Файл: Богомолов С.И. Взаимосвязанные колебания в турбомашинах и газотурбинных двигателях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.07.2024

Просмотров: 130

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

при жестком защемлении или шарнирном оппрашш (двух типов) на концах пакета запишется как

х ^ - е д .

(П7)

Матричное уравнение колебаний левого крайнего

участка

оболочки при свободном

левом конце пакета

 

х ; +

| = в д .

( l i s )

Матричное уравнение колебаний правого крайнего участ­

ка оболочки при

свободном правом конце

пакета

 

х ; + , =

ад.

( и з )

Рекуррентные

матричные

соотношения

(116) — (119)

позволяют записать матричное уравнение колебаний па­

кета дисков как единого целого.

Это

уравнение связы­

вает параметры

напряженного и

деформированного со­

стояния в крайних сечениях оболочек

пакета.

Если пакет

из /( дисков начинается

и заканчивается

участками оболочки со свободными торцами (рис. 37),

матричное уравнение системы как единого

целого запи­

сывается следующим образом:

 

или

 

x ; . H = s x ;

(120)

где

 

При других рассмотренных выше граничных условиях на торцах ротора, начинающегося и заканчивающегося участком оболочки, матрица 5 будет иметь вид

S = К(к+і)ПкР

• • • n ^ u

• • • ^ * 2 П і ВН­

ЕСЛИ пакет

дисков

начинается

п заканчивается дис­

ком, матрица

S имеет

структуру

 

 

 

5

=

 

вд^...п,я;,...ед.

 

Если

пакет

дисков

начинается

участком

оболочки и

заканчивается

диском,

формирование матрицы 5 выпол­

няется аналогично.

 

 

 

 

Таким

образом,

разработанный

алгоритм

позволяет

получить

матричное

уравнение колебаний пакета дисков,

m


который может как начинаться, так и заканчиваться участком оболочки либо диском.

Частотное уравнение системы получается из матрич­ ного уравнения колебании пакета удовлетворением гра­ ничных условий на концах пакета. При этом если пакет начинается и заканчивается участком оболочки, то удов­

летворяем граничным условиям на торцах

крайних обо­

лочек. Если

пакет начинается

или заканчивается

диском,

необходимо

ввести фиктивный

радиус (гх—г^

или

г 2 = г 2 ф )

и удовлетворить граничным условиям на окружности последнего. При этом

''о < Пф < Гд, Го < Оф < ГА.

Рассмотрим методику получения частотного уравнения на примере ротора, начинающегося и заканчивающегося участками оболочки со свободными торцами.

Запишем уравнение (120) следующим образом:

Рх

 

^12

s13

S,4

Px

ми

S2 1

S,,

Sr.

5 2 4

My

и

 

 

s-M

 

и

d\V

 

s,.

si3

 

dW

dx

' - H Su

Su

dx

Подчиняя это уравнение граничным условиям на ле­ вом и правом концах ротора

Рх

I Рх

= о,

My

M

У і

получаем систему линейных алгебраических уравнений

 

dW,

 

 

dx '

 

 

dW,

(121)

0 =

ЗД+S24^.

Условия нетривиальности решения системы (121) дает частотное уравнение пакета

 

Д ( Р )

•43 °14

_ Q

 

 

Sv-J S24

 

 

 

 

 

 

Вид

частотного уравнения в зависимости

от граничных

условий

на концах ротора показан

в табл.

31.

112


 

 

Т а б л и ц а 31

 

Правый край

 

Свобод­

Защемлен

Оперт со

Шарннрно

скользящим

ный

оперт

 

шарниром

Левый край

 

 

Оболочка

=0

'' + 1

о

s

Свободный

Рх

= 0 Рх

МУ.

Защемлен

иU 1

d\V = 0 dU = 0

dx J1

dr . i

Оперт со скользя­ щим шарниром

=0

Шарнирно оперт

M,

= 0 M y

U

и It

Г Р..

 

 

 

=

0

 

_ '+1

•Si3

5 1

4

S23

S24

S3

S 1 4

S23

S24

Sl3

5j4

 

•S23

S24

S21

S24

 

-

и

-

 

 

 

dW

=

Ü

= 0

.

dx

-

- М У .

'•+1

 

 

 

Диск

 

-

 

 

 

dU

 

 

 

_ dr

_

 

 

 

S33

S 3 4

^13

^14

 

 

 

S23

S 24

•Ss3 ^34

•^13

^14

Sj 3

S44

S23

S24

S33

S34

•S]3

Sj4

S 4 3

S 1 4

S 2 3

S24

 

 

Su

Su

S 4 1

SA

*^2l

"^24

~Мѵ~у = 0

и' + 1

=0

(7

5гд S24

•^ЗЗ S34

S23 S24

•^33 S34

•^23 ^24

•^33 S34

*S°1 5g4

•Ssi S34

113


§ 2. СПЕКТР ЧАСТОТ И ФОРМ КОЛЕБАНИЙ ПАКЕТА ДИСКОВ

Спектр

частот

и

форм

колебаний

пакета

 

одинаковых

дисков.

