Файл: Букаев П.Т. Устройство и обслуживание автоматических ткацких станков (хлопчатобумажная промышленность) учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

погонялка устанавливается в исходное положение. При этом по­ гонялка натягивает подбатанный ремень, который отводит пого­ нялку с противоположной стороны станка от затыльника батана.

При входе челнока в челночную коробку он преодолевает со­ противление движения гонка, погонялки, а также подбатанного и буферных ремней. Это является дополнительным амортизатором, смягчающим удар челнока при его торможении.

Челнок является ответственной деталью станка и служит для прокладывания уточной нити в зев. В челноке размещается уточ­ ная паковка (шпуля), с которой происходит сматывание нити при движении челнока через зев.

Рис. 25. Схема челнока

Челнок состоит из деревянного бруска обтекаемой формы и металлической арматуры, служащей для удержания шпули в чел­ ноке и вывода нити из челнока. Деревянный брусок 1 (рис. 25) имеет вырез, в котором помещается шпуля 2. На концах деревян­ ного бруска крепятся металлические конусы — мыски 3.

На передней боковой стенке челнока сделана канавка (вы­ точка) для помещения уточной нити во время нахождения чел­ нока в челночной коробке и продольный вырез для щупла. Для удержания шпули служит металлическая арматура, которая со­ стоит из шпуледержателя (ухватика) 4 с канавками. В эти ка­ навки входят кольца, укрепленные на основании деревянных шпуль. Ухватики крепятся в челноке винтами 5, которые проходят через тело бруска челнока в отверстие хвостовика ухватика. Все винты, крепящие арматуру челнока, утапливаются в отверстиях бруска с тем, чтобы не вызывать обрыва нитей и повреждения берда, склизов и щечек челночных коробок.

Для направления шпули в момент ее автоматической вкладки в челнок служит фигурная пластинка — шпулеспускатель 6, кото­ рый крепится винтом 7. Между ухватиком и шпулеспускателем

69


располагается прокладка 8, при помощи которой фиксируется по­ ложение ухватика и, следовательно, шпули относительно оси чел­ нока.

Для вывода уточной нити из челнока и автоматической ее за­ водки при вкладке новой шпули на ходу станка служит заводной аппарат (машинка) 9, представляющий собой металлическую де­ таль сложной конфигурации, помещенную в специальном вырезе бруска и прикрепленную к нему при помощи винта 10. У вход­ ного и выходного отверстий заводного аппарата располагаются металлические шпильки, препятствующие задеванию нити утка о стенки челнока. Для торможения уточной нити в челноке на внутренней стенке около заводной машинки укрепляют щетинку 11 или кусочек меха.

В связи с тем что челнок во время работы испытывает боль­ шие динамические нагрузки и непосредственно взаимодействует с нитями основы и утка, к нему предъявляются высокие требо­ вания.

Брусок челнока должен изготовляться либо из твердых пород древесины (бука, граба, хурмы, пальмы и т. д.), либо из специ­ альных армированных пластмасс с обклейкой трущихся поверх­ ностей износостойкими материалами. Челнок не должен иметь шероховатостей; мыски должны плотно прилегать к бруску и быть с ним заподлицо; арматура, особенно заводной аппарат, должны быть отполированы и надежно закреплены в челноке.

Р а з л а д к и м е х а н и з м а . При неправильной наладке меха­ низма, поломке или износе отдельных деталей или ослаблении их крепления происходят разладки механизма. Следствием этих раз­ ладок является недолет челнока до противоположной челночной коробки и замин его в зеве (всхлопывание станка), что в свою очередь вызывает вылет челнока из зева и отрыв нитей основы.

