Файл: Воркут А.И. Автомобильные перевозки партионных грузов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2024

Просмотров: 143

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так как оптимальные значения грузоподъемности авто­ мобиля по затратам на перевозку и производительности ав­ томобиля не совпадают, определим взаимосвязь между ними.

Значение AgV определяет в относительных величинах зависимость производительности автомобиля от грузо-*

Рис. 31. Характеристический график влияния различных факто­ ров на относительное изменение производительности автомобиля по грузоподъемности при qyр = (<7Yp)0pt (исходные показатели те же,

что и на рис. 24).

*подъемности и ее использования. Если в формулу, опреде­

ляющую относительное изменение производительности АдУ (см. табл. 9), вместо грузоподъемности qyp подставить гру-. зоподъемность, оптимальную по затратам на перевозку по формуле (66), то полученное уравнение определит возмож­ ный прирост производительности благодаря использованию

128

автомобиля, имеющего грузоподъемность большую, чем оптимальная. После подстановки получим *

Из формулы (103) следует, что оптимальная по произво­ дительности грузоподъемность автомобиля всегда больше грузоподъемности, оптимальной по затратам на перевозку. При некотором увеличении затрат может быть повышена производительность благодаря использованию автомобилей, имеющих грузоподъемность большую, чем (q yp)0PtИз графика (рис. 31), построенного для условий перевозок мо­ лочной продукции в бутылочной таре, видно, что при этом достигается тем больший рост производительности, чем боль­

ше расстояния доставки грузов (/г) и размеры завозимых партий грузов (gp) и чем меньше расстояния пробега ав­

томобиля между смежными пунктами завоза грузов (/(t-_i)—0- Таким образом, при практическом выборе автомобиля из имеющегося ряда, если грузоподъемности автомобилей

отличаются от оптимальной, то целесообразно выбирать автомобиль ближайшей большей грузоподъемности. При этом несколько возрастут затраты, но повысится произво­ дительность автомобиля. Выбор автомобиля меньшей гру­ зоподъемности приведет к росту затрат и снижению произ­ водительности.

§ 4. НОМОГРАММЫ ДЛЯ ВЫБОРА АВТОМОБИЛЯ ОПТИМАЛЬНОЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ

Выбор автомобилей для перевозок грузов на развозочных маршрутах может быть проведен при помощи полученных нами расчетных зависимостей, определяющих себестоимость перевозки грузов. Эту задачу наиболее удобно решать сравнением затрат на перевозки по условию (99).

Практический Еыбор автомобилей упрощается при исполь­ зовании номограмм. Как было уже показано, основными*

* Индексы Р у коэффициента c^y n S у —Ь^у и с^у указывают на то,

что соответствующие коэффициенты входят в формулу производитель­ ности Рч = I (<7Yp) или себестоимости Sm = / (дур)- Ранее с целью упро­ щения эти индексы опускались.

i/2 5 з - з п о

129


факторами, определяющими выбор грузоподъемности ав­ томобиля, являются размеры завозимых партий грузов

(ёр), расстояния доставки грузов (/,•) и расстояния пробега автомобиля между смежными пунктами завоза грузов

(/(,•_!)_(•). Величина нулевого пробега (/„) на оптималь­ ное значение грузоподъемности автомобиля существенного значения не оказывает, поэтому для упрощения расчетов им можно пренебречь.

Из уравнения Sm — Sm, после подстановки в него вели­ чин, определяющих себестоимость перевозок, можно найти

значение /,р = f (gp, /(1_i)_,), соответствующее 'условию равной себестоимости перевозок. При среднем расстоянии

доставки груза (/,-), меньшем определяемого из условия рав­

ной себестоимости (/<р), целесообразно использовать автомо­ биль меньшей грузоподъемности, и наоборот.

В наиболее общем случае доставки грузов на развозочносборных маршрутах с одновременным развозом и сбором грузов из условия равноценности подвижного состава по себестоимости перевозок подвижной состав большей грузо­ подъемности целесообразно применять при условии*:

h >

+ 0>5j l(i-\)-i

+

+ с,

(104)

где

а -----

 

 

 

 

 

 

С„

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<n>p

q'yр

 

 

 

Ь =

( ^ пос ~

^посУ ;

 

 

 

'

С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

?Тр

9

7 С

 

 

 

 

 

 

 

 

• О п . в - У - '

 

 

 

 

 

9 7р

 

97р

 

 

 

 

97р

9

7 Р

 

 

 

 

 

 

 

По условию (104) легко построить номограммы для выбора автомобилей. Рассмотрим методику построения таких но-

* Здесь, как и ранее, все показатели со штрихом относятся к под­ вижному составу большей грузоподъемности.