Пакет

из одинаковых дисков,

хотя

и

не

встреча­

ется в практике, позволяет

качественно

проанализировать

особенности спектра частот пакета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одним из существенных факторов, определяющих

появление

взаимосвязанных

колебаний

дисков

в

пакете,

 

 

 

 

пn- ~ — —n

 

является

геометрия

уча­

 

 

 

 

 

стка

оболочки

между

 

 

 

 

 

дисками.

 

Немаловаж­

 

 

 

 

 

 

Y

 

ную

роль

играет

при

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

этом т а к ж е

соотношение

 

 

 

 

 

 

 

 

между упругими

и инер­

 

 

 

 

 

 

 

 

ционными

 

свойствами

 

 

 

 

 

It

 

участков

оболочки

и

 

 

 

 

 

 

 

 

дисков.

 

Поэтому

гео­

 

 

 

 

 

 

 

 

метрические

 

 

размеры

 

 

 

 

 

 

 

 

этого

пакета

соответст­

 

 

 

 

 

 

 

 

вуют

размерам

рабоче­

 

 

 

 

 

 

 

 

го

колеса

компрессора

 

 

 

 

 

 

 

 

одного

из

ГТД (рис.

 

 

 

 

 

 

 

 

41, я): l t

= / я =0,0835 м;

 

 

 

 

 

 

 

 

S = 0,45

1 0 - 2 л ( ,

г 1

=

 

 

 

 

 

 

 

 

=

Го =

 

17,6

10--' м,

 

 

 

 

 

 

 

 

гА

="22,95 • Ю - 2

л/,

г0

=

Рис. 41. Рабочее колесо

компрессора

=

1,25-

Ю - 2 м.

Измене­

Г Т Д

и пакеты

для двух

и

пяти

оди­

ние

толщины

диска

 

наковых

рабочих

колес.

 

вдоль

 

радиуса

приве­

 

 

 

 

 

 

 

 

дено в табл . 32. Модуль

упругости

материала

колеса /5 =

1,96-

101 1

н/м2,

плот­

ность

р =

7,84 • 103

н •

сек2/м*.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

32

 

г • ІО2, м

0

2,50

3,10

17,00 17,38

17,53 18,20

21,10

21,85

21,85

h • 102,

м

1,15

1,15

0,42

0,42

1,2

1,2

0,50

0,50

4,20

4,20

Поскольку основное внимание уделялось выявлению особенностей, которые вносят в колебания системы обо­ лочкой вращения, ступень рассматривалась без лопаток. Формирование пакета соответственно из двух и пяти дисков показано на рис. 41, б, в.

114


Д л я анализа спектра

частот

и форы колебаний па­

кета был определен спектр

частот

отдельного колеса при

граничных условиях свободных торцов оболочки, не

сопрягающихся с

диском,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рх

= M,, = Ру

= Рг

= О

 

 

 

и условиях скользящего

шарнира

 

 

 

 

 

 

 

 

Рх

 

= ми = W = V = 0.

 

 

 

Спектр

низших

 

частот

колебаний

ступени

при

двух

узловых

диаметрах

 

на диске

приведен в табл.

33.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

33

Номер

частоты

Свободные

кон­

 

Скользящий

 

цы

оболочки

 

шарнир

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

593

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

1261

 

1164

 

 

 

 

 

3

 

 

 

1876

 

1383

 

 

Табл.

 

33

показывает,

что спектр

частот

колеса

(час­

тота дана

в

герцах) изменяется с изменением

граничных

условий

на торцах

 

оболочки. Это означает,

что участки

оболочки

 

рассматриваемой

системы

 

являются

короткими

и при включении данного рабочего

колеса

в

пакет его

колебания

будут

 

зависеть

от упругих и

инерционных

свойств

дисков,

присоединенных

к

торцам

оболочки.

Граничные условия скользящего шарнира, очевидно, наиболее близки к условиям закрепления оболочки в пакете, поэтому остановимся более подробно на спектре частот колеса с граничными условиями скользящего шарнира на концах оболочки. Формы колебаний и соот­ ветствующие частоты колеса при рассматриваемых гра­ ничных условиях приведены на рис. 42, а.

Д л я

сравнения спектра частот колеса с парциальными

частотами

его

отдельных

элементов

были

определены

частоты

внешней

 

и внутренней

частей

диска,

жестко

закрепленных

по

 

окружности

 

радиуса

барабана .

Дл я

наружной

части

диска

(гА = 0,2295

м,

г0 = 0,1760 м)

при

п=2

 

низшие

частоты

^ = 1980 гц;

f%

= 9600

гц.

Д л я

внутренней

части,

жестко закрепленной

по

наруж ­

ному

контуру

(гА = 0,1760 м;

г 0

= 0,0125

м),

 

 

 

 

 

 

 

! х

=

1340 гц,

/ 2

=

3220

гц.

 

 

 

 

115