Файл: Букаев П.Т. Устройство и обслуживание автоматических ткацких станков (хлопчатобумажная промышленность) учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.07.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 1
ние челнока после пролета его через зев; при помощи берда рас
пределяет основные нити по ширине |
ткани; |
определяет |
ширину |
заправки ткани и плотность ее по основе. |
АТ-100-5М |
установ |
|
У с т р о й с т в о и р а б о т а . На |
станках |
лен четырехзвенный кривошипный батанный механизм замочного типа.
Рис. 19. Схема батанного механизма
Устройство батанного механизма показано на рис. 19. На ниж нем (подбатанном) валу 1, вращающемся в подвесках, укреплен ных на рамах станка, закреплены нижние части разъемных лопа стей — чугунные лапы 2. Средние стальные ножки 3 соединяют лапы 2 с головками 4. К головкам крепится швеллерный брус 5 батана. В проушины головок вставляются пальцы 6, которые шар нирно соединяют батан с поводками 7. Последние свободно на деваются на шейки колен 8 главного вала 9 станка.
На металлический брус батана крепится склиз 10 батана — пла стина, изготавливаемая из твердой породы древесины или из дре вопластика. Склиз батана крепится к средней части бруса 5
57
батана, что соответствует ширине заправки ткани по берду. На концах бруса батана крепятся металлические склизы с продолго ватыми прорезями, в которые проходят погонялки.
В паз, образованный средним склизом батана и специальной деревянной планкой, привернутой к брусу батана с задней сто роны, нижним слачком вставляется бердо 11. Верхний слачокберда входит в паз вершника 12, привернутого к головкам лопастей
двумя болтами. Для предотвращения вылета челнока из |
зева |
к вершнику крепится пруток |
13, |
гпредохраняющий челнок от вылета.
|
Бердо состоит из стальных пла |
||||||
|
стинок, расположенных на одина |
||||||
|
ковом расстоянии друг от друга, и |
||||||
|
служит для |
прибоя |
уточной |
нити |
|||
|
к опушке ткани и для равномерного |
||||||
|
распределения нитей основы по ши |
||||||
|
рине станка. Одновременно бердо |
||||||
|
является направляющей для челно |
||||||
|
ка. При помощи берда создается |
||||||
|
также плотность ткани по основе. |
||||||
|
Расстояние между |
отдельными |
|||||
|
пластинами называется зубом бер |
||||||
|
да. Берда бывают паяные и варные. |
||||||
|
В варных |
бердах |
металлические |
||||
|
пластины 1 (рис. |
(20, а) |
зажимают |
||||
|
двумя |
полукруглыми |
брусочками 2 |
||||
|
и обматывают крученой нитью. Два |
||||||
|
полукруглых брусочка, обмотан |
||||||
|
ных нитью и проваренных специаль |
||||||
|
ным |
клеем, |
образуют |
слачки 3. |
|||
Рис. 20. Схема берда |
Для |
придания |
прочности |
берду |
|||
|
крайние пластины 4 делают намного |
||||||
|
толще, их называют скулками. |
||||||
Иногда зубом берда называют пластину. |
|
(рис. 20, б) |
зажи |
||||
В паяных бердах металлические пластины 5 |
маются металлическими брусочками 6, обматываются проволо кой 7 и пропаиваются. Паяные берда прочнее варных, дольше слу жат, но дороже их. Применяются паяные берда только при выра ботке тяжелых, плотных и специальных тканей.
Для выработки тканей различной плотности служат разные берда. Основной характеристикой берда является его номер. Но мером берда называется количество зубьев берда, приходящееся на 10 см его ширины.
В хлопчатобумажном ткачестве применяются берда с номером, кратным пяти, например, 70, 75, 80 и т. д. Бердо характеризуется также общей высотой (длина металлических пластин) и высотой
между слачками (высота в свету). |
Для замочных автоматических |
ткацких станков изготавливаются |
берда с общей высотой 115 см |
и высотой в свету 83 мм. |
|
58
В зависимости от номера берда толщина металлических плас тин бывает разная: чем выше номер берда, тем тоньше пластины. При работе на станке нити основы заправляются в пространство между отдельными пластинами — в зуб берда. При этом число нитей, пробираемых в зуб берда, может быть различным. Между плотностью ткани по основе (на станке) Р0 и номером берда Na су ществует следующая зависимость:
N |
Ро |
|
/ |
||
|
где йу — уработка уточных нитей в ткани;
b — число нитей основы, пробираемых в зуб берда.
