Файл: Богомолов С.И. Взаимосвязанные колебания в турбомашинах и газотурбинных двигателях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.07.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 0
В табл. 14 и на рис. 19 |
приведены результаты расчета |
|
собственных колебаний |
цилиндрических |
оболочек при |
h = 2, опертых по торцам |
на скользящий |
шарнир . |
|
|
Рис. 19. |
Низшие формы |
колебании |
ко |
|
|
|
|||
|
|
роткой |
цилиндрической оболочки |
п |
рас |
|
|
|
|||
|
|
пределение |
силовых |
параметров |
вдоль |
|
|
|
|||
|
|
|
оси |
оболочки |
(л = 2). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
14 |
||
2/і/г |
|
0.02 |
0,03 |
|
0,04 |
|
|
0,05 |
0,1 |
||
Иг |
1,6 |
1,7 |
2 |
1 |
2 |
2,3 |
|
2,4 |
2,5 |
2,6 |
3 |
h |
3679 |
3434 |
2820 |
5710 |
2842 |
2341 |
2197 |
2111 |
1994 |
1775 |
|
h |
6398 |
6197 |
5653 |
8402 |
5715 |
5138 |
4952 |
4818 4667 4275 |
|||
h |
7513 |
7365 |
7084 |
— |
7276 |
6752 |
6592 |
6570 6410 6393 |
Частотное |
уравнение |
решается |
методом |
проб. Д л я |
||
цилиндрических оболочек |
при п = 0 и п > 2 |
алгоритм |
||||
расчета |
позволяет получить частоты лишь коротких |
обо |
||||
лочек ( і / г ^ 2 ) . При этом |
границы |
применимости |
алго |
|||
ритма |
зависят |
от форм |
колебаний |
и величины 2h/r. С |
уменьшением 2/z/r предельное значение Цг уменьшается, соответственно при увеличении 2h/r— увеличивается. Так, для оболочки со с к о л ь з я щ и м шарниром на концах
66
при |
п —2 и 2/z/r = 0,02 |
для |
первых |
трех частот |
пре |
|
дельное значение |
1/г = |
\,75, |
при 2Л// - =0,05 ///- = |
2,5. |
||
Это |
ограничение |
вызвано, очевидно, |
отсутствием |
связи |
при расчетах с девятью значащими цифрами между па раметрами в крайних сечениях оболочки. В связи с этим теряется смысл матричного соотношения оболочки (52) и, следовательно, частотного определителя.
Границы применимости алгоритма устанавливались путем непосредственных расчетов на машине по харак
теру |
кривой |
частотного |
определителя. |
При |
значениях |
|||||||||
1/г, превышающих |
допустимые, |
плавность этой |
кривой |
|||||||||||
нарушается. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Д л я |
конической |
оболочки |
границы |
применимости |
||||||||||
метода |
расширяются. |
Если |
для |
цилиндрической |
оболоч- |
|||||||||
|
|
|
I |
|
|
|
|
|
|
|
Oh |
|
|
|
ки с 2/z/r = 0,05 - = 2,5, |
то |
при т |
= |
6° и |
— = 0,25 отно- |
|||||||||
шение |
— составляет |
2,7. |
При больших углах |
конуснос- |
||||||||||
ти нарушения |
плавности |
кривой |
частотного |
определи |
||||||||||
теля |
в |
рассматриваемом |
|
диапазоне |
частот не |
наблюда |
||||||||
лось. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В |
табл. 15 приведены |
результаты |
расчетов |
|
низших |
|||||||||
частот конической оболочки большой конусности, |
жестко |
|||||||||||||
закрепленной |
на |
одном |
|
торце и свободной на другом. |
||||||||||
При |
-f = 90° оболочка |
превращается |
в пластину-диск. |
|||||||||||
В данном случае алгоритм расчета |
|
дает |
частоты акси |
|||||||||||
альных |
колебаний |
диска |
и частоты |
колебаний |
|
диска в |
своей плоскости (колебания растяжения — сжатия вдоль
радиуса |
и тангенциальные |
колебания). |
Дл я |
|
пластины |
|||
рассматриваемые |
типы |
колебаний |
являются |
|
несвязан |
|||
ными. |
Исходными |
для |
расчета |
являлись |
следующие |
|||
данные: |
г0 — 0,02 |
м\ гд = |
0,3 м\ |
2h = |
0,004 |
м; р = |
||
= 7848 |
кг/м3; Е = |
1,96 • 10" |
н/м2. |
|
|
|
|
|
Величины низших частот оболочки при различных |
||||||||
значениях угла конусности |
приведены в |
табл. |
15. |
|||||
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
15 |
|
|
|
•[, град |
90 |
|
87 |
83 |
80 |
|
|
|
h |
64,7 |
68,4 |
80,0 |
90.4 |
|
||
|
h |
426 |
448 |
538 |
633 |
|
||
|
h |
1030 |
1050 |
1135 |
1230 |
|
3* |
67 |
П ри у = 90° три низших частоты являются частотами аксиальных колебании диска. В диапазоне 0—3500 гц отсутствуют резонансные продольные (радиальные) и тангенциальные (крутильные) колебания этого диска.
Изложенный алгоритм расчета позволяет определить частоты поперечных колебаний (п = 1) цилиндрических и конических оболочек, практически достаточно
iff
Рис. 20. Расчетная схема
составной оболочки.
длинных, без ограничений, накладываемых на отноше ние - . Метод дает хорошие
результаты при расчете до вольно длинных оболочек с большим числом нерегулярностей в виде кольцевых пластин-дисков (глава V).
