Файл: Воркут А.И. Автомобильные перевозки партионных грузов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2024

Просмотров: 146

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На рисунке видно, между какими точками маршрута А — В —

— С — А должен быть включен пункт/). На практике необя­

зательно используется схема,

кроме того, расстояния между

пунктами определяются по улицам,

а не по прямой.

Поэто­

 

му не всегда будет наглядно

 

видно,

между какими

пункта­

 

ми включить точку

D.

 

Чтобы определить,

между

 

какими пунктами

начального

 

маршрута целесообразно вклю­

 

чить пункт D, пробуем пооче­

 

редно

включать

этот пункт

 

между каждой соседней парой

 

пунктов начального маршру­

Рис. 28. Включение пункта в

та, т.

е. сначала между парой

А и В,

затем Б и С и, наконец,

исходный маршрут.

 

Л и С.

При этом для каждой

пары пунктов находим величину приращения длины мар­

шрута

по формуле

 

 

 

hhp = hi +

lip hp,

(97)

где

/ — расстояние, км\

пункта;

 

k,

i —т индекс включаемого

из пары.

р — индексы первого и

второго пунктов

В нашем примере должны сопоставляться такие выражения:

ЛI a b

=

I a d

h i в с

=

I b d

h i a c

=

I a d

+I d b I a b ,

+l d c l в с ,

+I d c I a c -

Это суммы расстояний от точки D к двум соседним точкам на исходном маршруте за вычетом длины звена, которое из-за этого включения из маршрута выпадает. Приведен­ ные выражения показывают, на сколько увеличилась бы протяженность маршрута, включающего на один пункт больше, по сравнению с исходным. Поэтому пункт D вклю­ чаем в маршрут между теми двумя пунктами, для которых это увеличение является наименьшим. Если в нашем при­ мере наименьшим будет А/вс,-то новым маршрутом будет

А В D С А.

Далее необходимо включить в маршрут точку с пятой наибольшей суммой расстояний. Для этого вычисляем уже четыре выражения Alkp аналогично предыдущим.

104


Процесс продолжается до тех пор, пока в маршрут не будут включены все точки.

Проиллюстрируем метод составления маршрута на кон­ кретном примере. Составим маршрут завоза грузов из пунк­

та Л в пункты 1, 2,

3 и 4.

Расстояния между пунктами при­

ведены в матрице (табл.

17).

 

 

 

 

 

 

 

Таблица

17

Пункт

1

2

3

4

А

1

2,5

2,5

5,5

1,9

4,5

2

3,0

3,1

5,5

3

5,5

3,0

6,2

7,2

4

1,9

3,1

6,2

2,8

А

4,5

5,5

7,2

2,8

Сумма

14,4

14,1

21,9

14,0

20,0

Ранее (см. табл. 16) для этих же условий нами был выбран

по кратчайшей связывающей

сети маршрут

А —3—2—1—

4—А, не гарантирующий оптимальный результат, поэтому возможно улучшение.

Дополним матрицу суммой цифр столбцов.

В соответствии со значениями суммы цифр в столбцах

определим

последовательность

пунктов

отнаибольшей

суммы к наименьшей. В такой

последовательности будут

включаться пункты в маршрут:

 

 

 

 

Пункт

З А

1

2

4

 

Сумма столбцов 21,9 20,0

14,4 14,1

14,0

Если имеются столбцы с одинаковой суммой, соответ­

ствующие

им пункты

выписывают

рядом (безразлично,

в какой последовательности).

 

 

 

Исходным кольцевым маршрутом, включающим три

пункта в

указанной последовательности,

будет маршрут

3 — А — 1—3.

Далее в исходный кольцевой маршрут включим пункт 2, для чего необходимо вычислить все варианты прироста

105


длины маршрута при включении точки 2 между пунктами

3 и А, А и 1, 1 и 3:

Д4—А = 4 —2+ 4 —А — 4—А = 1.3 |

Д/л—i = /л—2 + 4 —i— /л—i = 3,5 I A/i—з = min. A/i—з = l\—2 + 4—3 — А—з = 0,0 j

Наименьший прирост длины маршрута соответствует включению точки 2 между точкой 1 и 3 — 0 км.

Если в процессе решения получается несколько вариан­ тов включения с одинаковым приростом длины маршрута, выбирают любой из них. В рассматриваемом примере при­ рост A/i-з равен нулю. Это значит, что включаемый пункт находится в точке, через которую проходит исходный

маршрут.

будет маршрут

Итак, новым кольцевым маршрутом

3 — А — 1—2—3. Последним включаемым

пунктом явля­

ется пункт 4. При различных вариантах его включения будет следующий прирост длины маршрута:

Д/з-л =

/з—4 + 4—л— 4-л = 2,8

 

Д/л—i =

/л-4 "Ь 4—1— /л—1 = 0,2

Д/л- 1 = min.

A/l—2 = /l—4 + 4—24—2 = 2,5

 

Д4-з =

4—4 + 4 —з — 4 —з = 6,3

 

Таким образом, пункт 2 целесообразно включить между пунктами Л и 1, что приводит к маршруту 3— А —4—1 —

— 2—3.

Так как грузоотправитель находится в точке А, то реко­ мендуется развозочяый маршрут

Л — 4 — 1— 2 — 3 — Л

или

Л — 3 — 2 — 1 — 4 — Л.

Этот же маршрут был нами выбранило кратчайшей связы­ вающей сети.

Достоинством рассмотренного метода выбора развозочного маршрута является использование сравнительно прос­ того алгоритма, приемлемого для практического приме­ нения.

