Файл: Букаев П.Т. Устройство и обслуживание автоматических ткацких станков (хлопчатобумажная промышленность) учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ние челнока после пролета его через зев; при помощи берда рас­

пределяет основные нити по ширине

ткани;

определяет

ширину

заправки ткани и плотность ее по основе.

АТ-100-5М

установ­

У с т р о й с т в о и р а б о т а . На

станках

лен четырехзвенный кривошипный батанный механизм замочного типа.

Рис. 19. Схема батанного механизма

Устройство батанного механизма показано на рис. 19. На ниж­ нем (подбатанном) валу 1, вращающемся в подвесках, укреплен­ ных на рамах станка, закреплены нижние части разъемных лопа­ стей — чугунные лапы 2. Средние стальные ножки 3 соединяют лапы 2 с головками 4. К головкам крепится швеллерный брус 5 батана. В проушины головок вставляются пальцы 6, которые шар­ нирно соединяют батан с поводками 7. Последние свободно на­ деваются на шейки колен 8 главного вала 9 станка.

На металлический брус батана крепится склиз 10 батана — пла­ стина, изготавливаемая из твердой породы древесины или из дре­ вопластика. Склиз батана крепится к средней части бруса 5

57

батана, что соответствует ширине заправки ткани по берду. На концах бруса батана крепятся металлические склизы с продолго­ ватыми прорезями, в которые проходят погонялки.

В паз, образованный средним склизом батана и специальной деревянной планкой, привернутой к брусу батана с задней сто­ роны, нижним слачком вставляется бердо 11. Верхний слачокберда входит в паз вершника 12, привернутого к головкам лопастей

двумя болтами. Для предотвращения вылета челнока из

зева

к вершнику крепится пруток

13,

гпредохраняющий челнок от вылета.

 

Бердо состоит из стальных пла­

 

стинок, расположенных на одина­

 

ковом расстоянии друг от друга, и

 

служит для

прибоя

уточной

нити

 

к опушке ткани и для равномерного

 

распределения нитей основы по ши­

 

рине станка. Одновременно бердо

 

является направляющей для челно­

 

ка. При помощи берда создается

 

также плотность ткани по основе.

 

Расстояние между

отдельными

 

пластинами называется зубом бер­

 

да. Берда бывают паяные и варные.

 

В варных

бердах

металлические

 

пластины 1 (рис.

(20, а)

зажимают

 

двумя

полукруглыми

брусочками 2

 

и обматывают крученой нитью. Два

 

полукруглых брусочка, обмотан­

 

ных нитью и проваренных специаль­

 

ным

клеем,

образуют

слачки 3.

Рис. 20. Схема берда

Для

придания

прочности

берду

 

крайние пластины 4 делают намного

 

толще, их называют скулками.

Иногда зубом берда называют пластину.

 

(рис. 20, б)

зажи­

В паяных бердах металлические пластины 5

маются металлическими брусочками 6, обматываются проволо­ кой 7 и пропаиваются. Паяные берда прочнее варных, дольше слу­ жат, но дороже их. Применяются паяные берда только при выра­ ботке тяжелых, плотных и специальных тканей.

Для выработки тканей различной плотности служат разные берда. Основной характеристикой берда является его номер. Но­ мером берда называется количество зубьев берда, приходящееся на 10 см его ширины.

В хлопчатобумажном ткачестве применяются берда с номером, кратным пяти, например, 70, 75, 80 и т. д. Бердо характеризуется также общей высотой (длина металлических пластин) и высотой

между слачками (высота в свету).

Для замочных автоматических

ткацких станков изготавливаются

берда с общей высотой 115 см

и высотой в свету 83 мм.

 

58


В зависимости от номера берда толщина металлических плас­ тин бывает разная: чем выше номер берда, тем тоньше пластины. При работе на станке нити основы заправляются в пространство между отдельными пластинами — в зуб берда. При этом число нитей, пробираемых в зуб берда, может быть различным. Между плотностью ткани по основе (на станке) Р0 и номером берда Na су­ ществует следующая зависимость:

N

Ро

/

 

где йу — уработка уточных нитей в ткани;

b — число нитей основы, пробираемых в зуб берда.

К крайним металлическим склизам крепятся передние и зад­ ние деревянные планки, которые называют передними и задними щечками. Вместе со склизами они образуют челночные коробки.

