Файл: Богомолов С.И. Взаимосвязанные колебания в турбомашинах и газотурбинных двигателях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.07.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В табл. 14 и на рис. 19

приведены результаты расчета

собственных колебаний

цилиндрических

оболочек при

h = 2, опертых по торцам

на скользящий

шарнир .

 

 

Рис. 19.

Низшие формы

колебании

ко­

 

 

 

 

 

роткой

цилиндрической оболочки

п

рас­

 

 

 

 

 

пределение

силовых

параметров

вдоль

 

 

 

 

 

 

оси

оболочки

(л = 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

14

2/і/г

 

0.02

0,03

 

0,04

 

 

0,05

0,1

Иг

1,6

1,7

2

1

2

2,3

 

2,4

2,5

2,6

3

h

3679

3434

2820

5710

2842

2341

2197

2111

1994

1775

h

6398

6197

5653

8402

5715

5138

4952

4818 4667 4275

h

7513

7365

7084

7276

6752

6592

6570 6410 6393

Частотное

уравнение

решается

методом

проб. Д л я

цилиндрических оболочек

при п = 0 и п > 2

алгоритм

расчета

позволяет получить частоты лишь коротких

обо­

лочек ( і / г ^ 2 ) . При этом

границы

применимости

алго­

ритма

зависят

от форм

колебаний

и величины 2h/r. С

уменьшением 2/z/r предельное значение Цг уменьшается, соответственно при увеличении 2h/r— увеличивается. Так, для оболочки со с к о л ь з я щ и м шарниром на концах

66


при

п —2 и 2/z/r = 0,02

для

первых

трех частот

пре­

дельное значение

1/г =

\,75,

при 2Л// - =0,05 ///- =

2,5.

Это

ограничение

вызвано, очевидно,

отсутствием

связи

при расчетах с девятью значащими цифрами между па­ раметрами в крайних сечениях оболочки. В связи с этим теряется смысл матричного соотношения оболочки (52) и, следовательно, частотного определителя.

Границы применимости алгоритма устанавливались путем непосредственных расчетов на машине по харак­

теру

кривой

частотного

определителя.

При

значениях

1/г, превышающих

допустимые,

плавность этой

кривой

нарушается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д л я

конической

оболочки

границы

применимости

метода

расширяются.

Если

для

цилиндрической

оболоч-

 

 

 

I

 

 

 

 

 

 

 

Oh

 

 

ки с 2/z/r = 0,05 - = 2,5,

то

при т

=

6° и

— = 0,25 отно-

шение

— составляет

2,7.

При больших углах

конуснос-

ти нарушения

плавности

кривой

частотного

определи­

теля

в

рассматриваемом

 

диапазоне

частот не

наблюда­

лось.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В

табл. 15 приведены

результаты

расчетов

 

низших

частот конической оболочки большой конусности,

жестко

закрепленной

на

одном

 

торце и свободной на другом.

При

-f = 90° оболочка

превращается

в пластину-диск.

В данном случае алгоритм расчета

 

дает

частоты акси­

альных

колебаний

диска

и частоты

колебаний

 

диска в

своей плоскости (колебания растяжения — сжатия вдоль

радиуса

и тангенциальные

колебания).

Дл я

 

пластины

рассматриваемые

типы

колебаний

являются

 

несвязан­

ными.

Исходными

для

расчета

являлись

следующие

данные:

г0 0,02

м\ гд =

0,3 м\

2h =

0,004

м; р =

= 7848

кг/м3; Е =

1,96 • 10"

н/м2.

 

 

 

 

Величины низших частот оболочки при различных

значениях угла конусности

приведены в

табл.

15.

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

15

 

 

•[, град

90

 

87

83

80

 

 

h

64,7

68,4

80,0

90.4

 

 

h

426

448

538

633

 

 

h

1030

1050

1135

1230

 

3*

67


П ри у = 90° три низших частоты являются частотами аксиальных колебании диска. В диапазоне 0—3500 гц отсутствуют резонансные продольные (радиальные) и тангенциальные (крутильные) колебания этого диска.

Изложенный алгоритм расчета позволяет определить частоты поперечных колебаний (п = 1) цилиндрических и конических оболочек, практически достаточно

iff

Рис. 20. Расчетная схема

составной оболочки.

длинных, без ограничений, накладываемых на отноше­ ние - . Метод дает хорошие

результаты при расчете до­ вольно длинных оболочек с большим числом нерегулярностей в виде кольцевых пластин-дисков (глава V).

Собственные колебания со-

с т а т ы х о б о л о ч е к . Матричное

1 ~

соотношение для расчета соб­ ственных колебаний состав­ ных оболочек можно получить из матричных соотноше­

ний, с помощью которых осуществляется переход через один участок оболочки с постоянным углом т;. Д л я обо­ лочки, представленной на рис. 20, матричное соотноше­ ние имеет вид

 

 

Хі+\

=

С^С-уХі,

 

(75)

где Ci, С\, С3

— матрицы

перехода

через

соответствую­

щие

участки

оболочек.

