Файл: Богомолов С.И. Взаимосвязанные колебания в турбомашинах и газотурбинных двигателях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.07.2024
Просмотров: 120
Скачиваний: 0
(А=1 |
соответствует случаю прямой синхронной прецессии; |
|||
В |
— |
1 — о б р а т н о й |
синхронной |
прецессии). |
1 = |
|
|||
|
случае ротора |
с гибкими |
облопаченнымн дисками |
фиктивный момент инерции последних может быть опре делен путем специального расчета вынужденных коле баний прецессирующего облопаченного диска [22, 44].
Рис. 55. Расчетная схема для получения матриц пере хода через отдельные элементы дискретной модели ротора.
Расчетная схема дискретной модели вала с произ
вольным |
числом упруго-массовых опор представлена на |
рис. 55. |
|
Д л я |
получения матричного уравнения вала исполь |
зуются матрицы перехода через упругий невесомый эле
мент, массовый элемент и упруго-массовую |
опору. |
Матрица перехода через невесомый упругий |
элемент. |
Матричное уравнение перехода через невесомый упругий
участок |
записывается |
в |
виде |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
Г M |
~ ] |
|
Y M |
1 |
|
|
|
|
|
|
р |
|
|
p |
|
|
|
|
|
|
|
w |
|
= e |
|
w |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
dW |
|
|
|
|
|
|
|
t+\ |
-dx - |
|
|
||
где Р, |
М, |
dW |
амплитудные |
значения силовых и гео |
||||||
dx |
|
|||||||||
|
|
|
метрических |
параметров, |
определя |
|||||
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
ющих |
изгибные |
колебания |
рассмат |
|||
|
|
|
|
риваемого |
участка; |
|
||||
|
|
|
e — матрица упругих |
свойств |
элемента. |
G*
133
|
|
Коэффициенты матрицы |
|
могут |
быть |
получены |
следу |
|||||||||||||
ющим образом. Из условия |
|
равновесия силовых |
пара |
|||||||||||||||||
метров |
(рис. |
55) следует, |
что |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
P |
l + l |
= P |
t |
' |
|
|
|
|
|
|
|
М 2 8 \ |
|
|
|
|
|
|
|
|
M l + l = M i - P i l t , |
|
|
|
|
1 |
; |
|||||||
і+1 |
|
Выражения |
для |
геометрических параметров |
в сечении |
|||||||||||||||
|
получаем, |
интегрируя |
|
уравнение |
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
ЕІ (?) |
% |
|
= |
|
|
(5), |
|
|
|
(129) |
||||
где |
|
ЕІ |
(\)—жесткость, |
|
переменная |
вдоль |
оси |
участка; |
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
M(\) |
|
= |
Mt |
|
— Pt(S |
— b). |
|
|
|
(130) |
||||
Подставляя |
(130) в (129) и интегрируя, имеем |
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
d.W.,. |
|
d.W. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(131) |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
dW, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
гдеWi+i |
= |
W t |
+ |
~~ |
U |
Л- (Aih |
|
- |
Bt) |
M, |
- |
(B,l, |
- |
C,) |
Pu |
|
||||
Л ' |
- |
J |
£ / |
(5) ' |
D / - |
|
J |
|
El |
(Ç) |
|
' |
° ' |
- |
J |
£/ |
(Ç) |
' |
||
К = |
b+i -ь. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Д л я |
участка |
постоянного |
поперечного |
сечения |
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Г, |
|
|
|
|
|
|
|
|
A l |
~ |
£ / , |
' |
В і |
~ |
|
2/4, |
' |
C l |
~ |
ЪЕІ{ |
|
|
|
||
Соответственно |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
dW.,. |
|
dW. |
|
|
l. |
|
|
|