Собственные колебания со-
с т а т ы х о б о л о ч е к . Матричное
1 ~
соотношение для расчета соб ственных колебаний состав ных оболочек можно получить из матричных соотноше
ний, с помощью которых осуществляется переход через один участок оболочки с постоянным углом т;. Д л я обо лочки, представленной на рис. 20, матричное соотноше ние имеет вид
|
|
Хі+\ |
= |
С^С-уХі, |
|
(75) |
|
где Ci, С\, С3 |
— матрицы |
перехода |
через |
соответствую |
|||
щие |
участки |
оболочек. |
|
|
|
|
оболочки Сг и |
Матрицы |
цилиндрических |
участков |
|||||
С 3 |
определяются согласно |
(37). |
Матрица |
конического |
|||
участка С* в |
соответствии |
с |
(51) |
|
|
||
|
|
с\ = |
|
|
къс,к-]. |
|
Вид частотного определителя оболочки при соответству ющих граничных условиях показан в табл. 13.
Г Л А В А III
И З Г И Б Н Ы Е К О Л Е Б А Н И Я О Б Л О П А Ч Е Н Н Ы Х Д И С К О В
§ 1. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВМЕСТНЫХ КОЛЕБАНИЙ ДИСКОВ И РАБОЧИХ ЛОПАТОК
В двадцатых годах В. Кэмпбеллом были проведены обширные экспериментальные исследования для выясне ния причин аварий дисков паровых турбин [32]. Эти эк сперименты легли в основу современных методов теоре тического и экспериментального исследований изгибных колебаний дисков турбомашин.
Следует, однако, отметить, что, хотя обширные и тща тельно поставленные экспериментальные исследования В. Кэмпбелла были проведены в основном о облопаченными дисками, вопросы, относящиеся к особенностям со вместных колебаний дисков и рабочих лопаток достаточ
ного |
освещения в |
указанной работе не получили. Вер |
нее, |
они не были |
поставлены. В большинстве экспери |
ментов В. Кэмпбелла диски были весьма тонкими, а ло патки короткими, и такого рода вопросы, естественно, и не могли возникнуть, тем более что основная цель этих экспериментальных исследований заключалась в изучении особенностей колебаний именно диска.
Нередко при исследовании изгибных колебаний облопаченных дисков имеют место несколько упрощенные представления о характере динамического поведения ло паток. Подразумевается, что лопатки ничего качественно нового, кроме снижения частот колебаний, внести в ди намическое состояние системы не могут. Такой подход к исследованию колебаний облопаченных дисков, справед ливый в ряде случаев, в общем может привести к не верным результатам.
Можно ли, например, утверждать, что колебания ди сков турбомашин с узловыми окружностями имеют всегда очень высокие частоты и поэтому не представляют никакого
69
практического интереса? А каков будет характер колебаний-системы диск—лопатки, если лопатки совер шают колебания не только в аксиальном, но it в танген циальном направлениях? Отличаются ли колебания от дельной изолированной лопатки от колебаний той же лопатки в системе диск—лопатки? Иначе, каковы осо бенности динамического взаимодействия диска и лопаток при их совместных колебаниях?
Эти вопросы имеют не только теоретическое, но и практическое значение. Как показывает опыт эксплуата ции турбин, на практике имел место ряд аварий рабочих ло паток, вызванных нзгибными колебаниями системы диск—
лопатки по |
сложным формам. |
|
В связи |
с увеличением параметров |
рабочего процесса |
и единичной |
мощности турбоагрегатов |
практикой насто |
ятельно ставится вопрос об исследовании сложных вы сокочастотных колебаний рабочих лопаток. Нередки слу
чаи, когда возникает необходимость исследовать |
колеба |
||||||
ния лопаток, |
происходящие с |
седьмой, восьмой, а |
иногда |
||||
и более высокими частотами. Лопатки, |
колеблющиеся |
||||||
совместно с диском, как правило, имеют |
частоты |
собст |
|||||
венных |
колебаний более низкие, а спектр более богатый, |
||||||
чем отдельная |
лопатка. |
|
|
|
|
|
|
Д л я |
изучения качественных |
особенностей |
совместных |
||||
колебаний рабочих лопаток |
и |
дисков |
была |
выполнена |
|||
серия экспериментальных исследований. |
Основная |
часть |
их проводилась на специальным образом сконструиро ванных модельных дисках. Полагая, что центробежные силы в рабочих условиях превращают диск и лопатки в единое целое, можно пренебрегать неплотностью посадки лопаток в ободе диска. Поэтому в модельных дисках по
лотно, |
обод |
и |
лопатки |
были выфрезерованы |
как |
одно |
||||||
целое |
из |
сплошного |
листа |
проката. |
|
|
|
|
||||
Первая серия экспериментов выполнялась на модель |
||||||||||||
ных |
дисках |
постоянной |
толщины [3]. Диск этой конст |
|||||||||
рукции |
представляет собой |
круглую |
пластину, |
толщина |
||||||||
которой постоянна п равна 0,02 м, а наружный |
диаметр |
|||||||||||
составляет |
|
0,6 |
м. |
На наружном контуре пластины |
рас |
|||||||
положено |
120 |
стержней |
постоянного |
поперечного |
сече |
|||||||
ния |
длиной |
0,2 м. |
Эти |
стержни-лопатки имеют на раз |
||||||||
личных моделях различные углы установки |
а0 , |
т. е. уг |
||||||||||
лы, |
которые |
составлены |
главной минимальной осью инер |
|||||||||
ции |
поперечного сечения |
стержня и |
осевой |
плоскостью. |
70