 

 

 

 

оболочки Сг и

Матрицы

цилиндрических

участков

С 3

определяются согласно

(37).

Матрица

конического

участка С* в

соответствии

с

(51)

 

 

 

 

с\ =

 

 

къс,к-].

 

Вид частотного определителя оболочки при соответству­ ющих граничных условиях показан в табл. 13.


Г Л А В А III

И З Г И Б Н Ы Е К О Л Е Б А Н И Я О Б Л О П А Ч Е Н Н Ы Х Д И С К О В

§ 1. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВМЕСТНЫХ КОЛЕБАНИЙ ДИСКОВ И РАБОЧИХ ЛОПАТОК

В двадцатых годах В. Кэмпбеллом были проведены обширные экспериментальные исследования для выясне­ ния причин аварий дисков паровых турбин [32]. Эти эк­ сперименты легли в основу современных методов теоре­ тического и экспериментального исследований изгибных колебаний дисков турбомашин.

Следует, однако, отметить, что, хотя обширные и тща­ тельно поставленные экспериментальные исследования В. Кэмпбелла были проведены в основном о облопаченными дисками, вопросы, относящиеся к особенностям со­ вместных колебаний дисков и рабочих лопаток достаточ­

ного

освещения в

указанной работе не получили. Вер­

нее,

они не были

поставлены. В большинстве экспери­

ментов В. Кэмпбелла диски были весьма тонкими, а ло­ патки короткими, и такого рода вопросы, естественно, и не могли возникнуть, тем более что основная цель этих экспериментальных исследований заключалась в изучении особенностей колебаний именно диска.

Нередко при исследовании изгибных колебаний облопаченных дисков имеют место несколько упрощенные представления о характере динамического поведения ло­ паток. Подразумевается, что лопатки ничего качественно нового, кроме снижения частот колебаний, внести в ди­ намическое состояние системы не могут. Такой подход к исследованию колебаний облопаченных дисков, справед­ ливый в ряде случаев, в общем может привести к не­ верным результатам.

Можно ли, например, утверждать, что колебания ди­ сков турбомашин с узловыми окружностями имеют всегда очень высокие частоты и поэтому не представляют никакого

69


практического интереса? А каков будет характер колебаний-системы диск—лопатки, если лопатки совер­ шают колебания не только в аксиальном, но it в танген­ циальном направлениях? Отличаются ли колебания от­ дельной изолированной лопатки от колебаний той же лопатки в системе диск—лопатки? Иначе, каковы осо­ бенности динамического взаимодействия диска и лопаток при их совместных колебаниях?

Эти вопросы имеют не только теоретическое, но и практическое значение. Как показывает опыт эксплуата­ ции турбин, на практике имел место ряд аварий рабочих ло­ паток, вызванных нзгибными колебаниями системы диск—

лопатки по

сложным формам.

 

В связи

с увеличением параметров

рабочего процесса

и единичной

мощности турбоагрегатов

практикой насто­

ятельно ставится вопрос об исследовании сложных вы­ сокочастотных колебаний рабочих лопаток. Нередки слу­

чаи, когда возникает необходимость исследовать

колеба­

ния лопаток,

происходящие с

седьмой, восьмой, а

иногда

и более высокими частотами. Лопатки,

колеблющиеся

совместно с диском, как правило, имеют

частоты

собст­

венных

колебаний более низкие, а спектр более богатый,

чем отдельная

лопатка.

 

 

 

 

 

Д л я

изучения качественных

особенностей

совместных

колебаний рабочих лопаток

и

дисков

была

выполнена

серия экспериментальных исследований.

Основная

часть

их проводилась на специальным образом сконструиро­ ванных модельных дисках. Полагая, что центробежные силы в рабочих условиях превращают диск и лопатки в единое целое, можно пренебрегать неплотностью посадки лопаток в ободе диска. Поэтому в модельных дисках по­

лотно,

обод

и

лопатки

были выфрезерованы

как

одно

целое

из

сплошного

листа

проката.

 

 

 

 

Первая серия экспериментов выполнялась на модель­

ных

дисках

постоянной

толщины [3]. Диск этой конст­

рукции

представляет собой

круглую

пластину,

толщина

которой постоянна п равна 0,02 м, а наружный

диаметр

составляет

 

0,6

м.

На наружном контуре пластины

рас­

положено

120

стержней

постоянного

поперечного

сече­

ния

длиной

0,2 м.

Эти

стержни-лопатки имеют на раз­

личных моделях различные углы установки

а0 ,

т. е. уг­

лы,

которые

составлены

главной минимальной осью инер­

ции

поперечного сечения

стержня и

осевой

плоскостью.

70