К крайним металлическим склизам крепятся передние и зад ние деревянные планки, которые называют передними и задними щечками. Вместе со склизами они образуют челночные коробки.
Челночные коробки служат для удержания челнока в состоя нии покоя во время прибоя уточной нити, для торможения челнока после полета его через зев и для разгона челнока, а также для обеспечения правильного направления движения челнока при его полете через зев.
Металлические склизы 1 (рис. 21) челночных коробок крепятся к швеллерному брусу батана таким образом, что верхняя их пло скость располагается заподлицо со средним деревянным скли зом 2. Чтобы челнок при полете его через зев все время прижи мался к склизу, края общеш склиза несколько приподняты отно сительно середины. Если на края склиза положить поверочную линейку, то между ней и склизом в средней части будет просвет, достигающий 2,5—3 мм и называемый выемкой батана.
Передние щечки 3 правой и левой челночных коробок кре пятся к склизам челночных коробок при Помощи двух болтов. При чем отверстия, в которые входят болты, позволяют регулировать положение передних щечек и тем самым устанавливать, ширину челночных коробок.
Задние щечки 4 внешними концами крепятся к брусу батана, а внутренними — к головкам 5 лопастей батана. Внутренняя по верхность задних щечек устанавливается заподлицо с передней плоскостью берда. Регулировка положения задних щечек произ водится регулировочными болтами. Задние щечки вместе с бердом образуют вогнутую поверхность. Если поверочную линейку прило жить к внешним концам задних щечек, то между нею и бердом образуется просвет, называемый заносом щечек или просто зано сом, величина которого равна 1—2 мм. Такая форма задней на правляющей челнока создает условия, при которых челнок при полете через зев стремится прижаться к берду, в результате чего достигается его устойчивое движение.
В задних щечках сделаны продолговатые вырезы, в которых помещаются клапаны 6. Клапаны служат для торможения чел нока при влете его в челночную коробку. Они свободно насажи
59
ваются на шпиндели 7, имеющие эксцентричную втулку, которые крепятся к брусу батана. При помощи эксцентричной втулки до стигается регулирование положения клапана. На клапан действует двойная плоская пружина 8 и отросток 9 замочного валика, стре мящиеся переместить клапаны внутрь челночной коробки.
В прорези клапана 6 помещается маленький клапан 10, под пружиненный спиральными пружинами 11. На него действует так же установочный болт 12 пальца 13 разгружателя клапанов.
Рис. 21. Схема челночных коробок:
а — левая челночная коробка; б — правая челночная коробка
Для обеспечения более эффективного торможения челнока в челночной коробке передняя щечка и клапаны обиваются кожа ными ремнями 14.
На внутреннюю часть клапана крепится металлическая плас тина 15 (см. также рис. 19), которая служит для повышения из носоустойчивости клапана.
Быстрый останов челнока 16 в челночной коробке осуществ ляется действием передней щечки 3, клапанов 6 я 10, а также гонка 17, насаженного на погонялку 18, проходящую через прорезь склиза батана.
Для более плавного торможения челнока в челночной коробке служат кожаные петли и подбатанный ремень. Подбатанный ре мень продет в направляющие ушки, укрепленные снизу бруса ба тана, и соединяется с кожаными петлями. Вместе они действуют на погонялку, как бы ограничивая ее ход.
При влете челнока в челночную коробку челнок сначала тор мозится клапанами 6 и 10, после чего, встречаясь с гонком и пре
60
одолевая сопротивление подбатанного ремня, перемещает гонок с погонялкой в крайнее положение и окончательно затормажи вается.
Для свободного прохождения уточной нити в передней щечке сделана продольная полукруглая канавка.
Для регулирования положения батана относительно механизма автоматической смены шпуль поводки 7 (см. рис. 19) сделаны разъемными. Они состоят из разъемного подшипника с бронзовым вкладышем, монолитного подшипника с бронзовой втулкой и стер жня. Разъемный подшипник поводка надевается на шейку колена главного вала. Стержень на концах имеет правую и левую резьбу, при помощи чего он ввертывается в подшипники и закрепляется контргайкой.
