Файл: Вашец Н.И. Монтаж и эксплуатация башенных кранов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Улучшение технического обслуживания и ремонта кранов и других строительных машин должно вестись по двум направле­ ниям: улучшение организации и технологии технического ухода

иремонта машин и совершенствование эксплуатационных качеств

иповышение долговечности вновь выпускаемых кранов.

УХОД ЗА КРАНАМИ

Ежемесячное техническое обслуживание

Ежесменное техническое обслуживание включает следующие виды работ: осмотр перед началом работы подкрановых путей, механизмов, приборов, металлоконструкций и канатов; очистку и мойку крана и, в первую очередь, очистку открытых зубчатых передач от грязи, снега и льда; проверку шпоночных соединений механизмов; подтягивание ослабевших болтовых соединений; смазку узлов крана; проверку отсутствия течи масла из редукто­ ров; проверку действия тормозных и предохранительных уст­ ройств и их регулировку; устранение обнаруженных дефектов без разборки машин.

Большую часть из указанных работ машинист выполняет еже­ дневно как до, так и в течение всей рабочей смены. Часть работ, например смазку, машинист выполняет в сроки, предусмотрен­ ные картой смазки крана. Некоторые работы (регулировка тормо­ зов, муфт предельного момента, натяжение каната для передви­ жения грузовой тележки и др.) машинист выполняет по мере вы­ явления неполадок и неисправностей, привлекая дополнительный обслуживающий персонал.

Для каждого крана системой ППР предусмотрен примерный перечень работ по техническому обслуживанию.

Регулирование механизмов

К основным работам, выполняемым при обслуживании кранов после выявления неполадок или неисправностей, относятся: регу­ лирование тормозов, зацепления механизма поворота с венцом опорно-поворотного круга, опорных катков поворотного оголовка крана (для кранов с неповоротной башней); регулирование на­ тяжения каната для передвижения грузовой тележки, муфты пре­ дельного момента в редукторе механизма поворота (если она имеется).

Регулирование тормозов. Тормоз регулируют в тех случаях, когда он не обеспечивает затормаживания механизма при выклю­ чении двигателя или резко затормаживает механизм.

При регулировании тормозов нужно соблюдать такую последо­ вательность операций: устанавливать нормальный ход якоря электромагнита; регулировать равномерность отхода колодок от шкива; проверять и устанавливать длину рабочей пружины.

122


ѴО

ІЛ

ка

со

 

о

о

о

Ю

со

о

о

J.

CN

О

<N

о

О

о

ооI

о

со

 

 

о

 

 

00

 

ю

«—с

 

о

о

ю

00

 

г-н

 

 

о*

 

 

ю

 

 

I ■<

 

о

о

со"

I

CN

 

(N

 

 

о

 

о

о

оо

о

гО-

о

I

 

О=(

 

О

о

Оч

О

«

ю

LO

*

 

£

о~

>*

Оч

 

£

 

О

ю

£

cd

сС

о

3

тГ

о

£

et

 

О

 

X

 

о

 

X

 

£

 

е*

о

о

I

ю

о

 

£

 

Н

 

О

 

к

 

£

 

X

 

 

 

 

а>

 

 

 

 

£

 

 

 

 

3

 

 

 

 

мм

 

*

*5

4

 

о

* “

*

CQ

Модуль,

S

 

со

СО

 

 

Оч

fc(

CU

 

 

о

о

 

 

со

о

со

 

 

cd

 

cd

 

Регулирование зацепления механизма поворота с вен­ цом опорно-поворотного кру­ га. Правильность зацепле­ ния шестерни открытой пе­ редачи механизма поворота с венцом опорно-поворотно­ го круга определяется по ве­ личине бокового зазора, ко­ торый измеряется следую­ щим образом. Пластилин, мыло или свинцовую плас­ тинку закладывают между зубьями венца. Во время за­ цепления этих зубьев с шес­ терней излишек заложенно­ го материала выжимается из впадины, а оставшаяся часть имеет толщину, рав­ ную боковому зазору. Вели­ чина зазора зубчатых пере­ дач должна быть в пределах, указанных в табл. 5.

Регулируют зацепление перемещением гаек откид­ ного болта. После регулиро­ вания гайки затягивают до отказа.

Регулирование опорных катков поворотного оголов­ ка крана. Между опорными катками поворотного оголов­ ка башни крана должен быть зазор 2 мм, который обеспечивает свободное вра­ щение всех катков. Катки или балансиры насажены на оси, имеющие эксцентриси­ тет до 6 мм. Чтобы облег­ чить перемещение опорных катков, при регулировании их загружают' следующими способами.