Всхлопывание станка происходит по следующим причинам: лопнул ремень 21 (см. рис. 24) оттяжного шкива 22 погонялки или язычок 15 в башмаке; вылетела ось шкива 22; неправильно установлен размах погонялки; сработались мысок, копыто или ро­ лик 4; поздняя или ранняя кидка челнока (в этом случае может значительно увеличиться обрывность основы); заедает погонялку в прорези батана, в пазу большого хомутика или она задевает за крепежные болты ременной буферной петли; большая длина бу­ ферной петли; чрезмерное скольжение фрикционных дисковве­ ретено имеет продольное движение; низко посажены хомутики; ослабло крепление разъемной муфты на среднем валу или отошло от рамы боевое копыто; погнулся шпиндель боевого ролика; ос­ лабло крепление подшипников веретена; надломлена погонялка; туго вращается веретено — по окончании боя оно не возвращается в исходное положение и боевой ролик не ложится на поверхность копыта; из-за неточной подгонки мыска боевого копыта к ролику последний ложится на мысок не всей своей поверхностью; при продольном движении среднего вала и, следовательно, боевого ко'пыта, отчего изменяется сила боя и челнок не долетает в чел-

70


ночную коробку; сработались зубья ходовых шестерен и увеличен зазор между ними, что вызывает неровный бой и надолеты чел­ нока; ослабло крепление погонялки в башмаке, отчего челнок не долетает в челночные коробки; ослаб и износился гонок или ослаб мысок челнока, вследствие чего полет челнока нарушается.

При работе станка иногда разбиваются початки, что происхо­ дит при сильном бое с левой стороны, слабо зажатых клапанах челночных коробок, прекращении действия подбатанных буфер­ ных ремней, а также при слабой намотке початка или малом ко­ нусе намотки.

Челнок вылетает из зева, если отвернулся оттяжной шкив или ослабла погонялка; низко вырезана лунка в гонке; отвернулся ус­ тановочный болт в башмаке, вследствие чего погонялка слишком наклоняет гонок; отвернулось стремечко; ослабло крепление мы­ ска или копыта эксцентрика 1.

При выработке гонка или направляющего язычка и косо по­ ставленном гонке челнок может перевернуться при полете че­ рез зев.

Контрольные вопросы

1.Каково назначение боевого механизма?

2.Какие бывают боевые механизмы?

3.Расскажите, как устроены боевой эксцентрик и каточек, а также башмак

ипогонялка.

4.Как передается движение от среднего вала к гонку?

5.Каким образом создается амортизация челнока при влете его в челночную коробку?

6.Какие разладки встречаются при работе боевого механизма?

9. БОКОВАЯ УТОЧНАЯ ВИЛОЧКА

Помимо описанных главных механизмов станка на современ­ ном автоматическом челночном станке применяется ряд вспомо­ гательных механизмов. Они контролируют работу станка и обес­ печивают хорошее качество вырабатываемой ткани и высокую производительность труда.

К таким механизмам относятся: уточная вилочка, механизм автоматической смены шпуль, основонаблюдатель, шпарутки, но­ жницы.

На челночных ткацких станках применяется два типа уточных вилочек: боковые и центральные. Центральные уточные вилочки чаще всего устанавливаются на широких ткацких станках. На станках АТ-100-5М применяются боковые уточные вилочки.

При выработке ткани, к качеству которой предъявляются по­ вышенные требования, уточная вилочка в случае отсутствия уточ­ ной нити в зеве останавливает станок. В остальных случаях, когда в зеве отсутствует уточная нить, вилочка включает автомат смены шпуль. При действии вилочки включается также недосечный ме­ ханизм.

71


У с т р о й с т в о и р а б о т а . На среднем валу 1 (рис. 26) жестко посажен эксцентрик 2. Под действием пружины 3 к нему прижимается ролик 4, свободно сидящий на оси стойки 5. Стойка соединяется с нижним концом двуплечего рычага (шпаги) 6, ко­ торый качается на пальце кронштейна 7. В верхний конец верти­ кального плеча рычага 6 вставляется ось, на которой свободно качается крючок 8. Конец крючка лежит на полочке ползушки 9.

В задней части ползушки (от ткача)

вставлена ось,

на которой

свободно качается вилочка 10, состоящая из рожков 11

и петли 12,

26 12

іо

 

Рис. 26. Боковая уточная вилочка

взаимодействующей в свою очередь с крючком 8. Рожки и петля закрепляются в подушках и закрываются крышкой с балансиром. Против рожков вилочки располагается решетка, которая крепится к задней щечке левой челночной коробки.