130


мограмм на конкретном примере выбора автомобилей для доставки молочной продукции в бутылочной таре.

Допустим, что автотранспортное предприятие может использовать для рассматриваемых перевозок автомобили «Москвич-430», УАЗ-451, ГЗТ • -953 и ГЗТМ-891, основные исходные данные для выбора которых приведены в табл. 29. Из технологических соображений при перевозках сначала развозят молочную продукцию, а затем, при обратном пробеге, собирают ее тару.

Таблица 29

Исходные условия для выбора автомобилей при перевозках молочной продукции в бутылочной таре

 

 

 

 

 

 

Модель автомобиля

 

 

 

Показатель

«Москвич-430» УАЗ-451

ГЗТМ-891,

 

 

 

 

 

ГЗТМ-953

Вместимость

кузова,

контейне­

10

35

90

ров

 

 

 

 

Масса контейнера с грузом, кг

23

23

23

Средняя

загрузка

автомобиля

 

 

 

молочной

продукцией (без та­

100

350

900

ры) ,

л

 

грузов, перевозимых

Количество

0,36

1,26

3,24

за один оборот, m

 

Переменные расходы,

коп!км

2,62

2,98

6,02

4,23 *

Постоянные расходы (в том чис­

 

 

 

ле амортизационные

отчисления

 

 

 

на

восстановление

подвижного

66,52

79,52

85,69

состава),

коп/ч

 

 

 

 

 

 

 

 

75,99 *

*Для автомобиля ГЗТМ-953

Для рассматриваемых перевозок удобно выбирать автомобиль по ко­ личеству завозимой молочной продукции, а не по общему весу доставляе­ мого груза. Поэтому условие равноценности автомобилей смежной гру­ зоподъемности определяем следующим выражением:

2к

 

Яп

 

 

8п

 

 

 

ит

 

 

пер

 

 

об

 

 

 

Яп

^з.р.с!

 

 

1fm (&Р + Sc.) +

 

+

8п

 

 

 

 

об

131

1 /г5 *


 

2/г +

ёп

21,

 

 

 

+

 

 

 

 

 

'пер

 

 

 

Об

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спос

Vm (gp + 8с) +

^a.p.cJ

 

 

 

+

--------- 112-------- + ---------------------

 

 

 

 

*об

 

 

 

 

где

qn — средняя загрузка

молочной продукцией автомобиля

 

(без тары), т;

 

 

 

 

 

Яр +

gn — средний размер завозимой партии грузов (без тары), от;

8с — суммарный объем

завоза

и

вывоза

грузов

(включая

 

тару) за один заезд, т;

 

 

 

 

Роб, Р0б — суммарный

объем

завоза

и

вывоза

грузов

(включая

 

тару) за один оборот, от;

 

 

 

 

Выразим +

Яс через gn.

 

 

 

 

 

Так как для

рассматриваемых перевозок

 

 

 

 

gp +

23 + 13

0 с

 

 

 

 

 

 

 

 

- 3 ,6 ,

 

 

где 23 — масса одного контейнера с грузом, кг; 13 — масса одного контейнера и бутылочной тары в нем, кг;

10 — масса молочной продукции в одном контейнере, кг,

то

 

+ =

З.бЯп-

 

 

 

 

 

 

 

 

' Учитывая приведенные соотношения и принимая tm =

tn

,р,с

 

 

 

 

 

 

^з.р.с’

 

 

 

 

 

 

21,

Яп

-112/,

/

 

 

 

gn

 

 

 

 

 

об

I Спер. +

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2/; +

(

----1|Й„

/ С р +

ф ч

+

 

 

 

об

 

 

 

 

 

 

 

+ 1 - % ^ -------E™e*L_V3,6/m+

W -

 

( 106)

 

об

 

 

8п

 

 

Определим по полученной зависимости условие, при котором затра­ ты на перевозку грузов автомобилями «Москвич-430» и УАЗ-541 будут

•одинаковы.

Подставив в уравнение (106) данные, приведенные в табл. 29, и

.приняв vT = пт = 21 км/ч, tm = 0,4 ч и /3 = 0,15 ч, получим

' 0,

ёп

2,62 + 66,52

0,36

21 ■)"

И 3 2