Файл: Воркут А.И. Автомобильные перевозки партионных грузов учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.07.2024
Просмотров: 147
Скачиваний: 0
Расстояние груженого пробега автомобиля за одну ездку 1г.е = 20 км. Погрузочные и разгрузочные работы выполняются вручную с пересчетом ящиков в пунктах погрузки и разгрузки. Число пунктов завоза груза, вклю чаемое в одну ездку,— три. Экспедитирует груз автотранс портное предприятие.
В магазин № 1, находящийся на расстоянии 10 км от пункта погрузки, доставляется 1 т, в магазин № 2 (от ма газина № 1 расстояние — 4 км) и № 3 (от магазина № 2 — 6 км) по 0,5 т груза.
Плату за перевозку определяют следующим образом. 1. Число заездов в пункты выгрузки менее четырех, плата должна взиматься по общим тарифам, согласно п. 1. 2. Заказчик автотранспорта один (база), плата взымается за все количество перевезенного груза и за расстоя ние от пункта погрузки до пункта последней разгрузки (ба
за — магазин № 3), в соответствии с п. |
20 правил |
приме |
|||||
нения единых тарифов. |
|
|
|
|
|||
са |
3. |
Плата согласно п.1 общих |
тарифов для грузов II клас |
||||
1 |
руб. 40 коп. за 1 т , а за |
2 т - 2 |
руб. 80 коп. |
||||
в |
4. |
Плата с учетом |
надбавки |
20% |
за |
перевозку |
грузов |
автомобиле-фургоне, |
согласно |
п. |
15а |
тарифов: |
2,80 х |
X1,20 = 3 руб. 36 коп.
5. Норма времени на погрузку и выгрузку вручную:
а) 20 + 15 = 35 мин, в том числе 15 мин (10 + 5) дополнительного времени (п. 62 правил);
б) повышение нормы времени для автомобиля-фургона на 10% (п. 63 «Правил») 35 • 1,1 = 38,5 мин, в том числе 16,5 мин (15 • 1,1) дополнительного времени, оплачивае мого согласно п. 27 единых тарифов.
6. Плата с учетом дополнительного времени:
3,36 + 16^ Q.2 • = 3 руб. 69 коп.
7. Плата с учетом оплаты дополнительного времени на пересчет, установленной п. 72а (5 + 5 = 10 мин) и допол нительного времени на погрузку и разгрузку мелкоштуч ных грузов-(п. 72 г) — 25% основной нормы (38,5 • 0,25 = = 9,6 мин):
3,69 |
2 ' = 4 РУ608 коп. |
93
8. Плата за перевозку с учетом заездов в два промежу точных пункта выгрузки (п. 72в, «Правил»):
4,08 + 9 ’jqq 2- = 4 руб. 44 коп.
9. Плата за экспедитирование (III категория груза):
4,44 • 0,12 = 53 коп.
10. Полная плата за доставку 2 т ягод составит:
4,44 + 0,53 = 4 руб. 97 коп.
Тарифы на перевозку мелкими отправками (весом до 2 т) в междугородном сообщении в целях упрощения расчетов установлены единые для любого класса грузов и учитывают плату за перевозку от склада отправителя до склада получа теля (включая завоз и вывоз грузов на автостанцию, по грузочно-разгрузочные работы и экспедитирование).
На маршрутах регулярных междугородных перевозок, осуществляемых из пунктов приема в пункты выдачи гру зов автостанциями или автотранспортными предприятиями общего пользования, применяются льготные тарифы. Пе речень автомобильных дорог, пунктов приема и выдачи грузов и тарифные расстояния между ними на этих дорогах утверждаются министерствами автомобильного транспорта союзных республик.
Действующие на территории УССР и большинства дру гих союзных республик тарифы на перевозку грузов в ре гулярном междугородном сообщении как по поездным, так и по мелким отправкам построены по поясам расстояний: 1-й до 30 км\ 2-й — от 31 до 100 км с интервалом по 5 км\ 3-й от 101 до 250 с интервалом по 10 км\ 4-й — от 251 до 500 км с интервалом по 25 км\ при перевозках на расстояния свыше 500 км за каждые полные или неполные 50 км взымается дополнительная плата.
По поездным отправкам тарифная плата установлена за перевозку 1 т груза в зависимости от расстояния пере возок и класса грузов. По мелким отправкам тарифная плата установлена за одну отправку по 14 весовым группам независимо от подвижного состава, на котором грузы до ставляются.
Допускается прием грузов для перевозки из пунктов, расположенных за пределами тех мест, где имеются склады грузовых автостанций отправления и назначения. В этом случае плата за завоз (вывоз) мелких отправок на грузовую
94
автостанцию от отправителя (получателя) взимается из покилометрового расчета, независимо от веса отправки, в размере 10 коп. за каждый километр.