if |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
dx |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
dW. |
|
|
|
If |
|
|
|
/з |
|
|
|
|
|
Согласно |
выражениям |
(128), |
|
(131) |
матрица |
е |
будет |
||||||||||||
иметь вид |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
0 |
|
0 |
0 |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
е |
= |
|
|
- / / |
|
|
|
|
|
1 |
|
0 |
0 |
|
(132) |
||
|
|
|
|
—{Bilt |
— |
Ci) |
|
|
Ai- Bt) |
1 |
// |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
_ |
- В І |
|
|
|
(Aih |
0 |
1 |
|
|
|
134
|
Матрица |
перехода |
|
через |
|
массовый |
элемент. |
Матрич |
||||||||||||
ное уравнение |
перехода |
через |
массовый |
элемент |
запи |
|||||||||||||||
сывается |
в |
виде |
-Р |
|
|
|
|
г-Р |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
- ï |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
M |
|
|
|
|
M |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
W |
|
=g |
|
w |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
dW |
|
|
|
|
dW |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
• dx |
-"/+! |
|
*—dx |
- J |
|
|
|
|
|
|
||||
|
Используя |
условия |
равновесия |
силовых |
параметров |
|||||||||||||||
и равенства |
геометрических |
|
параметров |
|
слева |
и |
справа |
|||||||||||||
от |
массового элемента, |
для |
матрицы |
g |
можно |
записать |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
"1 |
0 |
|
гф1 |
|
|
0 |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
0 |
1 |
|
|
0 |
|
-к? |
|
|
|
|
|
(133) |
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
0 |
|
|
1 |
|
|
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
0 |
0 |
|
|
0 |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
где |
&? = |
/фнкт,«й2 |
для |
жесткого |
диска |
|
и |
определяется |
||||||||||||
путем |
специального |
расчета |
для |
гибкого |
облопаченного |
|||||||||||||||
диска. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Матрица |
перехода |
|
через |
|
упруго-массовую |
опору. |
Д л я |
||||||||||||
принятой |
схемы |
(рис. |
55) |
матрица |
гп |
|
перехода |
через |
||||||||||||
опору |
имеет |
вид |
|
|
0 |
|
|
|
|
0(2)- |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
' |
I |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
0 |
1 |
0 |
|
0 |
|
|
|
|
|
|
(134) |
||
|
|
|
|
|
|
|
0 |
0 |
|
1 |
|
0 |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
0 |
0 |
|
0 |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
где |
kn |
(8) |
|
динамическая |
жесткость |
|
опо |
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
kn |
(Q) |
|
к » . on |
Q2 |
- |
Q |
c'n |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
Q2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
- / n n . |
|
+ |
c"n + |
c'n |
|
|
|
|
||||
|
Матричное |
|
|
|
|
on |
|
критических |
||||||||||||
|
|
уравнение |
для |
|
|
определения |
||||||||||||||
скоростей |
вала. Это уравнение |
имеет |
вид |
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
гР |
|
|
|
|
|
M |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
M |
|
I |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(135) |
|
|
|
|
|
|
|
W |
=R |
|
w |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
dW |
|
|
|
|
