А.А. Балансировка гибких роторов с распределенной массой.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.07.2024

Просмотров: 131

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ник. Применение полученных формул позволит в необходимых случаях еще до начала переноса выполнить предварительные рас­ четы для выбора оптимального варианта заменяющей системы корректирующих грузов, имеющей, например, наименьший сум­ марный вес, наименьший вес наибольшего или каждого из уста­ навливаемых грузов н т. д.

В качестве примера применения полученных формул выпол­ нен расчет величин различных систем заменяющих грузов для трех значений балансировочной скорости (у1б = 0,5; 0,943; 1,5). Заменяемая система представляет собой пару симметричных гру­

зов весом Qс =

1,5 кГ, установленных на расстоянии Іс = 0,1952

от опор (Хе =

0,39). Радиус установки начальных и заменяющих

грузов для упрощения расчета принят одинаковым. В качестве

заменяющих

систем приняты:

 

 

 

 

 

 

 

I

— пара

грузов

(Каі

=

0,59);

 

 

 

 

 

II

— пара

грузов

(КС1 =

0,80);

 

 

 

 

 

III

— груз в середине пролета (А.С1 =

1);

 

 

 

 

IV — четыре пары равных грузов (XCJ =

0,4; 0,6; 0,8;

1,0);

V

— четыре пары равных грузов (А.с; =

 

0,6; 0,7; 0,8, 0,9);

VI

— четыре пары грузов, величина которых изменяется по си­

 

нусоиде (icj = 0,4; 0,6;

0,8; 1,0;

гс} = 1; 1,376; 1,62;

 

1,70);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII — четыре пары грузов,

величина которых изменяется по

 

синусоиде (%cj =

0,6; 0,7; 0,8;

0,9;

rCJ = 1;

1,10; 1,18;

 

1,22);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VIII

— четыре пары грузов, величина которых изменяется по

 

треугольнику

(ксі

=

0,4; 0,6; 0,8;

 

1,0; rcj =

1;

1,5; 2;

 

2,5);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IX

— четыре пары

грузов,

величина

которых

изменяется

 

по

треугольнику

((kcj

= 0,6;

0,7;

0,8; 0,9;

rcj = 1;

.

1,16;

1,33; 1,5);

 

 

 

 

 

 

 

 

X

— равномерно

распределенная по всей длине

нагрузка

XI

=

0);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— равномерно распределенная в средней части ротора на­

 

грузка (Я,х =

0,39);

 

 

 

 

 

 

 

XII

— равномерно распределенная на концевых частях ротора

 

нагрузка

= 0,59).

 

 

 

 

 

 

Результаты расчетов приведены в табл. 2.1, в которой дан вес каждого заменяющего груза Qcj и общий вес всей заменяющей си­ стемы %Qcj (в килограммах). Из таблицы видно, что простым пере­ несением пары грузов в сечения, расположенные ближе к середи­ не ротора (системы I —III), можно уменьшить вес устанавливае­ мых грузов. При относительно малой балансировочной скорости (уі5 = 0,5) уменьшение веса заменяющих грузов по сравнению с начальным несущественно, но при увеличении скорости, для ко­ торой рассчитывается перенос грузов, эта разница значительно увеличивается, что связано с приближением к нечувствительной для начальных грузов скорости, в то время как для заменяющих

3 6


Т а б л и ц а

2.1

 

 

 

 

 

Расчет заменяющих

систем грузов

 

 

 

Система

 

 

= 0,5

Ylö =

0,943

Y16 = 1.5

 

 

 

 

 

 

 

грузов

 

Qcj

EQcj

Осу

EQcj

Qcj

EQcj

 

 

0

0,39

1,50

3,0

1,50

3,0

1,50

3,0

1

0,59

1,408

2,816

1,137

2,274

0,560

1,120

11

0,80

1,345

2,690

0,974

1,948

0,391

0,782

III

1,0

1,326

2,652

0,930

1,860

0,356

0,712

IV

0,40

0,348

2,784

0,272

2,176

0,126

1,008

 

0,60

0,348

 

0,272

 

0,126

 

 

0,80

0,348

 

0,272

 

0,126

 

 

1,0

0,348

 

0,272

 

0,126

 

V

0,60

0,340

2,720

0,253

2,024

0,107

0,856

 

0,70

0,340

 

0,253

 

0,107

 

 

0,80

0,340

 

0,253

 

0,107

 

 

0,90

0,340

 

0,253

 

0,107

 

VI

0,40

0,242

2,758

0,186

2,116

0,082

0,936

 

0,60

0,333

 

0,256

 

0,113

 

 

0,80

0,392

 

0,30

 

0,133

 

 

1,0

0,412

 

0,316

 

0,140

0,842

VII

0,60

0,302

2,718

0,224

2,016

0,094

 

0,70

0,333

 

0,248

 

0,103

 

 

