Файл: Богомолов С.И. Взаимосвязанные колебания в турбомашинах и газотурбинных двигателях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.07.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подставляя (149)

в (143)

и

(146)

и

объединяя

послед­

ние, получаем

матричное

соотношение

(140). П р и этом

Su

= [bt

+

( M s

ОзОэ) b4]

bT;

 

 

S\ г =

b3

+

{b i bs — b2) ЬэЬб',

 

Sli

= [a7 — (a8 +

68 ) Ьф,] b7;

 

(150)

S22 = a.9

+

(a7bs

— a$) Ьф&; b9

=

(о.|6з + bs)

~[.

fl Ü û û 11 Q

 

3

5

7 9

H

'3

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.

61.

Расчетная

схема

ротора

ГТД.

Если

положить,

что

участок

оболочки

безмассовый, т. е.

массу

оболочки

разнести

по

ее концам и выделить в

отдельные элементы

вала,

то

получение

коэффициентов

матрицы

5"

упрощается.

 

 

 

 

 

Т а к

как

силовые

параметры

в

крайних сечениях

связаны

в этом случае

соотношением

 

 

 

 

 

 

- р

-

 

'

Р'

 

 

=Ol

t+l

Л .

где

" 1 0"

b"

1

U — длина участка оболочки, то

 

 

 

 

S Î i

=

b\,

 

 

 

 

 

 

 

S'l2

=

0,

 

 

 

 

S21, S22

определяются

выражениями

(150).

При этом

коэффициенты матрицы

Gi

получают, полагая инерцион­

ные члены равными нулю.

 

 

 

 

 

 

Пример расчета. Определена низшая

критическая

скорость

ротора

ГТД

на двух

жестких

опорах,

изобра­

женного

на рис.

61.

Расчетной

схемой

ротора

служила

147


его дискретная модель, состоящая из массовых элемен­ тов, соединенных невесомыми упругими участками обо­ лочки. Геометрические и физические параметры дискрет­

ной модели приведены в табл.

 

37. Пр и этом А/ — длина

участка

вдоль

оси

ротора;

rit

 

тъ

— радиусы

 

левого и

правого

сечений

участка

оболочки;

Ьъ

8 2 — толщина

участка

оболочки

в ее крайних

сечениях.

Вдоль длины

оболочки

п р и н я т линейный

закон

изменения

 

толщины;

Е — модуль упругости

материала

ротора;

m — сосредо­

точенные

массы

дискретной

модели

ротора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

37

га

Геометрические

и физические

характеристик и

элементов

1-

о. к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<и си

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

E.

10"

 

 

£ Ч

Д/, м

 

 

 

г2 ,

м

 

 

Ьг,

м

Ь2 ,

м

 

 

 

 

 

 

 

кг/м-

 

кг

—- m

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ï

0,041

 

0,0975

0,0975

 

 

0,009

0,009

1,96

 

 

2

0,112

 

0,0975

0,1530

 

 

0,006

0,004

1,96

0,00536

5

 

 

 

.—

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,0243

4

0,054

 

0,1628

0,1628

 

 

0,0035

0,0035

1,96

 

6

0,056

 

0,1628

0,1628

 

 

0,0035

0,0035

1,96

 

7

 

 

 

0,00545

8

0,051

 

0,1628

0,1628

 

 

0,0035

0,0035

2,06

 

9

 

 

 

0,0058

10

0,049

 

0,1628

0,1628

 

 

0,0035

0,0035

2,06

 

11

.—

 

 

 

0,00547

12

0,052

 

0,1628

0,1628

 

 

0,0035

0,0035

2,06

 

—.

