Файл: Воркут А.И. Автомобильные перевозки партионных грузов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2024

Просмотров: 144

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица

25

\ р

<

 

Р,

Р г

Рз

Р„

Рь

Ре

Р

|

\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

3,6

2,4

0 ,6

5,3

5,9

 

Р ,

0

-

3,6

4,2

0 ,6

 

 

 

р..

3,6

3,6

-

 

 

1,7

3,0

 

Рз

2,4

4,2

 

1,8

1,2

2,4

 

Р4

0,6

0,6

 

1,8

1,2

 

 

Рь

5,3

 

1,7

1,2

 

0 ,6

 

Ре

5,9

 

3,0

2 ,4

 

0 ,6

Для

второго

столбца

 

 

 

/|

1%—

3,6 < h—u

 

 

1%— 1,7 = h —5,

 

 

h — 4 =

2,3 <; /г—в-

Для

третьего

столбца

 

 

 

h h ~

— 4,2 < (з-ь

 

 

U h — — 3,6 •< /3 - 4,

 

 

^5

4 =

1,1 <С k —5,

 

 

^6

=

1,7 ^ ^3—6"

Для четвертого столбца

 

 

 

А. — 14 =

— 0,6 <С /4- 1,

 

 

h — h =

3,6 > /4-з.

Значит, для клетки (4,3) условие оптимальности нару­

шено. Вносим изменение

 

 

1ъ = 14 +

/4—3 = 0,6 —f- 1,8 = 2,4.

8*

115


 

 

 

 

 

 

Таблица

26

 

 

Р<

Р г

Р 3

P i

Р 5

Рь

 

 

0

3 V6

2,4

0 ,6

3,6

4,8

Р г

0

3,6

4,2

0,6

 

 

Р г

3,6

3,6

 

 

1,7

3,0

Р 3

2,4

4,2

 

1,8

1,2

2,4

P t

0 ,6

0 ,6

 

1,8

1,2

 

Рь

3,6

 

1,7

1,2

 

0 ,6

Р .

4,8

 

3,0

2,4

 

0,6

Вычеркиваем прежнее значение /3 = 4,2 и записываем его новое значение 1'ъ = 2,4.

Для пятого и шестого столбца

//^ 1ц .

Врезультате внесенных изменений получаем табл. 25. Так как при внесении изменений // и lt могут только

уменьшиться, то условие оптимальности для заполненных клеток, находящихся в строках с уменьшенными значения­

ми //, нарушиться не может.

Условия оптимальности могут

нарушиться только для клеток,

находящихся

в столбцах

с уменьшенными значениями

11 на

пересечении

со строка­

ми, для которых // не изменилось.

 

 

Для нашего примера в табл.

25 условие оптимальности

надо проверить только для клеток,

находящихся в столбце

3 на пересечении со всеми строками, кроме 3:

 

к h — — 2,4 <

/з_ь

 

/ 4

I s =

1 > 8 <

 

/ 3 — 4 >

 

h h —

2,9 >

/35,

 

 

/3 =

2,5

 

/3—б«

 

116


 

 

 

 

 

 

Таблица.27

 

 

Рх

Р,

Рз

Рх

Рь

Рь

 

 

0

3,6

2,4

0 ,6

3,6

4,2

Л

0

3,6

4,2

0 ,6

 

 

р*

3,6

3,6

 

 

1,7

3,0

Рь

2,4

4,2

 

1,8

1,2

2,4

Рх

0 ,6

0 ,6

 

1,8

1,2

 

Рь

3,6

 

1,7

1,2

 

0 ,6

р 6

4,2

 

3,0

2,4

 

0 ,6

Для клеток (3, 5) и (3, 6) условие оптимальности на­ рушено. Вносим изменение

4 = 4 + 4—5 = 3,6,

4 4 ~Ь 4—6 = 4,8.

Получаем табл. 26, в которой проверяем на оптималь­ ность заполненные клетки 5 и 6 столбца, не находящиеся на пересечении, соответственно с 5-й и 6-й строками. Такая клетка одна (5, 6)

4 — 4 ~ 4 2 > 4-6-

Вносим изменение

4 = 4 + 4—6 == 4,8.

Так как после этого все клетки соответствуют условию оптимальности, то процесс вычисления кратчайших рассто­ яний от [точки Рх ко всем остальным точкам закончен. Кратчайшими расстояниями являются значения //, приве­ денные в табл. 27.

117


При практическом решении задач нет необходимости пользоваться несколькими таблицами. Все вычисления про­ изводятся на одной таблице внесением изменений до полу­ чения окончательного результата.

По последней таблице определяют кратчайшие маршру­ ты, соединяющие точку Рх с любой другой точкой. Найдем маршрут, связывающий точку Рг с точкой Р в. В строке.Рй

находим значение

/,_в =

/в — /,-. Таким числом является

/5_ 6

= 0,6.

Далее рассматриваем строку Рь и находим чис­

ло

/г_ 5 =

/5 — lt.

Таким

числом

является /3_ 5 =

1,2.

Рассматриваем строку

Р 3.

Имеем

/4_ 3 = — /4 =

1,3.