0,80

0,355

 

0,263

 

0,110

 

 

0,90

0,369

 

0,273

 

0,114

0,896

V III

0,40

0,196

2,744

0,148

2,074

0,064

 

0,60

0,294

 

0,222

 

0,096

 

 

0,80

0,392

 

0,296

 

0,128

 

 

1,0

0,490

 

0,371

 

0,160

0,832

IX

0,60

0,272

2,716

0,201

2,012

0,083

 

0,70

0,317

 

0,235

 

0,097

 

 

0,80

0,362

 

0,268

 

0,111

 

X

0,90

0,407

2,970

0,302

2,779

0,125

2,033

0,0

XI

0,39

4,435

3,250

1,330

 

 

 

 

 

 

 

XII

0,59

5,330

6,440

-73,80

грузов нечувствительная скорость лежит выше. Отсюда следует, что простой перенос целесообразно применять в случаях, когда вес начальных грузов был небольшим или перенос производится для отстройки от нечувствительной скорости.

При замене одной пары грузов нескольким парами (систем IV и V) вес каждого заменяющего груза намного меньше веса начального. Но общий вес заменяющей системы несколько боль­ ше, чем при простом переносе грузов в сечения, близкие к середине ротора. Чем ближе к среднему сечению расположена система гру-

3 7


зов, тем меньше ее общий вес и вес каждого из грузов. Системы равных заменяющих грузов целесообразно использовать при необ­ ходимости существенно уменьшить вес каждого заменяющего гру­ за по сравнению с весом начальных грузов, когда вес всей системы не имеет большого значения.

При необходимости еще больше уменьшить общий вес грузов их следзшт устанавливать таким образом, чтобы величина статиче­ ских моментов грузов изменялась по синусоиде или треугольнику (системы V I—IX). Однако при этом вес нескольких заменяющих грузов будет больше, чем в случае равных грузов, установленных в тех же плоскостях, особенно при изменении величины грузов по треугольнику. Система, в которой величина статических момептов грузов изменяется по синусоиде, вносит наименьший дисбаланс по высшим гармоникам и не имеет нечувствительных скоростей.

Наименее выгодными в отношении общего веса корректирую­ щих грузов являются равномерно распределенные нагрузки. При этом на малых скоростях лучше распределять грузы по всей длине ротора (система X). Суммарный вес грузов, равномерно распреде­ ленных в средней части ротора (система XI), на малых скоростях оказывается больше, а на больших скоростях — меньше, чем у рас­ пределенных по всей длине. Распределение грузов по концевым

частям ротора

(система

XII) оказывается наименее пригодным,

' так как общий

вес этих

грузов всегда получается большим, чем

при равномерном распределении по всей длине. К тому же нечувст­ вительная скорость для этой системы может оказаться близкой к рабочей и тогда общий вес системы резко возрастает.

Глава 3

СОВМЕСТНОЕ ДЕЙСТВИЕ СИСТЕМ ГРУЗОВ ПРИ БАЛАНСИРОВКЕ ГИБКОГО РОТОРА

В главе 2 было рассмотрено действие отдельных систем неурав­ новешенных грузов на гибкий ротор и выведены формулы, опре­ деляющие величины прогибов, изгибающих моментов и опорных реакций при воздействии каждой из систем на ротор. Основной за­ дачей балансировки является сведение к нулю или к допустимому минимуму суммарной величины опорных реакций при одновре­ менном действии на ротор сил дисбаланса Ra и уравновешиваю­ щих грузов R y

Д„(0) + Ду(0) = 0, RK(l) + Ry(l) = 0.

(3.1)

Уже в первых работах по балансировке гибких роторов отмеча­ лось, что разные системы грузов оказывают различное динамиче­ ское воздействие на ротор при разных скоростях вращения. При этом в первую очередь подчеркивалось [24], что при несоответст­ вии корректирующих грузов дисбалансу снижение динамических реакций может быть достигнуто за счет увеличения изгибающих усилий в роторе. Показывалось также [7, 24, 25], что наиболее эффективная балансировка гибкого ротора при одновременном снижении реакций и изгибающих моментов в широком диапазоне скоростей может быть обеспечена лишь при использовании систе­ мы корректирующих грузов, наиболее точно приближающейся

кдисбалансу.

Вработах [7, 11] были исследованы эпюры суммарных изгиба­ ющих моментов, возникающих в гибком роторе при одновремен­ ном действии дисбаланса и корректирующих грузов. Рассмотре­ ние эшор показало принципиальную возможность такой баланси­ ровки гибкого ротора, при которой одновременно с устранением реакций снижаются и изгибающие моменты. Наилучший резуль­ тат балансировки с помощью ограниченного числа грузов дости­ гается для тех форм разложения дисбаланса, порядок которых не превышает порядка ближайшей высшей критической скорости. При этом число корректирующих грузов должно быть не меньше числа полуволн балансируемой гармоники или номера ближай­ шей критической скорости: нечетной — для нечетных гармоник, четной — для четных . гармоник. При балансировке гармоник, порядок которых соответствует критическим скоростям, распо­

ложенным ниже скорости вращения, это минимальное число гру­ зов недостаточно и уменьшение реакции приводит к увеличению

39



изгибающих моментов. Для уменьшения последних необходимо уве­ личивать число корректирующих грузов или изменять их располо­ жение на роторе. Обычно же влиянием некоторого увеличения изгибающих моментов от низких гармоник при удалении скорости вращения от критической пренебрегают.