В новых условиях планирования и экономического сти мулирования совершенствование тарифов на автомобиль ные перевозки и практики их применения имеет большое значение. Валовой доход в условиях расширенного воспро изводства должен расти преимущественно за счет повыше ния производительности труда. При мелкопартионных перевозках наиболее крупной слагаемой в затратах на пере возки является заработная плата водителей, она часто достигает 35—40% в общей сумме затрат. Поэтому проб лемы совершенствования тарифов на мелкопартионные пере возки и заработной платы, стимулирующей рост производи тельности труда, неразрывно связаны.
В настоящее время на мелкопартионных перевозках грузов применяется преимущественно повременная оплата труда водителей, хотя она малоэффективна — ее примене ние не способствует повышению производительности авто мобилей.
Применение сдельной системы оплаты труда водителей по расценкам за 1 т и 1 ткм при перевозках груза на развозочных маршрутах нецелесообразно. В этом случае води тели заинтересованы в увеличении объема выполняемой работы в тонно-километрах, что не стимулирует доставку грузов на рациональных маршрутах.
Заслуживает внимания опыт оплаты труда водителей Киевавтотранса, занятых вывозом мелких отправок со стан ции Киев-Товарная. Оплата проводится по расценкам за тонну, рассчитываемым по средним расстояниям пере возки, с доплатой за каждую доставку, включающую пла ту за экспедитирование и премию за качественное выполне ние задания. Сравнительный анализ показателей работы при оплате труда водителей по расценкам за тонну и тоннокилометр и за тонну и доставку показал, что общий пробег автомобилей при втором варианте оплаты сократился. При менение таких форм оплаты труда водителей в сочетании со сдельными тарифами на перевозку грузов, построенными аналогично — с оплатой по тарифам за весовое количество перевезенного груза различного класса и доставку (этим учитывается партионность перевозок) является важным направлением повышения эффективности использования автомобилей.
95
Нуждается в совершенствовании и система взимания платы за перевозки. Отсутствие в Прейскуранте тарифных ставок за перевозки на развозочных маршрутах вынуждает автотранспортные предприятия в ряде случаев решать во просы взаиморасчетов самостоятельно и зачастую произ вольно. В некоторых автопредприятиях общую сумму оплаты, причитающуюся за доставку груза на развозочном маршруте, распределяют между клиентами пропорциональ но весу доставляемого груза, другие — пропорционально выполненной работе в тонно-километрах, имеются случаи взымания платы в зависимости от количества обслуживае мых клиентов и др.
МАРШРУТИЗАЦИЯ МАССОВЫХ
Г л а в а
ПАРТИОННЫХ ПЕРЕВОЗОК
§ 1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Задача нахождения рационального маршрута развоза гру
зов базируется на классической математической |
задаче |
||
определения кольцевого |
маршрута , проходящего |
через |
|
Ж -У |
несколько пунктов при условии, |
||
что каждый пункт посещается |
|||
|
|||
|
один и только один раз и конеч |
||
|
ный пункт совпадает с началь |
||
4 /W |
ным. |
|
|
Под оптимальным маршру |
|||
Рис. 26. Схема маршрутов. |
том понимается маршрут, на котором, в зависимости от поставленной цели, достигаются минимальные затраты времени на доставку груза, наимень шие издержки или стоимость перевозок по тарифам.
Пусть имеются п вариантов проезда между пунктами А и Б (рис. 26), каждому из которых соответствует расстоя ние lt (i = 1, 2, ..., п) и время проезда tt = /(/п г-. Совер шенно очевидно, что выбор маршрута, отвечающего мини мальному значению th обеспечивает максимальную произ-*
* В английской (американской) литературе она называется задачей коммивояжера (travelling salesman problem).
96
водительность подвижного состава. Издержки на проезд автомобиля по соответствующему маршруту
*-*i = А^пер i + Спос iA = A ^Спер i -j---- — d j . |
(94) |
Если стоимость перевозки исчисляется по тарифам за 1 т в зависимости от расстояния перевозок, то выбор маршрута по пробегу автомобиля обеспечивает и наимень шую стоимость перевозки.
Вправилах применения Единых тарифов рекомендуется
вцелях упрощения расчетов устанавливать при массовых перевозках для одного и того же заказчика, средние рас стояния и средний класс грузов.
Применение усредненных тарифов заинтересовывает ав тотранспортные предприятия в решении выбора маршрута, обеспечивающего наименьшие затраты.
Выбор критерия, по которому находят оптимальное ре шение, должен соответствовать поставленным целям. Наи более часто ставится задача минимизировать пробег. Это простой и удобный критерий. При одинаковых условиях движения автомобилей на всех участках маршрута опти мальный план по пробегу будет оптимальным и по затратам времени, производительности автомобиля, стоимости и себе стоимости перевозки 1 т груза. Так как принцип решения задачи маршрутизации перевозок не зависит от критерия, по которому осуществляется оптимизация, то далее выбор маршрутов рассматривается по одному критерию — про бегу автомобиля.
Дадим математическую формулировку задачи на приме ре развоза грузов.
Пусть заданы пункты потребления Р{ (I = 1, 2, .... л),, которые должны быть включены в развозочные маршруты. Потребность пунктов в завозе груза составляет gpь gp2, ...
