Файл: Воркут А.И. Автомобильные перевозки партионных грузов учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.07.2024
Просмотров: 161
Скачиваний: 0
(5 и динамического использования грузоподъемности уд, а также их про изведением — коэффициентом полезной работы (йп).
Объясняется это тем, что приведенные показатели оценивают сте пень использования пробега и грузоподъемности для выполнения ра боты в тонно-километрах, объем которой зависит от принимаемой по следовательности развоза. То же относится и к выработке в тонно-кило метрах на 1 км пробега; более объективно оценивает использование про бега выработка в тонно-километрах по кратчайшему пути доставки на 1 км пробега.
Таким образом, доставка грузов на развозочных мар шрутах имеет специфические особенности, которые должны приниматься во внимание при определении факторов, влияющих на производительность автомобиля. На разво зочных маршрутах фактически выполняемая работа в тон но-километрах характеризует лишь затраченную работу для получения полезного эффекта, оцениваемого выработ кой в тоннах и тонно-километрах по кратчайшему пути доставки.
Особо следует остановиться на показателях использова |
|
ния грузоподъемности. При доставке грузов на развозоч |
|
ных маршрутах использование грузоподъемности автомо |
|
биля для выполнения транспортной работы характери |
|
зуется, в первую очередь, |
степенью загрузки автомобиля |
у грузоотправителя (здесь, |
как и ранее, предполагается раз |
воз грузов основным, |
а сбор — сопутствующим). |
|
|
Оценим степень загрузки автомобиля у грузоотправи |
|||
теля (при сборе — у |
грузополучателя) коэффициентом |
ис |
|
пользования грузоподъемности |
автомобиля: |
|
|
|
пз |
|
|
|
2 |
ёрI |
|
|
Т р = |
^ - |
(19) |
Объем сопутствующего сбора (чаще всего собирают тару, контейнеры) характеризует как условия перевозок, так и эффективность использования автомобиля. При пла нировании и анализе перевозок объем этой работы обычно сопоставляется с основной выполняемой работой.
Введем коэффициент, учитывающий объем сопутствую щего сбора (/гс). Для одной ездки
|
|
П3 |
8с1 |
|
|
Рс_ |
2 |
||
К |
1=1 |
(20) |
||
Я У р |
пз |
|||
|
|
|||
|
|
2 |
£pi |
|
|
|
< -i |
|
34
где Рс — количество вывозимых тонн грузов за ездку при сопутствующем сборе.
Коэффициент показывает, какую часть от объема завоза составляет сопутствующий сбор. Если количество вывози мой тары равно количеству доставленной тары, то значение коэффициента kc численно определяется величиной коэф фициента тары.
Коэффициент статического использования грузоподъем ности (уст) зависит от коэффициента использования грузо
подъемности (ур) и |
коэффициента, |
учитывающего |
объем |
||||
сопутствующего сбора |
(kc). |
|
|
|
|
||
Так как |
|
|
пз |
|
|
|
|
|
|
|
(Spi + 8ы) . |
|
|||
|
|
|
2 |
|
|||
Уст = |
|
~ |
|
, |
(21) |
||
то, подставив в эту формулу |
|
|
|
||||
|
пз |
|
* "з |
|
|
|
|
|
2 |
|
§сI — kc 2 |
§pit |
|
||
получим |
t=i |
|
;=i |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
пз |
|
|
пэ |
|
|
|
|
2 |
Spl + |
2 gpt |
|
|
|
||
Уст = — |
--------r |
1=1 |
= |
Yp (1 + К ). |
(22) |
§ 4. ЗАВИСИМОСТЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ АВТОМОБИЛЯ ОТ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ
Производительность автомобиля определяется транспорт ной работой, выполняемой в единицу времени.
Ранее было показано, что для характеристики произво дительности автомобиля на развозочных маршрутах могут быть использованы показатели — выработка автомобиля в тоннах и выработка автомобиля в тонно-километрах по кратчайшему пути доставки.
За одну ездку на развозочном маршруте перевозится
<7Уст = 2 ^<§V + gctj тонн грузов и выполняется qycl 1Г
тонно-километров; если бы эти же грузы перевозились на маятниковых маршрутах, то выполнялось бы
” з |
|
2 |
iSpih "К ЁыЧ) = <?Тст^д. т км , |
(=i |
|
2* |
35 |
|
2 |
(gpih + e J i) |
|
|
где /д |
i~\__________ |
среднее расстояние доставки 1 |
т |
пз
2 (&pt + Stf) i= 1
грузов.
Затраты времени, приходящиеся на одну ездку, с учетом части нулевого пробега (/н), относимой к одной ездке,
|
+ |
vTn + |
/;пр» |
(23) |
где /м — длина |
маршрута; |
|
|
|
пе.н — число ездок, выполняемое автомобилем за время |
||||
нахождения его в |
наряде; |
|
|
|
/пр — время |
простоя автомобиля |
при погрузке и раз |
||
грузке за одну ездку. |
|
|
||
Число ездок, совершаемое автомобилем за время нахож |
||||
дения его в наряде (Гн), |
|
|
|
|
|
пе.н = |
Iq |
|
(24) |
|
|
|
|
|
Подставив значения « е.н в формулу (23), |
получим |
'•-(-£ +Ч — is r • |
(25> |
vTTn |
|
Время работы автомобиля на маршрутах за сутки |
|
TM= TH- t H< |
(26) |
где /н — затраты времени на выполнение нулевого пробега. Степень использования времени для выполнения тран спортного процесса может быть определена коэффициентом
6 |
Гн |
г„ |
С |
(27) |
|
|
|||
|
|
|
|
который показывает, какая часть времени нахождения ав томобиля в наряде затрачивается на выполнение нулевого пробега.