d\V |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
•dx |
- |
|
|
|
Ld.v- |
- Jo |
|
|
|
|
|
|
||
где |
R — произведение |
матриц упругих |
(132), |
массовых |
||||||||||||||||
(133) элементов и упруго-массовых опор |
|
(134), |
записан |
|||||||||||||||||
ное с учетом порядка их следования. Матрица |
R |
свя |
||||||||||||||||||
зывает |
силовые |
и |
геометрические |
параметры |
в |
крайних |
135
сечениях ротора. Частотное уравнение |
получаем, |
||
удовлетворяя граничным |
условиям на правом и левом |
||
свободных концах |
ротора, |
т. е. используя условия |
|
Р 0 |
= М0 = PN = MN = 0. |
|
|
Пример расчета. Определялись критические скорости |
|||
двухопорнсто ротора с диском на консоли |
одного из |
||
ГТД. Исходные |
данные |
для построения |
дискретной |
50000\
1
ѣ^ woo
п, =24fflоб/мин
пг~59Ю0 off/ми»
'0000
|
|
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ige', |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 56. Критические ско |
Рис. |
57. |
Критические |
|
скорости |
ротора |
||||||||||
рости и формы изгиба ро |
при |
изменении |
жесткости |
левой |
опоры: |
|||||||||||
тора |
на жестких |
опорах. |
/ — без учета |
инерции |
|
поворота |
первой |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
массы; / / — с |
учетом |
|
инерции поворота |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
первой |
массы. |
|
|
|||
модели |
ротора |
и |
расчета приведены |
в |
табл. |
36. |
Значе |
|||||||||
ния |
критических |
скоростей |
и |
соответствующие |
формы |
|||||||||||
изгиба |
ротора |
в предположении |
|
абсолютной |
жесткости |
|||||||||||
опор |
без учета |
гироскопического |
момента |
диска |
пред |
|||||||||||
ставлены |
на рис. |
56. |
Значения |
критических |
скоростей |
|||||||||||
с учетом |
гироскопического |
момента: |
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
п1 = 27280 об/мин, |
|
п2 |
= 61150 |
|
об/мин. |
|
|||||||
Д л я |
выбора системы |
амортизации |
|
ротора |
была |
выпол |
нена серия расчетов при различных значениях жест-
костей |
опор. |
|
|
На |
рис. 57-—59 приведены графики изменения кри |
||
тических скоростей ротора при различных |
вариантах |
||
опирания ротора. На рис. 60 даны |
значения |
критиче |
|
ских скоростей и формы колебаний |
ротора при некото- |
136
|
Iга |
|
Т а б л и ц а |
|
36 |
|||
о |
|
~? |
|
|
|
|
||
ч |
а |
|
|
|
|
|
|
|
с |
|
|
|
|
|
|
-1 |
|
СП |
|
|
|
|
|
|
||
CL |
о. |
О |
|
„ |
|
|
|
|
о |
GJ |
|
О |
|
|
|
о |
|
s |
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
S |
|
|
1 |
2 |
3 |
1 |
4 |
1 |
5 |
1 |
6 |
|
1 |
|
|
|
|
15,46 |
|
|
|
2 |
0,997 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
0,997 |
|
15,16 |
|
|
|
1,96 |
|
4 |
0,997 |
|
14,01 |
|
|
|
1,96 |
|
5 |
0,997 |
|
— |
|
— |
|
|
|
|
13,38 |
|
|
1,96 |
|||
|
6 |
0,997 |
|
13,10 |
|
|
1,96 |
|
|
7 |
0,997 |
|
13,09 |
|
— |
|
1,96 |
|
8 |
0,997 |
|
13,27 |
|
— |
|
1,96 |
1 |
9 |
0,997 |
|
13,67 |
|
— |
1,96 |
|
|
10 |
0,997 |
|
14,27 |
|
— |
|
1,96 |
|
11 |
0,997 |
|
15,08 |
|
— |
1,96 |
|
|
12 |
1,000 |
|
17,06 |
|
— |
1,96 |
|
|
13 |
1,000 |
|
20,64 |
|
|
1,96 |
|
|
14 |
— |
|
— |
0,8470 |
|
— |
|
|
15 |
0,815 |
|
18,21 |
|
— |
1,96 |
|
|
|
|
—. |
|||||
|
16 |
0,815 |
|
17,44 |
|
|
1,96 |
|
|
17 |
