Файл: Богомолов С.И. Взаимосвязанные колебания в турбомашинах и газотурбинных двигателях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.07.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

^ 30000

 

'

I

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20000

 

 

 

 

 

 

/0000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

lgc-

 

 

 

 

 

 

6

Рис. 58. Критические скорости

ротора

 

при изменении

 

жесткости правой

опоры:

 

/ — б е з

учета

инерции

поворота

первой

 

массы;

11 — с

 

учетом

инерции поворота

 

первой массы.

50000

40000

30000

20000

п, ' 49/3 об/ми

пг~2бШфа

о

 

 

s

Igt'

 

 

Рис.

59.

Критические

скорости

ротора

Рис. 60.

Критические

при

изменении жесткости

двух

опор:

скорости и формы коле­

; _

без

учета инерции

поворота

первой

бания

ротора.

массы; 11 — с учетом

инерции поворота

 

 

 

 

первой массы.

 

 

 

 

138


рых значениях

жесткости

опор.

На

рис.

60, а

показан

случай,

когда

жесткость

левой

опоры

с =

0,5-

107

н/м;

на

рис.

60,6

жесткость правой

опоры

с =

0,5-

107

н/м;

на

р и с

60,5

обе опоры

податливы

и

с =

0,5-

107

н/м.

§ 2. ОСОБЕННОСТИ АЛГОРИТМА РАСЧЕТА

МНОГООПОРНЫХ

 

РОТОРОВ

С ЖЕСТКИМИ ОПОРАМИ

И ШАРНИРНЫМ

 

 

 

 

 

СОЕДИНЕНИЕМ ВАЛОВ

 

 

 

 

 

Переход через

жесткую

опору.

Д л я

расчета

критиче­

ских скоростей

вала, имеющего

жесткие опоры, можно

использовать алгоритм расчета критических скоростей

вала

на упруго-массовых опорах, полагая

т „ , о п

— 0

и последовательно

увеличивая

жесткости с

, с"п.

Рас­

четы

показывают,

что начиная

е некоторого

(конечного)

значения жесткости упругую опору можно считать

жесткой. Это

значение существенным образом зависит

от жесткости

вала, поэтому для каждого конкретного

ротора его необходимо определять путем пробных рас­ четов.

Однако такой подход к решению задачи предполагает дополнительные расчеты и введение масштабного фак­ тора для жестких роторов, так как увеличение жест­ кости опоры ограничено возможностью представления числа на ЭЦВМ.

Переход через жесткую опору можно осуществить с

помсщыо матрицы жесткой

опоры. При

этом

неизвест­

ные реакции опор требуют

увеличения

порядка

матрич­

ного уравнения ротора с добавлением

каждой

жесткой

опоры. При большом числе жестких опор это также

создает

 

неудобства д л я

 

реализации счета на ЭЦВМ.

В

связи

с

этим

для

расчета

критических

скоростей

вала,

имеющего

жесткие

 

опоры,

предлагается

следую­

щий алгоритм

расчета.

 

 

 

 

 

 

Переход через отдельный элемент вала

осуществ­

ляется

с

помощью

двух

столбцов

параметров

деформи­

рованного

состояния

l

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

~р~

 

~~P~

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

M

 

 

M

 

 

 

 

 

 

 

 

w

 

»

w

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

d\V

 

 

dW

 

 

 

 

 

 

 

 

dx

i

 

dx

 

 

где

j =

i,

i

- f

1.

 

 

 

 

 

 

139



П ри этом

 

 

 

 

 

~р~ I

~P~

i

~P~

II

~~P"

M

M

 

M

 

M

w

= at W

>

w

 

= at w

dW

dW

 

dW

 

dW

dx

dx

i

dx~

i+i

dx

a,—матрица

упругого невесомого

элемента,

массы

либо

упруго-массовой опоры.

 

 

 

Значения

векторов-столбцов

I , I I на

левом

краю

вала определяются исходя из граничных условий левого

конца вала . В случае

жесткой

опоры

на левом конце

вала

l

 

 

 

 

 

 

T

 

~p~

11

Г

M

=

0

 

M

 

0

w

0

w

 

0

d\V

 

0

 

d\V

 

1

dx

0

 

dx

 

 

 

 

 

При других граничных условиях столбцы получают

аналогичным

образом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Д л я

жестко

опертого

левого

 

края

вала

параметры

векторов

I ,

I I связаны

с

действительными

параметрами

в любом

сечении

вала

соотношением

 

 

 

 

 

 

'

р~

 

~p~

i

~P~

 

 

 

 

 

 

M

 

 

M

 

 

M

 

 

 

 

 

 

w

=

W

 

 

w

 

 

 

 

 

 

dW

 

dW

i

 

dW

 

 

 

 

 

 

dx

i

 

dx

 

dx

 

 

 

 

При

переходе

через

жесткую

опору

можно

записать

 

р

 

 

 

P

i

P

u

 

 

T

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

M

 

 

=

M

 

M

 

 

d\V0

 

0

 

 

w

 

 

w

 

Po + w

 

dx

'

0

 

 

dW

 

 

dW

i

dW

 

 

 

0

 

 

dx

 

 

 

dx

dx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где Px—неизвестная

 

 

реакция

первой

промежуточной

опоры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

140


Используя условие равенства

нулю

прогиба на

жест­

кой

опоре

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Wi+i

=

о,

 

 

 

 

получаем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

r °

~~

ік-п

dx

 

 

 

 

 

 

 

 

i

 

 

 

 

 

Исключив параметр

Р0

из

 

выражений (136), находим

векторы-столбцы параметров

за

жесткой

опорой:

 

 

 

ï

i

L

 

 

 

II

 

 

 

р

Р 1

pu

p

 

1

 

 

 

 

W11

 

 

 

 

 

 

 

M

= М 1

-

W11

 

 

У M

 

= 0

 

 

w

 

 

0

 

 

W

 

0

 

 

dW

dWl

 

1171

 

dWU

d\V

 

 

 

 

dx

dx

 

11/и

 

dx

1 dx

Ж

0

 

П ри

переходе

через следующую опору

из

условия

равен­

ства нулю прогиба на этой опоре исключается реакция пре­ дыдущей опоры и вводится в рассмотрение реакция новой опоры.

Параметры в крайнем правом сечении вала выража­ ются нулю через векторы-столбцы I , I I в этом сечении,реак­ цию последней промежуточной опоры и один из остав­ шихся начальных параметров. Удовлетворяя граничным условиям на правом конце вала, получаем частотное

уравнение

системы.

 

Переход

через шарнирное

соединение. Д л я расчета

критических скоростей валов с шарнирными соедине­

ниями

используется

алгоритм

расчета вала с промежу­

точными жесткими опорами.

 

 

 

Д л я

шарнирного

соединения

 

 

 

Л ж

=

Pu

 

 

 

M l + l =

Mi

=

О,

 

 

 

=

Wh

 

 

dWl+l

dWt

 

d

W

 

dx

dx

 

dx

'

141