Ползушка 9 расположена в вилочном станочке 13, который прикреплен к груднице с левой стороны станка. К переднему торцу ползушки под действием пружины 14 прижимается рычаг-коро­ мысло 15, свободно сидящий на валике включения 16. Установоч­ ным винтом 17 рычаг 15 взаимодействует с нижним плечом рычага 18, жестко укрепленного на валике включения 16 и соединенного с рычагом 19 щупла.

Внутри ползушки располагается движок 20, который прижи­ мается к ползушке плоской пружиной, вставленной между ними. На верхнюю поверхность движка опирается установочный винт 21 контрольной собачки 22, свободно качающейся на оси, укреплен­ ной на ползушке. Контрольная собачка взаимодействует со сбрасы­ вателем 23 отводки 24. К вилочному станочку крепится стойка с осью, на которой свободно качается упорная собачка 25. Для ос­ танова станка, когда на ходу станка произошли подряд две не­ удачные вкладки шпули в челнок, служит механизм тройного действия.

72


При вращении среднего вала ролик 4 обкатывается по эксцен­ трику 2 и сообщает качательное движение рычагу (шпаге) 6. Вместе с рычагом получает возвратно-поступательное движение крючок 8. При подходе батана в переднее положение вилочная решетка приближается к рожкам вилочки. Если уточная нить 26 находится в зеве, то она попадает между рожками 11 вилочки и решеткой и препятствует прохождению рожков между прутками ре­ шетки. В результате этого вилочка поворачивается на своей оси и поднимает петлю 12 над выступом крючка 8. Крючок свободно пройдет под петлей и не потянет за собой вилочку.

При отсутствии уточной нити в зеве рожки уточной вилочки свободно проходят между прутками решетки. Вилочка не повер­ нется на своей оси и ее петля не поднимется над крючком. При движении крючка со шпагой в переднее положение он захватит петлю и переместит вилочку 10 в переднее положение. Вместе с вилочкой переместится и ползушка 9, которая подействует на рычаг-коромысло 15, который через установочный болт 17 повер­ нет валик включения 16. В результате этого произойдет включение механизма автоматической смены шпуль. Одновременно нижнее плечо 27 рычага-коромысла включает недосечный механизм.

В случае, когда вилочка передает сигнал автомату смены шпуль, установочный винт 21 ввертывают так, чтобы контрольная собачка 22 располагалась выше сбрасывателя 23 на 2—3 мм (рис. 27). Если вилочка отрегулирована на останов станка, кон­ трольная собачка 22 устанавливается на уровне сбрасывателя 23.

При нормальной работе автомата смены шпуль во время дви­ жения шпаги к батану под действием пружины 14 (см. рис. 26) рычаг-коромысло 15 и ползушка 9 с вилочкой возвращаются в ис­ ходное положение.

Если по какой-либо причине вкладки шпули не произойдет или произошел обрыв уточной нити при вкладке, начинает действовать механизм тройного действия (см. рис. 27). В первоначальном по­ ложении установочный винт 21 находится на середине верхнего выступа (полочки) движка 20. При отсутствии уточной нити вместе с ползушкой 9 перемещается и движок до тех пор, пока нижний выступ (отросток) движка не упрется в выступ 28 вилочного ста­ ночка. Дальнейшее движение ползушки осуществляется уже без движка. Конец контрольной собачки пройдет над сбрасывателем, а винт 21 сместится на левый край верхнего выступа движка.

При отсутствии уточной нити и в следующем зеве крючок 8 снова переместит петлю 12 вилочки и ползушку 9 к груднице. Дви­ жению движка с ползушкой в данном случае помешает упорная собачка 25, которая упрется в левый уступ движка 20. Следова­ тельно, движок сместится вправо относительно ползушки и уста­ новочный винт 21 опустится на нижнюю ступеньку движка. В этом случае контрольная собачка 22 устанавливается против сбрасыва­ теля, но станок не остановится, так как опускание контрольной со­ бачки произойдет тогда, когда она уже прошла над сбрасывателем. Произойдет очередная смена шпули.

73