Файл: Воркут А.И. Автомобильные перевозки партионных грузов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2024

Просмотров: 161

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

(5 и динамического использования грузоподъемности уд, а также их про­ изведением — коэффициентом полезной работы (йп).

Объясняется это тем, что приведенные показатели оценивают сте­ пень использования пробега и грузоподъемности для выполнения ра­ боты в тонно-километрах, объем которой зависит от принимаемой по­ следовательности развоза. То же относится и к выработке в тонно-кило­ метрах на 1 км пробега; более объективно оценивает использование про­ бега выработка в тонно-километрах по кратчайшему пути доставки на 1 км пробега.

Таким образом, доставка грузов на развозочных мар­ шрутах имеет специфические особенности, которые должны приниматься во внимание при определении факторов, влияющих на производительность автомобиля. На разво­ зочных маршрутах фактически выполняемая работа в тон­ но-километрах характеризует лишь затраченную работу для получения полезного эффекта, оцениваемого выработ­ кой в тоннах и тонно-километрах по кратчайшему пути доставки.

Особо следует остановиться на показателях использова­

ния грузоподъемности. При доставке грузов на развозоч­

ных маршрутах использование грузоподъемности автомо­

биля для выполнения транспортной работы характери­

зуется, в первую очередь,

степенью загрузки автомобиля

у грузоотправителя (здесь,

как и ранее, предполагается раз­

воз грузов основным,

а сбор — сопутствующим).

 

Оценим степень загрузки автомобиля у грузоотправи­

теля (при сборе — у

грузополучателя) коэффициентом

ис­

пользования грузоподъемности

автомобиля:

 

 

пз

 

 

 

2

ёрI

 

 

Т р =

^ -

(19)

Объем сопутствующего сбора (чаще всего собирают тару, контейнеры) характеризует как условия перевозок, так и эффективность использования автомобиля. При пла­ нировании и анализе перевозок объем этой работы обычно сопоставляется с основной выполняемой работой.

Введем коэффициент, учитывающий объем сопутствую­ щего сбора (/гс). Для одной ездки

 

 

П3

8с1

 

Рс_

2

К

1=1

(20)

Я У р

пз

 

 

 

 

2

£pi

 

 

< -i

 

34


где Рс — количество вывозимых тонн грузов за ездку при сопутствующем сборе.

Коэффициент показывает, какую часть от объема завоза составляет сопутствующий сбор. Если количество вывози­ мой тары равно количеству доставленной тары, то значение коэффициента kc численно определяется величиной коэф­ фициента тары.

Коэффициент статического использования грузоподъем­ ности (уст) зависит от коэффициента использования грузо­

подъемности (ур) и

коэффициента,

учитывающего

объем

сопутствующего сбора

(kc).

 

 

 

 

Так как

 

 

пз

 

 

 

 

 

 

 

(Spi + ) .

 

 

 

 

2

 

Уст =

 

~

 

,

(21)

то, подставив в эту формулу

 

 

 

 

пз

 

* "з

 

 

 

 

2

 

§сI — kc 2

§pit

 

получим

t=i

 

;=i

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пз

 

 

пэ

 

 

 

2

Spl +

2 gpt

 

 

 

Уст = —

--------r

1=1

=

Yp (1 + К ).

(22)

§ 4. ЗАВИСИМОСТЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ АВТОМОБИЛЯ ОТ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ

Производительность автомобиля определяется транспорт­ ной работой, выполняемой в единицу времени.

Ранее было показано, что для характеристики произво­ дительности автомобиля на развозочных маршрутах могут быть использованы показатели — выработка автомобиля в тоннах и выработка автомобиля в тонно-километрах по кратчайшему пути доставки.

За одну ездку на развозочном маршруте перевозится

<7Уст = 2 ^<§V + gctj тонн грузов и выполняется qycl 1Г

тонно-километров; если бы эти же грузы перевозились на маятниковых маршрутах, то выполнялось бы

” з

 

2

iSpih ЁыЧ) = <?Тст^д. т км ,

(=i

 

2*

35


 

2

(gpih + e J i)

 

 

где /д

i~\__________

среднее расстояние доставки 1

т

пз

2 (&pt + Stf) i= 1

грузов.

Затраты времени, приходящиеся на одну ездку, с учетом части нулевого пробега (/н), относимой к одной ездке,

 

+

vTn +

/;пр»

(23)

где /м — длина

маршрута;

 

 

 

пе.н — число ездок, выполняемое автомобилем за время

нахождения его в

наряде;

 

 

/пр — время

простоя автомобиля

при погрузке и раз­

грузке за одну ездку.