Для группы кранов, у ко­ торых катки крепятся на неповоротной части оголов­ ка, стрелу устанавливают перпендикулярно к одной

123


из граней башни; для кранов с катками, закрепленными на пово­ ротной части оголовка, стрелу поднимают в крайнее верхнее положение. При этом часть катков пе касается опорной поверх­ ности бандажа,круга. Поворачивая эксцентричные оси катков или их балансиров', устанавливают зазор, одинаковый для всех осво­ божденных катков и равный 1 мм. Затем для кранов первой груп­ пы стрелу поворачивают на 90° и вновь регулируют освободивши­ еся от нагрузки катки.

У кранов с катками на поворотном оголовке стрелу опускают на максимальный вылет и поднимают такой груз, чтобы передние опорные катки прижались к бандажу, а задние — освободились. В этом положении регулируют задние катки.

При регулировании величины зазора необходимо следить за тем, чтобы не нарушилось межцентровое расстояние цевочного зацепления. Отклонение межцентрового расстояния от проектной величины допускается не более 1—2 мм.

Регулирование натяжения каната для передвижения грузовой тележки. Натяжение каната для передвижения грузовой тележ­ ки регулируют для того, чтобы обеспечить точную работу и свое­ временную остановку грузовой тележки.

Тележку (кран БКСМ-5-5А) в процессе регулирования пере­ мещают к головке стрелы, где расположена люлька для рабочего. Ослабевший канат перемещения тележки натягивают вручную, вращая червячную лебедку, закрепленную на тележке.

Регулирование муфты предельного момента. Муфту предельно­ го момента регулируют в тех случаях, когда она ослабла или чрезмерно затянута. При ослабевшей муфте механизм поворота оказывается не в состоянии повернуть стрелу крана против ветра или пробуксовывает при включении двигателя. При натянутой муфте -пуск и торможение крана происходит резко, рывком, от­ чего повышаются динамические нагрузки на кран и груз начина­ ет раскачиваться.

Для регулирования муфты снимают крышку редуктора. Далее вращением натяжных гаек сжимают или ослабляют пружины муфты. После изменения натяжения пружины осуществляют ряд пусков и торможений механизма поворота.

Если муфта проскальзывает только при резком пуске и тормо­ жении и не пробуксовывает при нормальном пуске и при устано­ вившемся движении, регулирование можно считать законченным. После этого необходимо законтрить натяжную гайку и закрыть крышку механизма поворота.

Уход за электрооборудованием

Надежная и длительная работа кранового электрооборудова­ ния во многом определяется качеством обслуживания его в про­ цессе эксплуатации.

Обслуживание электрооборудования делят на ежесменное, проводимое машинистом крана перед началом работы, и периоди­

124


ческое, проводимое машинистом совместно с обслуживающим кран электромонтером. Периодическое обслуживание должно проводиться не реже одного раза в неделю. Кроме того, осмотр, регулирование электроаппаратов и ремонт проводятся во время остановки крана для профилактических ремонтов механической части, выполняемых в соответствии с системой планово-предупре­ дительных ремонтов.

Обслуживание электрооборудования заключается в том, чтобы поддерживать его в состоянии постоянной готовности к работе путем систематических осмотров и устранения возникающих в процессе работы неисправностей. *

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ РЕМОНТА КРАНОВ

ВСТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Внастоящее время строительные машины, в том числе и кра­ ны, эксплуатируются трестами, управлениями и базами механи­ зации. В ряде случаев машины эксплуатируются строительными управлениями специализированных и общестроительных органи­ заций.

Значительное распространение в строительстве получили трес­ ты и управления механизации, которые в некоторых районах об­ служивают не только общестроительные, но и специализирован­ ные организации (в основном выполняющие дорожные работы и работы по укладке внешних коммуникаций и сетей).

Вкрупных общестроительных трестах, территориально распо­ ложенных обособленно, возможна организация самостоятельного управления механизации, подчиненного главному механику треста.

Втрестах механизации эксплуатацию и ремонт кранов, а так­ же других машин организуют эксплуатационные отделы, а в управлениях механизации — эксплуатационно-производственные отделы и их-подразделения — участки планово-предупредитель­ ного ремонта (ППР).

Схема управления службой технических обслуживаний (ухо­ дов) и ремонтов в тресте механизации приведена на стр. 127.

Эксплуатационный отдел треста механизации осуществляет контроль за эксплуатацией строительных машин, за строгим вы­ полнением мероприятий системы планово-предупредительного ремонта, за работой ремонтных мастерских, за своевременным (в установленном порядке) списанием оборудования, пришедшего

внегодность. Он составляет и представляет на утверждение глав­ ному инженеру сводные по тресту планы ремонта строитель­

ных машин и оборудования, рассматривает планы ремонта, раз­ работанные управлениями механизации, составляет совместно с отделом технического снабжения сводные заявки на потребное оборудование, механизмы, материалы, запасные части, инстру­ мент и т. д.

125