Челночные коробки служат для удержания челнока в состоя­ нии покоя во время прибоя уточной нити, для торможения челнока после полета его через зев и для разгона челнока, а также для обеспечения правильного направления движения челнока при его полете через зев.

Металлические склизы 1 (рис. 21) челночных коробок крепятся к швеллерному брусу батана таким образом, что верхняя их пло­ скость располагается заподлицо со средним деревянным скли­ зом 2. Чтобы челнок при полете его через зев все время прижи­ мался к склизу, края общеш склиза несколько приподняты отно­ сительно середины. Если на края склиза положить поверочную линейку, то между ней и склизом в средней части будет просвет, достигающий 2,5—3 мм и называемый выемкой батана.

Передние щечки 3 правой и левой челночных коробок кре­ пятся к склизам челночных коробок при Помощи двух болтов. При­ чем отверстия, в которые входят болты, позволяют регулировать положение передних щечек и тем самым устанавливать, ширину челночных коробок.

Задние щечки 4 внешними концами крепятся к брусу батана, а внутренними — к головкам 5 лопастей батана. Внутренняя по­ верхность задних щечек устанавливается заподлицо с передней плоскостью берда. Регулировка положения задних щечек произ­ водится регулировочными болтами. Задние щечки вместе с бердом образуют вогнутую поверхность. Если поверочную линейку прило­ жить к внешним концам задних щечек, то между нею и бердом образуется просвет, называемый заносом щечек или просто зано­ сом, величина которого равна 1—2 мм. Такая форма задней на­ правляющей челнока создает условия, при которых челнок при полете через зев стремится прижаться к берду, в результате чего достигается его устойчивое движение.

В задних щечках сделаны продолговатые вырезы, в которых помещаются клапаны 6. Клапаны служат для торможения чел­ нока при влете его в челночную коробку. Они свободно насажи­

59



ваются на шпиндели 7, имеющие эксцентричную втулку, которые крепятся к брусу батана. При помощи эксцентричной втулки до­ стигается регулирование положения клапана. На клапан действует двойная плоская пружина 8 и отросток 9 замочного валика, стре­ мящиеся переместить клапаны внутрь челночной коробки.

В прорези клапана 6 помещается маленький клапан 10, под­ пружиненный спиральными пружинами 11. На него действует так­ же установочный болт 12 пальца 13 разгружателя клапанов.

Рис. 21. Схема челночных коробок:

а — левая челночная коробка; б — правая челночная коробка

Для обеспечения более эффективного торможения челнока в челночной коробке передняя щечка и клапаны обиваются кожа­ ными ремнями 14.

На внутреннюю часть клапана крепится металлическая плас­ тина 15 (см. также рис. 19), которая служит для повышения из­ носоустойчивости клапана.

Быстрый останов челнока 16 в челночной коробке осуществ­ ляется действием передней щечки 3, клапанов 6 я 10, а также гонка 17, насаженного на погонялку 18, проходящую через прорезь склиза батана.

Для более плавного торможения челнока в челночной коробке служат кожаные петли и подбатанный ремень. Подбатанный ре­ мень продет в направляющие ушки, укрепленные снизу бруса ба­ тана, и соединяется с кожаными петлями. Вместе они действуют на погонялку, как бы ограничивая ее ход.

При влете челнока в челночную коробку челнок сначала тор­ мозится клапанами 6 и 10, после чего, встречаясь с гонком и пре­

60

одолевая сопротивление подбатанного ремня, перемещает гонок с погонялкой в крайнее положение и окончательно затормажи­ вается.

Для свободного прохождения уточной нити в передней щечке сделана продольная полукруглая канавка.

Для регулирования положения батана относительно механизма автоматической смены шпуль поводки 7 (см. рис. 19) сделаны разъемными. Они состоят из разъемного подшипника с бронзовым вкладышем, монолитного подшипника с бронзовой втулкой и стер­ жня. Разъемный подшипник поводка надевается на шейку колена главного вала. Стержень на концах имеет правую и левую резьбу, при помощи чего он ввертывается в подшипники и закрепляется контргайкой.

Для поворота стержня при регулировках в средней части его делается утолщение с гранями для гаечного ключа.