Рассматривая строку Р 4, находим /4_4 = /4 — = 0,6.

 

Из полученных звеньев, следуя в обратном порядке, составляем кратчайший маршрут

Pi Р* Р3 Р5 Ре*

длина которого составит 4,2 км.

Задача нахождения кратчайших расстояний между точ­ ками на транспортной сети должна решаться на электрон­ но-вычислительной машине. Если рассматривается не более 50 точек на сети, то кратчайшие расстояния можно рассчи­ тать вручную.

После обработки информации на ЭВМ по рассмотрен­ ному или другому алгоритму получают в зашифрованном виде или в табличной форме расстояния между пунктами. Разработанные программы позволяют вывести на печать не только расстояния, но и номера вершин, через которые проходит маршрут движения. Это дает возможность инфор­ мировать водителя о маршруте движения для достижения наименьшего пробега автомобиля.

§ 6. РАСЧЕТЫ РАЦИОНАЛЬНЫХ РАЗВОЗОЧНЫХ МАРШРУТОВ НА ЭВМ

Выбору рациональных маршрутов предшествует решение задачи определения кратчайших расстояний между всеми пунктами, после чего формируют маршруты. Последнюю задачу обычно разбивают на две — выбор множества пунк­ тов, включаемых в развозочный маршрут, и определение порядка их объезда.

Первым включают в маршрут пункт, наиболее удален­ ный от начала движения. Следующие пункты включают в маршрут по принципу нахождения кратчайшей связы­ вающей сети (аглоритм Прима) или аналогичному ему.

118


«

Набор пунктов продолжается до тех пор, пока не нару­ шится условие

2 gpi “С <7-

г=1

После выполнения этого условия набор для данного мар­ шрута прекращается.

Параллельно с набором пунктов в маршрут определяют порядок объезда пунктов. Для определения последователь­ ности объезда пунктов могут быть использованы различные алгоритмы, например метод последовательного включения пунктов, рассмотренный в § 3 этой главы.

При маршрутизации мелкопартионных перевозок пред­ метом тщательного изучения должны быть вопросы орга­ низации перевозок во времени. Надо группировать потре­ бителей по времени доставки грузов в течение суток: завоз хлебных и молочных продуктов, завоз продуктов в детские учреждения и столовые, перевозка почтовой корреспонден­ ции и др., по дням месяца и недели, например при развозе технического и медицинского кислорода в баллонах. При перевозке некоторых грузов надо составлять маршруты для обычных и особых дней,— например почтовые перевозки в предпраздничные дни. Составленные маршруты группи­ руют, исходя из времени нахождения автомобиля в наряде. Если по каким-либо непредвиденным причинам объемы перевозок по некоторым потребителям и поставщикам изме­ няются, маршруты корректируются.

Ниже излагается программа, разработанная в вычисли­ тельном центре Главмосавтотранса [4]. Она состоит из двух частей (подпрограмм), первая из которых вычисляет функцию набора пунктов в маршруты, а вторая на основе вычислений в первой части подбирает пункты в маршруты исходя из грузоподъемности подвижного состава и времени нахождения автомобиля в наряде, и одновременно опреде­ ляет порядок объезда пунктов.

Программа состоит из шести зон, две из которых с ис­ ходными данными меняются.

В исходной информации указывают следующие данные: матрицу расстояний; номер начального узла сети (пункт начала движения);

номера и объемы потребления (производства) узлов сети (пунктов), в которые завозится (вывозится) груз; техническую скорость автомобиля;

119

Таблица 28

Пример решения задачи развоза мелких партий грузов

Номер маршрута

Грузоподъемность автомобиля, кг

Время на маршру­ те, ч

Пробег на маршру­ те, км

Вес груза, кг

Грузополуча­

Адрес грузо­

тель

получателя

кг

 

партии,

км

Размер

Пробег,

1 4500 2,9 66,5 4406 Магазин № 70

ул. Чапаева, 17

200

20,5

Столовая № 60

ул. Москов-

363

1,5

Столовая № 5

ская, 69

ул. Ленина, 29

46

6,5

Магазин № 20

ул. Ленина, 36

201

0,5

Магазин № 26

ул. Ленина, 36

1516

0,5

Столовая № 1

ул. Гоголев-

528

0,5

Школа № 17

ская, 25

ул. Ленина,

247

1,5

Магазин № 8

39/46

ул. Шелушко-

187

 

Магазин № 113

ва, 73

2,0

ул. Горько-

872

5,5

Магазин № 34

го, 45

ул. Горько-

246

4,5

Молокозавод

го, 83

ул. К- Либк-

23,0

 

нехта, 75

грузоподъемности автомобилей; количество автомобилей по каждому из возможных типов;

время простоя автомобилей под погрузкой и вы­ грузкой на 1 т груза и дополнительное время на каждый заезд; время нахождения автомобилей в наряде для одно­

сменных (обычно 7 ч), двухсменных, полуторосменных автомобилей.

Основные параметры программы: Общее число пунктов п •< 802,

Число пунктов завоза на маршруте п3 < 40, Число типов подвижного состава /V < 7.

Время работы программы в минутах, можно принять как

( = 1,2п + т,

120