Файл: Воркут А.И. Автомобильные перевозки партионных грузов учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.07.2024
Просмотров: 146
Скачиваний: 0
На рисунке видно, между какими точками маршрута А — В —
— С — А должен быть включен пункт/). На практике необя
зательно используется схема, |
кроме того, расстояния между |
||||
пунктами определяются по улицам, |
а не по прямой. |
Поэто |
|||
|
му не всегда будет наглядно |
||||
|
видно, |
между какими |
пункта |
||
|
ми включить точку |
D. |
|||
|
Чтобы определить, |
между |
|||
|
какими пунктами |
начального |
|||
|
маршрута целесообразно вклю |
||||
|
чить пункт D, пробуем пооче |
||||
|
редно |
включать |
этот пункт |
||
|
между каждой соседней парой |
||||
|
пунктов начального маршру |
||||
Рис. 28. Включение пункта в |
та, т. |
е. сначала между парой |
|||
А и В, |
затем Б и С и, наконец, |
||||
исходный маршрут. |
|||||
|
Л и С. |
При этом для каждой |
пары пунктов находим величину приращения длины мар
шрута |
по формуле |
|
|
|
hhp = hi + |
lip — hp, |
(97) |
где |
/ — расстояние, км\ |
пункта; |
|
k, |
i —т индекс включаемого |
из пары. |
|
р — индексы первого и |
второго пунктов |
В нашем примере должны сопоставляться такие выражения:
ЛI a b |
= |
I a d |
h i в с |
= |
I b d |
h i a c |
= |
I a d |
+I d b — I a b ,
+l d c — l в с ,
+I d c — I a c -
Это суммы расстояний от точки D к двум соседним точкам на исходном маршруте за вычетом длины звена, которое из-за этого включения из маршрута выпадает. Приведен ные выражения показывают, на сколько увеличилась бы протяженность маршрута, включающего на один пункт больше, по сравнению с исходным. Поэтому пункт D вклю чаем в маршрут между теми двумя пунктами, для которых это увеличение является наименьшим. Если в нашем при мере наименьшим будет А/вс,-то новым маршрутом будет
А — В — D — С — А.
Далее необходимо включить в маршрут точку с пятой наибольшей суммой расстояний. Для этого вычисляем уже четыре выражения Alkp аналогично предыдущим.
104
Процесс продолжается до тех пор, пока в маршрут не будут включены все точки.
Проиллюстрируем метод составления маршрута на кон кретном примере. Составим маршрут завоза грузов из пунк
та Л в пункты 1, 2, |
3 и 4. |
Расстояния между пунктами при |
|||
ведены в матрице (табл. |
17). |
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица |
17 |
Пункт |
1 |
2 |
3 |
4 |
А |
1 |
2,5 |
2,5 |
5,5 |
1,9 |
4,5 |
2 |
— |
3,0 |
3,1 |
5,5 |
|
3 |
5,5 |
3,0 |
— |
6,2 |
7,2 |
4 |
1,9 |
3,1 |
6,2 |
— |
2,8 |
А |
4,5 |
5,5 |
7,2 |
2,8 |
— |
Сумма |
14,4 |
14,1 |
21,9 |
14,0 |
20,0 |
Ранее (см. табл. 16) для этих же условий нами был выбран |
|||||
по кратчайшей связывающей |
сети маршрут |
А —3—2—1— |
4—А, не гарантирующий оптимальный результат, поэтому возможно улучшение.
Дополним матрицу суммой цифр столбцов.
В соответствии со значениями суммы цифр в столбцах
определим |
последовательность |
пунктов |
отнаибольшей |
||
суммы к наименьшей. В такой |
последовательности будут |
||||
включаться пункты в маршрут: |
|
|
|
||
|
Пункт |
З А |
1 |
2 |
4 |
|
Сумма столбцов 21,9 20,0 |
14,4 14,1 |
14,0 |
||
Если имеются столбцы с одинаковой суммой, соответ |
|||||
ствующие |
им пункты |
выписывают |
рядом (безразлично, |
||
в какой последовательности). |
|
|
|
||
Исходным кольцевым маршрутом, включающим три |
|||||
пункта в |
указанной последовательности, |
будет маршрут |
3 — А — 1—3.