Работа батана осуществляется следующим образом. При вра­ щении главного вала станка происходит преобразование враща­ тельного движения вала в возвратно-поступательное качание ба­ тана. За полный оборот главного вала батан по дуге окружности (с радиусом от подбатанного вала до берда) переместится из крайнего, например заднего, положения в крайнее переднее и опять займет исходное положение. При этом, когда батан находится в заднем положении, происходит полет челнока через раскрытый зев и прокладывание уточной нити. При подходе батана в переднее положение он при помощи берда прибивает уточную нить к опушке ткани.

Встреча берда с опушкой ткани происходит не в крайнем перед­ нем положении, а несколько раньше. Дальнейшее движение берда происходит вместе с опушкой ткани. В этот период происходит дополнительное растяжение нитей основы и ослабление ткани. Именно в этот период происходит формирование очередного эле­ мента ткани, закладываются основные параметры будущей ткани.

Расстояние, на которое бердо переместится вместе с опушкой ткани, называется прибойной полоской. Величина прибойной по­ лоски зависит.от многих факторов: плотности ткани, натяжения основных нитей, геометрических размеров зева и т. д.

Прибойная полоска оказывает большое влияние на процесс формирования ткани. При очень большой прибойной полоске про­ исходит увеличенная деформация нитей, слишком большое «дер­ ганье» основы и как следствие этого — резкое повышение обрыв­ ности основы и разладок станка. Обычно при выработке тканей массового ассортимента величина прибойной полоски достигает 2—3 мм, а при выработке тяжелых тканей— 10 мм.

Скорость движения батана за каждый цикл работы станка по­ стоянно меняется. В крайних переднем и заднем положениях она снижается до нуля (мертвое положение механизма). В средних положениях, т. е. когда колено главного вала находится внизу или вверху, батан перемещается с максимальной скоростью. Такое пе­ риодическое изменение скорости движения батана благоприятно

61


сказывается на процессе ткачества. Во-первых, при прибое уточ­ ной нити батан подходит к опушке ткани с небольшой скоростью,, что снижает ударную нагрузку на нити основы при встрече берда с опушкой ткани. Во-вторых, при замедленном движении батана в заднем положении обеспечивается более надежный полет чел­ нока через зев.

Для более надежного полета челнока через зев требуется,, чтобы батан в это время не перемещался. Однако достичь этого при данной конструкции батанного механизма невозможно. Для этого необходимо применить новый способ передачи движения ба­ тану, например, при помощи эксцентрика. Тогда батан может пере­ мещаться по любому заданному закону. Такой способ движения батана применяется на станках новых конструкций (см. X главу).

Р а з л а д к и и п о р о к и т к а н и . При работе батанногомеханизма встречаются разладки, которые приводят к вылету челнока, к заминам челнока в зеве, повышенной обрывности нитей основы и утка, а также к неправильной работе механизма авто­ матической смены утка и других механизмов.

Причинами разладок могут быть износ и поломка деталей,, неправильная установка механизма, а также коробление отдель­ ных деревянных деталей из-за нарушения температурно-влажност­ ного режима в цехе.

Вылет челнока происходит при покоробленном склизе батана, если склизы и задние щечки установлены не заподлицо с бердом, а также если погнуто бердо или выступают его отдельные зубья.

Если металлические склизы выступают над деревянным скли­ зом, а задние щечки над бердом, возможно обивание челнока, недолеты его, а также замины челнока в зеве (всхлопывание) и повышенная обрывность основы. Если указанные детали батана установлены не заподлицо, то могут обиваться склиз и щечки, а также портиться бердо.

Нарушение вклада шпуль в челнок происходит при нарушении длины поводков, разной их длине, а также при большом люфте в подшипниках поводков. При наличии последнего недостатка по­ является также порок ткани неровный бой, т. е. чередование уплотненных и разреженных участков ткани.

Замины челнока происходят от неправильной установки чел­ ночных коробок (слишком узкие или слишком широкие коробки, а также при слишком слабом или слишком сильном зажатии чел­ нока пружинами клапанов и замочного валика). В этом случае происходит либо отскакивание, либо недолет челнока.

Рассечка ткани бердом появляется, если бердо сильно прижато вершником.

При слишком зажатых подшипниках поводков происходят их нагрев и преждевременный износ.

62