|
|
|
0,8470 |
|
|
|
|
18 |
2,370 |
60,59 |
|
— |
1,96 |
||
|
19 |
— |
|
— |
0,8470 |
|
— |
|
|
20 |
4,000 |
128,8 |
|
— |
1,96 |
||
|
21 |
— |
|
— |
0,8470 |
1,96 |
||
|
— |
|
— |
|
—. |
|||
|
22 |
1,500 |
46,28 |
|
— |
1,96 |
||
|
|
— |
||||||
|
23 |
1,500 |
49,10 |
|
|
|
— |
|
|
24 |
— |
|
— |
0,8470 |
|
||
|
25 |
1,000 |
29,58 |
|
— |
1,96 |
||
|
|
— |
||||||
|
26 |
1,000 |
25,95 |
|
|
1,96 |
||
|
27 |
— |
|
— |
0,8470 |
1,96 |
||
|
28 |
1,050 |
23,68 |
|
— |
1,96 |
||
|
29 |
1,050 |
20,37 |
|
— |
|
|
|
|
30 |
1,050 |
17,70 |
|
1,96 |
|||
2 |
31 |
1,050 |
15,50 |
|
— |
1,96 |
||
|
32 |
1,050 |
13,69 |
|
— |
1,96 |
||
|
33 |
1,050 |
12,18 |
|
— |
1,96 |
||
|
34 |
1,050 |
10,90 |
|
— |
1,96 |
||
|
35 |
1,050 |
|
9,827 |
|
1,96 |
||
|
|
|
|
|
|
— |
|
|
|
36 |
1,050 |
|
8,906 |
|
— |
1,96 |
|
|
37 |
1,050 |
|
8,114 |
|
— |
|
—. |
|
|
|
|
|
||||
|
38 |
|
|
|
3,8470 |
|
|
|
|
39 |
1,050 |
7,431 |
|
— |
1,96 |
||
|
10 |
1,050 |
6,836 |
|
1,96 |
|||
|
— |
|
— |
|
— |
|||
|
41 |
1,050 |
6,318 |
|
— |
1,96 |
|
|
Продолжение |
|
таблицы |
||||
1 |
|2 |
3 |
1 |
4 |
1 |
5 |
1 |
6 |
|
|
|
||||||
|
4і» 1,050 |
|
5,863 |
|
— |
|
1,96 |
|
|
Î |
1,050 |
|
5,483 |
|
|
1,96 |
|
|
4L |
|
|
|
|
|
||
|
44 |
1,050 |
|
5,112 |
|
|
1,96 |
|
|
41 |
1,050 |
|
4,801 |
|
|
1,96 |
|
|
46 |
1,050 |
|
4,526 |
|
— |
|
1,96 |
|
47 |
1,050 |
|
4,283 |
|
— |
|
1,96 |
|
|
|
— |
|
||||
|
48 |
1,050 |
|
4,063 |
|
— |
|
1,96 |
|
4£ |
— |
|
— |
0.8470 |
|
|
|
|
5С |
0,440 |
|
2,761 |
|
— |
1,148 |
|
|
51 |
0,440 |
|
2,617 |
|
— |
|
1,148 |
|
52 |
0,440 |
|
4,527 |
|
|
1,148 |
|
|
55 |
0,440 |
|
2,369 |
|
— |
|
1,148 |
|
53 |
|
|
— |
|
|||
|
54 |
0,440 |
|
2,263 |
|
— |
1,148 |
|
|
|
|
|
|
0,2990 |
|
|
|
|
56 |
3,700 |
18,62 |
|
— |
1,148 |
||
|
57 |
— |
|
— |
0,3603 |
|
— |
|
|
— |
|
—. |
|
— |
|||
|
58 |
3,825 |
19,242 |
|
— |
1,148 |
||
|
|
— |
||||||
|
59 |
3,825 |
19,242 |
|
|
1,148 |
||
|
60 |
— |
|
— |
0,4388 |
|
— |
|
|
63 |
3,985 |
20,04 |
|
— |
1,148 |
||
|
61 |
|
— |
|||||
|
62 |
3,985 |
20,09 |
|
|
1,148 |
||
|
|
—. |
|
— |
0,4031 |
|
— |
|
|
64 |
0,202 |
|
0,636 |
|
— |
1,96 |
|
|
65 |
0,202 |
|
0,737 |
|
— |
1,96 |
|
|
66 |
0,202 |
0,858 |
|
1,96 |
|||
|
67 |
0,202 |
|
1,014 |
|
— |
1,96 |
|
|
|
|
— |
|||||
2 |
68 |
0,202 |
|
1,215 |
|
— |
1,96 |
|
|
69 |
— |
|
— |
0,6315 |
|
— |
|
|
70 |
0,300 |
|
1,956 |
|
— |
1,96 |
|
|
71 |
0,300 |
|
1,977 |
|
— |
1,96 |
|
|
72 |
0,300 |
2,089 |
|
1.96 |
|||
|
73 |
0,300 |
2,293 |
|
— |
1,96 |
||
|
74 |
0,300 |
2,607 |
|
— |
1 96 |
||
|
75 |
— |
|
— |
0,6315 |
|
— |
|
|
|
|
|
|
|
— |
1,96 |
|
|
76 |
0,200 |
2,029 |
|
— |
1,96 |
||
|
77 |
0,200 |
2,381 |
|
— |
1,96 |
||
|
78 |
0,200 |
2,815 |
|
||||
|
79 |
0,200 |
3,356 |
|
— |
1,96 |
||
|
80 |
0,200 |
4,037 |
|
— |
1,96 |
||
|
81 |
0,200 |
4,907 |
|
— |
1,96 |
||
|
82 |
0,200 |
6,034 |
|
— |
1,96 |
||
|
83 |
0,200 |
7,518 |
|
— |
1,96 |
||
|
84 |
0,200 |
2,367 |
|
— |
1,96 |
||
|
|
|
|
|
0,3049 |
|
|
|
|
85 |
0,200 |
12,23 |
|
— |
1,96 |
||
|
36 |
|
|
|
— |
|||
|
87 |
— |
|
— |
0,6350 |
|
||
|
38 |
0,970 |
6,576 |
|
— |
1,96 |
||
|
39 |
— |
|
|
0,6350 |
|
— |
|
|
30 |
2,200 |
153,8 |
|
— |
1,96 |
||
|
31 |
— |
|
— |
3,2517 |
|
— |
|
>92 |
— |
|
— |
|
— |
|
— |
|
|
|
1,800 |
125,9 |
|
|
1,90 |
137