Далее в исходный кольцевой маршрут включим пункт 2, для чего необходимо вычислить все варианты прироста
105
длины маршрута при включении точки 2 между пунктами
3 и А, А и 1, 1 и 3:
Д4—А = 4 —2+ 4 —А — 4—А = 1.3 |
Д/л—i = /л—2 + 4 —i— /л—i = 3,5 I A/i—з = min. A/i—з = l\—2 + 4—3 — А—з = 0,0 j
Наименьший прирост длины маршрута соответствует включению точки 2 между точкой 1 и 3 — 0 км.
Если в процессе решения получается несколько вариан тов включения с одинаковым приростом длины маршрута, выбирают любой из них. В рассматриваемом примере при рост A/i-з равен нулю. Это значит, что включаемый пункт находится в точке, через которую проходит исходный
маршрут. |
будет маршрут |
Итак, новым кольцевым маршрутом |
|
3 — А — 1—2—3. Последним включаемым |
пунктом явля |
ется пункт 4. При различных вариантах его включения будет следующий прирост длины маршрута:
Д/з-л = |
/з—4 + 4—л— 4-л = 2,8 |
|
Д/л—i = |
/л-4 "Ь 4—1— /л—1 = 0,2 |
Д/л- 1 = min. |
A/l—2 = /l—4 + 4—2— 4—2 = 2,5 |
|
|
Д4-з = |
4—4 + 4 —з — 4 —з = 6,3 |
|
Таким образом, пункт 2 целесообразно включить между пунктами Л и 1, что приводит к маршруту 3— А —4—1 —
— 2—3.
Так как грузоотправитель находится в точке А, то реко мендуется развозочяый маршрут
Л — 4 — 1— 2 — 3 — Л
или
Л — 3 — 2 — 1 — 4 — Л.
Этот же маршрут был нами выбранило кратчайшей связы вающей сети.
Достоинством рассмотренного метода выбора развозочного маршрута является использование сравнительно прос того алгоритма, приемлемого для практического приме нения.
Недостатком метода является его трудоемкость при большом числе пунктов завоза, так как он требует опреде ления расстояния между всеми пунктами завоза и, кроме того, надо рассматривать большое число вариантов при
106
поисках целесообразного места включения в маршрут но вого пункта, особенно при завершении решения.
Однако поиск целесообразного места включения нового пункта в маршрут упрощается, если используется карта с нанесенными на нее пунктами или схема расположения пунктов в масштабе, так как при этом можно не рассмат ривать заведомо неприемлемые варианты. Решая практи ческие задачи со схемами расположения пунктов, место включения нового пункта в маршрут определяют расчетом только в случае, когда оно может вызвать сомнение. Благо даря этому трудоемкость решения задачи значительно уменьшается.
§ 4. МЕТОД ДАЦЕЯ
Метод. Дацея можно применять для составления развозочных маршрутов и в том случае, когда матрица расстояний несимметрична.
При решении задачи предполагается, что все пункты должны включаться в один кольцевой маршрут. При этом условии из каждого столбца и строки матрицы расстояний должно быть выбрано одно и только одно звено, включае мое в развозочный маршрут. При нахождении звеньев, которые должны бЬггь включены в развозочный маршрут, постепенно отмечают на матрице звенья наибольшей длины, включение которых в маршрут предполагается нецелесооб разным. Этот процесс продолжается до тех пор, пока не останется в каком-либо ряду или столбце только одно звено, которое включается в развозочный маршрут. Далее процесс повторяется.
Достоинством метода является то, что нет необходимости заполнять все расстояния в матрице, поэтому не надо опре делять расстояния между отдаленными пунктами. Это зна чительно облегчает работу.
С целью сопоставления трудоемкости решения задачи и результатов, получаемых различными методами, как и ранее, рассмотрим процесс нахождения развозочного мар шрута на примере одной и той же задачи.
Расстояния между пунктами приведены в матрице
(табл. 18).
Отмечать элементы будем сверху вниз, а в каждом ряду слева направо.