Недостатком метода является его трудоемкость при большом числе пунктов завоза, так как он требует опреде­ ления расстояния между всеми пунктами завоза и, кроме того, надо рассматривать большое число вариантов при

106


поисках целесообразного места включения в маршрут но­ вого пункта, особенно при завершении решения.

Однако поиск целесообразного места включения нового пункта в маршрут упрощается, если используется карта с нанесенными на нее пунктами или схема расположения пунктов в масштабе, так как при этом можно не рассмат­ ривать заведомо неприемлемые варианты. Решая практи­ ческие задачи со схемами расположения пунктов, место включения нового пункта в маршрут определяют расчетом только в случае, когда оно может вызвать сомнение. Благо­ даря этому трудоемкость решения задачи значительно уменьшается.

§ 4. МЕТОД ДАЦЕЯ

Метод. Дацея можно применять для составления развозочных маршрутов и в том случае, когда матрица расстояний несимметрична.

При решении задачи предполагается, что все пункты должны включаться в один кольцевой маршрут. При этом условии из каждого столбца и строки матрицы расстояний должно быть выбрано одно и только одно звено, включае­ мое в развозочный маршрут. При нахождении звеньев, которые должны бЬггь включены в развозочный маршрут, постепенно отмечают на матрице звенья наибольшей длины, включение которых в маршрут предполагается нецелесооб­ разным. Этот процесс продолжается до тех пор, пока не останется в каком-либо ряду или столбце только одно звено, которое включается в развозочный маршрут. Далее процесс повторяется.

Достоинством метода является то, что нет необходимости заполнять все расстояния в матрице, поэтому не надо опре­ делять расстояния между отдаленными пунктами. Это зна­ чительно облегчает работу.

С целью сопоставления трудоемкости решения задачи и результатов, получаемых различными методами, как и ранее, рассмотрим процесс нахождения развозочного мар­ шрута на примере одной и той же задачи.

Расстояния между пунктами приведены в матрице

(табл. 18).

Отмечать элементы будем сверху вниз, а в каждом ряду слева направо.

Зачеркиваем оба значения 7,2, оба значения 6,2 и зна­ чение 5,5 (элемент 3—1).

107

После вычеркивания элемента 3—1 в третьем столбце останется только один элемент — это 3—2. Включаем зве­ но 3—2 в развозочный маршрут. В матрице его обводим кружком.

 

 

 

 

 

Таблица 18

Пункт

1

2

3

4

А

1

2,5

1

1,9

4,5

2

О*

 

?4

 

 

\5}У)

0,0

3

. 5,5

 

т

. 6 , 2 ^

^ Z2

 

1

4

1,9

3,1

2,8

 

А

4,5

5,5

 

2,8

Так как из каждого столбца и ряда матрицы выбирают только один элемент, то необходимо после выбора каждого элемента вычеркнуть ряд и столбец, в котором этот элемент находится, и в дальнейшем не принимать во внимание вхо­ дящие в них элементы. Вычеркиваем второй ряд и третий столбец. Одновременно с выбором элемента i — / (в данном

 

 

 

 

 

Таблица 19

Пункт

1

2

3

4

А

1

 

 

1,9

4,5

2

25

 

1^0)

4 4

 

j

кгУ

 

т

 

 

4

 

1

 

 

1,9

3,1

6 , 2 ^

2,8

 

 

 

I

 

 

А

4,5

^

1 ,2 ^

2,8

-

 

 

1

 

 

случае 3—2 ) необходимо вычеркнуть элемент, противоле­ жащий по диагонали — / — i (2 —3), чтобы предотвратить краткий двучленный цикл (в нашем примере 3—2 —3).

Для различия зачеркиваем в противоположном направ­ лении.

108


Перепишем для наглядности матрицу (табл. 19). На прак­ тике при хорошем знании метода вся задача решается непрерывно в одной матрице.

Перед дальнейшей работой необходимо проверить, не окажется ли в результате зачеркивания столбца, ряда и противолежащего элемента в каком-либо ряду или столбце

только один незачеркнутый элемент.

В нашем примере это

элемент в третьем ряду со значением

5,5. Включаем в мар­

шрут звено

1—3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 20

Пункт

1

2

3

4

А

1

_1

2, 5 ^

i 5'^

1

9,5

 

1,9

 

 

 

А

I

 

2

J L*

 

I

f У

 

 

 

3

(7 т 1

Л

1

6 2

^

 

 

 

|

 

 

4

ъ

 

 

J -

 

 

1

с

 

 

 

А

f y

1 2 " ^

 

 

т

 

 

 

 

Перечеркиваем третий ряд и первый столбец. Необхо­ димо воспрепятствовать возникновению кратких циклов. Для этого зачеркиваем противолежащий элемент (здесь он уже вычеркнут на предыдущем этапе). Кроме того, вычер­ киваем элемент 2 1 , так как он вместе с уже выбранными элементами 3— 2 и 1—3 составил бы краткий цикл 3—2

1—3.

Так как в матрице нет столбцов и строк с одним свобод­

ным элементом, зачеркиваем элемент 2—А, имеющий наи­ большее значение — 5,5. После этого во втором ряду и пя­ той строке остается по одному свободному элементу. Обве­ дем кружком элемент в пятой строке со значением 2 ,8 .

Вычеркиваем пятый ряд, четвертый столбец и противо­ положный элемент (табл. 2 0 ).

Другие элементы матрицы не вычеркиваем, так как н» один из оставшихся элементов — 1, 2—4) не образует краткого цикла.

Остаются два элемента (Л — 1 и 2—4), которые могут быть включены в маршрут. Включим вначале в маршрут элемент с меньшим значением 2—4.

109