...,g pn- В пункте вывоза груза может быть сосредоточено определенное количество подвижного состава грузоподъем
ностью |
qlt q2, |
..., qr. |
|
|
|
Кратчайшие расстояния между пунктами, включая ис |
|||||
ходный |
(Ре), образуют матрицу |
|
|||
|
|
0 |
А —1 |
/ 0-2 . . . |
I q — п |
|
/ |
А —о |
0 |
А —2 • * » h - n |
|
|
= |
|
|
|
|
|
|
At —0 |
In—1 |
At—2 . . • |
0 |
4 i - з п о |
97 |
В общем случае матрица расстояний может быть асим метричной, т. е. возможно /,•/ Ф
Требуется найти
S Spt |
(96) |
т = _£=!------ |
|
<7УР |
|
развозочных маршрутов длиной /м1, /м2, .... |
1ат, выходя |
щих из единственной точки Р0, так чтобы выполнялось усло вие
т
2 1кк = min. *=i
Аналогично ставится задача, если Pt являются пунктами вывоза, а Р0 — пункт завоза (сборный маршрут) и в случае перевозок на развозочно-сборных маршрутах. Кроме того, в конкретных задачах могут быть поставлены некоторые другие ограничения и условия.
Решение этой задачи для большого числа пунктов прос тым перебором вариантов чрезвычайно трудоемко. При п пунктах завоза, включаемых в развозочный маршрут, число возможных различных маршрутов составит п\ * . Поэтому правильный объезд пунктов может быть установ лен без затруднения только при малом числе пунктов завоза (не более пяти).
Ряд математиков, занимающихся этой проблемой, вы сказывают предположение, что универсальный метод реше ния этой задачи вообще не может быть найден. Хотя име ющиеся методы решений, кроме расчета всех вариантов, не гарантируют получение наилучшего варианта, тем не менее при использовании ряда известных методов результаты при ближаются к оптимальным.
Удовлетворительные результаты может дать рассматри ваемая ниже методика выбора развозочных маршрутов по кратчайшей связывающей сети.
* Например, при п = 20 существует 20! да 2,43 • 10’8 различных марш рутов. Чтобы найти при таком числе вариантов оптимальное решение простым перебором на быстродействующей ЭВМ, оценивающей каждый маршрут за одну микросекунду и работающей в течение 8 ч на протяже нии всего года, потребовалось бы почти четверть миллиона лет.
98
§2. КРАТЧАЙШАЯ СВЯЗЫВАЮЩАЯ СЕТЬ
ИВЫБОР МАРШРУТОВ РАЗВОЗА ГРУЗОВ ПО НЕЙ
Кратчайшая связывающая сеть — это сеть дорог (улиц),
соединяющая несколько пунктов А, В, С, .... и имеющая наименьшую длину.
Если для заданного набора пунктов завоза грузов опре делена кратчайшая связывающая их сеть, то по ней могут быть выбраны развозочные маршруты. При этом не гаран тируется оптимальный результат, но он может приближа ться к нему. Есть простой алгоритм нахождения кратчай шей связывающей сети. В частном случае, когда имеется всего три пункта А, В, С, достаточно найти одну из сое диняющих линий АВС, АСВ, ВАС, причем, если ВС — самый длинный участок пути, то именно его и надо исклю чить, выбрав сеть ВАС.
Существует доказательство, что кратчайшую связываю щую сеть можно построить, пользуясь следующим прос тым правилом. Прежде всего соединяем два пункта с наи меньшим расстоянием между ними. На каждом из следую щих шагов добавляем звено, имеющее самую малую длину, при присоединении которого к уже выбранным звеньям не образуется никакого цикла, т. е. звенья не соединяются дважды. Кратчайшая связывающая сеть не содержит цик лов, в противном случае можно было бы удалить одно из звеньев этого цикла и пункты все еще остались бы соединен ными. Следовательно, кратчайшая сеть, связывающая п пунктов, имеет п — 1 звеньев.
Рассмотрим пример нахождения кратчайшей связываю щей сети и выбора развозочных маршрутов по ней.
Пусть необходимо завести грузы из пункта А в пункты 1, 2, ..., 9. Объемы завоза грузов соответственно порядко
вым номерам пунктов |
gpl = 0,32 |
т\ gp2 = |
0,3 |
т ; gp3 = |
||||
= 0,20 т; gpi = |
0,15 |
т ; |
gp5 = |
0,50 |
т; |
gpe = |
0,25 |
т; |
gp7 = 0,20 т\ gp8 |
= 0,60 т; gp2 = |
0,15 |
т. |
|
|
|
||
Для перевозок используется автомобиль УАЗ-451ДМ, |
||||||||
грузоподъемность |
которого |
q = 1 |
т. Характер груза |
поз |
воляет полностью использовать грузоподъемность автомо биля. В табл. 14 приведены расстояния между пунктами
(км). |
- J |
Построение кратчайшей связывающей сети начнем с пер |
|
вой точки. |
Выпишем первую строку табл. 14 с номерами |
столбцов, |
и обозначим каждое число строки номером ( 1), |
4* |
99 |