 

 

Число ездок, совершаемое автомобилем за время нахож­

дения его в наряде (Гн),

 

 

 

 

пе.н =

Iq

 

(24)

 

 

 

 

Подставив значения « е.н в формулу (23),

получим

'•-(-£ +Ч — is r •

(25>

vTTn

 

Время работы автомобиля на маршрутах за сутки

 

TM= TH- t H<

(26)

где /н — затраты времени на выполнение нулевого пробега. Степень использования времени для выполнения тран­ спортного процесса может быть определена коэффициентом

6

Гн

г„

С

(27)

 

 

 

 

 

 

который показывает, какая часть времени нахождения ав­ томобиля в наряде затрачивается на выполнение нулевого пробега.

Так как

L = J h_

то

 

 

г н —

VT

(28)

6 =

vTTн

гГ

 

36


Поэтому

L

r

) - L

(29)

Vj

(np/

c •

 

'

tnP'

6

 

Часовая выработка автомобиля: в тоннах

<пс

Р, =

в тонно-километрах

«ГУсЛ

в тонно-километрах по кратчайшему пути доставки

1С Я= ^УсЛ

Выразив величины, входящие в эти формулы, получен­ ными ранее зависимостями, запишем

 

 

J « - 4- t

=

4 7 ' *

1

~c'

'

1

УтГн

(30)

 

 

 

M 4 - t

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VT

^

nP

 

v T

1

"P

 

 

 

 

Г и

 

ЯУстЫ г

 

9Ур 0

+

^c) lr

1 —

(31)

 

 

 

 

 

 

i £

 

 

 

- h i -

+

t

 

 

 

 

итТ’н

 

 

 

v T

^

"P

 

vT

 

nP

 

 

 

С ' д =

 

9Устб/Д

__

<7Ур (1 +

Ю

к

 

к

(32)

 

 

I

f

 

 

 

 

 

Vt T h

 

 

 

 

+ 'п

 

 

 

 

 

Vr

 

ПР

 

V T

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 "ПР

 

 

 

Величины пзг

гм и

?пр

на развозочных

маршрутах

за­

висят от ряда факторов.

 

 

 

 

 

 

 

Число пунктов

завоза

грузов

на

маршруте

 

 

 

 

 

 

«3

<7Ур

 

 

 

 

 

(33)

 

 

 

 

 

8 р

 

'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где gp — средний

размер

завозимой

партии

груза.

 

Протяженность развозочного маршрута

 

 

 

 

<п3- 1 ) - п 3

 

 

 

 

 

 

 

 

L — V + к

3

+

2 j

 

= к + In + (п3— 1) ki-\)-u

 

 

1—2

 

 

 

 

 

3

 

(34)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где U — расстояние от грузоотправителя до первого пункта завоза грузов (расстояние доставки

• груза в первый пункт завоза);

37


l'n _ пробег автомобиля от конечного пункта заво­

за в исходный;

 

—i — среднее

расстояние

пробега автомобиля

между смежными пунктами завоза грузов.

Входящие в формулу

(34) величины

и 1Пз в конкретных

случаях могут принимать различные

 

значения.

Обычно

 

Ж

для

рассматриваемой

сово­

 

купности

пунктов

завоза

и

 

 

вывоза

грузов

(рис.

 

11)

из­

 

 

вестны

расстояния

от

грузо­

 

 

отправителя (4) до каждой i-й

 

 

точки

(/j),

и

расстояния

от

 

 

i-й точки до грузоотправите­

 

 

ля

(/,).

как по сути величины

 

 

 

Так

 

 

расстояний

11

и 1пз

каждого

Рис. 11. Участок связывающей

маршрута

являются выбороч­

ными соответственно из сово­

сети, определяющей последова­

тельность объезда пунктов заво­

купности величин /,■и

 

а так­

за и вывоза грузов.

же, принимая во внимание,

что

в большинстве случаев

средние значения

величин

1(

и h

практически равны, то

П

 

»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

£=1

 

 

 

 

 

 

 

 

где

п — общее число пунктов завоза

грузов;

 

 

 

 

 

— среднее расстояние доставки

грузов.

 

 

 

 

Учитывая изложенное, ожидаемая средняя протяжен­ ность развозочного маршрута может быть определена по

формуле

 

/м = 2/г + (н3- 1)/(^D-,-,

(35)

которая в приведенном виде справедлива для случая

до­

ставки грузов на развозочно-сборных маршрутах.

 

При развозе грузов (без сбора) обычно в последнем обо­ роте отсутствует подача автомобиля к грузоотправителю; при сборе грузов автомобиль в первый пункт погрузки обычно подают непосредственно из автотранспортного пред­ приятия, минуя грузополучателя. Для учета этого положе­ ния- в расчетах следует в отмеченных случаях вычитать

38