Для поворота стержня при регулировках в средней части его делается утолщение с гранями для гаечного ключа.
Работа батана осуществляется следующим образом. При вра щении главного вала станка происходит преобразование враща тельного движения вала в возвратно-поступательное качание ба тана. За полный оборот главного вала батан по дуге окружности (с радиусом от подбатанного вала до берда) переместится из крайнего, например заднего, положения в крайнее переднее и опять займет исходное положение. При этом, когда батан находится в заднем положении, происходит полет челнока через раскрытый зев и прокладывание уточной нити. При подходе батана в переднее положение он при помощи берда прибивает уточную нить к опушке ткани.
Встреча берда с опушкой ткани происходит не в крайнем перед нем положении, а несколько раньше. Дальнейшее движение берда происходит вместе с опушкой ткани. В этот период происходит дополнительное растяжение нитей основы и ослабление ткани. Именно в этот период происходит формирование очередного эле мента ткани, закладываются основные параметры будущей ткани.
Расстояние, на которое бердо переместится вместе с опушкой ткани, называется прибойной полоской. Величина прибойной по лоски зависит.от многих факторов: плотности ткани, натяжения основных нитей, геометрических размеров зева и т. д.
Прибойная полоска оказывает большое влияние на процесс формирования ткани. При очень большой прибойной полоске про исходит увеличенная деформация нитей, слишком большое «дер ганье» основы и как следствие этого — резкое повышение обрыв ности основы и разладок станка. Обычно при выработке тканей массового ассортимента величина прибойной полоски достигает 2—3 мм, а при выработке тяжелых тканей— 10 мм.
Скорость движения батана за каждый цикл работы станка по стоянно меняется. В крайних переднем и заднем положениях она снижается до нуля (мертвое положение механизма). В средних положениях, т. е. когда колено главного вала находится внизу или вверху, батан перемещается с максимальной скоростью. Такое пе риодическое изменение скорости движения батана благоприятно
61
сказывается на процессе ткачества. Во-первых, при прибое уточ ной нити батан подходит к опушке ткани с небольшой скоростью,, что снижает ударную нагрузку на нити основы при встрече берда с опушкой ткани. Во-вторых, при замедленном движении батана в заднем положении обеспечивается более надежный полет чел нока через зев.
Для более надежного полета челнока через зев требуется,, чтобы батан в это время не перемещался. Однако достичь этого при данной конструкции батанного механизма невозможно. Для этого необходимо применить новый способ передачи движения ба тану, например, при помощи эксцентрика. Тогда батан может пере мещаться по любому заданному закону. Такой способ движения батана применяется на станках новых конструкций (см. X главу).
Р а з л а д к и и п о р о к и т к а н и . При работе батанногомеханизма встречаются разладки, которые приводят к вылету челнока, к заминам челнока в зеве, повышенной обрывности нитей основы и утка, а также к неправильной работе механизма авто матической смены утка и других механизмов.
Причинами разладок могут быть износ и поломка деталей,, неправильная установка механизма, а также коробление отдель ных деревянных деталей из-за нарушения температурно-влажност ного режима в цехе.
Вылет челнока происходит при покоробленном склизе батана, если склизы и задние щечки установлены не заподлицо с бердом, а также если погнуто бердо или выступают его отдельные зубья.
Если металлические склизы выступают над деревянным скли зом, а задние щечки над бердом, возможно обивание челнока, недолеты его, а также замины челнока в зеве (всхлопывание) и повышенная обрывность основы. Если указанные детали батана установлены не заподлицо, то могут обиваться склиз и щечки, а также портиться бердо.
Нарушение вклада шпуль в челнок происходит при нарушении длины поводков, разной их длине, а также при большом люфте в подшипниках поводков. При наличии последнего недостатка по является также порок ткани неровный бой, т. е. чередование уплотненных и разреженных участков ткани.
Замины челнока происходят от неправильной установки чел ночных коробок (слишком узкие или слишком широкие коробки, а также при слишком слабом или слишком сильном зажатии чел нока пружинами клапанов и замочного валика). В этом случае происходит либо отскакивание, либо недолет челнока.
Рассечка ткани бердом появляется, если бердо сильно прижато вершником.
При слишком зажатых подшипниках поводков происходят их нагрев и преждевременный износ.
62