Зачеркиваем оба значения 7,2, оба значения 6,2 и зна чение 5,5 (элемент 3—1).
107
После вычеркивания элемента 3—1 в третьем столбце останется только один элемент — это 3—2. Включаем зве но 3—2 в развозочный маршрут. В матрице его обводим кружком.
|
|
|
|
|
Таблица 18 |
|
Пункт |
1 |
2 |
3 |
4 |
А |
|
1 |
— |
2,5 |
1 |
1,9 |
4,5 |
|
2 |
О* |
|
?4 |
|
||
|
\5}У) |
0,0 |
||||
3 |
. 5,5 |
|
т |
. 6 , 2 ^ |
^ Z2 |
|
|
1 |
|||||
4 |
1,9 |
3,1 |
— |
2,8 |
||
|
||||||
А |
4,5 |
5,5 |
|
2,8 |
— |
Так как из каждого столбца и ряда матрицы выбирают только один элемент, то необходимо после выбора каждого элемента вычеркнуть ряд и столбец, в котором этот элемент находится, и в дальнейшем не принимать во внимание вхо дящие в них элементы. Вычеркиваем второй ряд и третий столбец. Одновременно с выбором элемента i — / (в данном
|
|
|
|
|
Таблица 19 |
Пункт |
1 |
2 |
3 |
4 |
А |
1 |
— |
|
|
1,9 |
4,5 |
2 |
25 |
|
1^0) |
4 4 |
|
j |
кгУ |
|
т |
|
|
4 |
|
1 |
|
|
|
1,9 |
3,1 |
6 , 2 ^ |
— |
2,8 |
|
|
|
|
I |
|
|
А |
4,5 |
^ |
1 ,2 ^ |
2,8 |
- |
|
|
1 |
|
|
случае 3—2 ) необходимо вычеркнуть элемент, противоле жащий по диагонали — / — i (2 —3), чтобы предотвратить краткий двучленный цикл (в нашем примере 3—2 —3).
Для различия зачеркиваем в противоположном направ лении.
108
Перепишем для наглядности матрицу (табл. 19). На прак тике при хорошем знании метода вся задача решается непрерывно в одной матрице.
Перед дальнейшей работой необходимо проверить, не окажется ли в результате зачеркивания столбца, ряда и противолежащего элемента в каком-либо ряду или столбце
только один незачеркнутый элемент. |
В нашем примере это |
||||
элемент в третьем ряду со значением |
5,5. Включаем в мар |
||||
шрут звено |
1—3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 20 |
Пункт |
1 |
2 |
3 |
4 |
А |
1 |
_1 |
2, 5 ^ |
i 5'^ |
1 |
9,5 |
|
1,9 |
||||
|
|
|
А |
I |
|
2 |
J L* |
|
I |
f У |
|
|
|
|
|||
3 |
(7 т 1 |
Л |
1 |
6 2 |
^ |
|
|
|
| |
|
|
4 |
ъ |
|
|
J - |
|
|
1 |
с |
|
|
|
А |
f y |
1 2 " ^ |
|
||
|
т |
|
|
|
|
Перечеркиваем третий ряд и первый столбец. Необхо димо воспрепятствовать возникновению кратких циклов. Для этого зачеркиваем противолежащий элемент (здесь он уже вычеркнут на предыдущем этапе). Кроме того, вычер киваем элемент 2 —1 , так как он вместе с уже выбранными элементами 3— 2 и 1—3 составил бы краткий цикл 3—2 —
—1—3.
Так как в матрице нет столбцов и строк с одним свобод
ным элементом, зачеркиваем элемент 2—А, имеющий наи большее значение — 5,5. После этого во втором ряду и пя той строке остается по одному свободному элементу. Обве дем кружком элемент в пятой строке со значением 2 ,8 .
Вычеркиваем пятый ряд, четвертый столбец и противо положный элемент (табл. 2 0 ).
Другие элементы матрицы не вычеркиваем, так как н» один из оставшихся элементов (А — 1, 2—4) не образует краткого цикла.
Остаются два элемента (Л — 1 и 2—4), которые могут быть включены в маршрут. Включим вначале в маршрут элемент с меньшим значением 2—4.
109