Так как
L = J h_
то |
|
|
г н — |
VT |
(28) |
6 = |
vTTн |
|
гГ |
|
36
Поэтому
L |
1ы |
r |
) - L |
(29) |
|
Vj |
(np/ |
c • |
|||
|
' |
tnP' |
6 |
|
Часовая выработка автомобиля: в тоннах
<пс
Р, =
в тонно-километрах
«ГУсЛ
в тонно-километрах по кратчайшему пути доставки
1С Я= ^УсЛ
Выразив величины, входящие в эти формулы, получен ными ранее зависимостями, запишем
|
|
J « - 4- t |
= |
4 7 ' * |
1 |
~c' |
' |
1 |
УтГн |
(30) |
||
|
|
|
M 4 - t |
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
VT |
^ |
nP |
|
v T |
1 |
"P |
|
|
|
|
Г и |
|
ЯУстЫ г |
|
9Ур 0 |
+ |
^c) lr |
1 — |
(31) |
||||
|
|
|
|
|
|
i £ |
|
|||||
|
|
- h i - |
+ |
t |
|
|
|
|
итТ’н |
|
||
|
|
v T |
^ |
"P |
|
vT |
|
nP |
|
|
|
|
С ' д = |
|
9Устб/Д |
__ |
<7Ур (1 + |
Ю |
к |
|
к |
(32) |
|||
|
|
I |
f |
|
1ц |
|
|
|
|
Vt T h |
||
|
|
|
|
+ 'п |
|
|
|
|||||
|
|
Vr |
|
ПР |
|
V T |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
1 "ПР |
|
|
|
||||
Величины пзг |
гм и |
?пр |
на развозочных |
маршрутах |
за |
|||||||
висят от ряда факторов. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Число пунктов |
завоза |
грузов |
на |
маршруте |
|
|||||||
|
|
|
|
|
«3 |
<7Ур |
|
|
|
|
|
(33) |
|
|
|
|
|
8 р |
|
' |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
где gp — средний |
размер |
завозимой |
партии |
груза. |
|
|||||||
Протяженность развозочного маршрута |
|
|
||||||||||
|
|
<п3- 1 ) - п 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
L — V + к |
3 |
+ |
2 j |
|
= к + In + (п3— 1) ki-\)-u |
|||||||
|
|
1—2 |
|
|
|
|
|
3 |
|
(34) |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
где U — расстояние от грузоотправителя до первого пункта завоза грузов (расстояние доставки
• груза в первый пункт завоза);
37
l'n _ пробег автомобиля от конечного пункта заво |
||
за в исходный; |
|
|
—i — среднее |
расстояние |
пробега автомобиля |
между смежными пунктами завоза грузов. |
||
Входящие в формулу |
(34) величины |
и 1Пз в конкретных |
случаях могут принимать различные |
|
значения. |
Обычно |
|||||||||
|
Ж |
для |
рассматриваемой |
сово |
||||||||
|
купности |
пунктов |
завоза |
и |
||||||||
|
|
вывоза |
грузов |
(рис. |
|
11) |
из |
|||||
|
|
вестны |
расстояния |
от |
грузо |
|||||||
|
|
отправителя (4) до каждой i-й |
||||||||||
|
|
точки |
(/j), |
и |
расстояния |
от |
||||||
|
|
i-й точки до грузоотправите |
||||||||||
|
|
ля |
(/,). |
как по сути величины |
||||||||
|
|
|
Так |
|||||||||
|
|
расстояний |
11 |
и 1пз |
каждого |
|||||||
Рис. 11. Участок связывающей |
маршрута |
являются выбороч |
||||||||||
ными соответственно из сово |
||||||||||||
сети, определяющей последова |
||||||||||||
тельность объезда пунктов заво |
купности величин /,■и |
|
а так |
|||||||||
за и вывоза грузов. |
же, принимая во внимание, |
|||||||||||
что |
в большинстве случаев |
средние значения |
величин |
1( |
||||||||
и h |
практически равны, то |
П |
|
» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
£=1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
где |
п — общее число пунктов завоза |
грузов; |
|
|
|
|
||||||
|
— среднее расстояние доставки |
грузов. |
|
|
|
|
Учитывая изложенное, ожидаемая средняя протяжен ность развозочного маршрута может быть определена по
формуле |
|
/м = 2/г + (н3- 1)/(^D-,-, |
(35) |
которая в приведенном виде справедлива для случая |
до |
ставки грузов на развозочно-сборных маршрутах. |
|
При развозе грузов (без сбора) обычно в последнем обо роте отсутствует подача автомобиля к грузоотправителю; при сборе грузов автомобиль в первый пункт погрузки обычно подают непосредственно из автотранспортного пред приятия, минуя грузополучателя. Для учета этого положе ния- в расчетах следует в отмеченных случаях вычитать
38