13

 

 

 

 

0,00978

14

0,123

 

0,1628

0,1350

 

 

0,0045

0,0045

2,06

 

17

 

 

 

 

0,0142

15

 

 

 

18

0,218

 

0,1350

0,0730

 

 

0,0045

0,012

2,06

 

16

 

 

 

 

 

0,071

 

0,0730

0,1040

 

 

0,012

0,0046

2,06

0,0100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

0,151

 

0,0990

0 0640

 

 

0,006

0,006

2,06

 

20

 

 

 

 

 

0,0050

 

 

 

 

 

21

0,058

 

0,0540

0,0540

 

 

0,010

0,01

2,06

 

В табл. 38 приведено значение низшей

критической

 

 

 

 

скорости

рассматриваемого ротора. При этом

выясня­

лась т а к ж е целесообразность

использования

теории по­

перечного изгиба оболочек при исследовании

критичес­

ких скоростей ротора

барабанно - дисковой конструкции.

Д л я этого невесомые

участки

вала

между

массами

рас­

сматривались

как

стержни,

 

геометрические

 

размеры

которых

совпадают

с

геометрическими

размерами

 

обо­

лочки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

148


 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

38

 

 

Стержневая

Стержневая

Теория по­

Эксперимен­

Метод

расчета

теория с уче­

перечного

тальные

по-

теория

том деформа­

изгиба обо­

датл ивости

 

 

 

ции

сдпнга

лочки

элемента

 

 

 

 

 

пѵ

об/мин

23 ООО

21

600

16 100

15 300

 

К ак видно из таблицы, рассмотрение данного ротора как оболочки вращения переменной конусности с нерегулярностями в виде жестких круглых пластин-дисков значительно снижает значение низшей критической с к о ­ рости, полученное по стержневой теории.

Этот факт является, очевидно, одной из причин не­ совпадения экспериментальных и расчетных значений критической скорости, полученных с помощью стержне­ вой теории. Конструкторам-расчетчикам это известно, поэтому в практике расчетов критических скоростей широко используются податливости отдельных участков

ротора,

найденные

экспериментальным

путем. В табл.

38 дана

величина

критической скорости,

определенная

при использовании экспериментальных значений подат­ ливости отдельных элементов ротора.

Сравнительная оценка результатов расчета, приве­ денных в таблице, показывает, что использование теории оболочки не только снижает'расчетное значение крити­ ческих скоростей, но и позволяет достичь лучшего совпадения с экспериментальными данными.

§ 4. КОЛЕБАНИЯ СИСТЕМЫ РОТОР — СВЯЗИ — КОРПУС

Одной из первых работ, посвященных совместным колебаниям ротора и корпуса авиационного двигателя,

является работа В. Я. Натанзона

[37], в основу

которой

положена

простейшая

расчетная схема. Результаты

более

подробных

исследований

колебаний

системы

ротор —

корпус изложены в [15,31]. Здесь

конструкция

заменя­

лась системой стержней, соединенных

упругими связями.

Д л я

решения задачи

использовался

получивший

широ­

кое

распространение

для

расчета

взаимосвязанных

ко­

лебаний метод динамических жесткостей.

В настоящей работе для описания упругих и инер­ ционных свойств корпуса, связей между ротором и

7 3-631

149



корпусом, а также отдельных участков ротора, использует­ ся теория поперечного изгиба замкнутой конической и цилиндрической оболочек вращения. Д л я решения задачи, как и задач, рассмотренных выше, применяется матрич­

ная форма метода начальных параметров.

 

Расчетная схема

исследуемой системы приведена на

рис. 62. Особенностью этой схемы является

наличие

замкнутых контуров,

ограниченных пролетами

корпуса,

Рнс. 62. Расчетная схема—системы ротор— со »зи—корпус.

ротора и связями, поэтому расчет колебаний конструк­ ции методом начальных параметров ведется одновременно по двум осям—ротора и корпуса. Матричное уравнение системы формируется из матриц перехода через /-й про­ лет ротора и корпуса и матрицы перехода через связь.

Матричное

соотношение перехода через пролет рото­

ра и корпуса

имеет вид

PI

M'y

 

Ml

 

M;

 

 

 

 

dWv

Л / 0

dWK

 

d\VK

dx

dx

 

dx

pp

 

PP

 

n

X

 

 

 

 

 

M P

M P

 

My

 

w*

 

 

 

Ц7Р

dWp

 

d\Vp

 

dWp

dx

 

dx

J

dx

 

 

 

 

150