Если учесть, что и дисбаланс и систему корректирующих гру­ зов можно разложить в ряды по синусам различных порядков, то, обозначив амплитуды этих синусоид соответственно через апя и апУ, с учетом условия балансировки (3.1) можно записать, что суммарные прогибы, изгибающие моменты и реакции отбаланси­ рованного ротора будут равны:

. nits

S l H - p ,

(3.2)

Выражая прогибы и моменты через опорную реакцию, находим:

(3.2а)

Выражения (3.2а) показывают, что если установленные при балансировке грузы обеспечивают малые величины опорных ре­ акций в широком диапазоне скоростей, то и прогибы и изгибаю­ щие моменты в роторе будут достаточно малыми в этом диапазоне скоростей. Поэтому для обеспечения эффективной балансировки достаточно проанализировать только влияние совместного дейст­ вия дисбаланса и корректирующих грузов на реакции ротора на разных скоростях, чему и посвящена глава 3. Кроме того, в этой главе обосновываются рекомендации по выбору систем коррек­ тирующих грузов для балансировки гибких роторов.

Синусоидальный дисбаланс и корректирующие грузы

В главе 2 указывалось, что непрерывно распределенный дисба­ ланс всегда можно разложить в ряд по синусоидам различных по­ рядков (2.1). Поэтому целесообразно в первую очередь рассмот­ реть действие на гибкий ротор синусоидального дисбаланса, балан­ сируемого различными системами грузов.

40

Полагаем, что дисбаланс на роторе распределен по синусоиде первого порядка, а балансировка производится системой равных пар симметричных сосредоточенных грузов (/у = 1). Величина опорных реакций от действия дисбаланса определяется формулой (2.2), а от действия п пар симметричных грузов — формулой (2.20). На основании этих выражений из условия (3.1) получаем ■следующую формулу для определения величины корректирующих

грузов:

со

ц А = в1/(1 - гі) 2 (к ѵ + КУ).

(3.3)

7 = 1

 

С учетом обозначений (2.24) из выражения (3.3) видно, что ста­ тический момент корректирующих грузов зависит от величи­ ны гармоники дисбаланса, относительной скорости вращения, количества и расположения корректирующих грузов. Поэтому балансировка, достигнутая на какой-либо скорости ущ, может на­ рушаться на другой скорости. Величину этой разбалансировки можно характеризовать степенью уравновешенности ротора 6С, ■определяемой отношением величины статического момента установ­ ленных при балансировке (рА )б и необходимых на данной ско­ рости ц А корректирующих грузов:

во —= (ц<А)б/Р(А-

(3.4)

Полная

уравновешенность соответствует значению

б0 = 1.

При бс О

1 величина установленных при балансировке

грузов

превышает величину необходимых на данной скорости, т. е. ротор перегружен установленными грузами. При 6С< 1 ротор недобалансирован, так как на данной скорости требуются грузы большие, чем установленные.

Для случая балансировки синусоидального дисбаланса парами

равных симметричных грузов с

учетом формулы (3.3)

степень

уравновешенности определяется выражением

 

 

 

6SC= (1 -

г?) 2 (К* + K 2j)/(c 1 -

Уіб) 2 {Kl; +

Klj)6.

 

 

 

На рис. 3.1, а

приведены кривые уравновешенности

ротора

с синусоидальным

дисбалансом,

отбалансированного

на

ско­

рости

у1б =

0,9

парами

равных

симметричных

грузов. По

оси

абсцисс

отложены

относительные

скорости

вращения

ротора Yu п0 оси

ординат — степень уравновешенности.

Кри­

вая 1 соответствует балансировке шестью парами грузов, установ­

ленных в

сечениях,

расположенных на расстояниях

Іу =

0,1 Z,

4 = 0,2/,

/3 = 0,295Z,

h = 0,333/, /5 = 0,4/ и /е = 0,5/

от

опор.

Кривые 2 —4 характеризуют балансировку пятью парами грузов (отсутствуют грузы в 1-м, 2-м или 5-м сечениях соответственно). Кривые 5 и 6 показывают степень уравновешенности при балан­ сировке четырьмя парами грузов (отсутствуют грузы во 2-м и 3-м или во 2-м и 5-м сечениях соответственно). Сплошные кривые

41